Конспект урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре."
Конспект урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре."
Тема урока:Русская тряпичная кукла в народной культуре.
Это урок получения и первичного закрепления новых знаний в разделе «Лоскутная техника». Комплексное закрепление знаний проектируется в следующем разделе « Творческая проектная работа».
№
Основные компоненты структуры урока
Содержание
1.
Проектирование целей, задач, типа, формы урока.
Цели урока:
1) образовательная: сформировать знания учащихся о традиционной русской тряпичной кукле, ее значении в народной культуре; изготовить тряпичную куклу;
2) развивающая: способствовать развитию e учебно-исследовательских, социально- трудовых, информационно-коммуникативных компетенций, творческого мышления учащихся, умений работать во времени, работы с лоскутом ;
3) воспитательная: приобщать к народному творчеству, воспитывать художественный и эстетический вкус, положительное отношение друг к другу.
Задачи: в ходе исследования определить значение русской тряпичной куклы в народной культуре; изготовить тряпичную куклу.
Тип урока: урок получения и первичного закрепления
новых знаний (комбинированный)
Вид урока: урок - исследование
Форма организации урока: индивидуально – групповая
2.
Проектирование использования современных технологий обучения.
Технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие.
3.
Проектирование основных этапов урока.
Этапы урока:
1)Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Этап получения новых знаний.
4) Практическая работа.
5) Этап подведения итогов
6) Домашнее задание.
7) Рефлексия.
4.
Проектирование форм мотивации деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса, творческая направленность личности ребенка, получение хорошей оценки.
5.
Проектирование практической направленности учебного материала.
Изготовление объекта труда (русской тряпичной куклы), закрепление навыка работы с лоскутом.
6.
Воспитательный аспект урока
Приобщать учащихся к народному творчеству, воспитывать художественный и эстетический вкус, толерантность, положительное отношение друг к другу.
7.
Проектирование уровня и форм контроля на уроке
Самоконтроль, взаимоконтроль в группе.
8.
Проектирование результата урока.
По учителю: результаты рефлексии;
По ученику: изготовление объекта труда, защита работы, формирование исследовательских навыков.
9.
Проектирование характера и форм домашнего задания.
Домашнее задание творческого характера дается на выбор.
10
ТСО
Компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
11
Средства обучения
Коллекция лоскутных изделий и русских тряпичных кукол, разработанные электронные презентации: «Русские тряпичные куклы», «Технология изготовления куклы-закрутки», иллюстрации кукол, натуральные материалы, ножницы, нитки «ирис» красного цвета, книги о тряпичных куклах, зерно, 3 буклета с названием поисковых групп, 3 буклета для рефлексии по уроку, лист контроля «критерии оценки за урок» и задание для каждой группы, музыкальное сопровождение – русская лирическая.
12
Средства диагностики
Тесты для определения каналов восприятия
Ход урока:
Организационный этап
- Приветствие. Пословица: «Гость в доме – день особенный».
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
Сегодня вашему вниманию представлена выставка изделий. Что это за экспонаты и в какой технике они сделаны? Что вам понравилось и что бы вы хотели сделать сами? Кукла сохраняет самобытность и черты создающего ее народа. В этом ее главная ценность. Как вы думаете, эти куклы делал какой народ? На Руси среди народных игрушек не встречалось никчемных безделиц. Каждая, даже примитивная потешка имела определенное значение. И у этих тряпичных кукол, у каждой из них есть своя роль в жизни народа. Что похожего вы заметили в в этой коллекции кукол? Все куклы безликие, без лица. В древности люди считали, что кукла с нарисованным лицом приобретает душу и в нее может вселиться злой дух. Поэтому на куклах не делали лиц, боялись. Вам интересно узнать об этом? Какова будет тема нашего урока? Тема урока – русская тряпичная кукла в народной культуре. Какие задачи мы должны решить на уроке?
Этап новых знаний.
За всю жизнь в русской семье набиралось более 100 кукол, их не выбрасывали, бережно хранили, передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, сколько лет кукле? Сколько существует человек. В древности куклы служили тотемами, обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях. При изготовлении таких кукол нельзя было пользоваться режущими и колющими предметами, чтобы не пораниться. Поэтому ткань и нитки нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались разные свойства: они могли защитить от злых сил, болезней и несчастья, помочь хорошему урожаю. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, народных праздников. Какие вам известны обычаи, праздники с участием куклы? (масленица, свадьба). В какие кукольные игры вы играли в детстве? А дети лет 100-200 назад? Тоже играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца, но только соблюдая народные традиции. Сейчас мы познакомимся с коллекцией кукол и посмотрим презентацию 1 «Русская тряпичная кукла». Очень хорошо сказал о кукле известный русский писатель М.Е. Салтыков – Щедрин (эпиграф к презентации). Учитель кратко представляет кукол: кувадка, пеленашка, бессонница, берегиня дома, куклы на здоровье, неразлучники- жених и невеста, кубышка – травница, метлушка, богатство, лихорадки, филипповка, параскева, толстушка – костромушка. Из коллекции кукол на выставке расскажу вам о куклах для здоровья: кукла - кубышка или травница с использованием лечебных трав, кукла на здоровье. Для изготовления кукол использовались и сейчас используются ткани и нитки натуральные, экологически чистые, не оказывающие вреда на здоровье человека. Какие? Эти куклы делаются с любовью, добрыми мыслями, а иногда и с молитвами. Работа эта способствует расслаблению, хорошему настроению. Вы заметили, что почти все куклы одеты в русский костюм? Скажите, какие элементы русского народного костюма вам уже известны? Это фартук ( занавеска, запон), понева, рубаха, лапти, сарафан, платок. Все они используются при изготовлении кукол. Русские тряпичные куклы можно разделить на обрядовые, обереговые и игровые.
Я вам рассказала только о нескольких тряпичных куклах из коллекции. Вы хотите узнать, какие еще были куклы и для чего их делали? Какими способами вы можете получить эту информацию? С 5 класса на уроках технологии вы начали делать творческие проекты. Одним из разделов проекта является исследование по теме, добывание информации. Как ее найти?
Предлагайте варианты. Строим кластер на доске по предложенным направлениям.
Практическая работа.
Второй задачей урока будет следующее: используя разные исследовательские методы, найти необходимую информацию о русской тряпичной кукле, ее значении в быту или обрядах и самостоятельно изготовить куклу по изученной технологии.
Работать будете в 3-х группах (группы сформированы предварительно с учетом основных каналов восприятия):
1)Интернет-клуб (задача: использовать ресурсы Сети Интернет по предложенному адресу (или готовую презентацию с технологией изготовления куклы и подобранную информацию) и изготовить «куклу-плакушку» или «девкину забаву»)
2)Библиотека (задача: использовать библиотечные ресурсы- книги, журналы и изготовить кукол - неразлучников)
3) Семья Ивановых (задача: использовать личный опыт мастера- бабушки Маши и изготовить куклу - зерновушку (учитель или заранее подготовленная ученица)
В каждой группе на столах находятся задания, материалы, инструменты и листы контроля «критерии оценки за урок». После завершения исследовательской и практической работы учащиеся групп должны обсудить полученную информацию и результаты изготовления кукол, подготовиться, и выступить с защитой проделанной работы. Защиту можно представить в любой форме (рассказ, инсценировка, сказка или свой вариант)
Повторение ТБ с острыми предметами. Опрос.
Тряпичные куклы для изготовления не очень сложные. Они не сшиваются, а скручиваются, заматываются и завязываются. Для успешной работы вам нужно усвоить некоторые приемы. Демонстрирую прием завязывания узлов ниткой, закрепления юбки на образцах, а прием завязывания платка выполняют девочки в группах.
Исследовательская и практическая работа учащихся в группах. Музыкальное сопровождение – русская классическая.
Во время практической работы с детьми проводится физкультминутка для глаз и разминка.
Учитель делает целевые обходы для проверки организации рабочих мест, ТБ труда, определения темпа работы, дифференцированной помощи.
Защита учащихся по группам.
Этап подведения итогов.
Для оценивания результатов работы вам были даны листы контроля. Пояснение учителя. Исходя из названных критериев, поставьте друг другу оценки за урок в каждой группе. Отметить лучшие работы.
Чему научились сегодня на уроке? Где можете применить эти знания?
Сегодня интерес к народному творчеству очень велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма и т.д. Знакомство с русской традиционной тряпичной куклой (объемным лоскутным изделием) позволило вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а вы сами научились делать эти куклы. Сделав их самостоятельно, можно украсить комнату или подарить близким или друзьям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока изобразительного искусства "Русская тряпичная кукла в народной культуре."»
Тема урока:Русская тряпичная кукла в народной культуре.
Это урок получения и первичного закрепления новых знаний в разделе «Лоскутная техника». Комплексное закрепление знаний проектируется в следующем разделе « Творческая проектная работа».
№
Основные компоненты структуры урока
Содержание
1.
Проектирование целей, задач, типа, формы урока.
Цели урока:
образовательная: сформировать знания учащихся о традиционной русской тряпичной кукле, ее значении в народной культуре; изготовить тряпичную куклу;
развивающая: способствовать развитию e учебно-исследовательских, социально- трудовых, информационно-коммуникативных компетенций, творческого мышления учащихся, умений работать во времени, работы с лоскутом ;
воспитательная: приобщать к народному творчеству, воспитывать художественный и эстетический вкус, положительное отношение друг к другу.
Задачи: в ходе исследования определить значение русской тряпичной куклы в народной культуре; изготовить тряпичную куклу.
Тип урока: урок получения и первичного закрепления
новых знаний (комбинированный)
Вид урока: урок - исследование
Форма организации урока: индивидуально – групповая
2.
Проектирование использования современных технологий обучения.
Технологии личностно-ориентированного обучения, сотрудничества, ИКТ, здоровьесберегающие.
3.
Проектирование основных этапов урока.
Этапы урока:
1)Организационный этап.
2) Актуализация знаний.
3) Этап получения новых знаний.
4) Практическая работа.
5) Этап подведения итогов
6) Домашнее задание.
7) Рефлексия.
4.
Проектирование форм мотивации деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса, творческая направленность личности ребенка, получение хорошей оценки.
5.
Проектирование практической направленности учебного материала.
Изготовление объекта труда (русской тряпичной куклы), закрепление навыка работы с лоскутом.
6.
Воспитательный аспект урока
Приобщать учащихся к народному творчеству, воспитывать художественный и эстетический вкус, толерантность, положительное отношение друг к другу.
7.
Проектирование уровня и форм контроля на уроке
Самоконтроль, взаимоконтроль в группе.
8.
Проектирование результата урока.
По учителю: результаты рефлексии;
По ученику: изготовление объекта труда, защита работы, формирование исследовательских навыков.
9.
Проектирование характера и форм домашнего задания.
Домашнее задание творческого характера дается на выбор.
10
ТСО
Компьютеры, экран, мультимедийный проектор.
11
Средства обучения
Коллекция лоскутных изделий и русских тряпичных кукол, разработанные электронные презентации: «Русские тряпичные куклы», «Технология изготовления куклы-закрутки», иллюстрации кукол, натуральные материалы, ножницы, нитки «ирис» красного цвета, книги о тряпичных куклах, зерно, 3 буклета с названием поисковых групп, 3 буклета для рефлексии по уроку, лист контроля «критерии оценки за урок» и задание для каждой группы, музыкальное сопровождение – русская лирическая.
12
Средства диагностики
Тесты для определения каналов восприятия
Ход урока:
Организационный этап
- Приветствие. Пословица: «Гость в доме – день особенный».
Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация знаний.
Сегодня вашему вниманию представлена выставка изделий. Что это за экспонаты и в какой технике они сделаны? Что вам понравилось и что бы вы хотели сделать сами? Кукла сохраняет самобытность и черты создающего ее народа. В этом ее главная ценность. Как вы думаете, эти куклы делал какой народ? На Руси среди народных игрушек не встречалось никчемных безделиц. Каждая, даже примитивная потешка имела определенное значение. И у этих тряпичных кукол, у каждой из них есть своя роль в жизни народа. Что похожего вы заметили в в этой коллекции кукол? Все куклы безликие, без лица. В древности люди считали, что кукла с нарисованным лицом приобретает душу и в нее может вселиться злой дух. Поэтому на куклах не делали лиц, боялись. Вам интересно узнать об этом? Какова будет тема нашего урока? Тема урока – русская тряпичная кукла в народной культуре. Какие задачи мы должны решить на уроке?
Этап новых знаний.
За всю жизнь в русской семье набиралось более 100 кукол, их не выбрасывали, бережно хранили, передавали из поколения в поколение. Как вы думаете, сколько лет кукле? Сколько существует человек. В древности куклы служили тотемами, обрядовыми символами, участвовали в магических заклинаниях. При изготовлении таких кукол нельзя было пользоваться режущими и колющими предметами, чтобы не пораниться. Поэтому ткань и нитки нужно было не резать, а рвать. Куклам приписывались разные свойства: они могли защитить от злых сил, болезней и несчастья, помочь хорошему урожаю. В традиционной культуре кукла находилась в центре многих календарных и семейных обрядов, народных праздников. Какие вам известны обычаи, праздники с участием куклы? (масленица, свадьба). В какие кукольные игры вы играли в детстве? А дети лет 100-200 назад? Тоже играли в свадьбу, прием гостей, рождение младенца, но только соблюдая народные традиции. Сейчас мы познакомимся с коллекцией кукол и посмотрим презентацию 1 «Русская тряпичная кукла». Очень хорошо сказал о кукле известный русский писатель М.Е. Салтыков – Щедрин (эпиграф к презентации). Учитель кратко представляет кукол: кувадка, пеленашка, бессонница, берегиня дома, куклы на здоровье, неразлучники- жених и невеста, кубышка – травница, метлушка, богатство, лихорадки, филипповка, параскева, толстушка – костромушка. Из коллекции кукол на выставке расскажу вам о куклах для здоровья: кукла - кубышка или травница с использованием лечебных трав, кукла на здоровье. Для изготовления кукол использовались и сейчас используются ткани и нитки натуральные, экологически чистые, не оказывающие вреда на здоровье человека. Какие? Эти куклы делаются с любовью, добрыми мыслями, а иногда и с молитвами. Работа эта способствует расслаблению, хорошему настроению. Вы заметили, что почти все куклы одеты в русский костюм? Скажите, какие элементы русского народного костюма вам уже известны? Это фартук ( занавеска, запон), понева, рубаха, лапти, сарафан, платок. Все они используются при изготовлении кукол. Русские тряпичные куклы можно разделить на обрядовые, обереговые и игровые.
Я вам рассказала только о нескольких тряпичных куклах из коллекции. Вы хотите узнать, какие еще были куклы и для чего их делали? Какими способами вы можете получить эту информацию? С 5 класса на уроках технологии вы начали делать творческие проекты. Одним из разделов проекта является исследование по теме, добывание информации. Как ее найти?
Предлагайте варианты. Строим кластер на доске по предложенным направлениям.
Найти мастера и научиться, посетить мастер-класс
Найти информацию в библиотеке, в книгах, журналах
Объект поиска
Найти информацию в Сети Интернет
Практическая работа.
Второй задачей урока будет следующее: используя разные исследовательские методы, найти необходимую информацию о русской тряпичной кукле, ее значении в быту или обрядах и самостоятельно изготовить куклу по изученной технологии.
Работать будете в 3-х группах (группы сформированы предварительно с учетом основных каналов восприятия):
1)Интернет-клуб (задача: использовать ресурсы Сети Интернет по предложенному адресу (или готовую презентацию с технологией изготовления куклы и подобранную информацию) и изготовить «куклу-плакушку» или «девкину забаву»)
2)Библиотека (задача: использовать библиотечные ресурсы- книги, журналы и изготовить кукол - неразлучников)
3) Семья Ивановых (задача: использовать личный опыт мастера- бабушки Маши и изготовить куклу - зерновушку (учитель или заранее подготовленная ученица)
В каждой группе на столах находятся задания, материалы, инструменты и листы контроля «критерии оценки за урок». После завершения исследовательской и практической работы учащиеся групп должны обсудить полученную информацию и результаты изготовления кукол, подготовиться, и выступить с защитой проделанной работы. Защиту можно представить в любой форме (рассказ, инсценировка, сказка или свой вариант)
Повторение ТБ с острыми предметами. Опрос.
Тряпичные куклы для изготовления не очень сложные. Они не сшиваются, а скручиваются, заматываются и завязываются. Для успешной работы вам нужно усвоить некоторые приемы. Демонстрирую прием завязывания узлов ниткой, закрепления юбки на образцах, а прием завязывания платка выполняют девочки в группах.
Исследовательская и практическая работа учащихся в группах. Музыкальное сопровождение – русская классическая.
Во время практической работы с детьми проводится физкультминутка для глаз и разминка.
Учитель делает целевые обходы для проверки организации рабочих мест, ТБ труда, определения темпа работы, дифференцированной помощи.
Защита учащихся по группам.
Этап подведения итогов.
Для оценивания результатов работы вам были даны листы контроля. Пояснение учителя. Исходя из названных критериев, поставьте друг другу оценки за урок в каждой группе. Отметить лучшие работы.
Чему научились сегодня на уроке? Где можете применить эти знания?
Сегодня интерес к народному творчеству очень велик: создаются фольклорные ансамбли, возрождаются праздничные народные гуляния, в высокой моде находят отражение элементы русского народного костюма и т.д. Знакомство с русской традиционной тряпичной куклой (объемным лоскутным изделием) позволило вам познакомиться с некоторыми сторонами культуры русского народа, а вы сами научились делать эти куклы. Сделав их самостоятельно, можно украсить комнату или подарить близким или друзьям.
Домашнее задание.
Доделать тряпичную куклу, украсив ее вышивкой, тесьмой. Узнать у бабушек, прабабушек - какими игрушками они играли в детстве.
Рефлексия.
Как вам работалось на уроке? Мне хотелось бы узнать – каким был сегодня для вас урок - интересным, интересным и полезным, трудным или скучным? Перед вами 4 дома для кукол с одноименными названиями. Вам нужно выбрать один из них и оставить свою куклу в этом доме.
Дополнительные материалы к уроку:
Задание для группы «Библиотека»:
Рационально организовать рабочее место.
Запланировать ход работы.
Найти информацию в литературе о значении тряпичной куклы в русском быту.
Найти информацию в литературе о технологии изготовления куклы.
Изготовить куклу из лоскутов.
Подготовить и представить защиту работы в виде рассказа, инсценировки, сказки или своего варианта.
Задание для группы «Интернет клуб»:
Рационально организовать рабочее место.
Запланировать ход работы.
Найти информацию в сети интернет о значении тряпичной куклы в русском быту
Найти информацию в сети интернет о технологии изготовления куклы.
Изготовить куклу из лоскутов.
Подготовить и представить защиту работы в виде рассказа, инсценировки, сказки или своего варианта.
Критерии оценки за урок.
Оценка «5» ставится, если учащийся:
рационально организовал рабочее место; полностью соблюдал правила техники безопасности; задание выполнил в отведенное время и раньше; правильно и аккуратно изготовил изделие; работал самостоятельно и творчески; умеет пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; активно участвовал в подготовке и представлении защиты (интересной);
Оценка «4» ставится, если учащийся:
Допустил незначительные ошибки в организации рабочего места; полностью соблюдал правила техники безопасности; задание недовыполнил на 10-15%; в основном правильно и аккуратно изготовил изделие; работал самостоятельно; умеет пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; участвовал в подготовке и представлении защиты ;
Оценка «3» ставится, если учащийся:
Допустил ошибки в организации рабочего места; не полностью соблюдал правила техники безопасности; задание недовыполнил на 20-25%; не совсем правильно и неаккуратно изготовил изделие; требовалась помощь в работе; затрудняется самостоятельно пользоваться литературой, наглядными пособиями, работать на компьютере; без интереса участвовал в подготовке и представлении защиты (слабой).