Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.
Актуальность урока:
Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность.
Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»
Задачи:
1. познакомиться с истоками народного искусства;
2. провести анализ научной литературы
3. выявить традиции строительства и декора русской избы;
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Декор русской избы»
Содержание
Пояснительная записка……………………………………………………1-3 стр.
Основная часть. Конспект урока «Декор русской избы» 5 класс………4-9 стр.
Заключение…………………………………………………………………10 стр.
Список используемой литературы………………………………………..11 стр.
Пояснительная записка
Жилище для человека во все времена было основной и неотъемлемой частью его жизни. Издревле оно спасало людей от непогоды, диких зверей, являлось крепостью и защищало от набегов кочевников. Для людей дом представлял собой особый мир, и его строительству предавалось огромное значение. Мною был собран материал и разработан сценарий урока об избе как русском традиционном жилище, единстве ее конструкции и декора.
Актуальность урока:
Знание истории своего народа, его быта необходимо, так как это часть истории, которую нельзя забывать; это «лицо» русского народа, это то, что отличает нас от других народов и определяет нашу уникальность и самобытность.
Цель: создание сценария урока «Декор русской избы»
Задачи:
1. познакомиться с истоками народного искусства;
2. провести анализ научной литературы
3. выявить традиции строительства и декора русской избы;
Материалы данного урока позволят детям приобщиться к истокам культуры своего народа, ощутить себя участниками развития человечества, открывать в себе путь к дальнейшему познанию богатства человеческой культуры, представлений людей о природе, искусстве, труде, красоте человеческих отношений.
Цель: закрепить у учащихся знания по теме «Убранство русской избы» как понятием традиционного русского жилища, единством её конструкции и декора; воспитывать любовь к Родине, к её традициям и народной культуре; способствовать развитию творческой и познавательной активности; способствовать формированию практических навыков работы в конкретном материале (акварель+ черные маркеры).
Планируемые результаты:
Предметные: понимать специфику образного языка ДПИ; использовать символику древних славян, выразительные средства орнаментальной композиции; выполнять эскизы деталей экстерьера русской избы; уметь применять графические материалы и выразительные средства орнаментальных композиций (лаконичность, обобщённость, выразительность изобразительного мотива; ритм, симметрия) в творческой работе.
Личностные:
- уважительно относиться к культуре народного искусства;
- понимать роль культуры и искусства в жизни человека;
- уметь наблюдать и фантазировать при создании образных форм;
- уметь сотрудничатьс товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
- уметь обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные:
Познавательные УУД:
- овладеть умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;
- стремиться к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.
Коммуникативные УУД:
- овладеть умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения творческой работы;
- использовать средства информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов по теме.
Регулятивные УУД:
- уметь планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей,
- находить варианты решения различных художественно-творческих задач;
Тип урока: урок закрепления ранее изученного материала
Оборудование: для учителя – методические таблицы с изображением элементов русского дома, изображение русской избы с закрытым окном, таблицы с изображением растительных, геометрических и зооморфных орнаментов, презентация «Русский дом» + кроссворд; для учащихся – шаблоны наличников, затонированных акварелью, черные маркеры разной толщины.
Музыкальный ряд:
План занятий:
Организационный момент.
Основная часть. Беседа по теме урока.
Повторение и закрепление материала предыдущего урока.
Кроссворд «Русский дом»
Самостоятельная работа учащихся.
Подведение итогов.
Ход урока:
Организационный момент (приветствие учителя, проверка готовности к уроку)
Беседа по теме урока. Показ презентации «Русский дом»
Учитель: Здравствуйте, ребята! Добро пожаловать в мир русской старины!
(звучит музыка, учитель читает стихотворение)
За далекими морями,
бескрайними лесами
На своей родной земле
Жили люди на селе.
А село то не простое:
На горе оно стоит,
Рядом поле золотое
Снизу реченька бежит.
За околицей леса,
Там живут медведь, лиса.
Вдоль реки стоят дома,
Смотрят на дорогу.
Украшает их сама
Матушка-Природа.
Подарила для избы
Лес из ели и сосны,
Дуб, осину: что смогла –
Все природа отдала.
Оглядись и ты вокруг,
Что увидишь, милый друг?
Учитель:
- Ребята, вы, наверное, уже догадались о чем пойдет речь на нашем уроке?
Дети:
- О русском доме, избе.
Учитель:
- Правильно, о русском доме. Сегодня на уроке вместе с вами мы снова окажемся в мире русской старины, где вам предстоит выступить в роли мастеров декоративно-прикладного искусства.
- А как на Руси строили дома?
Дети:
- Дома строили прочными, крепкими.
Учитель:
- Русский крестьянин ставил свой дом прочно, основательно, чтобы жить в нем было удобно и, чтобы всякий, кто смотрел на него, радовался!
Пятистенка пред тобой
Словно терем расписной,
Ты в ворота постучи
И в калиточку войди.
Вот мы и вошли в калитку и оказались перед домом.
Ребята, вам наверное интересно узнать, кто живет в этом доме, кто его хозяин? Скоро вы это узнаете. Но вот окошко в доме закрыто. На окошке висит замок, а ключиком к разгадке будут ваши правильные ответы на мои вопросы. Именно они помогут открыть вам окно.
КРОССВОРД «РУССКИЙ ДОМ»
- Как назывался русский традиционный дом?
Дети:
- ИЗБА
- Ребята, а какой материал использовали при строительстве русской избы?
Дети:
- ДЕРЕВО
Учитель:
- Избы рубили из дерева. Отсюда и название «деревня». Русские люди умели ценить удивительную красоту и теплоту дерева, его спокойную силу.
Посмотри-ка ты на дом
И найди окошки в нем.
Вот и красное окно,
Все украшено оно.
Учитель:
- Как назывались резные доски, которые украшали окна?
Дети:
-НАЛИЧНИКИ
Учитель:
- Окна – глаза дома. А какая резная доска расположилась над окнами? Назовите ее?
Дети:
- ЛОБОВАЯ ДОСКА
Учитель:
А причелины свисают
Плотно бревна закрывают.
Закрывая, защищают чудо -…?
- Ребята, кто из вас помнит название узорной доски, которая располагается в центре крыши?
Дети:
- ПОЛОТЕНЦЕ
Учитель:
- Взгляните на крышу. Ее венчает бревно-охлупень в форме головы коня. Как оно называется?
Дети:
- КОНЕК КРЫШИ
Учитель:
- Хорошо украшен дом
И от зла обережен.
Узорные доски не только придавали дому нарядный, праздничный вид. Но оберегали и защищали его.
- Молодцы, ребята, справились с заданием, правильно разгадали кроссворд.
(учитель снимает замок и открывает окно)
В теремочке-терему
Дочка мастера живет,
Мастерицею слывет
Василиса-краса
Ниже пояса коса,
Сарафанчик может сшить,
Гордо павою ходить.
- Посмотрите, какой нарядный дом у Василисы. А все ли в ее доме украшено? Ничего не забыл мастер при создании этого дома?
Дети:
- Окно не украшено наличником.
Учитель:
- Правильно, на окне нет наличника.
- А сейчас вы распишите наличники для дома Василисы. Работать вы будете по двое. У вас на партах лежат таблицы, на которых изображены различные геометрические знаки. Давайте вспомним, как они называются и что они обозначают?
Дети:
- СОЛЯРНЫЕ ЗНАКИ
Учитель:
- Узоры могут быть разные: растительные, геометрические, зооморфные - они могут изображать фантастических существ (русалок, львов, сказочных птиц и др.)
Вспомните о значении симметрии при изображении узора, который украсит ваше окно.
(музыкальный фон)
Самостоятельная работа детей
Учитель:
- Вот и закончилось наше путешествие в прошлое. Молодцы, ребята! Славно потрудились.
Вы сегодня выступили в роли народных умельцев, расписывая наличники для дома Василисы. Вы поняли, что конструировать и создавать декор сложная, но творческая и радостная работа. Вы, как старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.
Учитель вывешивает детские работы на доску, самый лучший наличник, по мнению класса, украшает окно дома.
Учитель:
- Сегодня на уроке вы соприкоснулись с традициями наших предков при украшении своего дома. Увидели и почувствовали красоту, тепло и уют традиционного русского дома.
- А что общего между современным домом, где мы живем и жилищем наших предков?
Дети:
- Мы любим свой дом, украшаем его.
Учитель:
- Вы правы. Люди всегда украшали свое жилище, принося в него гармонию и красоту. В доме царит тепло и уют семейного очага. Дом оберегает и защищает семью, которая живет в нем. Ведь недаром наши предки говорили: «МОЙ ДОМ - МОЯ КРЕПОСТЬ»
Заключение
Дом – это жилая постройка, но дом – это и Родина, семья, родня. В жизни человека дом имеет большое значение, потому что с домом связаны все основные семейные обряды. С дома начиналась жизнь человека, он приобщался к дому, домом жизнь и заканчивалась, когда он навсегда прощался с родным жилищем. Изучая тему «Убранство русской избы», понимаешь, что прелесть русской крестьянской избы состоит в ощущении теплоты рук человеческих, любви человека к своему дому. Соблюдение обычаев, обрядов, примет при строительстве дома – это внутренний мир человека, его мировоззрение на жизнь, которое передается нам из поколения в поколение. В настоящее время все вытесняется прагматическим, утилитарным подходом, но мы все равно стараемся соблюдать обряды русского народа, которым насчитывается уже много веков. Изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора, упоминается в пословицах и поговорках, в русских народных сказках.
Имена мастеров
Гении
Старого зодчества -
Люди неясной судьбы!
Как твое имя и отчество,
Проектировщик избы,
Чьею рукою набросана
Скромная смета ее?
С бревен состругано, стесано
Славное имя твое!
Что же не врезал ты имени
Хоть в завитушки резьбы?
Господи, сохрани меня!
Разве я жду похвальбы:
Вот вам изба, божий рай – и все!
Что вам до наших имен?
Скромничаешь, притворяешься,
Зодчий забытых времен,
Сруба творец пятистенного,
Окон его слюдяных,
Ты, предваривший Баженова,
Братьев его Весниных!
Леонид Мартынов
Список используемой литературы
1. А. Терещенко Быт русского народа. М., 1997.
2. И.Е. Забелин. Черты самобытности в древнерусском зодчестве. М., 1900
3. М.Г. Рабинович. Очерки материальной культуры русского феодального города. М., 1988
4. М.Г. Рабинович. Очерки этнографии русского феодального города. М., 1978.
5. П.А. Раппопорт. Зодчество Древней Руси. Л., 1986
6. П.А. Раппопорт Древнерусское жилище. Л., 1975
7. Русский народ, его обычаи, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным: репринтное воспроизведение издания 1880 г. М., 1990.
8. С.К. Шамбинаго, "Древнерусское жилище по былинам", Юбилейный сборник в честь В.Ф. Миллера. М., 1900
9. Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. "Культура русского народа. Обычаи, обряды, занятия, фольклор», М, 1992.