kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Ткачество. Региональный компонент "Русские умельцы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Ткачество. Региональный компонент «Русские умельцы» 

 

                                                                                                                                                                                                                                        «Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа».

К.Д.Ушинский

. Центральное место в программе занимает обращенность к корням национальной трудовой и бытовой культуры русского народа. Такое построение программы расширяет и усиливает реализацию задач духовно-нравственного воспитания школьников, приобщая их к формировавшемуся веками мировоззрению русского народа, основой которого являлась и является православная система ценностей.                              Особенность данной программы в том, что на каждом уроке технологии  решаются задачи духовно- нравственного воспитания учащихся.

Основной формой обучения на уроках технологии является учебно-практическая деятельность.

На теоретических занятиях учащиеся получают  знания по основным темам, затем эти знания закрепляются в практической деятельности.

 

 

Современные социально-экономические условия в России породили ряд негативных явлений, которые особенно пагубны для молодого поколения. Сегодня мы переживаем кризис духовности, регресс гуманности, развивающийся индивидуализм, культ  денег, что совершенно не свойственно русскому менталитету.  Человек нравственный, гуманист, патриот, любящий свою Родину, ее историю, культуру, природу, человек труда, честный и мужественный – вот тот идеал, который сформировался в народной культуре, таким стремились воспитывать своих детей наши предки, такими должны стремиться стать нынешние дети.

Проблема нравственного, патриотического воспитания подрастающего поколения в России стоит достаточно остро, а в Калининградской области особенно, учитывая ее территориальную оторванность от коренной России, негативное влияние стран Евросоюза на формирование национальной идентичности, мировоззрения калининградских школьников. Принимая во внимание вышеназванные причины, становится понятна актуальность создания на региональном уровне системы национально ориентированного образования и воспитания школьников.

 

Вся народная культура рождена трудом, трудовой деятельностью, являющейся основой, средством, условием существования человека, поэтому предмет «Технология» обладает большими возможностями для реализации задач духовно-нравственного, патриотического, гражданского воспитания школьников. Технология является необходимым компонентом общего образования школьников, синтезирует научно-технические, технологические и экономические знания, раскрывает способы их применения в различных областях деятельности человека, обеспечивает прагматическую направленность общего образования[1].                                                                       Соединение учебного предмета «Технология» с материалом по традиционной русской культуре – главная особенность регионального компонента программы по технологии в 6 классах. Предлагаемая программа «Русские умельцы» представляет собой организационное единство целей, ценностей и содержания регионального компонента технологического образования, учащихся в 6 классах.

Главная цель обучения – подготовка к жизни в новых социально-экономических условиях рыночного хозяйствования нравственного, духовно богатого человека, знающего и поддерживающего традиции и обычаи русского народа.

Основными задачами обучения являются:

  • формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;
  • приобщение школьников к русской народной культуре, основам православия, пониманию идеалов и ценностей русского народа;
  • изучение традиций, обычаев русского народа, истории русского быта, народного костюма, русской кухни;
  • ознакомление с наиболее распространенными видами народных ремесел и промыслов, формирования эстетического чувства, понимания эстетики крестьянского и городского быта русского народа;
  • формирование общетрудовых знаний и умений по технологии создания продукта или услуги с учетом требований дизайна и особенностей народного декоративно-прикладного искусства;
  • формирование национального достоинства, чувства гордости за свой народ, уважительного отношения к другим народам;
  • воспитание трудолюбия, уважения к человеческому труду, милосердия, ответственности и порядочности, человечности.

 

 

[1] Концепция образовательной области «Технология»

Просмотр содержимого документа
«Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Ткачество. Региональный компонент "Русские умельцы" »

Технология   Региональный компонент «Русские умельцы» Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства. Тема «Ткачество»   Презентация выполнила учитель технологии Деренчук Алла Петровна  Прогимназия «Вектор» г.Зеленоградск Калининрадская обл. 2014г .

Технология Региональный компонент «Русские умельцы»

  • Технология традиционных видов рукоделия и декоративно-прикладного искусства.
  • Тема «Ткачество»

Презентация выполнила учитель технологии Деренчук Алла Петровна

Прогимназия «Вектор» г.Зеленоградск Калининрадская обл. 2014г .

«В избушке, распевая, дева  Прядет, и, зимних друг ночей,  Трещит лучинка перед ней» -  Писал Александр Сергеевич Пушкин.

«В избушке, распевая, дева Прядет, и, зимних друг ночей, Трещит лучинка перед ней» - Писал Александр Сергеевич Пушкин.

    Пряла лен, пряла лен, Да льняное волокно. Приходи ко мне, миленочек, С тальянкой под окно».

    Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

    Прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская области) славились своей резьбой и росписью. В узорах повторялись древние символы солнца, звезд, земли, водной стихии – круги, квадраты, ромбы, зубчатые и прямые линии.

    Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

    Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приемы украшения.

    (русская народная песня)
    • (русская народная песня)
    Прялка в сельской хате Прялка, как и любой предмет сельского обихода, воспевалась в  частушках, пословицах поговорках. Ей приписывались и оберег, и народные  сказания, и приметы. Прялка считалась оберегом для девушки

    Прялка в сельской хате

    • Прялка, как и любой предмет сельского обихода, воспевалась в

    частушках, пословицах поговорках. Ей приписывались и оберег, и народные сказания, и приметы. Прялка считалась оберегом для девушки

    «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

    «Какова пряха, такова на ней и рубаха»

    • Самопрялка вертикальная была с колесом. Колесо символизировало солнце. Это замкнутый круг без начала и конца. Прядение ниток часто символизировали с зарождение жизни, с продолжительностью жизни. Во время прядения бабы гадали, нашептывали счастье на будущего пользователя ниток, его судьбу. Интересно то, что слово сутки тоже появилось от слова «ткать», то, что «соткано».
    «Пойду-ка я отдохну, попряду, повышиваю немного»

    «Пойду-ка я отдохну, попряду, повышиваю немного»

    • Раньше так и считали начало дня недели: этот период связан с существом ткущим. Запрещалось прясть в праздники Рождества, церковные праздники, нельзя прясть в дни солнцеворота, иногда и по пятницам.Старое забытое ремесло, но местами еще встречается.
    «Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царём посадили»

    «Били меня, колотили меня, во все чины произвели, на престол с царём посадили»

    Колотушки.Берда.Челноки.

    Колотушки.Берда.Челноки.

    Теребление

    Теребление

    • Это один из самых трудоемких процессов обработки льна. Вытеребить его надо до праздника Успения, к концу августа. Выходили в поле рано утром, по росе; женщинам помогали дети.
    • Рукой захватывали стебельки льна у самой земли, вырывали с корнем, горстями. Сколько же раз надо было поклониться льну-батюшке до самой земли!
    Околачивание

    Околачивание

    • Околачивание было любимым занятием молодежи и детей. Они работали с азартом, соревновались. Выколоченное семя заметали метлой в большую кучу, а затем провеивали лопатами на ветру.
    Расстил

    Расстил

    • Ночами в августе падает на скошенные луга крупная холодная роса. От ночной влаги стебель становился хрупким; волокно отделялось от стебля, приобретало серо-стальной цвет. В старину говорили, что от росы лен «вылёживался».
    • Женщины развязывали обмолоченные снопы и расстилали лен рядами тонким слоем на земле. Пока лен расстилали на поле, дома из обмолоченных семян били масло.
    Битьё масла

    Битьё масла

    Ступа. Бутыль для хранения льняного масла.

    Ступа. Бутыль для хранения льняного масла.

    Подъем льна и сушка.

    Подъем льна и сушка.

    Мятка

    Мятка

    Трепание

    Трепание

    • Измятый лен необходимо очистить от остатков кострики. Левой рукой держали повесмо на весу, правой били по нему тонким ребром деревянного инструмента, который называется трепало. Трепало для женщины то же, что топор для мужчины. Недаром существовала пословица: «смотри молодца из бани, девицу - из трепальни».
    Очёсывание

    Очёсывание

    • Отрепанный лен держали в сухости, затем начинали очесывать. Очес проходил в две стадии:
    • Очес крупной железной щеткой. Получалось волокно самого низкого сорта (изгреби).
    • Очес мелкой щеткой, сделанной из щетины. Получалось волокно среднего качества (пачеси).
    • Оставшееся в повесме волокно – самое лучшее (собственно лен).
    Прядение

    Прядение

    • «В низенькой светелке огонек горит, Молодая пряха под окном сидит…»
    ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ПОГОВОРКИ, ЧАСТУШКИ О ЛЬНЕ

    ПОСЛОВИЦЫ, ЗАГАДКИ, ПОГОВОРКИ, ЧАСТУШКИ О ЛЬНЕ

    • Пословицы
    • Кто посеет лен – пожнет золото.
    • Удастся лен – так шелк, не удастся – зубами щелк.
    • Чем ленок дольше, тем доход больше.
    • За лен держись – обеспечишь жизнь.
    • Много льна – денег закрома.
    • Лен ручки любит.
    • Кто в лен одет – доживет до 100 лет.
    Загадки

    Загадки

      Поговорки

      Поговорки

      • Лежи, ленок, потом встань да в зеркало поглядись, не улежался – так ляг и ещё полежи, только удайся белым да мягоньким.
      • Сеяли лен у семи Олён.
      • Льны – Олёне, огурцы – Константину.
      • Что выпрялось, то и выткалось.
      • Не напрядешь под дымком, не выткешь под тынком.
      Частушки

      Частушки

      • За куделею сижу Которую неделю, Строгу маменьку свою Ослушаться не смею.
      • У меня милёнок есть По имени Емеля, Сам беззубый да кривой, На голове куделя.
      Милая, приветная,  По косе заметная,  На льняной на полосе,  Лента красная в косе. Дроля, пей, вина не лей  На льняну скатерочку,  Больше мне не изменяй,  Жалей меня, девчоночку.
      • Милая, приветная, По косе заметная, На льняной на полосе, Лента красная в косе.
      • Дроля, пей, вина не лей На льняну скатерочку, Больше мне не изменяй, Жалей меня, девчоночку.
      У кого какая дроля,  У меня – фартовая:  Надела красный сарафан,  Льняна рубашка новая. До Говенья опряду  Не одну куделю,  Супостаточку свою  Обогнать сумею.
      • У кого какая дроля, У меня – фартовая: Надела красный сарафан, Льняна рубашка новая.
      • До Говенья опряду Не одну куделю, Супостаточку свою Обогнать сумею.
      «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу»

      «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу»

      • Очёсанный лен расшиньгивали (взбивали, пушили), раскладывали на столе, спрыскивали водой и скатывали в куделю. Прясть начинали с раннего детства. Для ребенка – куделя маленькая, для подростка – побольше, для взрослой женщины – большая.
      • Прялки делали из липы, осины, клена; веретёна – из берёзы. Недаром сложилась такая загадка: «На липе сижу, сквозь клен гляжу, березой трясу».
      Ножная прялка

      Ножная прялка

      Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки. Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу. Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.
      • Был обычай ходить прясть к соседям, в другой дом, потому что на людях за пряжей не задремлешь, будешь стремиться сделать не меньше других. Совместная пряжа называлась супрядки.
      • Песни, шутки, сказки, игры на таких супрядках разнообразили утомительную, однообразную работу.
      • Важно было не только заготовить много пряжи, но и обработать её: перемотать, перевязать, вымыть.
      Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

      Мастерицы ткали на ручном ткацком станке, который называется кросны.

      Подвесы для полотенца, бранная техника (слева).

      Подвесы для полотенца, бранная техника (слева).

      Узорная бранная ткань

      Узорная бранная ткань

      Пояс играл большую роль в традиционных народных обрядах восточных славян. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая:
      • Пояс играл большую роль в традиционных народных обрядах восточных славян. У северно-русских девушек бытовало такое гаданье. Растянув пояс во всю длину на земле, девушки трижды кланялись ему, приговаривая: "Пояс, ты мой пояс! Покажи ты моего суженного, пояс!" После этого девушка клала пояс под подушку и во сне должна была увидеть своего будущего жениха.
      Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других - на годины, Распоясать человека означало обесчестить его.

      Пояс давался каждому ребенку при крещении, однако одевался по обычаям одних мест через сорок дней после рождения, по обычаям других - на годины, Распоясать человека означало обесчестить его.

      Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки

      Красный пояс, подаренный женой мужу, охранял его от лихого ока, от наговора и от чужих жен. Особо украшенные пояса были обязательны для жениха и невесты. Повязанные через плечо пояса служили отметкой свадебных чинов. Пояс нередко прикреплялся к дуге свадебной повозки

      Считалось, что сколько узлов на поясе, столько будет и сыновей у молодой. Дарение девичьего пояса было связано с представлениями, относившимися к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила

      Считалось, что сколько узлов на поясе, столько будет и сыновей у молодой. Дарение девичьего пояса было связано с представлениями, относившимися к пожеланию детей. В доме родителей на колени молодой сажали мальчика, она целовала его и дарила "девичь пояс"

      Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы. Старинное русское присловье

      Пояс, по традиционным представлениям, увеличивал силу мужчины. Пояс, надетый на одежду, придает человеку физические силы. Старинное русское присловье "заткнуть за пояс« означает значительно превзойти кого-либо в чем-либо

      В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили

      В Касимовском уезде Рязанской губернии, связав жениха и невесту кушаком, стукали их головами, чтобы жили "ладно да гладко"

      Технология  региональный компонент «Русские умельцы» Практическая работа учениц 6 класса:   Плетение пояса на пальцах ( Агашник)

      Технология региональный компонент «Русские умельцы»

      • Практическая работа учениц 6 класса:

      Плетение пояса на пальцах ( Агашник)


      Получите в подарок сайт учителя

      Предмет: Технология (девочки)

      Категория: Презентации

      Целевая аудитория: 5 класс

      Автор: Деренчук Алла Петровна

      Дата: 12.06.2014

      Номер свидетельства: 103051

      Получите в подарок сайт учителя

      Видеоуроки для учителей

      Курсы для учителей

      ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

      Добавить свою работу

      * Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

      Удобный поиск материалов для учителей

      Ваш личный кабинет
      Проверка свидетельства