Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Гимназия № 7»
ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ:
ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
Подготовила:
Боровик Мария Анатольевна,
учитель начальных классов,
первой квалификационной категории
Арсеньевский городской округ
2015 год
ТЕАТРАЛЬНАЯ ГОСТИНАЯ:
ПРАВОСЛАВНЫЕ ТРАДИЦИИ В РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗКАХ
Цели:
1) духовно - нравственное воспитание через развитие актёрских навыков у детей;
2) трансляция опыта практических результатов актёрской деятельности учащихся.
Задачи:
- формирование интереса к литературным произведениям, к слову как единице языка и как средству общения;
- сказкотерапия;
- раскрытие личности ребёнка;
- воспитание интереса к русским музыкальным произведениям;
- знакомство с основными нормами христианской морали, развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей в жизни личности, семьи, общества;
- обобщение знаний, понятий и представлений о традиции, духовной культуре;
- формирование культуроведческой компетентности;
- развитие внимательности и наблюдательности, творческого воображения и фантазии;
- развитие артистических способностей;
- содействие социальной адаптации ребёнка;
- воспитание художественного вкуса;
- воспитание эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
Актуальность: Актуальность мероприятия заключается в том, что оно не только даёт учащимся практические умения и навыки общения, формирует начальный опыт творческой деятельности, но также формирует интерес к русским православным традициям, стимулирует желание проявлять свою индивидуальность, актёрские способности.
Результаты
Личностные результаты
1) воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, усвоение традиционных ценностей российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование готовности и способности школьников к саморазвитию с учётом устойчивого познавательного интереса к культуре своего народа;
3) осознание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование целостного мировоззрения,
5) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
6) принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
7) развитие эстетического восприятия через освоение художественного наследия Православия (сказку, музыку и др.)
Метапредметные результаты:
1) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
2) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
3) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации, умение готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
4) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений;
5) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
6) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей и осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
7) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях культурных объектов.;
8) овладение начальными ораторскими навыками.
Предметные результаты:
1) формирование первоначальных представлений о Православии как традиционной религии, его роли в культуре, истории и современности России;
2) знакомство с основными нормами религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;
3) понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;
4) формирование внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
6) осознание ценности человеческой жизни;
7) формирование первоначальных навыков обращения с театральными принадлежностями: ручные куклами, ширмой, декорациями;
8) осознание представления о том, что передача характера литературного героя возможна не только через изменение интонаций голоса актёра, но и посредством правильно подобранной музыки.
Целевая аудитория: учащиеся 2 класса - актёры кукольного театра, родители, учителя, дети любой возрастной категории.
Материально - техническое обеспечение мероприятия
- ручные куклы (Приложение 1);
- театральная ширма (Приложение 1);
- записи русских народных музыкальных произведений;
- компьютер с колонками.
Содержание мероприятия
Учитель: Мы рады приветствовать вас, уважаемые гости! Двери нашей театральной гостиной распахнулись сегодня в рамках проходящей городской конференции, посвящённой возрождению православных традиций в России. (Приложение 1)
Вашему вниманию будет представлен опыт нашей кружковой работы в школьном кукольном театре.
«Мы все родом из детства, которое невозможно представить без сказок. Во времена духовного голода, когда были закрыты храмы, нашими первыми Евангелиями стали сказки. Они создавались глубоко духовными людьми. В чём феномен русской сказки? В ней утверждаются ценности русского народа. Она наполняет нас духом православной веры - в ней под разными образами речь идет о Спасении: о том, что здесь, на земле, пожить – значит, потрудиться над собой и приготовиться к вечной жизни. «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». «Ложь» - это вовсе не небылица, а покров юродивости, под которым, по милости Божией, для любознательных «добрых молодцев» хранится «урок» - глубокий евангельский смысл. Это как у А.Толстого в «Золотом ключике»: все ищут таинственную дверь, но только Буратино находит её, невидимую для других, протыкая своим любопытным носом холст, на котором изображён пылающий огонь… Чтение с «золотым ключиком» – это таинство Божие, питание для детской души. Ибо тогда совлекается со сказки таинственный покров - и открывается сердцу Божественная лазурь…», - Иерей Игорь Мухин. То, что в романах русских писателей занимает сотни страниц, в русской сказке лаконично, красиво, назидательно и очень по-доброму изложено на одном листе.
Если в детстве у ребёнка нет умной сказки, душа его не имеет крепости. А свято место пусто не бывает, и рано или поздно неминуемо происходит подмена: зачастую современные компьютерные игры, книжки и мультфильмы - это отмычка или лом, инструмент для взлома детских сердец, потому что несут зло (насаждают культ силы, богатства, истерии, разрушения). Какой должна быть сказка в семье, где есть дети? В ней должны утверждаться ценности нашего народа. Она должна быть такой, чтобы, возрастая, ребёнок понимал, что в эпицентре повествования – он сам, его собственный духовный путь. «Великие произведения народного творчества провозглашают те же истины, которые исповедует Христианство - доброту, любовь к ближнему, верность супружескому браку. Все это есть в русском фольклоре. Сказка «Колобок» говорит о необходимости послушания, «Курочка Ряба» - это вообще величайшая сказка, порицающая суетную, тщетную погоню за богатством. Это удивительные, ценные уроки, которые должен получить малыш» (протоиерей Евгений Соколов).
Учитель: "Дорогие гости, вашему вниманию мы представляем сказку "Петушок и бобовое зёрнышко". (Приложение 2)
Представление юных актёров.
Учитель: "А теперь приглашаем для выступления актёров сказки "Теремок". (Приложение 3)
Представление юных актёров.( Приложение 1)
Учитель: Надеемся, уважаемые гости, что ваши души согрела работа наших замечательных юных актёров?
Вопросы к ребятам:
- Чему вас научили показанные вами сказки?
- Какие языковые особенности вы заметили, когда работали над сказками?
- Почему вы выбрали именно представленную вами в постановках русскую народную музыку?
Примерные ответы детей:
«Петушок и бобовое зёрнышко» - это сказка о любви и о семье. Утверждение любви как высшей ценности показано на примере самоотверженной Курочки, спасающей своего Петушка; взаимосвязь мира природы и мира человеческого основана именно на любви, как это было первоначально в Раю. В сказке показана и иерархичность мира: петушок, корова, косари, печея, дровосек – именно от людей зависит спасение Петушка. Беда побеждается всем миром, но Человеку в мире принадлежит высшая роль: он как царь природы главный в этой цепочке, что отвечает замыслу Бога-Творца.
«Теремок» - труд, соборность (строят всем миром), гостеприимство, незлобивость, прощение!
Любовь русских сказителей к миру – людям и животным – проявляется в языке сказок: курОЧКа, петушОК, зёрнЫШКо, маслИЦе, и даже – бобОК, бобовое зёрнЫШКо (а не зерно!); в сказке «Теремок» - мышКа-норУШКа, зайчИК, волчОК.
Музыка, прозвучавшая в театральных постановках, отражает характер каждого из героев.
Учитель: Ребята, с опорой на поставленные вами сказки нарисуйте, пожалуйста, образ русского человека.
Примерные ответы детей: Русский человек - христианин, добрый, гостеприимный, милосердный, созывает всем миром восстановить разрушенное, миролюбивый, зло побеждает добром.
Учитель: Уважаемые гости, возможно кому-то из вас захотелось поделиться своими впечатлениями от увиденного? (Приложение 5)
Учитель: Надеемся, что вы получили удовольствие от посещения нашей театральной гостиной, и каждый из вас унесёт сегодня в душе частичку тепла и замечательное настроение. До новых встреч!