Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»
Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»
Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»
Цели:
• формирование мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей возникновения куклы и творчества П.И.Чайковского
Задачи:
• Обучающие: 1) Сформировать умения и навыки изготовления куклы-оберега через художественное и музыкальное восприятие;
2) научить видеть взаимосвязь между музыкой и технологией.
• Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к музыке и технологии; творческие способности.
• Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, вызвать эмоциональный отклик на музыку звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения; воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников
Методические приемы:
• индивидуальная работа,
• творческая работа в группах,
• слушание,
•пение,
• беседа,
• просмотр видео фрагментов,
• межпредметные связи (связь технологии с музыкой и литературой).
Оборудование:
• мультимедийная презентация,
• •медиапроектор;
• видеоролики,
• музыкальный центр,
Предварительная работа:
• разучивание песен
• подготовка деталей к изготовлению куклы-оберега
Раздаточный материал:
• инструменты и приспособления для ручных работ
• картинки для рефлексии
Музыкальный ряд:
1. Песня «Россия» Д.Трубачёв
2. П.И.Чайковский «На тройке. Ноябрь» из цикла «Времена года»
3. Инструментальная музыка
4. Песня «Колокольчик мой хрустальный» Слова Ю. Энтина
Музыка Д. Тухманова
Видеоряд:
1. Видео о валдайских колокольчиках
2. П.И.Чайковский «На тройке»
Учитель технологии: В нашем доме праздник! Пришли к нам дорогие гости! Доброго здоровья, радости вашим семьям, синего неба над головой и пшеничного хлеба на столе! В русском доме гостю хвала и почёт, красный угол и каравай на вышитом рушнике. (Каравай?)
Учитель музыки: Хороша и величава наша Русь! Сарафанная, вышитая, пшеничная, белоствольная, синеокая, белозубая, песенная да перезвонная. цветут сады белы, и далеко-далеко разносятся девичьи песни.
Песня «Россия» Д.Трубачёв.(1м34с)
Учитель музыки: Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка.
Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там внизу на берегу озера у него было любимое место – Рудый Яр.
Как вы думаете, какую роль играла природа в жизни и творчестве композитора?
Ученики: (предположительный ответ) Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни". (Дневник Чайковского 1886 года).
Учитель музыки: Чайковский долго стоял на обрыве Рудого Яра. Больше всего его поразил свет. Он заметил, что свет изливался золотистыми лучами, падающими на знакомые леса. Композитор вглядывался в него и видел все новые и новые пласты света. Еще он заметил, что свет, падая на стволы сосен золотистого оттенка, отражался от них и падал на подлесок, на траву. Разнообразие и сила света вызвала у Чайковского чувство, что сейчас случится какое-то чудо, что-то необыкновенное.
В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги.
Музыкант быстро вернулся домой и, сказав, чтобы никого к нему не впускали, сел за пианино и начал играть. Он играл, добивался ясности звучания мелодии, чтобы музыка была понятна и слуге Фене и старому леснику Василию.
В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций. Он умел ценить полной ценой эти драгоценные минуты душевного общения с природой: он признавал их минутами "действительного счастья". "...Вчера, во время захода солнца, картина (Неаполитанского залива) была до того божествено хороша, что я плакал от наплыва чувств благодарности к Богу, посылающему мне это счастье".
П.И.Чайковский, как вы знаете, очень много гастролировал и жил за границей: в Германии, Франции, Италии и везде он любовался природой, народными традициями, народными песнями, но всё своё творчество он посвятил одной стране. Какой? Почему?
Ученики: (предполагаемый ответ) Петр Ильич Чайковский говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи".
Учитель музыки: В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил "больше всякой другой" и русские обереги, которые трогали его душу.
Учитель технологии: Да, обереги на Руси имели важное значение. Мы сегодня поговорим с вами о куклах.
? Познакомимся с историей возникновения тряпичной куклы;
? Узнаем о назначении тряпичной куклы;
? Познакомимся с разнообразием тряпичных кукол;
? Научимся изготавливать куклу «Колокольчик».
? Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это традиционная игрушка даже в самых бедных крестьянских семьях. В иных домах их накапливалось до ста штук.
? Тряпичная кукла - это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
? Большинство кукол на Руси были оберегами. Они несли в себе определённую функцию: считалось, что такие куклы охраняют детский сон и оберегают ребёнка от злых сил.
? Все славянские куклы-обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.
? Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
? Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
? Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Ученица: В колыбельку к ребенку клали Пеленашку, которая находилась рядом с ним до крещения и защищала его от разных напастей, принимая их на себя. Гости смотрели на ребенка и на куклу и нахваливали ее, чтобы не сглазить ребенка.: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»
Ученица: Кукла Бессонница уберегала младенца от дурных снов. Эту простенькую куклу-оберег мать подкладывала в люльку, приговаривая при этом: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
Ученица: Были еще куклы Лихоманки (по-другому их еще называли Лиходейки). Их было 12, и олицетворяли они собой разные болезни. Их в рядок вешали на стену или ставили шеренгой за печкой. Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, болезнь вселится в эту куклу, а не в человека.
Ученица: Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку, чтобы жених не страшился отказа и знал, что в этом доме сватам будут только рады, и часто заранее он покупал обручальные кольца. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местностях ее еще называли Кормилкой, или Рожаницей.
Ученица: Куколка "Крупеничка" – это старинная насыпная игрушка. Это главная кукла в семье, символ урожая, богатства, еды. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым.
К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки.
Кукла-колокольчик
? Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость.
? Это оберег хорошего настроения.
Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.
? В начале XIX века появились специальные колокольные мастерские и заводы. Валдайский колокольчик имеет классическую («валдайскую») форму. Он практически лишен декора, у него лишь есть надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика.
? Самые известные надписи на валдайских колокольчиках: «Кого люблю, того и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Сдалеча весточку собою подавай», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша».
? Стоили валдайские колокольчики очень дорого, ведь их производили из самой высокосортной уральской меди.
Видео о валдайских колокольчиках (47с.)
Учитель музыки: Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.
Назовите самое известное программное произведение П.И.Чайковского о природе. («Времена года»)
Он написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Этот цикл Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.
Появление пьесы «На тройке» в цикле Чайковского воспринимается, как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни.
Послушайте пьесу и попробуйте ответить на вопрос, какой образ дарит нам эта музыка?
Слушание: «На тройке. Ноябрь» (3 мин.28с)
Ученики: (предполагаемый ответ) Музыка дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей.
Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Какому разделу пьесу соответствует этот небольшой фрагмент Бунина? Первому разделу пьесы «Ноябрь», в котором звучат скорее любование ярким, предзимним, прозрачным днём. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.
Такому восприятию музыки способствует и солнечная тональность ми мажор, и жизнерадостный характер мелодии. вся широта и своеобразная красота русской природы как будто воплотились в этой музыке.
А что же второй раздел? Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.
Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.
А как же быть с программным содержанием? 1-я часть – солнечная, 2 – я – жизнерадостная, но почему тогда композитор выбрал эпиграфом для своей пьесы слова Некрасова
"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши"
Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые звучали в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание, которое выбрал и предпослал пьесе сам композитор? Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье.
“Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса прощания – таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий видеть в любой поре года свою прелесть жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. Может быть, в последнем истаивании звучания колокольчиков впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе?
Учитель технологии: бубенцы… колокольчики… А давайте попробуем сами изготовить куклу-колокольчик.
Изготовление куклы Песня «Колокольчик мой хрустальный» (3мин24с)
Подведение итогов
• Чем мы сегодня занимались?
• Что мы для этого делали?
• Что у нас получилось хорошо?
• Что нам пока не удается?
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Учитель технологии: Русь моя величавая, хлебосольная, щедрая, певучая! Как не любить тебя, как не беречь тебя, как не петь тебе песен задушевных?
Разве можно сердцем к тебе не прикипеть, навсегда с первого взгляда не полюбить?
Учитель музыки: Венком из трав луговых ты входишь в моё сердце и остаёшься в нём песней жаворонка в поднебесье, речкой говорливой в крутых берегах, подорожником да иван-чаем, громом весенним да щедрым ливнем. Краса твоя не состарится, не поблекнет, и жить твоей красе в дочерях твоих, лебёдушках да горлицах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» »
Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»
Цели:
• формирование мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей возникновения куклы и творчества П.И.Чайковского
Задачи:
Обучающие: 1) Сформировать умения и навыки изготовления куклы-оберега через художественное и музыкальное восприятие;
2) научить видеть взаимосвязь между музыкой и технологией.
Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к музыке и технологии; творческие способности.
Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, вызвать эмоциональный отклик на музыку звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения; воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников
Методические приемы:
• индивидуальная работа,
• творческая работа в группах,
• слушание,
•пение,
• беседа,
• просмотр видео фрагментов,
• межпредметные связи (связь технологии с музыкой и литературой).
Оборудование:
• мультимедийная презентация,
• •медиапроектор;
• видеоролики,
• музыкальный центр,
Предварительная работа:
• разучивание песен
• подготовка деталей к изготовлению куклы-оберега
Раздаточный материал:
• инструменты и приспособления для ручных работ
• картинки для рефлексии
Музыкальный ряд:
Песня «Россия» Д.Трубачёв
П.И.Чайковский «На тройке. Ноябрь» из цикла «Времена года»
Инструментальная музыка
Песня «Колокольчик мой хрустальный» Слова Ю. Энтина
Музыка Д. Тухманова Видеоряд:
Видео о валдайских колокольчиках
П.И.Чайковский «На тройке»
Учитель технологии: В нашем доме праздник! Пришли к нам дорогие гости! Доброго здоровья, радости вашим семьям, синего неба над головой и пшеничного хлеба на столе! В русском доме гостю хвала и почёт, красный угол и каравай на вышитом рушнике. (Каравай?)
Учитель музыки: Хороша и величава наша Русь! Сарафанная, вышитая, пшеничная, белоствольная, синеокая, белозубая, песенная да перезвонная. цветут сады белы, и далеко-далеко разносятся девичьи песни.
Песня «Россия» Д.Трубачёв.(1м34с)
Учитель музыки: Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка.
Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там внизу на берегу озера у него было любимое место – Рудый Яр.
Как вы думаете, какую роль играла природа в жизни и творчестве композитора?
Ученики: (предположительный ответ) Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни". (Дневник Чайковского 1886 года).
Учитель музыки: Чайковский долго стоял на обрыве Рудого Яра. Больше всего его поразил свет. Он заметил, что свет изливался золотистыми лучами, падающими на знакомые леса. Композитор вглядывался в него и видел все новые и новые пласты света. Еще он заметил, что свет, падая на стволы сосен золотистого оттенка, отражался от них и падал на подлесок, на траву. Разнообразие и сила света вызвала у Чайковского чувство, что сейчас случится какое-то чудо, что-то необыкновенное.
В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги.
Музыкант быстро вернулся домой и, сказав, чтобы никого к нему не впускали, сел за пианино и начал играть. Он играл, добивался ясности звучания мелодии, чтобы музыка была понятна и слуге Фене и старому леснику Василию.
В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций. Он умел ценить полной ценой эти драгоценные минуты душевного общения с природой: он признавал их минутами "действительного счастья". "...Вчера, во время захода солнца, картина (Неаполитанского залива) была до того божествено хороша, что я плакал от наплыва чувств благодарности к Богу, посылающему мне это счастье".
П.И.Чайковский, как вы знаете, очень много гастролировал и жил за границей: в Германии, Франции, Италии и везде он любовался природой, народными традициями, народными песнями, но всё своё творчество он посвятил одной стране. Какой? Почему?
Ученики: (предполагаемый ответ) Петр Ильич Чайковский говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи".
Учитель музыки: В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил "больше всякой другой" и русские обереги, которые трогали его душу.
Учитель технологии: Да, обереги на Руси имели важное значение. Мы сегодня поговорим с вами о куклах.
Познакомимся с историей возникновения тряпичной куклы;
Узнаем о назначении тряпичной куклы;
Познакомимся с разнообразием тряпичных кукол;
Научимся изготавливать куклу «Колокольчик».
Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это традиционная игрушка даже в самых бедных крестьянских семьях. В иных домах их накапливалось до ста штук.
Тряпичная кукла - это неотъемлемый атрибут древних обрядов.
Большинство кукол на Руси были оберегами. Они несли в себе определённую функцию: считалось, что такие куклы охраняют детский сон и оберегают ребёнка от злых сил.
Все славянские куклы-обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.
Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.
Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.
Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.
Ученица: В колыбельку к ребенку клали Пеленашку, которая находилась рядом с ним до крещения и защищала его от разных напастей, принимая их на себя. Гости смотрели на ребенка и на куклу и нахваливали ее, чтобы не сглазить ребенка.: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»
Ученица: Кукла Бессонница уберегала младенца от дурных снов. Эту простенькую куклу-оберег мать подкладывала в люльку, приговаривая при этом: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».
Ученица: Были еще куклы Лихоманки (по-другому их еще называли Лиходейки). Их было 12, и олицетворяли они собой разные болезни. Их в рядок вешали на стену или ставили шеренгой за печкой. Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, болезнь вселится в эту куклу, а не в человека.
Ученица: Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку, чтобы жених не страшился отказа и знал, что в этом доме сватам будут только рады, и часто заранее он покупал обручальные кольца. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местностях ее еще называли Кормилкой, или Рожаницей.
Ученица: Куколка "Крупеничка" – это старинная насыпная игрушка. Это главная кукла в семье, символ урожая, богатства, еды. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым.
К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки.
Кукла-колокольчик
Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость.
Это оберег хорошего настроения.
Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.
В начале XIX века появились специальные колокольные мастерские и заводы. Валдайский колокольчик имеет классическую («валдайскую») форму. Он практически лишен декора, у него лишь есть надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика.
Самые известные надписи на валдайских колокольчиках: «Кого люблю, того и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Сдалеча весточку собою подавай», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша».
Стоили валдайские колокольчики очень дорого, ведь их производили из самой высокосортной уральской меди.
Видео о валдайских колокольчиках (47с.)
Учитель музыки: Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.
Назовите самое известное программное произведение П.И.Чайковского о природе. («Времена года»)
Он написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Этот цикл Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.
Появление пьесы «На тройке» в цикле Чайковского воспринимается, как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни.
Послушайте пьесу и попробуйте ответить на вопрос, какой образ дарит нам эта музыка?
Слушание: «На тройке. Ноябрь» (3 мин.28с)
Ученики: (предполагаемый ответ) Музыка дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей.
Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо.
Какому разделу пьесу соответствует этот небольшой фрагмент Бунина? Первому разделу пьесы «Ноябрь», в котором звучат скорее любование ярким, предзимним, прозрачным днём. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.
Такому восприятию музыки способствует и солнечная тональность ми мажор, и жизнерадостный характер мелодии. вся широта и своеобразная красота русской природы как будто воплотились в этой музыке.
А что же второй раздел? Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.
Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.
А как же быть с программным содержанием? 1-я часть – солнечная, 2 – я – жизнерадостная, но почему тогда композитор выбрал эпиграфом для своей пьесы слова Некрасова
"Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши"
Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые звучали в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание, которое выбрал и предпослал пьесе сам композитор? Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье.
“Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса прощания – таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий видеть в любой поре года свою прелесть жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. Может быть, в последнем истаивании звучания колокольчиков впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе?
Учитель технологии: бубенцы… колокольчики… А давайте попробуем сами изготовить куклу-колокольчик.
Изготовление куклы Песня «Колокольчик мой хрустальный» (3мин24с)
Подведение итогов
Чем мы сегодня занимались?
Что мы для этого делали?
Что у нас получилось хорошо?
Что нам пока не удается?
Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»
Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.
Мясорубка – информацию переработаю.
Корзина – всё выброшу.
Учитель технологии: Русь моя величавая, хлебосольная, щедрая, певучая! Как не любить тебя, как не беречь тебя, как не петь тебе песен задушевных?
Разве можно сердцем к тебе не прикипеть, навсегда с первого взгляда не полюбить?
Учитель музыки: Венком из трав луговых ты входишь в моё сердце и остаёшься в нём песней жаворонка в поднебесье, речкой говорливой в крутых берегах, подорожником да иван-чаем, громом весенним да щедрым ливнем. Краса твоя не состарится, не поблекнет, и жить твоей красе в дочерях твоих, лебёдушках да горлицах.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в России нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в Росси нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в Росси нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в Росси нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в Росси нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
Россия
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в Росси нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ.
Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990)
Музыка Давида Тухманова Слова Юрия Энтина.
В тумане утреннем седом Скрыт от людей волшебный дом, В нем колокольчиков содом: Динь-дон, динь-дон, Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! Туда нелегок переход, Но там мечта моя живет. И неспроста меня зовет Волшебный этот звон.
Припев:
Колокольчик мой хрустальный, То веселый, то печальный, Я из тыщи голосов — Динь-дон, динь-дон - Слышу твой волшебный зов: Динь-дон, динь-дон!
Пускай на сердце тяжело, И над Добром смеется Зло, В том доме ты найдешь тепло — Поверь, поверь, Поверь, поверь. Поверь! И пусть вокруг седой туман Колдует, словно злой шаман, Но колокольчик-талисман Открыть поможет дверь!
Мне говорят со всех сторон: Волшебный дом — лишь только сон, И потому хрустальный звон Забудь, забудь, Забудь, забудь. Забудь! Но без мечты нельзя прожить! Сумей ее в душе хранить, Тогда любви святая нить К Добру укажет путь!
КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990)
Музыка Давида Тухманова Слова Юрия Энтина
В тумане утреннем седом Скрыт от людей волшебный дом, В нем колокольчиков содом: Динь-дон, динь-дон, Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! Туда нелегок переход, Но там мечта моя живет. И неспроста меня зовет Волшебный этот звон.
Припев:
Колокольчик мой хрустальный, То веселый, то печальный, Я из тыщи голосов — Динь-дон, динь-дон - Слышу твой волшебный зов: Динь-дон, динь-дон!
Пускай на сердце тяжело, И над Добром смеется Зло, В том доме ты найдешь тепло — Поверь, поверь, Поверь, поверь. Поверь! И пусть вокруг седой туман Колдует, словно злой шаман, Но колокольчик-талисман Открыть поможет дверь!
Мне говорят со всех сторон: Волшебный дом — лишь только сон, И потому хрустальный звон Забудь, забудь, Забудь, забудь. Забудь! Но без мечты нельзя прожить! Сумей ее в душе хранить, Тогда любви святая нить К Добру укажет путь!
Россия
Муз. Д. Трубачёва
Российская земля у нас прекрасна,
И небо над Россией нашей ясно.
Нет шире и просторнее полей,
Нет песни задушевней журавлей.
Нет Родины светлее, чем Россия,
Над нею небо самое синее.
Добрее, чем в России нет людей,
И мы гордимся Родиной своей.
Российская земля у нас богата,
В ней доблестные трудятся солдаты.
И бережно хранят страны покой
Нет в мире Родины такой.
КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990)
Музыка Давида Тухманова Слова Юрия Энтина
В тумане утреннем седом Скрыт от людей волшебный дом, В нем колокольчиков содом: Динь-дон, динь-дон, Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! Туда нелегок переход, Но там мечта моя живет. И неспроста меня зовет Волшебный этот звон.
Припев:
Колокольчик мой хрустальный, То веселый, то печальный, Я из тыщи голосов — Динь-дон, динь-дон - Слышу твой волшебный зов: Динь-дон, динь-дон!
Пускай на сердце тяжело, И над Добром смеется Зло, В том доме ты найдешь тепло — Поверь, поверь, Поверь, поверь. Поверь! И пусть вокруг седой туман Колдует, словно злой шаман, Но колокольчик-талисман Открыть поможет дверь!
Мне говорят со всех сторон: Волшебный дом — лишь только сон, И потому хрустальный звон Забудь, забудь, Забудь, забудь. Забудь! Но без мечты нельзя прожить! Сумей ее в душе хранить, Тогда любви святая нить К Добру укажет путь!