kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» Цели: • формирование мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей возникновения куклы и творчества П.И.Чайковского Задачи: • Обучающие: 1) Сформировать умения и навыки изготовления куклы-оберега через художественное и музыкальное восприятие; 2) научить видеть взаимосвязь между музыкой и технологией. • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к музыке и технологии; творческие способности. • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, вызвать эмоциональный отклик на музыку звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения; воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников Методические приемы: • индивидуальная работа, • творческая работа в группах, • слушание, •пение, • беседа, • просмотр видео фрагментов, • межпредметные связи (связь технологии с музыкой и литературой). Оборудование: • мультимедийная презентация, • •медиапроектор; • видеоролики, • музыкальный центр, Предварительная работа: • разучивание песен • подготовка деталей к изготовлению куклы-оберега Раздаточный материал: • инструменты и приспособления для ручных работ • картинки для рефлексии Музыкальный ряд: 1. Песня «Россия» Д.Трубачёв 2. П.И.Чайковский «На тройке. Ноябрь» из цикла «Времена года» 3. Инструментальная музыка 4. Песня «Колокольчик мой хрустальный» Слова Ю. Энтина Музыка Д. Тухманова Видеоряд: 1. Видео о валдайских колокольчиках 2. П.И.Чайковский «На тройке» Учитель технологии: В нашем доме праздник! Пришли к нам дорогие гости! Доброго здоровья, радости вашим семьям, синего неба над головой и пшеничного хлеба на столе! В русском доме гостю хвала и почёт, красный угол и каравай на вышитом рушнике. (Каравай?) Учитель музыки: Хороша и величава наша Русь! Сарафанная, вышитая, пшеничная, белоствольная, синеокая, белозубая, песенная да перезвонная. цветут сады белы, и далеко-далеко разносятся девичьи песни. Песня «Россия» Д.Трубачёв.(1м34с) Учитель музыки: Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка. Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там внизу на берегу озера у него было любимое место – Рудый Яр. Как вы думаете, какую роль играла природа в жизни и творчестве композитора? Ученики: (предположительный ответ) Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни". (Дневник Чайковского 1886 года). Учитель музыки: Чайковский долго стоял на обрыве Рудого Яра. Больше всего его поразил свет. Он заметил, что свет изливался золотистыми лучами, падающими на знакомые леса. Композитор вглядывался в него и видел все новые и новые пласты света. Еще он заметил, что свет, падая на стволы сосен золотистого оттенка, отражался от них и падал на подлесок, на траву. Разнообразие и сила света вызвала у Чайковского чувство, что сейчас случится какое-то чудо, что-то необыкновенное. В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги. Музыкант быстро вернулся домой и, сказав, чтобы никого к нему не впускали, сел за пианино и начал играть. Он играл, добивался ясности звучания мелодии, чтобы музыка была понятна и слуге Фене и старому леснику Василию. В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций. Он умел ценить полной ценой эти драгоценные минуты душевного общения с природой: он признавал их минутами "действительного счастья". "...Вчера, во время захода солнца, картина (Неаполитанского залива) была до того божествено хороша, что я плакал от наплыва чувств благодарности к Богу, посылающему мне это счастье". П.И.Чайковский, как вы знаете, очень много гастролировал и жил за границей: в Германии, Франции, Италии и везде он любовался природой, народными традициями, народными песнями, но всё своё творчество он посвятил одной стране. Какой? Почему? Ученики: (предполагаемый ответ) Петр Ильич Чайковский говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи". Учитель музыки: В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил "больше всякой другой" и русские обереги, которые трогали его душу. Учитель технологии: Да, обереги на Руси имели важное значение. Мы сегодня поговорим с вами о куклах. ? Познакомимся с историей возникновения тряпичной куклы; ? Узнаем о назначении тряпичной куклы; ? Познакомимся с разнообразием тряпичных кукол; ? Научимся изготавливать куклу «Колокольчик». ? Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это традиционная игрушка даже в самых бедных крестьянских семьях. В иных домах их накапливалось до ста штук. ? Тряпичная кукла - это неотъемлемый атрибут древних обрядов. ? Большинство кукол на Руси были оберегами. Они несли в себе определённую функцию: считалось, что такие куклы охраняют детский сон и оберегают ребёнка от злых сил. ? Все славянские куклы-обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной. ? Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись. ? Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка. ? Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое. Ученица: В колыбельку к ребенку клали Пеленашку, которая находилась рядом с ним до крещения и защищала его от разных напастей, принимая их на себя. Гости смотрели на ребенка и на куклу и нахваливали ее, чтобы не сглазить ребенка.: «Ой, до чего кукленок-то хорош!» Ученица: Кукла Бессонница уберегала младенца от дурных снов. Эту простенькую куклу-оберег мать подкладывала в люльку, приговаривая при этом: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой». Ученица: Были еще куклы Лихоманки (по-другому их еще называли Лиходейки). Их было 12, и олицетворяли они собой разные болезни. Их в рядок вешали на стену или ставили шеренгой за печкой. Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, болезнь вселится в эту куклу, а не в человека. Ученица: Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку, чтобы жених не страшился отказа и знал, что в этом доме сватам будут только рады, и часто заранее он покупал обручальные кольца. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местностях ее еще называли Кормилкой, или Рожаницей. Ученица: Куколка "Крупеничка" – это старинная насыпная игрушка. Это главная кукла в семье, символ урожая, богатства, еды. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым. К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки. Кукла-колокольчик ? Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость. ? Это оберег хорошего настроения. Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней. ? В начале XIX века появились специальные колокольные мастерские и заводы. Валдайский колокольчик имеет классическую («валдайскую») форму. Он практически лишен декора, у него лишь есть надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика. ? Самые известные надписи на валдайских колокольчиках: «Кого люблю, того и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Сдалеча весточку собою подавай», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша». ? Стоили валдайские колокольчики очень дорого, ведь их производили из самой высокосортной уральской меди. Видео о валдайских колокольчиках (47с.) Учитель музыки: Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием. Назовите самое известное программное произведение П.И.Чайковского о природе. («Времена года») Он написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Этот цикл Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно. Появление пьесы «На тройке» в цикле Чайковского воспринимается, как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни. Послушайте пьесу и попробуйте ответить на вопрос, какой образ дарит нам эта музыка? Слушание: «На тройке. Ноябрь» (3 мин.28с) Ученики: (предполагаемый ответ) Музыка дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей. Но дни идут. И вот уж дымы Встают столбами на заре, Леса багряны, недвижимы, Земля в морозном серебре, И в горностаевом шугае, Умывши бледное лицо, Последний день в лесу встречая, Выходит Осень на крыльцо. Какому разделу пьесу соответствует этот небольшой фрагмент Бунина? Первому разделу пьесы «Ноябрь», в котором звучат скорее любование ярким, предзимним, прозрачным днём. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий. Такому восприятию музыки способствует и солнечная тональность ми мажор, и жизнерадостный характер мелодии. вся широта и своеобразная красота русской природы как будто воплотились в этой музыке. А что же второй раздел? Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки. Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня. А как же быть с программным содержанием? 1-я часть – солнечная, 2 – я – жизнерадостная, но почему тогда композитор выбрал эпиграфом для своей пьесы слова Некрасова "Не гляди же с тоской на дорогу И за тройкой вослед не спеши И тоскливую в сердце тревогу Поскорей навсегда затуши" Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые звучали в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание, которое выбрал и предпослал пьесе сам композитор? Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье. “Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса прощания – таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий видеть в любой поре года свою прелесть жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. Может быть, в последнем истаивании звучания колокольчиков впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе? Учитель технологии: бубенцы… колокольчики… А давайте попробуем сами изготовить куклу-колокольчик. Изготовление куклы Песня «Колокольчик мой хрустальный» (3мин24с) Подведение итогов • Чем мы сегодня занимались? • Что мы для этого делали? • Что у нас получилось хорошо? • Что нам пока не удается? Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина» Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Учитель технологии: Русь моя величавая, хлебосольная, щедрая, певучая! Как не любить тебя, как не беречь тебя, как не петь тебе песен задушевных? Разве можно сердцем к тебе не прикипеть, навсегда с первого взгляда не полюбить? Учитель музыки: Венком из трав луговых ты входишь в моё сердце и остаёшься в нём песней жаворонка в поднебесье, речкой говорливой в крутых берегах, подорожником да иван-чаем, громом весенним да щедрым ливнем. Краса твоя не состарится, не поблекнет, и жить твоей красе в дочерях твоих, лебёдушках да горлицах.

Просмотр содержимого документа
«Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси» »

Интегрированный урок (технология + музыка) в 7 классе. «Ноябрьский образ в пьесе П.И.Чайковского. Куклы-обереги на Руси»



Цели:

• формирование мировоззрения учащихся через познание народного творчества, изучение обычаев, обрядов, традиций, знакомство с историей возникновения куклы и творчества П.И.Чайковского

Задачи:

  • Обучающие: 1) Сформировать умения и навыки изготовления куклы-оберега через художественное и музыкальное восприятие;

2) научить видеть взаимосвязь между музыкой и технологией.

  • Развивающие: развивать познавательную активность учащихся, интерес к музыке и технологии; творческие способности.

  • Воспитательные: способствовать становлению мировоззренческой позиции учащихся; воспитывать чувство патриотизма и гордости за страну и ее народ, вызвать эмоциональный отклик на музыку звучащую на уроке в процессе слушания и исполнения; воспитывать уважительное отношение к мнениям одноклассников

Методические приемы:

• индивидуальная работа,

• творческая работа в группах,

• слушание,

•пение,

• беседа,

• просмотр видео фрагментов,

• межпредметные связи (связь технологии с музыкой и литературой).



Оборудование:

• мультимедийная презентация,

• •медиапроектор;

• видеоролики,

• музыкальный центр,



Предварительная работа:

• разучивание песен

• подготовка деталей к изготовлению куклы-оберега

Раздаточный материал:

• инструменты и приспособления для ручных работ

• картинки для рефлексии

Музыкальный ряд:

  1. Песня «Россия» Д.Трубачёв

  2. П.И.Чайковский «На тройке. Ноябрь» из цикла «Времена года»

  3. Инструментальная музыка

  4. Песня «Колокольчик мой хрустальный» Слова Ю. Энтина

Музыка Д. Тухманова
Видеоряд:



  1. Видео о валдайских колокольчиках

  2. П.И.Чайковский «На тройке»

Учитель технологии: В нашем доме праздник! Пришли к нам дорогие гости! Доброго здоровья, радости вашим семьям, синего неба над головой и пшеничного хлеба на столе! В русском доме гостю хвала и почёт, красный угол и каравай на вышитом рушнике. (Каравай?)



Учитель музыки: Хороша и величава наша Русь! Сарафанная, вышитая, пшеничная, белоствольная, синеокая, белозубая, песенная да перезвонная. цветут сады белы, и далеко-далеко разносятся девичьи песни.

Песня «Россия» Д.Трубачёв.(1м34с)



Учитель музыки: Чайковский проснулся рано, но встал не сразу. Он прислушивался к пению лесных жаворонков. Где–то за окном куковала кукушка.

Композитор встал, подошел к окну и увидел лес, уходящий вдаль. Где-то там внизу на берегу озера у него было любимое место – Рудый Яр.

Как вы думаете, какую роль играла природа в жизни и творчестве композитора?

Ученики: (предположительный ответ) Природа играла большую роль в творчестве Чайковского. С самых юных лет Чайковскому красоты природы доставляли огромные удовольствия несравнимые даже с занятиями музыкой. Чайковский обладал "способностью в каждом листке и цветке видеть и понимать что-то недосягаемо прекрасное, покоющее, мирящее, дающее жажду жизни". (Дневник Чайковского 1886 года).



Учитель музыки: Чайковский долго стоял на обрыве Рудого Яра. Больше всего его поразил свет. Он заметил, что свет изливался золотистыми лучами, падающими на знакомые леса. Композитор вглядывался в него и видел все новые и новые пласты света. Еще он заметил, что свет, падая на стволы сосен золотистого оттенка, отражался от них и падал на подлесок, на траву. Разнообразие и сила света вызвала у Чайковского чувство, что сейчас случится какое-то чудо, что-то необыкновенное.

В эти минуты уединенного общения с природой он любил обдумывать свои новые произведения. В эти часы зарождалась и звучала в мыслях композитора новая музыка. Он тут же заносил ноты в записную книжку. Если же ее по рассеянности в кармане не оказывалось, он набрасывал их на первом попавшемся клочке бумаги.

Музыкант быстро вернулся домой и, сказав, чтобы никого к нему не впускали, сел за пианино и начал играть. Он играл, добивался ясности звучания мелодии, чтобы музыка была понятна и слуге Фене и старому леснику Василию.

В такое время Петр Ильич чувствовал в себе особый прилив жизненных и творческих сил: ему хотелось громко петь, танцевать, душа его раскрывалась и была полна эмоций. Он умел ценить полной ценой эти драгоценные минуты душевного общения с природой: он признавал их минутами "действительного счастья". "...Вчера, во время захода солнца, картина (Неаполитанского залива) была до того божествено хороша, что я плакал от наплыва чувств благодарности к Богу, посылающему мне это счастье".

П.И.Чайковский, как вы знаете, очень много гастролировал и жил за границей: в Германии, Франции, Италии и везде он любовался природой, народными традициями, народными песнями, но всё своё творчество он посвятил одной стране. Какой? Почему?

Ученики: (предполагаемый ответ) Петр Ильич Чайковский говорил: "Я еще не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь… Я страстно люблю русского человека, русскую речь, русский склад ума, русскую красоту лиц, русские обычаи".

Учитель музыки: В этот перечень также входит и русская природа, которую он любил "больше всякой другой" и русские обереги, которые трогали его душу.

Учитель технологии: Да, обереги на Руси имели важное значение. Мы сегодня поговорим с вами о куклах.

  • Познакомимся с историей возникновения тряпичной куклы;

  • Узнаем о назначении тряпичной куклы;

  • Познакомимся с разнообразием тряпичных кукол;

  • Научимся изготавливать куклу «Колокольчик».





  • Русская тряпичная кукла считается одним из самых загадочных символов России. Это традиционная игрушка даже в самых бедных крестьянских семьях. В иных домах их накапливалось до ста штук.

  • Тряпичная кукла - это неотъемлемый атрибут древних обрядов.

  •  Большинство кукол на Руси были оберегами. Они несли в себе определённую функцию: считалось, что такие куклы охраняют детский сон и оберегают ребёнка от злых сил.

  • Все славянские куклы-обереги были похожи в одном: у них не было лица. Кукла без лица считалась предметом неодушевленным, недоступным для вселения в него злых, недобрых сил, а значит, и безвредной.

  • Куклы были не только девчачьей забавой. Играли до 7-8 лет все дети, пока они ходили в рубахах. Но лишь мальчики начинали носить порты, а девочки юбку, их игровые роли и сами игры строго разделялись.

  • Пока дети были маленькими, кукол им шили матери, бабушки, старшие сестры. С пяти лет такую потешку уже могла делать любая девочка.

  • Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.



Ученица: В колыбельку к ребенку клали Пеленашку, которая находилась рядом с ним до крещения и защищала его от разных напастей, принимая их на себя. Гости смотрели на ребенка и на куклу и нахваливали ее, чтобы не сглазить ребенка.: «Ой, до чего кукленок-то хорош!»



Ученица: Кукла Бессонница уберегала младенца от дурных снов. Эту простенькую куклу-оберег мать подкладывала в люльку, приговаривая при этом: «Сонница-бессонница, не играй с моим дитятком, а играй с этой куколкой».







Ученица: Были еще куклы Лихоманки (по-другому их еще называли Лиходейки). Их было 12, и олицетворяли они собой разные болезни. Их в рядок вешали на стену или ставили шеренгой за печкой. Считалось, что, узрев в доме своего мини-двойника, болезнь вселится в эту куклу, а не в человека.





Ученица: Девица на выданье ставила на подоконник куклу Капустку, чтобы жених не страшился отказа и знал, что в этом доме сватам будут только рады, и часто заранее он покупал обручальные кольца. Пышногрудая кукла символизировала мать-кормилицу, в разных местностях ее еще называли Кормилкой, или Рожаницей.



Ученица: Куколка "Крупеничка" – это старинная насыпная игрушка. Это главная кукла в семье, символ урожая, богатства, еды. Крупеничка хранила высокоценные и редкие семена будущего урожая – семена гречихи. Гречиха – культура достаточно капризная, но очень ценная, поэтому отношение к ней было особым.

К концу Х1Х века для наполнения стали использовать пшено, горох, пшеницу. Появились Зерновушки и Горошинки.





Кукла-колокольчик

  • Эта куколка - веселая, задорная, приносит в дом радость.

  • Это оберег хорошего настроения.

Родина этой куклы - Валдай. Оттуда пошли валдайские колокольчики. Звон колокола оберегал людей от чумы и других страшных болезней.

  • В начале XIX века появились специальные колокольные мастерские и заводы. Валдайский колокольчик имеет классическую («валдайскую») форму. Он практически лишен декора, у него лишь есть надпись, поставленная на одном и том же месте, по нижнему краю колокольчика.

  • Самые известные надписи на валдайских колокольчиках: «Кого люблю, того и дарю», «Купи не скупись, езди веселись», «Сдалеча весточку собою подавай», «Кто колокол купит, тот счастлив будет», «Звени, утешай, ехать поспешай», «Нет барыша, зато слава хороша».

  • Стоили валдайские колокольчики очень дорого, ведь их производили из самой высокосортной уральской меди.

Видео о валдайских колокольчиках (47с.)

Учитель музыки: Тройка - так называют в России коней, запряженных вместе, под одной дугой. К ней часто подвешивали колокольчики, которые при быстрой езде звонко играли, переливаясь серебряным звучанием.

Назовите самое известное программное произведение П.И.Чайковского о природе. («Времена года»)

Он написал его наполненный особых сил и впечатлений, которые возникали во время прогулок по природе в разных частях страны, в разные времена года. Этот цикл Чайковский писал ровно год, закончив его в 1876 году, поэтому передал образ каждого месяца очень четко и своеобразно.

Появление пьесы «На тройке» в цикле Чайковского воспринимается, как реальная надежда на жизнь. Дорога в бесконечных русских просторах, тройка лошадей - вот символы продолжающейся жизни.

Послушайте пьесу и попробуйте ответить на вопрос, какой образ дарит нам эта музыка?

Слушание: «На тройке. Ноябрь» (3 мин.28с)

Ученики: (предполагаемый ответ) Музыка дарит нам образ, полный обаяния истинно русского ноября: широкое дыхание мелодии, её плавность и величавость навевают традиционный для русского искусства образ благодатной осени – яркой, щедрой, вдохновляющей.



Но дни идут. И вот уж дымы 
Встают столбами на заре, 
Леса багряны, недвижимы, 
Земля в морозном серебре, 
И в горностаевом шугае, 
Умывши бледное лицо, 
Последний день в лесу встречая, 
Выходит Осень на крыльцо. 

Какому разделу пьесу соответствует этот небольшой фрагмент Бунина? Первому разделу пьесы «Ноябрь», в котором звучат скорее любование ярким, предзимним, прозрачным днём. Пьеса начинается широкой мелодией, напоминающей привольную русскую народную песню. Вслед за ней начинают слышаться отголоски грустных, элегических раздумий.



Такому восприятию музыки способствует и солнечная тональность ми мажор, и жизнерадостный характер мелодии. вся широта и своеобразная красота русской природы как будто воплотились в этой музыке.



А что же второй раздел? Но затем все ближе и ближе начинают звучать колокольчики, прикрепленные на тройке лошадей. Веселый перезвон на время как бы заглушает грустное настроение. Но потом вновь возвращается первая мелодия - песнь ямщика. Ей аккомпанируют колокольчики. Сначала затихают, а затем совсем тают вдали их тихие звуки.

Звон бубенцов и завершает пьесу «Ноябрь», звучание которой становится всё тише, как будто тройка, только что ещё промчавшаяся мимо нас, постепенно удаляется, исчезает в дымке холодного осеннего дня.



А как же быть с программным содержанием? 1-я часть – солнечная, 2 – я – жизнерадостная, но почему тогда композитор выбрал эпиграфом для своей пьесы слова Некрасова

"Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши"



Ведь в самой пьесе нет отзвуков той обещанной тоски и тревоги, которые звучали в стихотворении. Как же тогда понимать программное содержание, которое выбрал и предпослал пьесе сам композитор? Ноябрь в России - это хотя и осенний месяц, но зима уже предстает в своем полном обличье.

“Стоят морозы, но солнце еще немного греет. Деревья покрыты белой пеленой, и этот зимний пейзаж до того прекрасен, что трудно выразить словами”, - писал Чайковский. Пьеса прощания – таков «Ноябрь» по своему местоположению в круговороте времён года. И как бы ни был жизнерадостен взгляд композитора, умеющий видеть в любой поре года свою прелесть жизни, всё же он не свободен от чувства острого сожаления, всегда неизбежного при разлуке с чем-то привычным и по-своему дорогим. Может быть, в последнем истаивании звучания колокольчиков впервые вспоминаются строки из эпиграфа к пьесе?



Учитель технологии: бубенцы… колокольчики… А давайте попробуем сами изготовить куклу-колокольчик.

Изготовление куклы Песня «Колокольчик мой хрустальный» (3мин24с)



Подведение итогов

  • Чем мы сегодня занимались?

  • Что мы для этого делали?

  • Что у нас получилось хорошо?

  • Что нам пока не удается?


Рефлексия «Чемодан, мясорубка, корзина»

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем.

Мясорубка – информацию переработаю.

Корзина – всё выброшу.



Учитель технологии: Русь моя величавая, хлебосольная, щедрая, певучая! Как не любить тебя, как не беречь тебя, как не петь тебе песен задушевных?

Разве можно сердцем к тебе не прикипеть, навсегда с первого взгляда не полюбить?





Учитель музыки: Венком из трав луговых ты входишь в моё сердце и остаёшься в нём песней жаворонка в поднебесье, речкой говорливой в крутых берегах, подорожником да иван-чаем, громом весенним да щедрым ливнем. Краса твоя не состарится, не поблекнет, и жить твоей красе в дочерях твоих, лебёдушках да горлицах.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в России нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в Росси нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в Росси нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в Росси нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в Росси нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.



Россия

Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в Росси нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.

КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ.

Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990) 

Музыка Давида Тухманова 
Слова Юрия Энтина.



В тумане утреннем седом 
Скрыт от людей волшебный дом, 
В нем колокольчиков содом: 
Динь-дон, динь-дон, 
Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! 
Туда нелегок переход, 
Но там мечта моя живет. 
И неспроста меня зовет 
Волшебный этот звон. 

Припев: 

Колокольчик мой хрустальный, 
То веселый, то печальный, 
Я из тыщи голосов — 
Динь-дон, динь-дон - 
Слышу твой волшебный зов: 
Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело, 
И над Добром смеется Зло, 
В том доме ты найдешь тепло — 
Поверь, поверь, 
Поверь, поверь. Поверь! 
И пусть вокруг седой туман 
Колдует, словно злой шаман, 
Но колокольчик-талисман 
Открыть поможет дверь! 

Мне говорят со всех сторон: 
Волшебный дом — лишь только сон, 
И потому хрустальный звон 
Забудь, забудь, 
Забудь, забудь. Забудь!
Но без мечты нельзя прожить! 
Сумей ее в душе хранить, 
Тогда любви святая нить 
К Добру укажет путь!











КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ
Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990) 

Музыка Давида Тухманова 
Слова Юрия Энтина

В тумане утреннем седом 
Скрыт от людей волшебный дом, 
В нем колокольчиков содом: 
Динь-дон, динь-дон, 
Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! 
Туда нелегок переход, 
Но там мечта моя живет. 
И неспроста меня зовет 
Волшебный этот звон. 

Припев: 

Колокольчик мой хрустальный, 
То веселый, то печальный, 
Я из тыщи голосов — 
Динь-дон, динь-дон - 
Слышу твой волшебный зов: 
Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело, 
И над Добром смеется Зло, 
В том доме ты найдешь тепло — 
Поверь, поверь, 
Поверь, поверь. Поверь! 
И пусть вокруг седой туман 
Колдует, словно злой шаман, 
Но колокольчик-талисман 
Открыть поможет дверь! 

Мне говорят со всех сторон: 
Волшебный дом — лишь только сон, 
И потому хрустальный звон 
Забудь, забудь, 
Забудь, забудь. Забудь!
Но без мечты нельзя прожить! 
Сумей ее в душе хранить, 
Тогда любви святая нить 
К Добру укажет путь!









Россия

Муз. Д. Трубачёва







Российская земля у нас прекрасна,

И небо над Россией нашей ясно.

Нет шире и просторнее полей,

Нет песни задушевней журавлей.



Нет Родины светлее, чем Россия,

Над нею небо самое синее.

Добрее, чем в России нет людей,

И мы гордимся Родиной своей.



Российская земля у нас богата,

В ней доблестные трудятся солдаты.

И бережно хранят страны покой

Нет в мире Родины такой.





























































КОЛОКОЛЬЧИК МОЙ ХРУСТАЛЬНЫЙ
Из телефильма «Рок-н-ролл для принцесс» (1990) 

Музыка Давида Тухманова 
Слова Юрия Энтина

В тумане утреннем седом 
Скрыт от людей волшебный дом, 
В нем колокольчиков содом: 
Динь-дон, динь-дон, 
Динь-дон, динь-дон. Динь-дон! 
Туда нелегок переход, 
Но там мечта моя живет. 
И неспроста меня зовет 
Волшебный этот звон. 

Припев: 

Колокольчик мой хрустальный, 
То веселый, то печальный, 
Я из тыщи голосов — 
Динь-дон, динь-дон - 
Слышу твой волшебный зов: 
Динь-дон, динь-дон!

Пускай на сердце тяжело, 
И над Добром смеется Зло, 
В том доме ты найдешь тепло — 
Поверь, поверь, 
Поверь, поверь. Поверь! 
И пусть вокруг седой туман 
Колдует, словно злой шаман, 
Но колокольчик-талисман 
Открыть поможет дверь! 

Мне говорят со всех сторон: 
Волшебный дом — лишь только сон, 
И потому хрустальный звон 
Забудь, забудь, 
Забудь, забудь. Забудь!
Но без мечты нельзя прожить! 
Сумей ее в душе хранить, 
Тогда любви святая нить 
К Добру укажет путь!





2



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Корякина Ольга Михайловна, Чупрова Ирина Васильевна

Дата: 24.12.2014

Номер свидетельства: 147611

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства