«Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
«Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и учебных программ, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и использованием современных технологий обучения. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины. Учебный материал должен настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»»
Болясов Андрей Борисович
учитель технологии высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ № 4 г. Красный Сулин, Ростовской области.
Статья на тему: «Создание личностно ориентированной образовательной среды при обучении предмета технологии с одаренными учащимися.»
Высокий уровень методической подготовки, глубокое знание педагогики и психологии, творческий подход к своей работе позволяют мне строить учебный процесс в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов и учебных программ, с учетом индивидуальных особенностей учащихся и использованием современных технологий обучения. Содержание работы с одаренными учащимися определяется в рамках учебной дисциплины. Учебный материал должен настраивать учащихся на непрерывное обучение, процесс познания должен быть для таких детей самоценным. Хочу поделиться своим опытом создания личностно ориентированной образовательной среды при обучении технологии с одаренными учащимися. Для создания личностно ориентированной образовательной среды строю работу по выявлению субъективного опыта детей, использованию его при сообщении, закреплении, проверке знаний.
Стимулирую и поддерживаю рефлексию ученика, направленную на оценку не только результата, но и процесса его достижения.
Принимаю не только рекомендуемые, но и предлагаемые учениками способы работы (выявлять их, обсуждать, оценивать в ходе урока). Гибко и вариативно веду урок в зависимости от возникающих учебных ситуаций. Подбираю разнообразные дидактические средства с учётом индивидуальной избирательности учащихся к содержанию, виду и форме программного материала, подлежащего усвоению.
Даю позитивную оценку познавательных усилий ученика независимо от его успеваемости. Организовываю и провожу на уроке диалог, включая по возможности всех учеников независимо от их готовности к уроку. Обеспечить включенность всех детей в урок на основе знания и учёта индивидуальных возможностей каждого - один из основных критериев профессионализма учителя. В своей практике я использую приёмы и методы работы, позволяющие создать личностно ориентированную среду на уроках технологии. Вот некоторые из них.
1.В ходе объяснения нового материала, при обобщении и изучении опираюсь на субъективный опыт учеников, ставя перед собой следующую задачу: выявлять содержание субъективного опыта, «окультуривать» его и использовать на уроке при изучении той или иной темы. Под субъективным методом понимается «опыт жизнедеятельности, приобретаемый ребёнком до школы в конкретных условиях семьи, социокультурного окружения, в процессе воспитания и понимания им мира людей и вещей». Изучаемый на уроках технологии учебный материал затрагивает темы, жизненно важные для учащихся. На занятиях по созданию изделий из конструкционных и поделочных материалов ученики часто делятся своими семейными традициями. Опытом родителей в изготовлении изделий из природного материала. При изучении тем по оформлению и дизайну помещения ученики с научной точки зрения подходят к организации собственного жилого пространства, размышляют на тему своего будущего семейного быта. Может быть, кому-то эти рассуждения покажутся наивными. Но, пережив это, пройдя через элемент игры, детям проще будет в дальнейшем реализовывать свои жизненные планы. Дальнейшее объяснение учебного материала строю уже на базе того субъективного опыта, который предъявили ученики входе беседы.
2. Привлекаю учащихся к решению индивидуальных проблемных ситуаций, возникающих на уроках. Например, при выполнении разметки изделия ученикам постоянно приходится решать проблемы экономного расположения шаблонов на материале с которым они работают. Часто случается, что принесённого на урок материала не хватает. По ходу урока учащимся необходимо достаточно быстро сориентироваться и изменить конструкцию своего изделия.
3. Использую групповую форму работы. Чаще всего это происходит на уроках по разделу «Технология обработки древесины». Практическая работа проходит по бригадам. Работая в группе, каждый ученик поочерёдно выполняет обязанности бригадира: рационально организует работу всей бригады, следит за выполнением правил техники безопасности, улаживает возникающие конфликты, отвечает за технологию выполняемых работ, организует уборку рабочего места. В должности бригадира успевает побывать каждый ученик. У кого-то это получается хуже, у кого-то лучше. Бригадная форма работы позволяет развивать у учащихся такие качества, как ответственность, коммуникабельность, способность принять чужую точку зрения или отстоять свою.
4. Часто использую на уроках элементы дискуссии. По ходу объяснения нового материала ставлю перед классом вопрос и даю возможность ответить на него всем желающим. При этом учащиеся не только слушают варианты ответов, предложенные одноклассниками, но и сравнивают свой вариант с другими. Важно, что высказываются все желающие, независимо от их успеваемости в учёбе, так как жизненный опыт имеется у многих. Задача учителя при этом - скорректировать в нужном направлении отношение ребёнка к социально важным вопросам.
5. Подбираю для учащихся посильные практические задания. В ходе выполнения практической работы перед учениками встаёт возможность выбора изделия по степени сложности его выполнения. Некоторые ученики необъективно оценивают свои силы и выбирают сложные в изготовлении варианты. Необходимо тактично убедить ученика выбрать мене сложное, с технологической точки зрения, изделие. Все этапы выполнения изделия остаются прежними, но на отдельных этапах технология обработки деталей упрощается. Так, например, одну и туже деталь можно выполнять с прямыми углами или закруглёнными. Технология обработки прямого угла значительно проще, чем закруглённого.
6. Отмечают положительную динамику в учебных достижениях учащихся. В конце урока при подведении итогов отмечают наиболее успешных учеников и приращение знаний и умений каждого.
7. Обосновываю выставляемую за работу на уроке оценку. На это уходит дополнительное время, но, уходя с урока, ученик точно знает, где допустил ошибку, что недоработал. У ребёнка не остаётся обиды из-за недопонимания оценки. Иногда ученик не согласен с оценкой и тогда в ходе совместной беседы стараюсь объяснить ему, в чём его ошибка.
8. Всегда обращаюсь к ученику только по имени. Уважительное отношение к ребёнку как к личности должно закладываться с детства. Отношение учителя должно не принижать его в глазах сверстников, других учителей, а, наоборот, передавать уважительное отношение к нему как к равноправному члену общества. Именно по этому на своих уроках я стараюсь обращаться к своим ученикам по имени, подчёркнуто уважительно, независимо от их социального статуса в классном коллективе.
Важную роль в создании личности ориентированной образовательной среды может играть метод проектов. При организации деятельности учащихся по методу проектов возможна индивидуальная, групповая и коллективная работа. Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать одноклассников, сравнить себя с ними, расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа:
- даёт возможность учащимся объединиться по интересам;
-обеспечивает для них разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения;
-воспитывает обязательность выполнения задания в определённые сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива;
- предоставляет возможность равноправия и свободу выражения идей, их отстаивание, аргументации, но в тоже время требует терпимости к чужой точки зрения;
- позволяет проявить взаимопомощь и вместе с тем стимулирует дух соревнования и соперничества.
При работе над групповым проектом возможно создания достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные роботы. Например, при работе над проектом «Самодельный легковой автомобиль». При этом логика построения деятельности учащихся должна соответствовать общей структуре проектирования, при которой вся группа коллективно решает одну проблему, совместно овладевая общей темой. Наряду с урочной деятельностью, способствуют выявлению и развитию одаренных учащихся различные факультативы, кружки, конкурсы, интеллектуальные марафоны, участие в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и разумеется система внеурочной исследовательской работы учащихся.
Ежегодно мои ученики принимают участие в различных конкурсах, олимпиадах района и города, России, где становятся победителями и призёрами. В 2014 году призерами стали Демяненко Сергей, Чекмарев Александр, Мисниченко Артем. Мои воспитанники в последние годы также постоянно занимают призовые места в городских конкурсах «Юные конструкторы Дона – третьему тысячелетию», в 2014 году Очир-Горяев Остапп занял третье место. В Международном конкурсе-игра «Молоток» победителями стали Алексеев Андрей, Архипов Даниил, Очир-Горяев Остапп. Победителями всероссийского игры-конкурса по ОБЖ «Спасатели - 2014» стали: Веселова Валерия, Кравцова Анастасия, Москаленко Михаил, Лозкова Елена, Очир-Горяев Остапп, Алексеев Андрей, Шкурина Наталия. Демяненко Сергей. В Международном конкурсе-игра по ОБЖ « Муравей» лауреатами стали Балина Анастасия, Кочеткова Анастасия, Жукова Варелия, Очир-Горяев Остапп, Сысоева Анастасия, Клычева Полина, Сечкарева Екатерина, Чекмарева Анастасия, Бабкова Диана , Каталенец Данил. Победителями в Международной дистанционной олимпиаде по ОБЖ проекта « Инфоурок» стали Кравцова Анастасия, Фомичева Ольга, Очир-Горяев Остапп. Победителями в Международном дистанционном блиц-турнире по ОБЖ проекта « Новый урок» стали Титов Филип, Алексеев Андрей, Шкурина Наталия, Архипов Даниил, Очир-Горяев Остап. Победителями в Международной дистанционной олимпиаде по ОБЖ проекта « Инфоурок » стали Очир-Горяев Остап, Шаульская Лера, Такарева Ангелина.
Как руководитель МО учителей технологии включён в состав муниципального жюри по оценке олимпиадных работ. Консультации, мастер-классы, экспертизы программно-методического обеспечения элективных курсов, экзаменационных материалов, участие во фронтальных проверках, подготовка и проведение районно-городских олимпиад-вот далеко не полный перечень методической работы, осуществляемой мною. Своим опытом делюсь на заседаниях ШМО, районно-методического объединения, на районных семинарах-практикумах, городских и областных конференциях ,методических семинарах. Благодаря творческой работе объединения учителя технологии активно внедряют в школах города метод проектов, принимают участие в конкурсах профессионального мастерства разных уровней, регулярно проводят предметные недели, организуют выставки творческих работ учащихся, разрабатывают программы элективных курсов предпрофильной подготовки. Мой опыт работы опубликован на образовательном интернет-ресурсе Metod-kopilka.ru , в сборнике трудов « Информационные технологии в образовании», в сборнике материалов педагогического мастерства, на сайте социальная сеть работников образования, на сайте открытый класс сетевых образовательных сообществ, а также на личных сайтах.
Постоянно совершенствую свое педагогическое мастерство. В 2012 году участвовал в Международном конкурсе методических разработок « Моя педагогическая копилка», где занял второе место . В 2013 году в Третьем Всероссийском смотре-конкурсе среди сотрудников образовательных учреждений «СПАРТАКИАДА УЧИТЕЛЕЙ-2013» занял третье место, в 2014 году стал победителем муниципального конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО-2014 года. Награжден премией Губернатора Ростовской области.
За высокие показатели в своей работе неоднократно был награждён грамотами районного Управления образования, Всероссийского и Международного уровня. Являюсь победителем конкурса лучших учителей Ростовской области в рамках приоритетного национального проекта «Образования» 2008 года, ГОРОЖАНИН ГОДА-2010 года в номинации « Образование». Победитель муниципального конкурсного отбора лучших учителей в рамках ПНПО-2014 года. Все мои достижения- это заслуга моих учеников. Мои ученики для меня самые лучшие, и я ими горжусь.
Список литературы:
1. Артюшина Н.К., Чирковская Е.Г. Личностные и профессиональные качества учителя, работающего с одаренными учащимися // Проблемы психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательного процесса. Сборник материалов научно-практической конференции / Научн. ред. Н.Ю. Синягина. – М., 2003. – С. 61-63. 2. Бабаева Ю.Д. Динамическая теория одаренности // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с. 3. Богоявленская Д.Б. Исследование творчества и одаренности в традициях процессуально-деятельностной парадигмы // Основные современные концепции творчества и одаренности / Под ред. Д.Б. Богоявленской. - М., 1997. – 402 с. 4. Большаков В.Ю. Педагогические основы развития лидерской одаренности у старших школьников: Автореф. дисс. …докт. пед. наук. – М., 2000. – 35 с. 5. Динерштейн И.В. Проблема соотношения общих и специальных творческих способностей в школьном возрасте: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 2002. – 22 с. 6. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-е. – СПб., 2003. – 192 с. 7. Зайцева Н.В., Чепурных Е.Е., Синягина Н.Ю., Кузнецова И.В., Калиш И.В. Анализ эффективности реализации мероприятий подпрограммы «Одаренные дети» Федеральной целевой программы «Дети России» (1998-2003 гг.). – М., 2004. – 74 с. 8. Ландау Э. Одаренность требует мужества: Психологическое сопровождение одаренного ребенка / Пер. с нем. А.П. Голубева; Науч. ред. рус. текста Н.М. Назарова. – М., 2002. – 144 с. 9. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М., 2001. – 320 с. 10. Одаренные дети: проблемы полноценного развития: Сборник научных статей и тезисов научных докладов / Под ред. Е.А. Козыревой. – М., 2000. – 102 с. 11. Одаренный ребенок / Под ред. О.М. Дьяченко. - М., 1997. – 137 с. 12. Опыт работы с одаренными детьми в современной России: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6-8 февраля 2003 года / Науч. ред. Л.П. Дуганова. – М., 2003. – 384 с. 13. Рабочая концепция одаренности. 2-е изд-е, расш, перераб. / Науч. ред. В.Д. Шадрикова. – М., 2002. – 94 с. 14. Юркевич В.С. Типы одаренности // Учителю об одаренных детях / Под ред. В.П. Лебедевой, В.И. Панова. - М., 1997. - С. 260 - 270.