kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ

Нажмите, чтобы узнать подробности

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

«Музыкальная страна ДоМиСолька»

Я хочу, чтобы мальчишки и девчонки изучали грамматические правила смеясь, а не плача, как это обычно бывает.

Дж.Родари

Программа, в рамках которой осуществляется моя педагогическая деятельность, называется «Музыкальная страна ДоМиСолька».  Программа направлена на дальнейшую реализацию в ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района». Программа рассчитана на учащихся 1 класса ДШИ. Продолжительность занятия составляет 45 минут, периодичность – 1 раз в неделю.

Программа является модифицированная и имеет эстетически- нравственную направленность.

Актуальность программы Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области  деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.

                  В дополнительном образовании  актуальным вопросом  остается совершенствование  учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя,  обеспечивающих достижения эффективного результата.      

      В условиях всеобщей информатизации, обилии воспроизводящих устройств технологической среды, становится совершенно очевидным  использование ИКТ в образовательном процессе ДШИ при изучении таких предметов  как сольфеджио.

Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя сольфеджио является проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала максимально просто и доступно. Современные дети очень отличаются от детей, которые приходили в музыкальную школу, скажем 20-25 лет назад. У тех детей не было и десятой доли технических устройств, которыми обладают дети современные. Компьютеры, плейеры, сотовые телефоны…. О многих их этих вещей ученики двадцатилетней давности не имели никакого понятия, а дети современные с легкостью пользуются ими с самого раннего возраста. В наши дни на ребенка обрушивается такой поток информации, с которым не всегда смог бы справиться любой взрослый человек, скажем начала 20 века. Кино, Интернет, телевидение входят в жизнь малыша буквально с первых лет жизни. Хорошо это или плохо? Об этом сейчас спорят педагоги любых профессий. Да, с одной стороны дети стали гораздо более развитыми и легко осваивают любые новинки электронной техники. Но с другой стороны они практически перестали читать, и это существенным образом повлияло на способ усвоения информации.

Работая в Детской школе искусств, я столкнулась с проблемой преподавания уроков сольфеджио в 1 классе. Детям очень сложно давались теория музыки, не усваивался материал. И тогда я решила,  нужно что то предпринимать, надо каким то образом донести знания до ребят. Я решила выбрать игровую технологию обучения и внести в нее элементы использования информационно-коммуникативных технологий.                

Повышенный интерес к активным методам обучения с применением ИКТ обусловлен новыми  задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.

      На сегодняшний день компьютерные технологии - динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её преимущества?

-в  возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет

-в  интегрировании обычного урока с ИКТ  позволяющего  педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей.

-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.

Опыт работы показал, что учащиеся легко запоминают и воспринимают новый материал, если он преподносится в игровой форме.

Принимая новый материал в игровой форме, дети  быстрее «научаются слушать» и слышать все эти премудрости. Этот факт подтверждает практика.  

Данная программа отличается от стандартной образовательной программы  изложением материала большей части занятий в игровой форме и применением информационно-комуникативных технологий.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет позволяет осуществлять методическую деятельность по изучению музыкальной грамоты в игровой форме

Отличительной особенностью данной программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» является то, что при определении содержания программы были учтены основные компоненты дополнительного образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный, а так же то, что программа является пропедевтическим  (предварительный) курсом, предшествующим более глубокому изучению предмета в последующих классах

Ведущей педагогической идеей программы является создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, обеспечивающей формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных  знаний по музыкальной грамоте.

        Цель программы

- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);

 –  создание условий для формирования навыков и умений путем игрового метода и  развития у учащихся стабильного интереса к урокам сольфеджио.

- достичь наилучших результатов в развитии музыкальных задатков,

-  выявить наиболее полно музыкальные способности,

 - сформировать профессиональные музыкальные навыки.

- формирование желания дальнейшего музыкального обучения у наиболее

способных и одаренных учащихся;

 - создание условий для развития личности ребенка;

-  развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;

-  обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

 - создание условий для социального, культурного, профессионального

самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;

-  целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

-  укрепление психического и физического здоровья детей;

 взаимодействие учителя  с семьёй. 

Задачи программы:

-  пробудить у детей любовь и интерес к музыке;

- дать учащимся необходимые умения и навыки практического применения

получаемых знаний и вызвать у них потребность в обучении музыкой;

 вызвать у учащихся желание творческого музицирования (подбирать по слуху,  сочинять, импровизировать и т.п.);

  - на фоне воспитания чувства метроритма, воспитывать вокально-

интонационные навыки одноголосного пения, а затем и двухголосного;

 оптимизировать учебный процесс.

Этапы реализации программы:

2013-2014 учебный год - разработка программы

2014-2015 учебный год - лицензирование программы и внедрение в образовательный процесс

   Особенностью содержания этой программы, на мой взгляд, является то, что:

  • программа может иметь ознакомительный, углубленный, игровой аспекты.  
  • предоставляет широкие возможности для формирования и развития творческих способностей посредством современных методов обучения;

Эта программа нацелены не только на познание, воспроизведение усвоенной информации, трансформацию умений и навыков, но и на овладение средствами, способами мышления и действия, на формирование умений использовать, воспроизводить свои знания в собственной деятельности; на выработку у обучающихся  потребности к повышению музыкальной грамотности, потребности самовыражения в творческой  деятельности.

Среди особенностей организации образовательного процесса хотелось бы отметить следующие условия: демократический стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися, который предполагает участие педагога на равных во всех видах деятельности во время урока.Все эти моменты способствуют ощущению комфортности для учащихся, способствуют раскрытию их творческих способностей. Усиление деятельностного подхода в образовании предполагающий организацию обучения учащихся через разные виды деятельности: учебную, познавательную, коммуникативную, практическую, творческую, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков. Разнообразие форм и методов организации деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.

В ходе реализации программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» используются следующие методы:

  • объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает педагог и носитель информации;
  • интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с педагогом и окружением;
  • игровые технологии

Основными формами организации учебной работы являются: групповые теоретические занятия, групповые практические занятия, игры, викторины, конкурсы.

Ожидаемые результаты:

Решая поставленные в данной программе задачи, стремлюсь получить следующие результаты:

         должны знать:

?  элементы нотной грамоты;

?  первоначальные теоретические знания.

должны уметь: 

?  читать и записывать знаки нотного письма;

?  интонировать  мелодию;

?  воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;

?  элементарно  музицировать.

    Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины на каждом уроке, в конце каждой четверти и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале, дневнике учащегося. Текущие результаты знаний и умений  учащихся первого года обучения в конце каждой четверти оцениваются в школьном журнале и дневнике учащегося

Критерии оценки освоения обучающимися содержания программы обусловлены целью программы и  их можно разделить на четыре группы:

1) достаточность знаний у обучающихся по музыкальной грамоте;

2) наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио;

3) сформированность личностных о

собенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки;

 4) наличие интереса к теории музыки.

Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.

Критерии

Показатели

Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у обучающегося

Достаточность знаний у обучающихся по сольфеджио

Наличие знаний, соответствующих содержанию программы.

Беседа, фронтальный опрос.

Реализация знаний в практической деятельности.

Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности (слуховой анализ, чтение с листа, чувство метроритма).

Наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио;

Степень реализации знаний в практической деятельности.

Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых заданиях

Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки;

Степень участия в общественной жизни ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»

Метод шкалирования (составляют учителя по специальности)

Наличие интереса к предмету сольфеджио.

Посещаемость занятий, активность на занятиях.  Ведение журнала, наблюдение. И в заключении о формах подведения итогов реализации образовательной программы «Музыкальноая страна ДоМиСолька». Формой подведения итогов реализации образовательной программы является заключительное занятие, на котором учащиеся в форме игрового соревнования показывают накопленный багаж знаний по сольфеджио.

Просмотр содержимого документа
«Модефицированная образовательная программа по сольфеджио «Музыкальная страна ДоМиСолька» для учащихся 1 класса ДШИ »

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Тема урока

Элементы содержания

или основные

понятия урока

Виды деятельности

Формы контроля



Количество часов

1

Музыкальная страна - сольфеджио.

Знать: клавиши

Уметь: находить одинаковые клавиши на клавиатуре

Пение, игра.

Слуховой контроль

1

2

Перед нами - новый дом

Знать: нотный стан, нотоносец

Уметь: определять линейки нотного стана

Пение, игра.

Слуховой контроль

1

3

Семь ребят на лесенке заиграли песенки.

Знать: расположение всех нот

Уметь: находить все ноты на клавиатуре.

Пение, игра, сочинение 2х и 3хзвучных мелодий.

Слуховой контроль

1

4

Ключ скрипичный – самый главный, называется ключ «Соль»

Знать: нотный стан, скрипичный ключ,

Уметь: записывать скрипичный ключ,.

Пение, игра, запись скрипичного ключа.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

5

Нотки спрятались в словах

Знать: ноты первой октавы

Уметь: находить эти ноты в тексте.

Пение, игра, запись знакомых нот.

Проверка письменной работы.

1

6

Нотки спрятались в словах

Знать: ноты первой октавы

Уметь: находить эти ноты в тексте

Контрольная работа

Проверка письм. работы.

1

7

Семейство длительностей

Знать: цезура, реприза

Уметь: узнавать репризу на слух.

Запись нот, ритма, сочинение ритма.

Игра « найди клавишу».

1

8

Во второй октаве ноты очень весело живут.

Знать: принцип записи нот второй октавы.

Уметь: читать ноты.

Запись нот второй октавы, простукивание ритма, чтение ритма.

Проверка письм. работы.

1

9

«Сказка про кота»

( динамика)

Знать: динамические оттенки

Уметь: определять на слух динамические оттенки

Игра, пение Т,П, чтение с листа

Слуховой контроль

1

10

Любопытный наш Диез.

Знать: диез – знак повышает звук на полтона.

Уметь: находить звуки с диезом.

Игра, пение, чтение с листа.

Слуховой контроль

1

11

Бемоль - старичок.

Знать: бемоль понижает звук на полтона.

Уметь: находить звуки с 1бемолем.

Игра, пение, чтение с листа.

Слуховой контроль

1

12

Скорая помощь - Бекар.

Знать: отмена знаков.

Уметь: называть клавиши по-разному.

Игра, пение, чтение с листа.

Игра «назови ноту»

1

13

Доля –пульс

Знать: понятие доли.

Уметь: определять доли на слух.

Пение, слушание примеров.

Слуховой контроль

1

14

Размер две четверти.

Знать: количество долей в размере 2\4.

Уметь: дирижировать на 2.

Дирижирование, пение, анализ примеров.

Слуховой контроль

1

15

Мы танцуем полечку

Знать: понятие тактовой черты.

Уметь: распределять по тактам ритм.

Дирижирование, пение, анализ примеров.

Слуховой контроль

1

16

В ритме вальса

Знать: сетку на 3\4

Уметь: распределять по тактам ритм.

Дирижирование, пение, анализ примеров.

Слуховой контроль

1

17

Два кружка нарисовал-
Получился интервал

Знать: определение интервал

Уметь: строить интервалы на клавиатуре

Игра, анализ примеров.

Слуховой контроль

1

18

Это- секунда, задира-малышка.

Знать: Цифровое обозначение секунды.

Уметь: определять на слух секунду

Игра, анализ примеров.

Слуховой контроль

1

19

Во дворце я живу – чисто терцию пою.

Знать: Цифровое обозначение терции.

Уметь: определять на слух интервал терцию

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль

1

20

Интервал зовется Кварта

Знать: Цифровое обозначение кварты.

Уметь: определять на слух кварту.

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль

1

21

А квинта звучит пусто - пусто

Знать: Цифровое обозначение квинты.

Уметь: определять на слух квинту

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

22

Величайте – герцог Секста

Знать: Цифровое обозначение сексты.

Уметь: определять на слух интервал сексту

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

23

Неприятный интервал
Нас немножко испугал.

Знать: Цифровое обозначение септимы.

Уметь: определять на слух септиму

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

24

Выступает, словно пава – 
Длинноногая октава.

Знать: Цифровое обозначение октавы.

Уметь: определять на слух октаву

Игра , анализ примеров.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

25

Семинотка

Знать: Цифровое обозначение интервалов.

Уметь: определять на слух интервалы

Контрольная работа.

Слуховой контроль, проверка письменной работы

1

26

Тон и полутон.

Знать: целый тон, полутон.

Уметь: строить тон, полутон на клавиатуре.

Запись попевок, слуховой анализ.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

27

Устойчивые ступени

Знать: ступени- ноты

Уметь: определять на слух устоичивые ступени.

Слуховые задания, работа с текстом.

Слуховой контроль, проверка письменной работы.

1

28

Транспонирование

Знать: транспонирование - перенос мелодии.

Уметь: записывать мелодию в разных тональностях.

Работа с текстом.

Слуховой контроль.

1

29

Наш марш

Знать: сетку дирижирования.

Уметь: распределять такты в размере 4\4.

Работа с текстом, дирижирование

Слуховой контроль.

1

30

Дирижеры мы с тобой

Знать:запись половинной паузы.

Уметь: читать с листа.

Работа с текстом, дирижирование

Слуховой контроль.

1

31

Веселое транспонирование

Знать: ч4.

Уметь:интонировать

Пение, игра.

Слуховой контроль.

1

32

Веселое транспонирование


Знать: в пределах пройденного материала.

Уметь транспонировать.

Письменные задания.

Контрольная работа

1

33

Юный композитор

Знать: в пределах пройденного материала.

Уметь: слушать музыку.

Исполнение произведений.

Слуховой контроль, проверка письменной работы

1

34

Мы играем и поем

Знать: пройденный материал.

Уметь: в пределах пройденного материала

Пение, анализ.

Командная игра

1




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Музыка

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Суходольская Оксана Анатольевна

Дата: 03.04.2015

Номер свидетельства: 196481

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства