ПРЕДСТАВЛЕНИЕ МОДИФИЦИРОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Музыкальная страна ДоМиСолька»
Я хочу, чтобы мальчишки и девчонки изучали грамматические правила смеясь, а не плача, как это обычно бывает.
Дж.Родари
Программа, в рамках которой осуществляется моя педагогическая деятельность, называется «Музыкальная страна ДоМиСолька». Программа направлена на дальнейшую реализацию в ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района». Программа рассчитана на учащихся 1 класса ДШИ. Продолжительность занятия составляет 45 минут, периодичность – 1 раз в неделю.
Программа является модифицированная и имеет эстетически- нравственную направленность.
Актуальность программы Век компьютерных технологий набрал такие обороты что уже, пожалуй, нет ни одной области деятельности человека, где они не нашли бы свое применение.
В дополнительном образовании актуальным вопросом остается совершенствование учебного процесса, поиск и внедрение активных форм и методов обучения, с использованием информационных технологий в практической деятельности преподавателя, обеспечивающих достижения эффективного результата.
В условиях всеобщей информатизации, обилии воспроизводящих устройств технологической среды, становится совершенно очевидным использование ИКТ в образовательном процессе ДШИ при изучении таких предметов как сольфеджио.
Одной из самых актуальных проблем современного преподавателя сольфеджио является проблема преподнесения сложного музыкально-теоретического материала максимально просто и доступно. Современные дети очень отличаются от детей, которые приходили в музыкальную школу, скажем 20-25 лет назад. У тех детей не было и десятой доли технических устройств, которыми обладают дети современные. Компьютеры, плейеры, сотовые телефоны…. О многих их этих вещей ученики двадцатилетней давности не имели никакого понятия, а дети современные с легкостью пользуются ими с самого раннего возраста. В наши дни на ребенка обрушивается такой поток информации, с которым не всегда смог бы справиться любой взрослый человек, скажем начала 20 века. Кино, Интернет, телевидение входят в жизнь малыша буквально с первых лет жизни. Хорошо это или плохо? Об этом сейчас спорят педагоги любых профессий. Да, с одной стороны дети стали гораздо более развитыми и легко осваивают любые новинки электронной техники. Но с другой стороны они практически перестали читать, и это существенным образом повлияло на способ усвоения информации.
Работая в Детской школе искусств, я столкнулась с проблемой преподавания уроков сольфеджио в 1 классе. Детям очень сложно давались теория музыки, не усваивался материал. И тогда я решила, нужно что то предпринимать, надо каким то образом донести знания до ребят. Я решила выбрать игровую технологию обучения и внести в нее элементы использования информационно-коммуникативных технологий.
Повышенный интерес к активным методам обучения с применением ИКТ обусловлен новыми задачами, которые заключаются в том, чтобы не только дать учащимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда, научить работать с информацией, осмысливать ее и делать необходимые выводы.
На сегодняшний день компьютерные технологии - динамично развивающаяся область знаний. В чем же заключаются её преимущества?
-в возможности получения различного рода материалов через сеть Интернет
-в интегрировании обычного урока с ИКТ позволяющего педагогу сделать процесс обучения более интересным, разнообразным, интенсивным, проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность и удовлетворяющего потребности современных детей.
-в помощи педагогу лучше оценить способности и знания ребенка, побуждении поиска новых, форм и методов обучения, стимулирующих его профессиональный рост и все дальнейшее освоение информационных технологий.
Опыт работы показал, что учащиеся легко запоминают и воспринимают новый материал, если он преподносится в игровой форме.
Принимая новый материал в игровой форме, дети быстрее «научаются слушать» и слышать все эти премудрости. Этот факт подтверждает практика.
Данная программа отличается от стандартной образовательной программы изложением материала большей части занятий в игровой форме и применением информационно-комуникативных технологий.
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет позволяет осуществлять методическую деятельность по изучению музыкальной грамоты в игровой форме
Отличительной особенностью данной программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» является то, что при определении содержания программы были учтены основные компоненты дополнительного образования: познавательный, нормативный, ценностный, эмоционально-эстетический, деятельностный, креативный, а так же то, что программа является пропедевтическим (предварительный) курсом, предшествующим более глубокому изучению предмета в последующих классах
Ведущей педагогической идеей программы является создание нестандартной развивающей экологизированной игровой среды, обеспечивающей формирование у обучающихся системы расширенных и углубленных знаний по музыкальной грамоте.
Цель программы
- сделать урок современным (с точки зрения использования технических средств);
– создание условий для формирования навыков и умений путем игрового метода и развития у учащихся стабильного интереса к урокам сольфеджио.
- достичь наилучших результатов в развитии музыкальных задатков,
- выявить наиболее полно музыкальные способности,
- сформировать профессиональные музыкальные навыки.
- формирование желания дальнейшего музыкального обучения у наиболее
способных и одаренных учащихся;
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- создание условий для социального, культурного, профессионального
самоопределения, творческой самореализации личности ребенка;
- целостность процесса психического, физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья детей;
взаимодействие учителя с семьёй.
Задачи программы:
- пробудить у детей любовь и интерес к музыке;
- дать учащимся необходимые умения и навыки практического применения
получаемых знаний и вызвать у них потребность в обучении музыкой;
вызвать у учащихся желание творческого музицирования (подбирать по слуху, сочинять, импровизировать и т.п.);
- на фоне воспитания чувства метроритма, воспитывать вокально-
интонационные навыки одноголосного пения, а затем и двухголосного;
оптимизировать учебный процесс.
Этапы реализации программы:
2013-2014 учебный год - разработка программы
2014-2015 учебный год - лицензирование программы и внедрение в образовательный процесс
Особенностью содержания этой программы, на мой взгляд, является то, что:
- программа может иметь ознакомительный, углубленный, игровой аспекты.
- предоставляет широкие возможности для формирования и развития творческих способностей посредством современных методов обучения;
Эта программа нацелены не только на познание, воспроизведение усвоенной информации, трансформацию умений и навыков, но и на овладение средствами, способами мышления и действия, на формирование умений использовать, воспроизводить свои знания в собственной деятельности; на выработку у обучающихся потребности к повышению музыкальной грамотности, потребности самовыражения в творческой деятельности.
Среди особенностей организации образовательного процесса хотелось бы отметить следующие условия: демократический стиль взаимоотношений между педагогом и учащимися, который предполагает участие педагога на равных во всех видах деятельности во время урока.Все эти моменты способствуют ощущению комфортности для учащихся, способствуют раскрытию их творческих способностей. Усиление деятельностного подхода в образовании предполагающий организацию обучения учащихся через разные виды деятельности: учебную, познавательную, коммуникативную, практическую, творческую, направленность содержания образования на формирование общих учебных умений и навыков. Разнообразие форм и методов организации деятельности позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребенка.
В ходе реализации программы «Музыкальная страна ДоМиСолька» используются следующие методы:
- объяснительно-иллюстративное обучение – традиционный и наименее эффективный метод обучения с точки зрения «образования для устойчивого развития». Средством обучения выступает педагог и носитель информации;
- интерактивное обучение – более эффективный метод обучения, основанный на взаимодействие обучающихся между собой, с педагогом и окружением;
- игровые технологии
Основными формами организации учебной работы являются: групповые теоретические занятия, групповые практические занятия, игры, викторины, конкурсы.
Ожидаемые результаты:
Решая поставленные в данной программе задачи, стремлюсь получить следующие результаты:
должны знать:
? элементы нотной грамоты;
? первоначальные теоретические знания.
должны уметь:
? читать и записывать знаки нотного письма;
? интонировать мелодию;
? воспроизводить и записывать ритмический рисунок стихотворного и музыкального текста;
? элементарно музицировать.
Знания и умения, приобретаемые учащимися в течении учебного года оцениваются преподавателем данной дисциплины на каждом уроке, в конце каждой четверти и учебного года, фиксируются записями в школьном журнале, дневнике учащегося. Текущие результаты знаний и умений учащихся первого года обучения в конце каждой четверти оцениваются в школьном журнале и дневнике учащегося
Критерии оценки освоения обучающимися содержания программы обусловлены целью программы и их можно разделить на четыре группы:
1) достаточность знаний у обучающихся по музыкальной грамоте;
2) наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио;
3) сформированность личностных о
собенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки;
4) наличие интереса к теории музыки.
Показатели к каждому из предложенных критериев и диагностический инструментарий представим в таблице.
Критерии
Показатели
Метод, позволяющий оценить степень выраженности показателя у обучающегося
Достаточность знаний у обучающихся по сольфеджио
Наличие знаний, соответствующих содержанию программы.
Беседа, фронтальный опрос.
Реализация знаний в практической деятельности.
Наблюдение за использованием знаний в реализации учащимися данных видов деятельности (слуховой анализ, чтение с листа, чувство метроритма).
Наличие умений и навыков для осуществления практической деятельности по сольфеджио;
Степень реализации знаний в практической деятельности.
Наблюдение за реализацией учащимися индивидуальных и групповых заданиях
Сформированность личностных особенностей, позволяющих осуществлять индивидуальную и групповую творческую деятельность в области музыки;
Степень участия в общественной жизни ГККП «Детская школа искусств» ГУ «Отдел образования акимата Житикаринского района»
Метод шкалирования (составляют учителя по специальности)
Наличие интереса к предмету сольфеджио.
Посещаемость занятий, активность на занятиях. Ведение журнала, наблюдение. И в заключении о формах подведения итогов реализации образовательной программы «Музыкальноая страна ДоМиСолька». Формой подведения итогов реализации образовательной программы является заключительное занятие, на котором учащиеся в форме игрового соревнования показывают накопленный багаж знаний по сольфеджио.