Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы"
Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы"
Описание педагогического опыта «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»
На протяжении трех лет я работаю над проблемой «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»
Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:
модернизацией процесса обучения;
утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
потребностью учащихся в ведении исследовательской работы.
Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям.
Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников МОУ СОШ №88 выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания.
Мною выявлено сложившееся противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте.
Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка» способствует преодолению выше названного противоречия.
Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и разработке процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.
Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.
Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности:
Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом ;
- лингвистический анализ текста ;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение;
- мини-изложения и мини-сочинения;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение двух текстов;
- лексические разминки;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- упражнения на определение функционально-смыслового типа речи;
- упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;
- составление текста из отдельных предложений;
- упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
В своей практике по формированию коммуникативной компетентности я использую нестандартные формы проведения занятий, например:
- урок-исследование;
- урок-тест;
- урок - творческая мастерская;
- урок-практикум;
-урок-игра.
Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это
- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль своего
высказывания;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания,
обеспечивая последовательность и связность
изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие
точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка,
в том числе орфографические и пунктуационные.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции школьников, выявлены возможности уроков русского языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности.
Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
Теоретико-методологическую основу опыта составили: научные труды Т.А.Ладыженской, работы Е.И.Никитиной, рекомендации Т.М.Пахновой и методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного. Основой для выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.
Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.
О результативности данного опыта свидетельствуют выросшие показатели качества по ЕГЭ, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.
Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.
У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Описание опыта работы по теме: "Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетентности на уроках русского языка и литературы" »
Описание педагогического опыта «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»
На протяжении трех лет я работаю над проблемой «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка»
Актуальность. Интерес к этой проблеме вызван многими обстоятельствами:
модернизацией процесса обучения;
утверждением нового стиля педагогического мышления, ориентирующегося на интенсивное и эффективное решение образовательно – воспитательных задач, на творческо-поисковую самостоятельность школьников, способных на непрерывное образование;
потребностью учащихся в ведении исследовательской работы.
Современному обществу нужны образованные, коммуникабельные, нравственные люди. Перед учителем на сегодняшний день стоит задача воспитать личность, владеющую культурой общения, с уважением относящуюся к духовным ценностям.
Чтобы воспитать такую личность, необходимо научить ребенка решать языковыми средствами те или иные коммуникативные задачи в разных сферах и ситуациях общения.
Задачу учителя русского языка и литературы вижу в такой организации процесса обучения, который способствует развитию коммуникативной, лингвистической и культурологической компетенции учащихся. Анализ результатов ЕГЭ по русскому языку выпускников МОУ СОШ №88 выявил недостаточное умение школьников работать с текстом, правильно выражать свои мысли, редактировать высказывания.
Мною выявлено сложившееся противоречие между общим снижением уровня культуры речи учащихся и требованием общества – развитие личности, способной создавать собственное речевое высказывание, анализировать информацию, содержащуюся в тексте.
Содержание опыта работы по теме «Работа с текстом как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках русского языка» способствует преодолению выше названного противоречия.
Считаю, что текст в условиях классно-урочной системы, с одной стороны, должен стать стимулом для обсуждения различных проблем, с другой стороны, должен предоставить необходимые факты и языковой материал для создания собственного речевого высказывания.
Ведущая педагогическая идея опыта
Ведущая педагогическая идея опыта – это использование текста как основы создания на уроках русского языка развивающей речевой среды, обеспечивающей воспитание общечеловеческих ценностей, реализацию практической направленности обучения.
Указанное противоречие позволило сформулировать проблему, которая заключается в выявлении содержательной и разработке процессуальной стороны формирования коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.
Целью педагогической деятельности по данной технологии является выявление и разработка методических подходов при формировании коммуникативной компетенции в процессе работы над текстом.
Объектом исследования является процесс анализа текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Задачи педагогической деятельности:
Внедрение на уроках русского языка форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся.
Подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц.
Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявления одаренных в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования коммуникативной компетенции учащихся.
Наиболее результативными являются следующие формы и методы организации работы на уроке с текстом:
- комплексная работа с текстом ;
- лингвистический анализ текста ;
- различные виды диктантов;
- сочинение-рассуждение;
- мини-изложения и мини-сочинения;
- редактирование текста;
- работа с текстами-миниатюрами;
- сравнение двух текстов;
- лексические разминки;
- интеллектуально-лингвистические упражнения;
- упражнения на определение функционально-смыслового типа речи;
- упражнения на осознание связи содержания текста с его заголовком;
- составление текста из отдельных предложений;
- упражнения, которые раскрывают особенности употребления языковых единиц в устной и письменной речи, изобразительные возможности отдельных частей речи и членов предложения;
- коммуникативные и игровые ситуации.
В своей практике по формированию коммуникативной компетентности я использую нестандартные формы проведения занятий, например:
- урок-исследование;
- урок-тест;
- урок - творческая мастерская;
- урок-практикум;
-урок-игра.
Формированию речевой компетентности способствует использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Цели обучения русскому языку определяются и через формирование коммуникативной компетенции, это
- понимать читаемый текст;
- определять тему и основную мысль текста;
- формулировать основную мысль своего
высказывания;
- аргументировать свою точку зрения;
- строить композицию письменного высказывания,
обеспечивая последовательность и связность
изложения,
- отбирать языковые средства, обеспечивающие
точность и выразительность речи,
- соблюдать при письме нормы литературного языка,
в том числе орфографические и пунктуационные.
Теоретическая значимость опыта заключается в том, что уточнена сущность коммуникативной компетенции школьников, выявлены возможности уроков русского языка для ее формирования, построена теоретическая модель формирования коммуникативной компетентности.
Практическая значимость опыта заключается в том, что его результаты могут быть использованы не только учителями русского языка, но и преподавателями других общеобразовательных дисциплин.
Теоретико-методологическую основу опыта составили: научные труды Т.А.Ладыженской, работы Е.И.Никитиной,рекомендации Т.М.Пахновой и методика поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее познанного. Основойдля выбора темы явилась дидактическая система работы методиста Г.М.Соколовой, Заслуженного учителя РСФСР, которая состоит в совершенствовании правописных навыков, речевого и интеллектуального развития учащихся в единстве.
Новизна опыта заключается в практическом применении полученных знаний в жизненных ситуациях, личностно – ориентированном взаимодействии учителя с учениками. Разработан комплекс дидактических материалов работы с текстом, включающий графические и словесные опоры, карточки, содержащие основные типы заданий по формированию речетворческих умений и навыков.
О результативности данного опыта свидетельствуют выросшие показатели качества по ЕГЭ, результаты итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе, увеличение числа хорошистов и отличников по предмету, стабильные результаты контрольных и диагностических работ, 100% освоение государственных образовательных стандартов.
Работа с текстом способствует развитию речетворческих навыков, внимания, выработке стремления учиться, формированию коммуникативных умений, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащению словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитию готовности и способности к речевому самосовершенствованию.
У учащихся формируется умение говорить, слушать, анализировать, приобретается опыт самостоятельной творческой деятельности, положительный опыт сотрудничества, совершенствуется речевое развитие, что способствует повышению качества знаний, позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учебе, различных конкурсах, олимпиадах.