КГУ «Средняя общеобразовательная школа №39»
Ашмуханбетова Шынар Нурмухамедовна
учитель русского языка и литературы
Развитие интеллектуальных способностей учащихся
на уроках русского языка и литературы.
ИНТЕЛЛЕКТ — это достояние, мощь, будущее каждой нации. В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов.
Интеллект — это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.
К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом.
С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.
На систему современного образования сегодня возлагается непростая задача: восстановить, сохранить и обеспечить рост интеллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущих поколений. поэтому современная школа должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития интеллектуальных возможностей каждого ученика.
В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; также должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.
Таким образом, обновление содержания и инновации в образовании, раскрытие творческого потенциала учеников, помощь в работе системы поиска и поддержки одаренной молодежи является сегодня одной из задач деятельности современного учителя.
ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.
Задача школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные.
Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Критериями интеллектуальной зрелости могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:
1) широта умственного кругозора,
2) гибкость и многовариантность оценок событий (в противовес «черно-белому мышлению»),
3) готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);
4) умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить лишь в терминах «здесь и теперь»);
5) способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;
6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных событий»).
Сегодня мало знать, нужно уметь анализировать факты, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.
Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.
1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единственным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.
2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой, с выделением причинно-следственных связей. Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.
Анализируя возникшие проблемы и противоречия, мы опираемся на философские концепции ценностного подхода к человеку, признания прав, свободы и достоинства человека, положения об активной роли растущего человека в процессе собственного личностного становления, положения гуманистической психологии и педагогики о самоактуализирующейся личности. (К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Маслоу), на положения о социальной ситуации развития ребенка, о зонах развития, о необходимости сотрудничества ребенка и взрослого, об установлении зависимости результатов личностного развития от обучения, на технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка; на теорию поэтапного формирования умственных действий, созданную в работах П.Я.Гальперина и его последователей; на принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности; на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.
Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.
Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики самореализации обучающихся, повышение уровня развития их исследовательского поведения, интеллекта и креативности при изучении русского языка и литературы посредством использования исследовательских приемов и методов.
Необходимо внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы интеллектуальному развитию учеников, стимулировала бы самообучаемость школьника, его способности в разных видах мыслительной, речевой и др. деятельности, формировала исследовательское поведение. Учебник «Литература XIX века» В.И.Сахарова, С.А.Зинина предлагает сегодня задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя или разных авторов («Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого»)? Поэтому учителю необходимо создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования, для формирования основ исследовательской культуры, содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся, развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации. Мотивом исследовательского поведения является любознательность. Это внимание ко всему, что тебя окружает, стремление найти ответы на все вопросы, удовлетворение от того, что получается, удовольствие и радость от интеллектуального труда.
Проблема поиска новых, более действенных средств для повышения учебной мотивации, формирования среды для развития интеллектуальных умений и навыков учеников интересовала давно. Но в последние годы в связи с модернизацией системы российского образования и изменением социального заказа вышла на первый план.
В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы. Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.
С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.
Конечно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется. Он – не просто координатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания. И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск.
Работа с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером. Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.