kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

КГУ «Средняя общеобразовательная школа  №39»

  Ашмуханбетова  Шынар  Нурмухамедовна 

 учитель русского языка и литературы                                    

 

 

Развитие интеллектуальных способностей учащихся

 на уроках русского языка и литературы.

ИНТЕЛЛЕКТ — это достояние, мощь, будущее каждой нации. В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов.

Интеллект — это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.

К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом.

С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.

На систему современного образования сегодня возлагается непростая задача: восстановить, сохранить и обеспечить рост интеллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущих поколений. поэтому современная школа должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития интеллектуальных возможностей каждого ученика.

         В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; также должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Таким образом, обновление содержания и инновации в образовании, раскрытие творческого потенциала учеников, помощь в работе системы поиска и поддержки одаренной молодежи является сегодня одной из задач деятельности современного учителя.

ХХI  век потребовал качественного изменения содержания образования,  которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

Задача школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные.

         Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта,  обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Критериями интеллектуальной  зрелости могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

1) широта умственного кругозора,

2) гибкость и многовариантность оценок событий  (в противовес «черно-белому мышлению»),

3) готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);

4)  умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого  (причин)  и терминах будущего  (последствий) (в противовес склонности мыслить лишь в терминах  «здесь и теперь»);

5) способность выявлять существенные,  объективно значимые аспекты происходящего;

6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных событий»).

         Сегодня мало знать, нужно уметь   анализировать факты,  рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.

Педагогическая практика показала,  что существует ряд проблем,  без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка. 

1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единственным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к  предмету и к уроку в целом.

2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой,  с выделением причинно-следственных связей.  Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту.  Как результат –  перегруженность детей,  бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.

Анализируя возникшие проблемы и противоречия, мы опираемся на философские концепции ценностного подхода к человеку,  признания прав, свободы и достоинства   человека, положения об активной роли растущего человека в процессе собственного личностного становления, положения гуманистической психологии и педагогики о самоактуализирующейся  личности.    (К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Маслоу), на положения о социальной ситуации развития ребенка,  о зонах развития,  о необходимости сотрудничества ребенка и взрослого, об установлении зависимости результатов личностного развития от обучения, на технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова,  в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка; на  теорию поэтапного формирования умственных действий,  созданную в работах П.Я.Гальперина и его последователей; на  принципы личностно-ориентированного обучения  (И.С.Якиманская),  реализация которых позволяет максимально выявить,  использовать, «окультурить»  субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности; на  технологию  «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч.Темпл,  Д.Стил, К.Мередит),  направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов,  развитие аналитического мышления обучающихся.

         Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной,  интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании. 

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики самореализации обучающихся,  повышение уровня развития их исследовательского поведения,  интеллекта и креативности при изучении русского языка и литературы посредством использования исследовательских приемов и методов. 

Необходимо внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы интеллектуальному развитию учеников, стимулировала бы самообучаемость школьника,  его способности в разных видах мыслительной,  речевой и др.  деятельности, формировала исследовательское поведение. Учебник «Литература XIX века» В.И.Сахарова, С.А.Зинина предлагает сегодня задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя или разных авторов («Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой  других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого»)? Поэтому учителю необходимо создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений,  необходимых для дальнейшего образования,  для формирования основ исследовательской культуры,  содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся, развивать коммуникативные умения сотрудничества,  обучения в диалоге;  создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации. Мотивом исследовательского поведения является любознательность. Это внимание ко всему, что тебя окружает, стремление найти ответы на все вопросы, удовлетворение от того, что получается, удовольствие и радость от интеллектуального труда. 

Проблема поиска новых, более действенных средств  для повышения учебной мотивации, формирования среды для развития интеллектуальных умений и навыков учеников интересовала давно. Но в последние годы в связи с модернизацией системы российского образования и изменением социального заказа вышла на первый план.

В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы. Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.

С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Конечно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется. Он – не просто координатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания. И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск.

Работа с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером.  Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие интеллектуальных способностей учащихся на уроках русского языка и литературы. »

КГУ «Средняя общеобразовательная школа №39»

Ашмуханбетова Шынар Нурмухамедовна

учитель русского языка и литературы



Развитие интеллектуальных способностей учащихся

на уроках русского языка и литературы.

ИНТЕЛЛЕКТ — это достояние, мощь, будущее каждой нации. В последние годы проблема интеллектуального развития детей оказалась в центре внимания педагогов и психологов.

Интеллект — это совокупность определенных качеств индивида, обеспечивающих его способность к мыслительной деятельности.

К такого рода качествам относятся способность к анализу, синтезу, обобщению и абстрагированию, наличие которых означает, что интеллект обладает достаточной гибкостью мышления и творческим потенциалом.

С качествами развитого интеллекта органически сочетается такой его компонент, как эрудиция, представляющая собой определенную сумму знаний из различных областей науки и искусства.

На систему современного образования сегодня возлагается непростая задача: восстановить, сохранить и обеспечить рост интеллектуального богатства России в интересах как нынешнего, так и будущих поколений. поэтому современная школа должна быть ориентирована на совершенствование уровня развития интеллектуальных возможностей каждого ученика.

В школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире; также должна быть выстроена разветвлённая система поиска и поддержки талантливых детей и их сопровождения в течение всего периода становления личности.

Таким образом, обновление содержания и инновации в образовании, раскрытие творческого потенциала учеников, помощь в работе системы поиска и поддержки одаренной молодежи является сегодня одной из задач деятельности современного учителя.

ХХI век потребовал качественного изменения содержания образования, которое должно быть направлено на развитие возможностей и способностей человеческой личности.

Задача школы и каждого педагога – создать условия, позволяющие личности ребенка максимально самореализоваться, развить свои способности, в том числе интеллектуальные.

Интеллект – это специфическая форма организации индивидуального умственного опыта, обеспечивающая возможность эффективного восприятия, понимания и интерпретации происходящего. Критериями интеллектуальной зрелости могут служить особенности познавательного отношения человека к происходящему:

1) широта умственного кругозора,

2) гибкость и многовариантность оценок событий (в противовес «черно-белому мышлению»),

3) готовность к принятию необычной информации (в противовес догматизму);

4) умение осмысливать настоящее одновременно в терминах прошлого (причин) и терминах будущего (последствий) (в противовес склонности мыслить лишь в терминах «здесь и теперь»);

5) способность выявлять существенные, объективно значимые аспекты происходящего;

6) возможность мыслить в категориях вероятного (в противовес игнорированию возможности существования «невозможных событий»).

Сегодня мало знать, нужно уметь анализировать факты, рассматривать одну и ту же проблему с разных точек зрения; выделять причинно-следственные связи; рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся. Очень важно грамотно работать с информацией.

Педагогическая практика показала, что существует ряд проблем, без решения которых невозможно обеспечить продуктивное развитие интеллектуальных способностей ребенка.

1. В современном информационно насыщенном мире учебник все реже остается единственным и важнейшим источником информации. «Сухой» научный и научно-популярный язык не всегда выглядит в глазах ребенка выигрышно по сравнению с обширной мультимедийной информацией. Как следствие – снижение интереса к предмету и к уроку в целом.

2. При анализе учебного материала, решении проблемных ситуаций у школьника могут возникать затруднения с аналитической работой, с выделением причинно-следственных связей. Вызвано это, прежде всего, несоответствием объема информации, которую должен освоить ребенок, и отводимым на это учебным временем в условиях концентрического подхода; уровнем материала и его адаптированности соответствующему возрасту. Как результат – перегруженность детей, бессистемность знаний, недостаточно высокий (а порой низкий) уровень культуры лингвистического и литературоведческого мышления участников образовательного процесса.

Анализируя возникшие проблемы и противоречия, мы опираемся на философские концепции ценностного подхода к человеку, признания прав, свободы и достоинства человека, положения об активной роли растущего человека в процессе собственного личностного становления, положения гуманистической психологии и педагогики о самоактуализирующейся личности. (К.Д.Ушинский, Л.Н. Толстой, В.А. Сухомлинский, М.М.Бахтин, Л.С.Выготский, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, А.Маслоу), на положения о социальной ситуации развития ребенка, о зонах развития, о необходимости сотрудничества ребенка и взрослого, об установлении зависимости результатов личностного развития от обучения, на технологию развивающего обучения Д.Б.Эльконина и В.В.Давыдова, в которой основное внимание обращается на развитие интеллектуальных способностей и познавательного интереса ребенка; на теорию поэтапного формирования умственных действий, созданную в работах П.Я.Гальперина и его последователей; на принципы личностно-ориентированного обучения (И.С.Якиманская), реализация которых позволяет максимально выявить, использовать, «окультурить» субъектный опыт ребенка и помочь личности познать себя, самореализоваться, развить индивидуальные познавательные способности; на технологию «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (Ч.Темпл, Д.Стил, К.Мередит), направленную на активизацию индивидуальных умственных процессов, развитие аналитического мышления обучающихся.

Творческий процесс в любой интеллектуальной среде не может осуществляться без участия целостной, интересной личности. Создание условий для интеллектуальной и творческой деятельности является основой реализации личностно-ориентированного подхода в образовании.

Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики самореализации обучающихся, повышение уровня развития их исследовательского поведения, интеллекта и креативности при изучении русского языка и литературы посредством использования исследовательских приемов и методов.

Необходимо внедрить в педагогическую практику такую организацию учебного процесса, которая способствовала бы интеллектуальному развитию учеников, стимулировала бы самообучаемость школьника, его способности в разных видах мыслительной, речевой и др. деятельности, формировала исследовательское поведение. Учебник «Литература XIX века» В.И.Сахарова, С.А.Зинина предлагает сегодня задания, основанные на межтекстовом сопоставлении литературного материала в рамках творчества отдельного писателя или разных авторов («Как авторская концепция истории в «Медном всаднике» соотносится с проблематикой других пушкинских произведений о Петре («Полтава», «Пир Петра Первого», «Арап Петра Великого»)? Поэтому учителю необходимо создать условия для приобретения учащимися учебно-исследовательских умений, необходимых для дальнейшего образования, для формирования основ исследовательской культуры, содействовать поддержке внутренней учебной мотивации на основе познавательного интереса учащихся, развивать коммуникативные умения сотрудничества, обучения в диалоге; создать условия для раскрытия личностного потенциала учащихся, их оптимального самоопределения и самореализации. Мотивом исследовательского поведения является любознательность. Это внимание ко всему, что тебя окружает, стремление найти ответы на все вопросы, удовлетворение от того, что получается, удовольствие и радость от интеллектуального труда.

Проблема поиска новых, более действенных средств для повышения учебной мотивации, формирования среды для развития интеллектуальных умений и навыков учеников интересовала давно. Но в последние годы в связи с модернизацией системы российского образования и изменением социального заказа вышла на первый план.

В научно-методической литературе немало статей, посвященных интерактивным методам обучения. Как методистов, так и учителей-практиков привлекает нестандартное, основанное на интересе и приносящее удовлетворение всем участникам педагогического процесса, в том числе и учителю, обучение. Оно проходит в формате СУБЪЕКТ – СУБЪЕКТ . Существенно меняется роль учителя. Ученики сами работают над учебной задачей, а учитель – КООРДИНАТОР. Он направляет их работу. Помогает разработать стратегию поиска, контролирует при необходимости промежуточные этапы как индивидуальной работы, так и деятельности учебной группы. Коллективный разум способен решить многие проблемы быстрее и эффективнее. Ярким примером данного тезиса являются интеллектуальные командные игры «Что? Где? Когда?», «Брейн-ринг» и другие, когда в считанные минуты (и даже секунды) группа единомышленников решает сложнейшие задачи, которые одиночке не под силу в течение гораздо более длительного времени. Но дело не только в этом. Решая совместно поставленную задачу, группа занимается СОТРУДНИЧЕСТВОМ, СОТВОРЧЕСТВОМ. Здесь каждый работает на каждого. Учащиеся в ходе обсуждения вносят свой посильный интеллектуальный вклад в общую копилку. Идет обмен знаниями, идеями. Меняется психологическая атмосфера. В группе даже «отстающие» ученики не комплексуют, тоже начинают активно участвовать в обсуждении и решении поставленных задач. В ходе коллективного обсуждения ребята учатся культуре дискуссии, культуре общения и сотворчества, УЧАТСЯ СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА.

С каждой новой учебной задачей они совершенствуют свою тактику познавательного поиска. Они сами создают свою формулу успеха.

Конечно, место учителя, использующего метод группового обучения, принципиально меняется. Он – не просто координатор, о чем говорилось выше, он и арбитр, и консультант, и эксперт. Это повышает ответственность, необходимость быть всесторонне готовым к уроку. Несколько каверзных вопросов могут поставить учителя в тупик, и его авторитет может пошатнуться, если он растеряется, будет не готов ответить на вопросы учеников, которые они могут задать при выполнении задания. И даже наоборот, время от времени необходимо умышленно создавать перед группами «тупиковые» ситуации, которые иногда требуют вмешательства учителя. В данном случае «запрос» о новых знаниях идёт от учеников. Но ни в коем случае, подойдя к группе, учитель не подсказывает, а направляет её дальнейший поиск.

Работа с текстами учебников также требует новых подходов. Информационный подход в обучении отнюдь не означает обязательную работу с компьютером.  Обычно принято это называть самостоятельной работой с учебником. Нельзя не согласиться с тем, что современный урок немыслим без высокой познавательной активности ученика. Мы стремимся организовать его учебную деятельность и, прежде всего, самостоятельную работу с учебником и дополнительной литературой. Но как добиться наивысшей продуктивности самостоятельного чтения на уроке, как сделать так, чтобы за минимум отведённого времени добиться наиболее эффективного результата? Это особенно актуально в наши дни, когда учебники перенасыщены информацией, когда ученики просиживают за ними долгие и малопродуктивные часы в школе и дома. Разумеется, крайне неэффективно задание ученикам типа «Откройте учебник на странице. Прочтите. Ответьте на вопрос…». Выстраивая алгоритм урока, ориентированного на использование техники активно-продуктивного чтения, мы проектируем постановку перед учениками ряда учебных задач, которые превращают их в исследователей. Ученикам при работе с текстом предлагается выполнить ряд заданий по технологической карте. Самостоятельное чтение превращается в увлекательное и познавательное дело.

Но что происходит на уроке, когда мы даём задание, начинающееся со слова «Прочтите…»?

Резко падает темп чтения. Ученик начинает механически заучивать текст. Даже в старших классах, мы замечаем, как шевелятся губы ребят. Хотя уже во втором-третьем классе ученик способен «схватывать» целое слово. В старших классах многие ученики способны мгновенно охватить целое предложение. С приобретением социального опыта таких знакомых слов и выражений у детей будет всё больше и больше.

Техника активно-продуктивного чтения – это отнюдь не скорочтение. Она основана на естественной возможности детей быстро усваивать большие порции информации, в том числе и печатной. Это тем более важно, когда современный школьный учебник переполнен содержанием.

Печатное слово или даже группа слов выступают для читающего как некие знаки-символы. Как мы видели из приведённого выше примера, этот знак-символ обладает определённой гибкостью: отдельные его элементы могут отсутствовать или располагаться в любом порядке. Вспомним школьные задания в начальной школе с пропущенными буквами в словах.

Смысл этих заданий, как известно, в правописании. Однако если бы учащиеся не знали значения написанного, то такое задание было бы бессмысленным. В основной и старшей школе мы составляем задания с пропущенными словами, датами, терминами и т.д. И вновь мы уверены, что ученики справятся с заданием, так как им знакома общая модель выражения, предложения.

С педагогической точки зрения смысл сообщения может быть одинаков при любой знаковой форме. Главное, чтобы этот смысл был понят обучающейся стороной.

Именно этим занимается семиотика – наука, исследующая способы передачи информации, свойства знаков и знаковых систем в человеческом обществе.

Техника активно-продуктивного чтения представляет собой ряд технологических приёмов, направленных на активизацию мыслительной деятельности учеников. На уроке ребятам представляется целый комплекс учебных задач, сочетающих в себе приёмы всех уровней.

Почему описываемая техника называется активно-продуктивной? Главное её преимущество – активная позиция ученика к содержанию текста. Для него учебный текст – средство для осуществления различных мыслительных операций. Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций.

Итак, какие технологические приёмы используются в технике активно-продуктивного чтения?

Оценка текста - данный приём педагогической техники является одним из ключевых в технике активно-продуктивного чтения. На нем хотелось бы остановиться.

Ученикам предлагается не читать текст абзац за абзацем, а оценить содержание изучаемого параграфа. Самостоятельная работа учащегося с учебником требует четкой, рациональной организации со стороны учителя. Очень важно, чтобы ученик “приподнялся” над текстом, оценил бы его целиком, как некую единицу информации..

Какие слова выделены курсивом или жирным шрифтом? Как по-вашему, почему они выделены?

Какое имя чаще всего встречается в данном параграфе?

Какой раздел параграфа самый большой? Как по-вашему, почему?

В каком разделе вы найдёте ответ на вопрос…

Таким образом, текст как инструмент познания становится более эффективным, когда мы создаём условия его критичного осмысления. Использование оценки текста на уроках облегчит учащимся работу над заданием А 27 на едином государственном экзамене. ЭтоКонец формы ЭЭзадание базового уровня, проверяющее умение учащихся адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения и использовать приемы сжатия текста.

Это задание состоит из небольшого текста учеб­но-научного стиля речи (3 предложения) и вариан­тов предложений, в одном из которых верно пере­дана главная информация, содержащаяся в тексте.

Понимать информацию, содержащуюся в текс­те, - значит, понимать и каждое слово в отдельнос­ти, и сочетание слов (связь понятий), и как дви­жется мысль от темы к теме, и какая связь между двумя соседними предложениями, а также между микротемами в тексте. Таким образом, осмысле­ние текста, его понимание, происходит сразу на нескольких уровнях и взаимосвязанно. Критерием осмысленности текста, по мнению А.А. Леонтье­ва, является способность выразить его содержание в сколь угодно сжатой форме.

Одно из заданий экзаменационной работы в 9-м классе (написание сжатого изложения) то­же предполагает проверку сформированное у учащихся аналогичных умений, и определенную работу в этом направлении учителя проводят. Но необходимо, на наш взгляд, продолжать целенап­равленную работу по совершенствованию информационных умений учащихся и в 10-11-х классах. Упорядоченная информация, объединенная в смысловые блоки, представляет сведения из той или иной науки. Умение перерабатывать инфор­мацию, которую содержит текст, необходимо для создания связных высказываний в научном стиле с использованием особенностей этого стиля.

ТЕКСТ 1. Прочитайте текст.

Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными. Эти состояния ве­ществ называют агрегатными состояниями. Мно­гие вещества при охлаждении или нагревании можно перевести из одного состояния в другое, и при этом они неожиданно приобретают совсем другие свойства.

В каком из приведённых ниже предложений верно передана главная информация, содержаща­яся в тексте?

1) Каждое вещество представлено в одном из агрегатных состояний - жидком, твердом щи га­зообразном — и обладает при этом определенными неизменными свойствами.

2) При охлаждении или нагревании многие ве­щества меняют свое агрегатное состояние - жид­кое, твердое или газообразное, приобретая при этом совсем другие свойства.

3)Многие вещества при охлаждении неожи­данно приобретают новые свойства.

4) Все вещества, с которыми мы встречаемся в окружающем нас мире, бывают или жидкими, или твердыми, или газообразными.

(Правильный ответ: 2)

Знакомство с алгоритмом работы, вы­полнение задания вместе с учителем:

Памятка для выполнения задания по инфор­мационной переработке текста (А27)

Шаг I

Выделяем в каждом предложении ключевые слова, имеющие существенное значение для понимания данной темы, вопроса; обращаем особое внимание на главную часть в СПП.

Шаг 2

Определяем смысловые отношения между предложениями (причина - следствие; форму­лировка закона - пример), анализируя союзы и союзные слова, вводные конструкции.

Шаг 3

Отсекаем второстепенную информацию (она может включать пояснения, детали, описания незначительных фактов, комментарии и т.д.).


Шаг 4

Сокращаем текст за счет замены синонима­ми, обобщающих слов, устранения лексических повторов, преобразования конструкций - отби­раем лексические и грамматические средства, способные связно и достаточно кратко передать полученную информацию.

Шаг 5

Ученики соотносят свой вариант текста (свое предложение) с вариантами ответов.

Рефлексия учеников после выполнения зада­ния:

- Самым сложным было передавать текст уст­но. Когда пишешь текст, можно собраться и по­думать, а устно не получается, так как мысли и отдельные предложения вспоминаются не в том порядке.

- Сложно передать смысл текста в виде свя­занных предложений.

- Сложно передавать текст устно, потому что в принципе мне легче передавать мысли письмен­но.

- Трудно устно формулировать мысли, труд­нее, чем письменно.

Очевидно, что даже ученики старших классов нуждаются в пошаговом решении такой неслож­ной на первый взгляд задачи, как создание мо­нологического ответа при пересказе небольшого по объему текста учебно-научного стиля речи. А ведь среди умений и навыков, необходимых для обучения в вузе и в будущей профессиональной деятельности, важными являются навыки различ­ных видов чтения учебно-научных текстов, в том числе по избранному профилю; написание рефе­ратов, тезисов, докладов; умение создавать свой текст и представлять его в устной или письменной форме.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Ашмуханбетова Шынар Нурмухамедовна

Дата: 24.10.2014

Номер свидетельства: 122180

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(144) "Доклад на тему «Развитие связной речи на уроках русского языка в 5 – 6 классах» "
    ["seo_title"] => string(84) "doklad-na-tiemu-razvitiie-sviaznoi-riechi-na-urokakh-russkogho-iazyka-v-5-6-klassakh"
    ["file_id"] => string(6) "116455"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1412495281"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(187) "Доклад: «Развитие интеллектуальных и творческих способностей на уроках русского языка и литературы» "
    ["seo_title"] => string(108) "doklad-razvitiie-intielliektual-nykh-i-tvorchieskikh-sposobnostiei-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "168202"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1423206441"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(173) "Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы                                 Опыт работы"
    ["seo_title"] => string(82) "rabota-s-odariennymi-diet-mi-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-opyt-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "249105"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1446825066"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(228) "Формирование коммуникативных компетенции на уроках русского языка и литературы в условиях  формирования и реализации ФГОС "
    ["seo_title"] => string(134) "formirovaniie-kommunikativnykh-kompietientsii-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury-v-usloviiakh-formirovaniia-i-riealizatsii-fgos"
    ["file_id"] => string(6) "116993"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1412679877"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Использание технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
    ["seo_title"] => string(84) "ispolzaniietiekhnologhiiprobliemnoghoobuchieniianaurokakhrusskoghoiazykailitieratury"
    ["file_id"] => string(6) "273348"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452187753"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства