Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ПМ 03 для специальностей 19.01.17»
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
3
2. результаты освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
5
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессиональ- ного модуля
6
4. условия реализации программы ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
11
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
13
1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03Приготовление супов и соусов
1.1. Область применения примерной программы
Рабочая программа профессионального модуля (далее рабочая программа) – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО (ППКРС)19.01.17 Повар, кондитер, входящей в состав укрупненной группы профессий 19.00.00 Промышленная экология и биотехнологии в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): приготовление супов и соусов.
и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):
ПК 3.1.Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2.Готовить простые супы.
ПК 3.3.Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4.Готовить простые холодные и горячие соусы.
Примерная программа профессионального модуля может быть использованадля профессиональной подготовки и переподготовки рабочих в сфере организации услуг общественного питания
1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциями обучающийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
приготовления основных супов и соусов;
уметь:
проверять органолептическим способом качество и соответствие основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним технологическим требованиям к основным супам и соусам;
выбирать производственный инвентарь и оборудование для приготовления супов и соусов;
использовать различные технологии приготовления и оформления основных супов и соусов;
оценивать качество готовых блюд;
охлаждать, замораживать, размораживать и разогревать отдельные компоненты для соусов;
знать:
классификацию, пищевую ценность, требования к качеству основных супов и соусов;
правила выбора основных продуктов и дополнительных ингредиентов к ним при приготовлении супов и соусов;
правила безопасного использования и последовательность выполнения технологических операций при приготовлении основных супов и соусов;
температурный режим и правила приготовления супов и соусов;
правила проведения бракеража;
способы сервировки и варианты оформления, температуру подачи;
правила хранения и требования к качеству готовых блюд;
виды необходимого технологического оборудования и производственного инвентаря, правила их безопасного использования
Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы профессионального модуля:
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД), в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения
ПК 3.1.
Готовить бульоны и отвары.
ПК 3.2.
Готовить простые супы.
ПК 3.3.
Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
ПК 3.4.
Готовить простые холодные и горячие соусы.
ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
ОК 3.
Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
ОК 4.
Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач
ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6.
Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.
ОК 7.
Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
ОК 8.
Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
3. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание профессионального модуля
3.1. Тематический план профессионального модуля
Кодыпрофессиональныхкомпетенций
Наименования разделов профессионального модуля
Всего часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов
1
2
3
4
5
6
7
8
ПК 3.1.- ПК 3.2
ОК 1-ОК 8
Раздел 1. Ведение технологического процесса приготовления бульонов и отваров, простых супов.
72
48
24
24
П.К 3.3- ПК 3.4
ОК 1-ОК 8
Раздел 2. Ведение технологического процесса приготовления соусов
Учебная практика
36
36
Производственная практика, часов
72
72
Всего:
180
48
24
24
36
72
3.2. Содержание обучения по профессиональному модулю (ПМ)
Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)
Объем часов
Уровень освоения
1
2
3
4
ПМ03. Приготовление супов и соусов
180
Раздел 1
Ведение технологического процесса приготовления бульонов, отваров и простых супов.
72
Тема 1.1.
Организация работы супового и соусного отделения горячего цеха.
Содержание учебного материала
2
1
1
Организация работы горячего цеха супового отделения. Виды технологического оборудования и производственного инвентаря, используемые при приготовлении первых блюд, его расстановка. Порядок подготовки к началу работы и организации рабочего места поваров суповых отделений.
Организация работы соусного отделения. Оборудование для приготовления соусов, его расстановка. Порядок подготовки к началу работы и организации рабочего места поваров соусного отделения.
Тема 1.2.
Приготовление бульонов и отваров, простых супов
Содержание учебного материала
18
1,2
1
Технология приготовления бульонов, разновидности и их характеристика. Подготовка продуктов, закладка по рецептуре, режимы варки и хранения бульонов. Технологический процесс приготовления отваров: овощных, крупяных, грибных.
2
Пищевая ценность супов, значение их в питании, классификация. Особенности приготовления супов в соответствии с видом основных продуктов.
Нарезка овощей по форме основного продукта. Пассерование овощей, муки, томата.
3
Заправочные супы, ассортимент. Общие правила варки заправочных супов, подготовка гарниров.
Особенности приготовления щей, ассортимент. Органолептические способы определения степени готовности и соответствия их требованиям по вкусу, цвету, запаху и консистенции. Правила оформления и отпуска. Условия и сроки хранения.
4
Приготовление борщей в соответствии с видом основных продуктов. Ассортимент, особенности приготовления. Способы исправления распространенных ошибок при приготовлении супов.
5
Технологический процесс приготовления рассольников и солянок. Ассортимент, особенности приготовления. Требования к качеству и сроки хранения.
6
Супы прозрачные. Характеристика прозрачных супов. Гарниры к прозрачным супам. Особенности приготовления, нормы выхода. Бракераж готовых супов. Требования к качеству, сроки хранения
7
Супы – пюре, характеристика. Технология приготовления, требования к качеству, сроки хранения.
Молочные супы. Технология приготовления, нормы закладки продуктов и выхода готовых блюд. Требования к качеству, сроки хранения. Правила оформления и отпуска.
8
Сладкие супы на фруктовых отварах. Особенности приготовления, нормы выхода. Бракераж готовых супов. Требования к качеству, сроки хранения.
Холодные супы. Технологии приготовления, нормы закладки продуктов и выхода готовых блюд. Требования к качеству, сроки хранения. Правила оформления и отпуска.
9
Контрольная работа по теме «Супы».
Практические занятия
2
2
1
Работа со Сборником рецептур. Составление технологических карт
на приготовляемые блюда. Расчет сырья весом брутто и нетто
Лабораторные работы
15
2
1-3
Приготовление бульонов, отваров и супов: заправочных, прозрачных, разных и
пюреобразных. Оценка качества готовой продукции.
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 1.
Систематическая проработка конспектов заданий, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и параграфам учебных пособий). Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, самостоятельная работа со «Сборником рецептур»
Технологический процесс приготовления национальных супов
Подготовка рефератов по приготовлению супов: заправочных, прозрачных, пюреобразных и разных
Раздел 2
Ведение технологического процесса приготовления
соусов и соусных полуфабрикатов
Тема 2.1.
Приготовление горячих и холодных соусов
Содержание учебного материала
4
1
1
Общие сведения о соусах. Классификация соусов, кулинарное использование. Правила подбора соусов к блюдам, подача соусов, оформление при подаче.
Приготовление полуфабрикатов для соусов: бульонов, мучных пассеровок, пассерование овощей, фруктов и томата. Технологический процесс приготовления красного основного соуса и его производные, использование. Требования к качеству и сроки хранения.
2
Белый соус: технология приготовления, нормы закладки продуктов и выхода готовых соусов. Производные соусы от основного на мясном и рыбном бульонах, технология приготовления. Требования к качеству, режимы хранения и реализации.
Технология приготовления сметанного, молочного и грибного соусов. Производные соусов.
Технология приготовления яично-масляных соусов, кулинарное использование. Требования к качеству и сроки хранения. Холодные соусы на растительном масле. Маринады и заправки; их характеристика, технология приготовления. Соус из хрена.
Практические занятия
2
2
1
Расчет количества соуса для отпуска блюд, изготовляемого из заданного количества сырья с учетом выхода соуса, вида сырья, совместимости и взаимозаменяемости продуктов, руководствуясь данными Сборника рецептур и нормативных документов. Составление технологических карт на приготовляемые блюда.
Лабораторные работы
4
2
1
Приготовление красных соусов, их производные;
Приготовление белых соусов, их производные;
Приготовление соусов сметанных, молочных, яично-масляных и холодных
Дифференцированный зачет
2
3
Самостоятельная работа при изучении раздела ПМ 2.
8
Систематическая проработка конспектов, учебной и специальной литературы (по вопросам к темам и параграфам учебных пособий). Поиск информации по предложенной тематике и подготовка дидактического материала.
Разработка и использование новых видов продукции. Подбор рецептур. Использование соусов промышленного производства.
Подготовка к лабораторно-практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя, самостоятельная работа со «Сборниками рецептур», оформление лабораторно-практических работ
Примерная тематика домашних заданий
Составление таблицы «Полуфабрикаты для соусов»
Составление схем приготовления соусов
Подбор рецептур новых видов соусов
Подготовка сообщений о значении соусов в кулинарном производстве
Учебная практика
Виды работ
Организация рабочего места при работе в горячем цехе. Подбор оборудования, инструментов, инвентаря.
Технология приготовления бульонов, отваров и супов.
Технология приготовления соусов.
Проведение бракеража.
36
2
Производственная практика
Виды работ
Ознакомление с особенностями и режимом работы предприятия, правилами техники безопасности и производственной санитарией.
Подготовка и эксплуатация технологического оборудования для приготовления супов и соусов.
Организация рабочего места при работе в горячем цехе.
Технологические приемы приготовления бульонов и отваров. Приготовление супов, способы подачи.
Технологические приемы приготовления соусов основных и производных. Оформление. Органолептическая оценка качества готовой продукции.
72
3
Всего
180
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1– ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2– репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);
3– продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).
4. условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ 4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация профессионального модуля предполагает наличие учебного кабинета «Технологии кулинарного производства», лаборатории «Технического оснащения и организации рабочего места».
Оборудование учебного кабинета и рабочих мест кабинета:
4.3. Общие требования к организации образовательного процесса
Для закрепления теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков предусматриваются лабораторные работы, которые проводятся после изучения соответствующих тем. При проведении лабораторных занятий группы разбиваются на подгруппы.
Реализация программы модуля предполагает обязательную учебную и производственную практику. Учебная практика (производственное обучение) и производственная практика проводятся образовательным учреждением при освоении обучающимися профессиональных компетенций в рамках профессиональных модулей и реализуются
учебная практика – концентрированно, чередуясь с теоретическими занятиями в рамках профессионального модуля;
производственная практика - рассредоточенно - в конце обучения.
Учебная практика проводится в лабораториях образовательного учреждения и в производственных лабораториях работодателей. По итогам учебной практики проводится сдача зачета, за счет часов, отведенных на учебную практику.
Производственная практика проводится в организациях и профильных предприятиях, по результатам которой обучающиеся предоставляют отчет, производственную характеристику. Аттестация по итогам производственной практики проводится с учетом результатов, подтвержденных документами соответствующих организаций.
Освоению данного модуля предшествует изучение «Общепрофессиональных дисциплин ОП.00.: «Основы микробиологии, санитарии и гигиены в пищевом производстве» ОП.01., «Физиология питания с основами товароведения продовольственных товаров» ОП.02., «Техническое оснащение и организация рабочего места» ОП.03.
Кадровое обеспечение образовательного процесса
Требования к квалификации педагогических (инженерно-педагогических) кадров, обеспечивающих обучение по междисциплинарному курсу: обеспечиваться педагогическими кадрами, имеющими среднее профессиональное или высшее профессиональное образование, соответствующее профилю модуля.
Требования к квалификации педагогических кадров, осуществляющих руководство практикой
Инженерно-педагогический состав: обязательным является опыт деятельности в организациях соответствующей профессиональной сферы.
Мастера: должны иметь на 1–2 разряда по профессии рабочего выше, чем предусмотрено образовательным стандартом для выпускников.
Преподаватели и мастера производственного обучения должны проходить стажировку в профильных организациях не реже 1 раза в 3 года
5. Контроль и оценка результатов освоения профессионального модуля (вида профессиональной деятельности)
Результаты
(освоенные профессиональные компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ПК 3.1.Приготовление бульонов и отваров
-обоснование подбора инвентаря и оборудования при приготовлении бульонов и отваров;
-соблюдение правил техники безопасности при работе на оборудовании;
-определение органолептическим способом качества ингредиентов к бульонам и отварам;
-использование различных способов приготовления и оформления бульонов и отваров;
-соблюдение правил хранения и требований к качеству готовых бульонов и отваров.
Текущий контроль в форме:
-устного опроса;
- защиты лабораторных и практических занятий.
Дифференцированный зачет.
Зачеты по учебной и производственной практик.
Экзамен (квалификационный)
ПК 3.2. Готовить простые супы.
-обоснование подбора инвентаря и оборудования при приготовлении супов;
-соблюдение технологического процесса при приготовлении супов;
-использование различных способов подачи блюд.
ПК3.3.Готовить отдельные компоненты для соусов и соусные полуфабрикаты.
-обоснование подбора инвентаря и оборудования при приготовлении соусов;
-определение органолептическим способом качества и соответствия продуктов;
- оценка качества готовых блюд, правила хранения.
ПК 3.4.Готовить простые холодные и горячие соусы.
- определение органолептическим способом качества и соответствия продуктов;
- оценка качества готовых блюд, правила хранения.
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения должны позволять проверять у обучающихся не только сформированность профессиональных компетенций, но и развитие общих компетенций и обеспечивающих их умений.
Результаты
(освоенные общие компетенции)
Основные показатели оценки результата
Формы и методы контроля и оценки
ОК.1Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
-демонстрация интереса к будущей профессии в процессе теоретического и производственного обучения, производственной практики;
-участие в конкурсах предметных недель;
участие в конкурсах профмастерства
Наблюдение
за деятельностью обучающегося в процессе обучения.
Отзывы с мест
прохождения производственной практики.
Результаты участия в конкурсах.
Интерпретация результатов наблюдения за деятельностью обучающегося в процессе освоения профессионального модуля, на практических занятиях, при выполнении работ во время практики.
Экспертная оценка.
Самооценка и взаимооценка.
ОК.2Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководством.
-соответствие способов достижения цели, способам определенным руководителем.
ОК.3 Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
-положительная динамика в организации деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции результатов собственной работы;
-своевременность выполнения заданий;
-качественность выполненных заданий.
ОК.4 Осуществлять поиск и использование информации, необходи-
мой для эффективного выполнения
профессиональных задач
-эффективный поиск необходимой информации;
-анализ инноваций в области профессиональной деятельности;
-обзор публикаций в профессиональных изданиях.
ОК.5 Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессио-
нальной деятельности.
-использование информационных технологий в процессе обучения;
-освоение программ, необходимых для профессиональной деятельности
ОК.6 Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
-взаимодействие с обучающимися, преподавателями и мастерами в ходе обучения и практики;
- умение работать в группе;
- наличие лидерских качеств;
-участие в студенческом самоуправлении;
ОК.7 Готовить к работе производственное помещение и поддерживать его санитарное состояние.
-выполнение работ по подготовке производственного помещения к работе;
-аккуратность в работе.
ОК.8 Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).