"Использование метода проекта на уроках трудового обучения"
"Использование метода проекта на уроках трудового обучения"
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперемента, анализа, построение гипотез, обобщения);
5. развивают системное мышление.
Материал характеризует виды проектов, этапов, виды презентации проектов.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Использование метода проекта на уроках трудового обучения"»
«Использование метода проекта на уроках трудового обучения».
В связи с изменениями в обществе всё более актуальными становятся вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с проблемами в психическом развитии. Признание прав каждого такого ребёнка, его интересов, способностей, оказание ему помощи в процессе личностного становления, в выборе профессиональной деятельности являются чрезвычайно важным.
В соответствии с социальным заказом общества существует объективная необходимость интеграции таких детей в социум, их социальной и профессиональной адаптации. С другой стороны, возрастает потребность общества в людях с высоким уровнем профессиональной грамотности, владеющих теми или иными трудовыми навыками. Наконец, трудовая деятельность вообще – это объективная потребность общества, без неё общество не может полноценно функционировать и развиваться.
Практика показала, что обучающиеся с интеллектуальной недостаточностью положительно относятся к урокам трудового обучения, если на них они могут проявить себя и реализовать свои, пусть и ограниченные, возможности. Применение учителем разнообразных методов и приёмов обучения позволяет заинтересовать школьников и сделать учебный процесс более доступным и социально значимым. Личностно ориентированное обучение, обучение в сотрудничестве, уровневая дифференциация, коллективные способы обучения и проектные методики в определённой степени позволяют решить проблемы мотивации и развития навыков, а также создать творческую атмосферу в коллективе.
Атмосфера радости на уроках, основанная на активной деятельности обучающихся в тесном сотрудничестве с учителем, создаётся благодаря:
формированию и развитию познавательного интереса, активизации познавательной деятельности;
сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и группой детей, учителем и классом в целом;
созданию благоприятных морально-психологических условий для обучения, что является основой для развития профессинально-трудовой деятельности обучающихся;
дифференциации и индивидуализации, личностному подходу в обучении;
использованию учителем различных вербальных средств с целью развития речевых навыков обучающихся, в том числе отработки навыков осознанной, правильно граммотически оформленной речи;
неразрывному единству обучения и воспитания.
Элементы проектного обучения позволяют избежать шаблонности в преподавании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрессивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Использование этой технологии даёт возможность обучающимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.
Для развития интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение обучающихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребёнка невозможны без профессиональной и высоконравственной позиции самого учителя.
Цель проектного обучения состоит в том, чтобы создать условия, при которых обучающиеся:
1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
2. учатся пользоваться приобретёнными знаниями для решения познавательных и практических задач;
3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперемента, анализа, построение гипотез, обобщения);
5. развивают системное мышление.
Таким образом, суть проектного обучения состоит в том, что обучающийся в процессе работы над учебным проектом постигает реальные процессы, объекты и т.д. Оно предполагает проживание ребёнком конкретных ситуаций, приобщение его к проникновению вглубь явлений, процессов и конструированию новых объектов.
Характеристика этапов учебного проектирования.
Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности.
Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.
Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи проекта. Далее следует сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).
Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные. После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется её конструктивная и технологическая проработка с составлением соответствующей документации.
Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операций, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.
По завершении изготовления проводятся испытания и оценка соответствия изделия планируемым характеристикам. По результатам обучающимся выдвигаются перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта, определяются возможности его практической реализации.
Защита проекта – итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы с приглашением администрации, учителей, родителей, которые выступают в роли потенциальных покупателей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте испытания. Во время презентации проектов обучающиеся проводят дизайн-анализ работ одноклассников, оценивая их по 5-бальной системе, и заполняют карту испытаний. По результатам анкет обучающиеся (совместно с учителем) выдвигают перспективные предложения по изменению конструкции и технологии проекта.