Творческий проект – это учебно-трудовое задание, которое активизирует интерес и побуждает к самостоятельной деятельности учащихся по созданию полезного продукта или для себя, или общественно значимого. Только тогда, когда ребенок проникнет интересом и привлекательностью отношений между людьми, возникающих в трудовом процессе, возможно воспитание любви к труду.
Продуктивность применения проект¬ного метода обусловлена:
• технологичностью: при последова¬тельном выполнении предлагаемых за¬даний по принципу «от простого к слож¬ному», «от конкретного к абстрактно¬му», обязательно достигается желаемый результат;
• достаточно высокой эффективнос¬тью уроков;
• развитием речевых навыков учащих¬ся;
• развитием и поддержанием интере¬са к предмету;
• практическим применением приоб¬ретенных знаний, умений, навыков в но¬вых ситуациях;
• развитием коммуникативных навы¬ков учащихся;
• созданием благоприятного мораль¬но-психологического климата, доброже¬лательной атмосферы во взаимодейст¬вии преподавателя и учащихся.
Проектные обучения поз¬воляют избежать шаблонности в препо¬давании предмета, побуждают детей к фантазии, развивают навыки экспрес¬сивной речи, способствуют повышению учебной мотивации и познавательного интереса к предмету.
Цель метода проектов
Научить приобретать самостоятельно знания для решения конкретных задач, искать и выбирать оптимальный путь при наличии альтернативы.
Задачи проектной деятельности
- Формировать навыки сбора и обработки информации, материалов правильное её использование.
- Развивать умения анализировать.
- Формировать позитивное отношение к работе.
- Развивать умения составлять письменный отчет о работе над проектом.
- Обучать планированию.
Метод проектов характеризуется как:
• личностно-ориентированный
• обучение взаимодействия в группе
• развитие навыков самостоятельности в мыслительной, практической, эмоционально-волевой сферах
• воспитание целеустремленности, толерантности, индивидуализм и коллективизм, ответственность, творческое отношение к делу
• построение и принцип пробного обучения
Функции учителя заключаются:
• в помощи подбора тем проекта
• в наблюдении за ходом работы учащихся
• в оказании помощи отдельным учащимся и стимулировании их учебно-трудовой деятельности
• в поддерживании рабочей обстановки в классе
• в оценке учебно-трудовой деятельности на каждом этапе
Цель работы над такими проектами — включение учащихся в про¬цесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее реализации. Действенность этого метода обус¬ловлена ещё и тем, что он позволяет учащимся выбрать деятельность по сво¬им интересам и желанию, которая соответствует их способностям и в то же время форми¬рует знания, умения, навыки. Выполняя проекты, школьники учатся находить и анализировать информацию под руко-водством учителя, получать и применять знания в различных областях, приобре¬тают навыки практической работы и опыт решения реальных задач.
Важную роль в проектном обучении играет информационно-методическое обеспечение, включающее учебную, справочную и научно популярную лите-ратуру, наглядные пособия, образцы проектной, конструкторской и технологической документации, планов и отче¬тов учащихся, выставку лучших изделий.
По этому же принципу построена экзаменационной работы в 11 классе. В III и IV четвертях учащиеся начинают готовить свой проект. Выбирают изделие, обосновывают этот выбор, моделируют, выполняют пошив, защищают его.
Защита проекта — итог работы над ним. Она проводится в составе всей подгруппы с приглашением адми¬нистрации, учителей, которые оценивают изделия по 5-ти бальной системе. Во время презентации проектов учащиеся проводят дизайн-анализ своей работы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наша главная цель – адаптировать учащихся к самостоятельной жизни и труду на предприятиях различных форм собственности, в современных социально-экономических условиях.
Профессионально-трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе является подготовкой выпускников к самостоятельному труду по получаемой в школе специальности, что является последующим этапом обучения в ПУ.
Таким образом, проектная деятельность на уроках трудового обучения для учащихся коррекционных школ не только дает школьникам возможность получить профессиональные навыки и умения, но является одной из форм успешной адаптации в социальной, бытовой и самостоятельной трудовой жизни. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей.