kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формы анализа и самоанализа урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Нередко учителя испытывают серьезные затруднения в анализе проведенных и просмотренных уроков. Профессионализм педагога выражается в умении рефлексировать свою педагогическую деятельность и деятельность коллег. В работе предприняты попытки систематизировать накопленный материал в педагогической литературе по указанной проблеме, модифицировать подобранные требования к анализу уроков, предложены авторские методики анализа урока. Данные рекомендации помогут педагогам овладеть рефлексивно аналитической  деятельностью.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формы анализа и самоанализа урока»

Методические рекомендации

Формы анализа и самоанализа урока

Нередко учителя испытывают серьезные затруднения в анализе проведенных и просмотренных уроков. Профессионализм педагога выражается в умении рефлексировать свою педагогическую деятельность и деятельность коллег. В работе предприняты попытки систематизировать накопленный материал в педагогической литературе по указанной проблеме, модифицировать подобранные требования к анализу уроков, предложены авторские методики анализа урока. Данные рекомендации помогут педагогам овладеть рефлексивно аналитической деятельностью.

  1. СХЕМА САМОАНАЛИЗА УРОКА



  1. Какова характеристика реальных учебных возможностей обучающихся? Какие особенности обучающихся были учтены при планировании данного урока?

  2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущим, на что в них опирается? Как этот урок «работает» на последующие уроки, темы, разделы? В чём специфика этого урока? Каков его тип?

  3. Какие задачи решались на уроке: образовательные, воспитательные, развивающие? Была ли обеспечена их комплексность, взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?

  4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. д.? Рационально ли было распределено время, отведённое на все этапы урока? Логичны ли «связки» между всеми этапами урока?

  5. На каких понятиях, идеях, положениях фактах делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?

  6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.

  7. Какое сочетание форм обучения было избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к обучающимся? Как он осуществлялся и почему именно так?

  8. Как организован контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?

  9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения. Почему?

  10. За счёт чего обеспечивалась высокая работоспособность школьников в течение всего урока?

  11. За счёт чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера, общение? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?

  12. Как и за счёт чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе школьников рациональное использование времени, предупреждение перегрузки школьников?

  13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.

  14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Как учитель планирует восполнение нереализованного?



  1. СХЕМА КОМПЛЕКСНОГО АНАЛИЗА
традиционного УРОКА



1. Общие сведения об уроке: дата, класс, предмет. Оборудование и ТСО.

2. Начало урока. Подготовленность класса к уроку. Умение учителя мобилизовать внимание обучающихся на учебную работу, создание рабочей обстановки в классе.

3. Тема и основные цели урока. Образовательная, развивающая и воспитательная цели урока. Место данного урока в системе уроков по теме, связь с предыдущим материалом.

4. Организация урока;

  • тип урока;

  • структура урока, его отдельные элементы, их последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели;

  • виды учебной деятельности;

  • сочетание фронтальной, групповой и индивидуальной работы на уроке;

  • плотность урока, рациональное использование времени.

5. Содержание урока:

  • научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным возможностям обучающихся;

  • воспитательная направленность урока;

  • правильность подбора учителем материала для уроков: для опроса, закрепления, объяснения, тренировки, для самостоятельной работы, практических и лабораторных работ, для повторения, разъяснения домашней работы и т.п.;

  • соответствие содержания урока требованиям программы;

  • связь теории с практикой: раскрытие учителем практической значимости знаний, обучение школьников применению своих знаний на практике, использование местного материала и его доступность;

  • связь изучаемого материала с ранее пройденным, приёмы повторения пройденного;

  • межпредметные связи;

  • использование жизненного опыта учеников с целью развития у них познавательной активности и самостоятельности;

  • качество знаний обучающихся, их умений и навыков.

6. Методика проведения урока:

а) оборудование урока, использование наглядных пособий, дидактического материала на всех этапах урока;

б) соответствие методов и приёмов образовательным и развивающим задачам урока, их оптимальное сочетание;

в) соответствие методов содержанию урока, возрасту и уровню подготовки обучающихся, эффективность применяемых методов и приёмов;

г) постановка учителем перед обучаемыми цели урока и подведение итогов;

д) работа с отстающими и слабоуспевающими на уроке;

е) правильность оценки учителем знаний и деятельности учеников, педагогическое значение выставляемых оценок, их эффективность и объективность;

ж) соблюдение на уроке единых требований к обучающимся.

7. Организация познавательной деятельности обучающихся:

  • роль, место и характер самостоятельной работы обучающихся на уроке;

  • место учебника и наглядных средств;

  • место, форма, последовательность вопросов и заданий, приёмы активизации обучающихся;

  • характер познавательных заданий, формулировка проблемных вопросов.

8. Психологические основы урока:

  • развитие и поддержание внимания;

  • развитие памяти, мышления, воображения; ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности;

  • наличие психологических пауз и разрядки;

  • эмоциональная атмосфера урока.

9. Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроке.

10.Наличие, объём, характер домашних заданий и целесообразность поставленных в них дидактических задач.

11. Работа и поведение учащихся на уроке:

  • активность класса, качество ответов учеников;

  • заинтересованность детей материалом урока;

  • дисциплинированность и организованность;

  • речь учащихся, характер задаваемых вопросов.

12. Поведение учителя на уроке:

  • выдержка и собранность, доброжелательность в обращении с учениками;

  • умение распределять внимание на уроке, прислушиваться к ответам обучающихся;

  • требовательность, использование разнообразных приёмов воздействия на обучающихся;

  • эмоциональность;

  • речь учителя;

  • внешний вид.

  1. Выводы и предложения.



  1. ПРИМЕР АНАЛИЗА УРОКА ТЕХНОЛОГИИ

Тема урока: Заготовка древесины, пороки древесины.

Ф.И.О. учителя:

Дата:

Тип урока: формирование умений и навыков

Метод обучения: объяснительно- иллюстративный

  1. Организационно-подготовительный этап

  • Подготовка к началу работы: рабочее место педагога и учащихся в порядке, имеются пособия, соответствующие теме урока, заготовки и инструменты, план-конспект урока.

  • Проверка пройденного материала: охват вопросами по пройденному материалу в полном объеме.

  • Время, затраченное на этап, распределено рационально.


  1. Теоретическая часть

  • Переход от этапа к этапу урока осуществлен плавно, логично, связан с предыдущим.

  • Цели и тема урока сформулированы.

  • Методика изложения нового материала: педагогом применяется технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала в рамках личностно-ориентированного обучения и воспитания.

  • Использовались таблицы, опорные и операционные карты. Все наглядные пособия носят качественный характер.

  • Осуществлялись межпредметные связи с математикой, рисованием.

  • Материал излагался логично, доступно, убедительно, научно.

  • Имеет место проблемность обучения, профориентационная направленность изложения материала.

  • Учащиеся воспринимают материал с интересом, психологический климат на уроке положительный, создается ситуация успеха.

  • Внешний вид педагога, манера держаться, жесты, темп речи, знание материала соответствуют педагогической этике.

  • Время, затраченное на этапы урока распределено рационально.


3.Практическая часть

При проведении вводного инструктажа:

  • Дана характеристика задания,

  • Вызван интерес учащихся к его выполнению,

  • Задания соответствуют изучаемой теме,

  • Приемы работы объяснены,

  • Имел место практический показ приемов,

  • Уделено внимание соблюдению правил техники безопасности,

  • Время, затраченное на этап, распределено рационально.



При самостоятельной работе учащихся:

  • Применялись следующие формы работы: индивидуальная, парная и коллективная.

  • Дисциплина поддерживалась постоянно, состояние рабочих мест в порядке, расположение инструментов соответствует требованиям.

  • Текущий контроль проведен своевременно.

  • В сочетании с контролем учителя организован самоконтроль.

  • Время, затраченное на этап, распределено рационально.


4.Организационно-заключительная часть

Итоги подведены в полном объеме, дана общая оценка.

Обсуждены типичные ошибки учащихся.

При оценке работ проявлен педагогический такт.

Определен порядок уборки.

Время, затраченное на этап, распределено рационально.


5. Выводы, предложения и оценка урока:

  • Цель урока достигнута.

  • Осуществлялся плавный переход от этапа к этапу.

  • Время на каждый этап затрачено целесообразно.

  • План урока выполнен.

  • Общая оценка урока «хорошо».



Предложения:

Активнее внедрять новые подходы в преподавание и обучение, разнообразить формы работы, обучать учеников рефлексии собственной деятельности.

Урок посетили: Ф.И.О.

Подпись учителя Ф.И.О.



  1. СХЕМА АНАЛИЗА ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПРЕДМЕТУ



  1. Класс. Предмет, по которому проводится занятие.

  2. Тема занятия.

  3. Цели занятия, оценка их формулировки и подачи обучающимся.

  4. Как соотносится содержание внеклассного занятия с программным материалом по учебному предмету.

  5. Степень занимательности, увлекательности, необычности используемого материала.

  6. Оптимальность объёма предлагаемого обучающимся материала, его доступность.

  7. Участие детей в подготовке занятия, их активность на занятии.

  8. Использование разных форм и методов проведения занятий, их целесообразность и эффективность.

  9. Проводилось ли награждение победителей? Как? Целесообразность награждения.

  10. Рекомендовались ли дополнительные источники получения информации по теме занятия: журналы, энциклопедии, книги, альбомы и т.д. Насколько удачно это было сделано?

  11. Оценка оформления занятия, использование пособий и средств в ходе занятия.

  12. Оценка поведения и речи ведущего занятие.

  13. Общие выводы, рекомендации и предложения.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формы анализа и самоанализа урока

Автор: Шевелев Михаил Сергеевич

Дата: 22.02.2016

Номер свидетельства: 297181

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект на тему "Детская периодика. Журнал "Непоседа" УМК "ПНШ",самоанализ урока "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-na-tiemu-dietskaia-pieriodika-zhurnal-nieposieda-umk-pnsh-samoanaliz-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "109530"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404722749"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Самоанализ урока окружающего мира во 2 классе"
    ["seo_title"] => string(53) "samoanaliz_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_vo_2_klassie"
    ["file_id"] => string(6) "460273"
    ["category_seo"] => string(19) "okruzhayushchiy-mir"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1519886362"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Самоанализ урока изобразительного искусства "
    ["seo_title"] => string(45) "samoanaliz-uroka-izobrazitiel-nogho-iskusstva"
    ["file_id"] => string(6) "109538"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1404725540"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Самоанализ  урока окружающего мира на  тему" Кто такие рыбы?" "
    ["seo_title"] => string(65) "samoanaliz-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-na-tiemu-kto-takiie-ryby"
    ["file_id"] => string(6) "127815"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415378547"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(46) "Самоанализ урока музыки. "
    ["seo_title"] => string(23) "samoanaliz-uroka-muzyki"
    ["file_id"] => string(6) "154099"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421098738"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства