Самоанализ урока изобразительного искусства во 2 классе по программе Куревиной О.А. Куревиной в системе "Школа 2100"
Самоанализ урока
Аттестуемый педагог
Винокурова Наталья Геннадьевна
МБОУ СОШ №100 города Ижевска
Предмет
Изобразительное искусство
Класс 2 «А»
УМК Куревина О.А., Ковалевская Е.Д.
Изобразительное искусство («Разноцветный мир»). 2-й класс.
Тема урока: Лубок и его выразительные средства.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Каково место данного урока в теме?
По программе данный урок – продолжение изучения темы книжной иллюстрации, рисунка (штриха, светотени). Знания, полученные детьми, актуализируются, дополняются новой информацией. Следующая тема «Младшие друзья», точнее ее практическая связь полностью выстраивается на приобретенных ранее навыках и умениях, которые были сформированы на уроке «Лубок и его выразительные средства».
Краткая психолого - педагогическая характеристика класса
В классе учащихся. Класс достаточно сильный, занимается по системе «Школа 2100», где осуществляется системно - деятельностный подход (ФГОС). На данный момент учащихся владеют следующими УУД:
- Регулятивными УУД:
- формулировать вопросы по теме на основе опорных (ключевых и вопросительных слов) слов;
-преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную;
- Познавательные УУД:
-выделять информацию, существенную для решения проблемы, под руководством учителя;
- Коммуникативные УУД:
-высказывать свою точку зрения по инициативе учителя;
- Личностные УУД:
-осуществлять рефлексию своего отношения к содержанию темы и своей работы.
Эти особенности учащихся были учтены при постановке целей и планировании урока.
Дидактическая цель урока
Цель урока: познакомить учащихся с лубочными картинками как образцами народного искусства и привить интерес к культуре и творчеству своего народа.
Задачи:
- познакомить с новой техникой рисования – лубок;
- закрепление навыков владения графическими материалами и акварелью;
- развивать фантазию и воображение, развивать потребность в творчестве и эмоциональное восприятие учащимися цвета как способ передачи настроения, праздника, эмоций.
Учитывая уже сформированные УУД и поставленные перед учащимся задачи, я выбрала следующие методы и приемы обучения: создание проблемной ситуации, объяснительно-иллюстративный, исследование (анализ фактов, обобщение), решение творческой задачи.
Так же я учла и специфику предмета, поэтому форма работы была фронтальная (практически на всех этапах урока) и индивидуальная (во время практической работы).
Этапы урока (коротко о каждом):
- Организационный этап
- Мотивация учебной деятельности
- Актуализация и открытие новых знаний
- Практическая работа
- Итог урока. Рефлексия
- Домашнее задание
На мой взгляд, удачно выстроен этап «Мотивация учебной деятельности». Я учла возрастные особенности младших школьников и использовала сказку, что детям данного возраста ближе и понятней. Использовала экран (слайд с изображением царевича). Хорошо вписался в структуру урока видеоролик «Лубок», где в доступной форме, с помощью кукольных героев, наглядных изображений лубка, детям была преподнесена теоретическая часть. Дети были замотивированы на дальнейшую работу. На этом этапе я использовала элементы проблемного урока, мне хотелось, чтобы дети сами (при небольшой помощи учителя) озвучивали тему и цель урока. У меня это получилось.
Следующий этап «Актуализация и открытие новых знаний». На этом этапе мы использовали метод исследования и сравнения. Здесь нам пригодились знания предыдущих уроков («Иллюстрация», «Штриховка»). Мы с детьми анализировали, обобщали информацию о лубке. Таким образом, дети самостоятельно выделили средства выразительности лубка. Это дает прочный результат усвоения новых знаний. Применяла наглядность (надписи, слайд на экране), перед детьми была информация, необходимая для данных этапов.
Переход к практическому этапу осуществлялся при помощи загадок о животных. Здесь для детей создан момент неожиданности, так как ответы на загадки были нарисованы. При разгадывании картинка становилась доступной. Таким образом, мне хотелось поддержать интерес детей к уроку. Так же цель этого этапа была составление детьми плана своей работы. Они прекрасно с этим справились. На экране этот план находился в течение всего этапа. Чтобы не было эмоциональной и физической перенагрузки , я провела физкультминутку. Физкультминутка прошла живо, эмоционально. Здесь так же были учтены особенности и привязанности данного возраста.
При подведении «Итогов урока. Рефлексии» я использовала систему оценивания по «Школе 2100». Данная система оценивания позволяет повысить самооценку учащихся, даже если работа, по мнению учащегося, выполнена не совсем удачно (Сегодня не мой день). Н этом же этапе дети сами решают, добились ли они поставленной цели. И, как правило, видя результат своей работы, своих одноклассников, дети считают, что да. Это дает массу эмоций, самоутверждения и самовыражения.
Урок состоялся. Все этапы объединены хорошими логическими «связками». Все этапы урока работали на главный этап «Практическая работа». Я тщательно подошла к выбору ТСО и наглядных пособий, исключив все лишнее. Психологическая атмосфера на уроке была комфортная, спокойная. Общение учащихся и учителя было доброжелательное. На этом уроке дети и учитель работали в сотрудничестве друг с другом.
Хорошая работоспособность детей была достигнута благодаря хорошей мотивации, смены учебной деятельности, правильным подбором наглядности, доступной возрасту информации. О результатах урока можно судит по работам учащихся. Рисунки получились яркие, красочные. Мне удалось справиться с поставленными задачами.