kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование умений и навыков на уроках технологии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же  умений необходимых для постановки и решения проблемы.

            Процесс выделения главного в учебном материале  основывается на определение  значимости материала, его ценности и места в системе логических связей данного учебного курса. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование умений и навыков на уроках технологии.»

Формирование умений и навыков на уроках технологии.


Успешность решения учащимися учебно-познавательных задач во многом зависит от сформированности приемов мыслительной деятельности: выделении главного, сравнения, обобщения, осуществляемых на основе анализа и синтеза, а так же умений необходимых для постановки и решения проблемы.

            Процесс выделения главного в учебном материале основывается на определение значимости материала, его ценности и места в системе логических связей данного учебного курса (раздела, темы). Так, в курсе технологии значимым для учащихся материалом, составляющим основу содержания данного курса, являются закономерности взаимодействия в системе "человек- технология- среда" и последствия такого взаимодействия на природу, общество, культуру и самого человека. В разделе "Технология обработки конструкционных материалов с элементами машиноведения" центральной идеей являются знания о сущности и общих закономерностях процессов и методов преобразования материалов в законченное изделие (предмет потребления).

Упражнение. При изучении тем программы, связанных с обработкой материалов резанием на технологических станках, учащимся предлагается выделить ведущие идеи и понятия. Например, учащиеся 8 класса выделяют следующие основные закономерности данного процесса:

- основу всех режущих инструментов составляет "клин";

- процесс формоообразования изделия происходит в результате комбинации главного движения и движения подачи;

- качество получаемого изделия зависит от правильно подобранного режима резания, наладки оборудования и умений оператора;

- формообразование происходит в результате отделения от заготовки "лишнего" материала и образования стружки;

- процесс резания сопровождается выделением теплоты (нагрев заготовки и режущего инструмента) и т.д. .

Не менее важным критерием выделения главного является мировоззренческая, воспитательная ценность материала, которая может усиливаться в результате наглядно- образной демонстрации достижений в области техники и технологии, науки, материальной культуры, народного искусства и ремесел.

Целесообразно определить основные умения выделения главного, формируемые у учащихся в процессе решения учебно- познавательных задач:

- умение разделять целое на элементарные составные части;

- умение выделять существенные и несущественные признаки предметов и процессов;

- умение целостного анализа в единстве формы и содержания;

- умение выделять в задаче известное и неизвестное;

- умение выделять причино- следственные связи и другие зависимости;

- умение различать рациональные и нерациональные способы работы;

- умение выделять смысловые опорные пункты для составления плана действия;

- умение читать и составлять таблицы, схемы, карты (умения кодировать информацию);

- умение анализировать собственные результаты познавательной деятельности и результаты деятельности других участников образовательного процесса.

В качестве объектов аналитико- синтетической деятельности учащихся в курсе технологии могут выступать образцы материальной культуры, предметы потребления, средства преобразования (станки, инструменты, приспособления), технические устройства и их изображения; явления, технологические процессы и их схематичное представление; объекты и процесс собственной познавательной деятельности учащихся.

Сформированность умения выделять главное создает прочную основу для освоения другого способа мыслительной деятельности- сравнения. В роли предметов сравнения в курсе технологии могут выступать предметы реальной действительности, их качества и признаки, а так же явления и процессы, приемы работы и способы деятельности. Следует подчеркнуть, что:

- сравнивать можно только однородные объекты, относящиеся к одному и тому же классу;

- общее в объектах сравнения можно устанавливать лишь в случае наличия у них отличительных признаков;

- различие между объектами возможно устанавливать только при наличии у них определенного сходства.

К дидактическим ситуациям в курсе технологии, диктующим постановку задач на сравнение можно отнести следующие:

1. Сравнение с целью выявления общего в объектах потребления, средствах преобразования материалов, технологических процессах и т.д. Например, выполнить задание: "Сравнить технологические процессы изготовления деталей цилиндрической формы на токарном станке по обработке древесины и токарно-винторезном станке с целью выделения общего".

2. Сравнение с целью выявления особенного, отличительного. Например: "Укажите особенности устройства и применения строгальных инструментов: рубанка и щерхебеля"

3. Полное сравнение: установление сходства и различия.

4. Сравнение с целью выделения главного, основного в технических устройствах, процессах и явлениях. Например: "Какие процессы лежат в основе функционирования бытовых электроосветительных приборов: керосиновой лампы, лампы накаливания, лампы "дневного" освещения?"

5. Сравнение с целью установления причинно- следственных связей между явлениями. Например: "Почему в некоторых рецептах при квашении капусты на дно кладут осиновое поленце?"

6. Сравнение, имеющее целью выяснить отношение учащихся к объектам и процессу собственной деятельности и к деятельности других участников образовательного процесса. Например: "Дайте оценку спроектированному и изготовленному Вами изделию, с позиции рациональности применяемых приемов работы".

Целесообразно определить основные умения необходимые для выполнения приемов сравнения, формируемые у учащихся в процессе подготовки и выполнения проектной деятельности:

- умения сопоставлять предметы по форме, функционально- целевому назначению, конструкторской и материаловедческой реализации;

- умения сопоставлять и противопоставлять предметы по внешним и внутренним признакам и свойствам;

- умения различать существенные и несущественные признаки предметов потребления, объектов материальной культуры, материалов и технических устройств и на этой основе находить сходства и различия;

- умения сравнивать способы преобразования и обработки материалов, энергии, информации (методы, приемы, алгоритмы);

- умения сравнивать способы и результаты организационно- практической самостоятельной деятельности и деятельности других участников образовательного процесса;

- умение выполнять сравнение с соблюдением следующей последовательности:

* определение объекта и цели сравнения;

* выделение основных признаков;

* установление отличительных и сходных признаков;

* формулирование вывода;

- умения делать несложные теоретические и практические выводы, по результатам сравнения;

- составлять несложные сравнительные характеристики предметов потребления, материалов и средств их преобразования, технических устройств, технологических процессов, способов деятельности и т.д.

Сформированные приемы выделения главного, классификации и сравнения должны заключаться выводом, обобщением, т.е. выделением наиболее общих, существенных признаков, свойств, характеристик, связей, отношений рассматриваемых предметов, процессов, явлений. Следует отметить, что умение обобщать материал формируется поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей учащихся.

В курсе технологии используют обобщения разного объема и абстрагирования: частные обобщения (например: построение обобщенной последовательности выполнения конкретной технологической операции - плоскостной разметки); тематические обобщения (например: построение обобщенной последовательности изготовления однодетального изделия из тонко- листового металла); итоговое обобщение (например: построение обобщенного алгоритма формообразования на токарно- винторезном станке).

Целесообразно определить основные умения, необходимые для выполнения приемов обобщения, формируемые у учащихся в процессе решения учебно- познавательных задач:

- умения делать практические и теоретические выводы на основе анализа и синтеза полученной информации;

- умения применять обобщения для систематизации различной по источнику, характеру, сложности, назначению информации;

- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления объектов, предметов потребления, образцов материальной культуры, технических устройств и т.д.;

- умения формулировать частные, тематические, итоговые обобщения на основе сопоставления и противопоставления способов, методов, приемов технологической деятельности;

- умения обобщать собственную познавательную и организационно- практическую деятельность, а так же групповую и коллективную деятельность;

- умения оформлять результаты обобщения в удобной и рациональной форме в виде схем, таблиц, планов, моделей и т.д..




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование умений и навыков на уроках технологии.

Автор: Валеев Сергей Зуфарович

Дата: 06.11.2016

Номер свидетельства: 355840

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Традиции в образовании на уроках технологии. "
    ["seo_title"] => string(48) "traditsii-v-obrazovanii-na-urokakh-tiekhnologhii"
    ["file_id"] => string(6) "169564"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1423419195"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Формирование и развитие УУД на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(52) "formirovaniie-i-razvitiie-uud-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "202989"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1429367277"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Формирование ЗУН на уроках трудового обучения в коррекционной школе "
    ["seo_title"] => string(77) "formirovaniie-zun-na-urokakh-trudovogho-obuchieniia-v-korriektsionnoi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "141030"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418050564"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(83) "Контроль знаний на уроках биологии в 7 классе "
    ["seo_title"] => string(47) "kontrol-znanii-na-urokakh-biologhii-v-7-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "139622"
    ["category_seo"] => string(9) "biologiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1417766418"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(116) "Конспект урока технологии в 4 классе "Обрывная аппликация. Зима""
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekt_uroka_tiekhnologhii_v_4_klassie_obryvnaia_applikatsiia_zima"
    ["file_id"] => string(6) "425777"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1503256981"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства