Тип урока: урок отработки умений.
Цель: создание обрывной аппликации «Зима».
Задачи:
- духовно-нравственное развитие в процессе формирования понимания красоты зимней природы;
- формирование внутренней позиции школьника, мотивации успеха, способности к творческому самовыражению, интереса к предметно-преобразовательной деятельности, ценностного отношения к труду, родной природе, своему здоровью;
- развитие в процессе предметно-практической деятельности психических функций: зрительно-пространственного восприятия, воссоздающего и творческого воображения, разных видов мышления, речи, воли, чувств;
- развитие ручной умелости в процессе решения художественно-конструкторских задач;
- развитие регулятивной структуры деятельности, включающей ориентировку в задании, планирование, прогнозирование, контроль, оценку;
- формирование умения искать и преобразовывать информацию с использованием справочного материала;
- развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной (групповой) деятельности.
Формирование УУД на уроке:
Личностных УУД: навыки организации рабочего места для работы с бумагой; формирование эстетических чувств.
Регулятивных УУД: умение вместе с учителем и одноклассниками находить несколько способы выполнения работы; навык работы со схемами, наглядно показывающими последовательность работы; определение этапов работы; проговаривание пошагового выполнения работы.
Познавательных УУД: активизация знаний по курсу технологии 1-3 класса (техника выполнения аппликации, обрывная аппликация); умение анализировать представленные произведения искусства и давать им характеристику; понимание вопросов учителя и умение строить логически верные ответы.
Коммуникативных УУД: умение находить компромиссные решения при выполнении работы в группе.
Оборудование для учителя: компьютер, проектор, экран, презентация, слова темы, рисунок Деда Мороза, паспарту для детских работ.
Оборудование для учащихся: готовый фон для аппликации, конверт с инструкцией по выполнению работы, конверт с различными деталями аппликации (для детей встретивших затруднения при выполнении работы), клей, цветная бумага.
Ход урока
- Мотивация.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Ребята, чтобы вы пожелали своим одноклассникам на урок технологии?
- А я вам желаю «Чтобы всё хорошо выходило, работаем тихо, дружно, красиво»
Дети высказывают свои пожелания.
- Эмоциональный настрой. Побуждение учащихся к восприятию учебного задания.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Начать наш урок, ребята, я хочу с замечательного музыкального произведения Г. Свиридова. Закройте глаза, вслушайтесь в музыку. Какие картины она нарисует вам, какие чувства вызовет.
- Кто желает поделиться своими впечатлениями?
Если дети затрудняются ответить, учитель задаёт наводящие вопросы.
- Что хочется делать под эту музыку?
- С каким природным явлением она похожа? и т.п.
- Как называется это музыкальное произведение?
- Это вальс Георгия Свиридова «Метель». Что напоминают звуки этого вальса?
- Но зима вдохновляла не только композиторов, но и художников. Посмотрите, какой они увидели зиму.
- Какие чувства вызвали увиденные картины?
- Представьте, мы все вместе сейчас оказались в этом сказочном лесу. Что бы вы там делали?
- Вот с этим весёлым, задорным настроением возвращаемся в класс.
Дети закрывают глаза, слушают венский вальс Г. Свиридова из к/ф «Метель».
Дети рассказывают о своих впечатлениях.
Кружение снежинок
Дети рассматривают картины и участвуют в их кратком анализе.
Дети встают с места и имитируют действия, связанные с зимними играми.
- Подготовка учащихся к работе на основном этапе. Формулировка темы урока и постановка учебной задачи.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Тема нашего урока…
Учитель открывает доску, а там тема урока закрыта морозными узорами.
- Ребята, у нас на уроке сегодня серьёзная проблема. На улице мороз. Он заморозил тему нашего урока, зарисовал её своими узорами. Но я думаю, что мы все вместе отогреем её и узнаем, что же мы сегодня будем делать на уроке.
- Скажите, а что объединяет все произведения искусства, с которыми мы познакомились в начале урока?
Учитель открывает на доске слова ЗИМА.
- Сегодня на уроке мы с вами тоже станем художниками. Но, как вы думаете, при помощи чего мы будем рисовать сегодня на уроке технологии? (Бумаги и клея).
- Как называется эта техника?
Учитель открывает на доске слово аппликация. На доске одно слово остаётся закрытым.
- Одно слово для нас остаётся загадкой. Чтобы её разгадать, вам надо внимательно посмотреть на рабочие инструменты, приготовленные к уроку. Как вам кажется, чего не хватает вам для того, чтобы сделать аппликацию?
- А как можно без ножниц сделать детали аппликации?
- Как называется такая аппликация? (Обрывная).
Учитель открывает последнее слово темы урока.
- Как звучит тема нашего урока? Какова его цель?
Учащиеся отвечают на вопросы учителя анализируя полученную информацию в начале урока и самостоятельно актуализируя знания полученные в 1-3 классе.
Зима.
Аппликация.
Учащиеся делают вывод на основе наблюдений.
Ножниц.
Рвать бумагу.
Дети формулируют цель урока.
- Создание ситуации самостоятельного открытия. Планирование выполнения работы.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Что важно помнить при выполнении аппликации?
- Назовите этапы выполнения аппликации.
- Я для вас ребята подготовила конверты помощники. Посмотрите, что в них лежит.
- Работать вы будете в группах, и своё художественно произведение будете составлять вместе. Основа для аппликации у вас готова, но чего в ней не хватает?
- Где же вы его возьмёте?
- А вы знаете, что ваша основ для аппликации волшебная? Она может превращаться. Кто разгадает загадку её превращения?
- Какие элементы вы можете использовать в своей работе?
- Что ж, удачи в вашем творчестве. Начинаем работать. А чтобы вам было интереснее работать, я включу для вас музыку известных композиторов П. И. Чайковского, А. Вивальди и конечно же Георгия Свиридова. В этих музыкальных произведениях они также изобразили зиму.
Продумать сюжет, подготовить детали, разложить на основе, приклеить.
Дети анализируют опорную схему-подсказку по выполнению обрывной аппликации.
Снега.
Нарвём из белой бумаги.
Переворачивая основу, можно получить день или ночь.
Учащиеся планируют примерные детали для работы.
- Самостоятельное творческое использование изученного приёма.
- Самооценка. Рефлексия.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Давайте вместе посмотрим, что у нас получилось.
Учитель при помощи скотча вывешивает работы на доску.
- Вы уже знаете, что художественные произведения лучше смотрятся издалека. Но у каждой картины должна быть …(рамка, оправа).
- Вот теперь наша доска превратилась в картинную галерею Деда Мороза, где своё достойное место заняли ваши работы.
- Оцените свою работу на уроке по оценочным листам, лежащим на ваших столах. (10б- «5» ;7, 8, 9 – «4» ; 6, 5 – «3»)
- Встаньте те, кто оценил свою работу на «5», «4», и т.д.
- Поздравляю вас с успешным окончанием работы!
Дети по оценочному листу оценивают свою работу на уроке.
Оценочный лист.
Аккуратность выполнения работы
Правиль-
ность
Старание
Самостоя-
тельность
Итого
баллов
Отметка
3, 2, 1
3, 2, 1
3, 2, 1
1
- Дополнительное применение новой технологии.
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
- Скажите, а где в жизни вы можете применить те знания, которые приобрели на уроке?
- Спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать. Спасибо вам за ваше творчество.
Украсить свою комнату, сделать подарок для близких и друзей.