С 1993 года в учебную программу школ Российской Федерации введен предмет «Технология». Слово «технология» образовано от греческих слов - «техно» - искусство», мастерство, умение и «логос» - наука, знание, учение. Другими словами, технология-это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Предметная образовательная область «Технология» охватывает учебные предметы: трудовое обучение, черчение, основы информатики и вычислительной техники, включает в себя разделы, охватывающие наиболее распространенные технологии и методики, предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов. Предмет позволяет приобрести учащимися общетрудовые и частично специальные знания и умения, также позволяет обеспечить интеллектуальное, физическое, этическое, эстетическое развитие и адаптацию к современным социально-экономическим условиям. Но самой существенной особенностью образовательной области «Технология» является внедряемый метод проектов, под которым понимается такой процесс обучения, при, котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну, под непосредственным контролем учителя.
Также технология включает в себя внеклассную работу по технике и труду, организацию различных видов труда учащихся, учебно-воспитательную работу по их профессиональной ориентации. Различными авторскими коллективами предложены и проходят апробацию программы «Технология», «Дом-семья», в которых основное место занимают технический труд, обслуживающий труд.
Цель методической работы: охарактеризовать традиционное образование на уроках технологии при изучении темы «Лоскутное шитье» в 5-9 классах.
Задачи:
1. Сформировать представление об уроках технологии, их типах и структуре.
2. Оформить пояснительную записку к разделу программы «Рукоделие» по теме: «Лоскутное шитье».
3. Разработать тематическое планирование по данной теме для учащихся 5-9 классов.
Урок как основная форма организации обучения технологии
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
Урок технологии - это очень сложное педагогическое явление. С одной стороны - это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся. С другой - управление этой деятельностью учителем.
На уроках технологии учитель систематические излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков.
Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:
1.Организационный момент, который включает в себя:
а) подготовка учащихся к уроку;
б) подготовка дежурными рабочих мест:
в) проверка отсутствующих на уроке;
г) сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация и проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала.
4. Закрепление нового материала путем беседы с учащимися по изложенному материалу.
5. Вводный инструктаж, который включает в себя:
а) объяснение порядка выполнения учебно-трудового задания в практической работе;
б) показ и объяснение приемов работы (рабочей позы, хватки инструмента и т. д.).
в) повторение правил техники безопасности.
6. Практическая самостоятельная работа учащихся.
7. Текущий инструктаж, который включает в себя - контроль учителя за:
а) организацией рабочего места;
б) соблюдением правил техники безопасности во время практической работы - оказание помощи учащимся во время выполнения практической работы.
8. Итоговая часть урока. Заключительный инструктаж, который включает в себя:
а) подведение итогов урока;
б) анализ допущенных ошибок и нарушений правил техники безопасности;
в) дополнительные объяснения и показ приемов работы;
г) домашнее задание;
д.) уборка рабочих мест.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Традиции в образовании на уроках технологии. »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа Республики Башкортостан
Методическая работа:
Традиции в образовании
на уроках технологии
Учителя технологии первой
квалификационной категории
МБОУ «СОШ №1»
Лагутиной Светланы Вячеславовны
Рассмотрена на заседании МО учителей технологии, изобразительного искусства, музыки, черчения и физической культуры. Протокол № от года.
Директор МБОУ «СОШ №1» :__________________ /Н.Р.Муратова/
Содержание
Введение
Урок как основная форма организации обучения технологии
Пояснительная записка к разделу программы «Рукоделие»
Тематическое планирование темы «Лоскутное шитьё» для учащихся 5-9 классов
Заключение
Литература
Введение
Актуальность темы
С 1993 года в учебную программу школ Российской Федерации введен предмет «Технология». Слово «технология» образовано от греческих слов - «техно» - искусство», мастерство, умение и «логос» - наука, знание, учение. Другими словами, технология-это наука об умении, мастерстве, искусстве.
Предметная образовательная область «Технология» охватывает учебные предметы: трудовое обучение, черчение, основы информатики и вычислительной техники, включает в себя разделы, охватывающие наиболее распространенные технологии и методики, предусматривает творческое развитие учащихся в рамках системы проектов. Предмет позволяет приобрести учащимися общетрудовые и частично специальные знания и умения, также позволяет обеспечить интеллектуальное, физическое, этическое, эстетическое развитие и адаптацию к современным социально-экономическим условиям. Но самой существенной особенностью образовательной области «Технология» является внедряемый метод проектов, под которым понимается такой процесс обучения, при, котором реализуются интеллектуальные и физические возможности школьников по созданию новых товаров и услуг, имеющих субъективную новизну, под непосредственным контролем учителя.
Также технология включает в себя внеклассную работу по технике и труду, организацию различных видов труда учащихся, учебно-воспитательную работу по их профессиональной ориентации. Различными авторскими коллективами предложены и проходят апробацию программы «Технология», «Дом-семья», в которых основное место занимают технический труд, обслуживающий труд.
Цель методической работы: охарактеризовать традиционное образование на уроках технологии при изучении темы «Лоскутное шитье» в 5-9 классах.
Задачи:
1. Сформировать представление об уроках технологии, их типах и структуре.
2. Оформить пояснительную записку к разделу программы «Рукоделие» по теме: «Лоскутное шитье».
3. Разработать тематическое планирование по данной теме для учащихся 5-9 классов.
Урок как основная форма организации обучения технологии
Под уроком технологии понимается занятие, на котором учащиеся, объединенные в группу (класс), под руководством учителя или самостоятельно овладевают технологическими знаниями, умениями и навыками.
Урок технологии - это очень сложное педагогическое явление. С одной стороны - это организованная активная учебно-познавательная деятельность учащихся. С другой - управление этой деятельностью учителем.
На уроках технологии учитель систематические излагает учебный материал, организует восприятие этого материала и практическую деятельность учащихся по применению, усвоению и закреплению технологических знаний, по формированию практических умений и навыков.
Урок состоит из значительного числа элементов, составляющих отдельные этапы его проведения. Наиболее общими элементами различных уроков технологии являются:
1.Организационный момент, который включает в себя:
а) подготовка учащихся к уроку;
б) подготовка дежурными рабочих мест:
в) проверка отсутствующих на уроке;
г) сообщение темы и целей урока.
2. Актуализация и проверка знаний учащихся ранее изученного учебного материала.
4. Закрепление нового материала путем беседы с учащимися по изложенному материалу.
5. Вводный инструктаж, который включает в себя:
а) объяснение порядка выполнения учебно-трудового задания в практической работе;
б) показ и объяснение приемов работы (рабочей позы, хватки инструмента и т. д.).
в) повторение правил техники безопасности.
6. Практическая самостоятельная работа учащихся.
7. Текущий инструктаж, который включает в себя - контроль учителя за:
а) организацией рабочего места;
б) соблюдением правил техники безопасности во время практической работы - оказание помощи учащимся во время выполнения практической работы.
8. Итоговая часть урока. Заключительный инструктаж, который включает в себя:
а) подведение итогов урока;
б) анализ допущенных ошибок и нарушений правил техники безопасности;
в) дополнительные объяснения и показ приемов работы;
г) домашнее задание;
д.) уборка рабочих мест.
Уроки технологии проводятся по расписанию в специально отведенное и четко ограниченное время. Продолжительность урока может быть различной: один академический час (45 минут), два часа и более. В практике обучения технологии учащихся 5-11 классов общеобразовательных учреждений приняты уроки по 2 академических часа. Урочная система позволяет правильно нормировать учебный труд и отдых учащихся и создает организационную четкость всей деятельности образовательного учреждения.
Главные требования к уроку технологии
1. Четкость и ясность основных учебно-воспитательных целей, которые должны быть достигнуты в результате проведения данного урока. Она определяется исходя из общих целей развития учащихся, конкретного содержания урока и его места в системе урока и его места в системе уроков предмета. По тому, как будут достигнуты эти цели, судят о качестве урока и его эффективности.
2. Правильный подбор учебного материала для уроков в целом и каждой его части (изложения и закрепления теоретического материала, организации практической работы учащихся и т.д.) Материал подбирается исходя из целей и темы урока, а также уровня предшествующей подготовки учащихся. Для организации на уроке практической работы учащихся очень важен подбор объектов труда, т.е. тех изделий, которые изготавливают ученики, выбор заготовок и разработка технологического процесса их обработки для получения изделий.
3. Выбор наиболее целесообразных методов обучения для каждого этапа урока. При этом учитывается цель урока, специфика учебного материала, уровень подготовки учащихся, материальное оснащение, опыт самого учителя.
4. Организационная четкость урока. Своевременное начало и окончание урока, распределение времени на каждый этап урока.
5. Достижение целей урока. Усвоение учебного материала всеми учащимися. Выполнение развивающей и воспитательной функций урока.
В методике преподавания технологии для классификации уроков используются различные признаки: по преобладанию на уроках изучения теоретических знаний или практических работ учащихся, по доминирующим дидактическим целям и задачам, по основным методам обучения.
По указанным признакам классификации выделяются различные типы уроков технологии. Среди них: теоретический урок, практический урок, урок - лабораторная работа, урок по решению технических задач, комбинированный урок, контрольно-проверочный урок.
Типы уроков технологии отличаются друг от друга своей структурой. Под структурой урока понимается совокупность элементов входящих в урок, их последовательность и взаимосвязь.
В своей практике я использую теоретические уроки как вводные в начале учебного года, так и при переходе от изучения одной конкретной темы к другой. Например, при переходе от изучения технологии обработки тканей к изучению кулинарии, от изучения ручной художественной вышивки к лоскутному шитью. Как правило, теоретический урок занимает, не более 45 минут и поэтому в большинстве случаев проводится в составе двухчасового занятия другого типа.
Структура теоретического урока может включать в себя организационный момент, сообщение темы и цели урока, изложение учебного материала учителем, закрепление изложенного учебного материала путем краткого опроса учащихся, работу по усвоению теоретических знаний в виде решения технических задач и упражнений, задание на дом, итоги урока.
Практические уроки. Они ставят целью практическое освоение учащимися рабочих приемов выполнения технологических операций, формирование технологических операций, формирование технологических умений и навыков. Из своего опыта хочу сказать, что практические уроки занимают значительное место в системе уроков технологии. На этих уроках ученики овладевают практическими умениями и навыками правильной организации рабочего места, пользования рабочими инструментами, швейными машинами, электрическим утюгом и другой техникой.
Большую роль практические уроки играют в развитии у учащихся культуры трудовых движений и формировании общей технологической культуры.
Структура практического урока.Организационный момент, при котором кроме собственно учебного процесса организуется и трудовой производственный процесс. Это значит что, при организации урока нужно выдать учащимися заготовки, рабочие чертежи, технологические карты, выделить им время для подготовки к работе своих рабочих мест. Сообщение темы и целей урока. Мотивировка целей, то есть обоснование того, для чего необходимо выполнение предстоящей учебно-практической работы и с точки зрения познавательной (чему научатся ученики, какие умения и навыки приобретут), и с практической точки зрения, какая будет практическая польза от того изделия, которое изготовят ученики при выполнении практической работы.
Вводный инструктаж включает в себя на практическом уроке объяснение порядка выполнения отдельных технологических операций, а также всей практической работы, указания и рекомендации по осуществлению самоконтроля во время изготовления изделий.
После вводного инструктирования, чтобы убедиться, что учащиеся правильно восприняли показанный учителем новый рабочий прием, учитель предлагает одному из учеников повторить эти действия по выполнению рабочего приема. Этот элемент я включаю в структуру урока в тех случаях, когда учащиеся осваивают совершенно новые рабочие приемы, с которыми они не встречались в практической деятельности. Например, когда учащиеся знакомятся с новыми видами швов как ручных, машинных, так и декоративных. Если ученик выполняет эти приемы правильно, то смело можно переходить к самостоятельной практической работе.
Самостоятельная практическая работа учащихся и текущий инструктаж по времени занимают большую часть урока. Текущий инструктаж на моих уроках заключаются в том, что я контролирую организацию рабочих мест и работу учащихся. В случае, если большинство учащихся допускают одни и те же ошибки, я приостанавливаю практическую работу всех учащихся и частично повторяю вводный инструктаж и показываю снова приемы работы.
Итоговая часть практического урока посвящается приему выполненных ученических работ, их оценке и заключительному инструктажу. В заключительном инструктаже учитель подводит итоги практической работы учащихся, анализирует типичные ошибки. Завершается практический урок как всегда уборкой рабочих мест.
Урок - лабораторная работа является разновидностью практических уроков, так как на них учащиеся занимаются, в основном, самостоятельной практической деятельностью. Однако, в отличие от практических уроков, здесь ученики не занимаются производительным трудом, не осуществляют производственный процесс, хотя бы и в учебном плане, а выполняют лабораторные работы.
Лабораторные работы по технологии обычно связаны с изучением материалов практически (например, тканей) исследованием механических и технологических свойств этих материалов, изучением конструктивного устройства рабочих и измерительных инструментов и приборов, приспособлений и оборудования.
Структура урока - лабораторной работы: организационный момент; сообщение темы и целей урока; изложение теоретического материала, на котором основана лабораторная работа; закрепление материала; выдача заданий на лабораторную работу; выполнение лабораторной работы учащимися; итоги лабораторной работы и всего урока в целом.
Урок по решению технических задач занимает как бы промежуточное положение между теоретическими и практическими уроками. С одной стороны, на них учащиеся решают задачи производственного характера, с другой стороны, эти задачи решаются в расчетно-техническом плане, в плане конструкторской и технологической подготовки производственных процессов. На таких уроках мои учащиеся конструируют и моделируют швейные изделия, составляют эскизы и чертежи, планируют технологический процесс изготовления изделий, разрабатывают технологические карты.
Структура урока решения технических задач: организационный момент, сообщение темы и целей урока; изложение теоретического материала, на котором основа по решению технических задач, закрепление теоретического материала, решение технических задач, итоговая часть урока.
Комбинированные урокипредставляют собой как бы соединение теоретического и практического уроков. В практике обучения технологии очень часто возникает задача дать учащимся некоторый объем теоретических технических сведений с тем, чтобы на их основе построить практическую работу учащихся по применению этих знаний и формированию практических умений. Организованно эти задачи позволяют решать комбинированные уроки.
Структура комбинированного урока: организационный момент, сообщение темы и целей урока, актуализация знаний учащихся, изложение нового учебного материала, закрепление, вводный инструктаж, пробное выполнение приемной практической работы, самостоятельная практическая работа учащихся и текущее инструктирование учителя, итоговая часть урока.
Контрольно-проверочные уроки. Их цель-получение данных об уровне технологической подготовки учащихся, о степени прочности усвоения технических знаний, умений и навыков. Контрольно-проверочные уроки обычно я провожу по изучению большого раздела, например: «Ручная художественная вышивка», «Лоскутное шитье» и т.д., в конце четверти, полугодия, учебного года. Это позволяет осуществлять необходимую периодическую аттестацию учащихся по технологии. Контрольно проверочные уроки по технологии отличаются практическим характером проверки знаний, умений и навыков.
Структура контрольно-проверочного урока: организационный момент, сообщение темы и целей урока; выдача задания на контрольно-практическую работу; выполнение контрольной работы; итоги контрольной работы и урока.
Обучение технологии в общеобразовательных учреждениях -это обучение, главным образом, практическое. Большая часть учебного времени отводится на практические работы учащихся. Поэтому очень важно на уроках технологии правильно организовать самостоятельную практическую учебно-трудовую деятельность учащихся, чтобы эта работа была целесообразной и эффективной с учебно-познавательной, организационно-технической и экономической точек зрения. Это позволит учащимся успешно овладевать опытом технической деятельности людей. На основе этого опыта у учеников будет формироваться свой опыт в области технологии, осуществляться развитие личности ученика.
В своей практике на уроках технологии я использую следующие формы организации учебной работы учащихся на уроке фронтальную, бригадно-звеньевую и индивидуальную.
При фронтальной форме организации учебной работы все ученики выполняют учебно-трудовые задания. Инструктирование учащихся (вводное, заключительное и текущие) и контроль за их работой осуществляется учителем одновременно для всех учеников. Эта организация учебной работы используется в начальный период освоения новых рабочих приемов и трудовых операций. Необходимым условием для организации фронтальной работы является наличие соответствующего инструмента и оборудования для всего класса. Положительная сторона фронтальной работы заключается в том, что ученик, работая в коллективе, выполняет изделие или другую порученную ему работу от начала до конца сам, видит результаты своей работы. Он осваивает при этом все трудовые операции, овладевая всем кругом соответствующих умений и навыков. Наравне с положительной стороной фронтальной работы есть свои трудности и недостатки. Во-первых, необходимо, чтобы все учащиеся имели необходимые инструменты, материалы и приспособления. Во-вторых, индивидуальные особенности и познавательные различные возможности учащихся требуют дифференциации учебно-трудовых заданий, что нарушает фронтальность учебной работы учащихся.
Бригадно-звеньевая организация учебной работы предполагает деление на уроке группы занимающихся учащихся на отдельные звенья или бригады и выдачу каждому звену или бригаде своих учебно-трудовых заданий. Например: на своих уроках я организую бригадно-звеньевую работу при выполнении творческих проектов. В этом случае учащиеся по желанию делятся на группы и выполняют творческие работы. В другом случае эта форма прослеживается, когда работа выполняется с разделением труда, то есть каждый ученик делает только часть общей работы.
Индивидуальная форма организации учебной работышироко практикуется на занятиях по технологии. Если учитель хорошо изучил своих учеников, знает их способности, интересы, отношение к работе, то он может давать ученикам индивидуальные задания. Эти задания могут выполняться учениками, как на уроках, так и во внеурочное время. Индивидуализация технологического обучения создает благоприятные возможности для развития личности каждого отдельного ученика.
Пояснительная записка к разделу программы «Рукоделие»
Тема «Лоскутное шитье»
Шитье из лоскутков - искусство, имеющее давнюю историю и богатые традиции по всему миру. Лоскутные изделия-покрывала, одеяла, подушки, половики-до сих пор можно встретить в разных уголках России.
Искусство создавать из кусочков ткани одежду, красивые вещи, украшающие жилище, возникло на Руси вместе с появлением ситца. Народные мастерицы с любовью, тщательно подбирая кусочки ткани, создавали неожиданные, яркие по цвету композиции, которые поражают и сегодня не только мастерством исполнения, но и удивительным художественным вкусом, присущим народным творцам.
Раздел программы «Лоскутное шитье» разработан для учащихся 5-9 классов так, чтобы учащиеся, изучая различные приемы лоскутного шитья, выполняли сначала небольшие, несложные по способу изготовления вещи (прихватки, салфетки, наволочки и т.д.) и постепенно переходим к более сложным работам (покрывала, панно, жилеты с утепляющей прокладкой и т. д.).
Работая по теме «Лоскутное шитье» из раздела программы «Рукоделие», учащиеся изучают основные законы композиции и цветоведения, знакомятся с традиционными орнаментами разных народов, осваивают основные приемы соединения лоскутков на машине и в ручную; сначала работают по готовым образцам, копируя их, а затем приступает к разработке индивидуального проекта и выполняют изделие, используя ранее изученные способы соединения лоскутков.
Тематическое планирование темы «Лоскутное шитьё» для учащихся 5-9 классов
Лоскутное шитье:
5 класс - 8 часов;
6 класс - 12 часов;
7 класс - 12 часов;
8 класс - 14 часов;
9 класс - 10 часов.
(См. ниже, таблица 1).
Таблица № 1
№ п/п
Тема
Теоретические сведения
Количество часов
Практическая работа
Дидактическое обеспечение
1.
2.
5 класс
Подготовка к лоскутной технике.
Материалы, инструменты, приспособления
Из истории лоскутной техники. Виды лоскутной техники. Использование лоскутной техники в изготовлении изделий для оформления интерьера. Требования к тканям. Использование шаблонов при раскрое. Организация рабочего места и правила ТБ на занятиях по лоскутному шитью.
8ч.
2 ч.
Изготовление шаблонов для изделий.
Учебные таблицы, инструкционные карты, примеры лоскутных изделий, инструменты, приспособления, материалы для лоскутного шитья, образец шаблона.
Освоение приемов с помощью изученных швов. Выполнение ручных и машинных швов по образцам.
Учебные таблицы, инструкционные карты, тесты, образцы ручных и машинных швов, инструменты и материалы для лоскутного шитья
5.
6.
Изготовление изделий в лоскутной технике.
Технология выполнения изделий в лоскутной технике.
Требования к изделиям, используемым для оформления интерьера, утилитарное значение лоскутных изделий. Салфетки, прихватки из лоскутков. Последовательность работы.
2 ч.
Выбор образца для будущей работы. Подбор лоскутов по цвету. Окрашивание деталей по шаблону. Использование растровой сетки.
Учебные таблицы, инструкционные карты, тесты, образцы лоскутных изделий, инструменты и материалы для лоскутного шитья.
7.
8.
Выполнение изделий в лоскутной технике.
Оформление изделий в лоскутной технике.
Повторение: последовательность работы. Правила безопасной работы. Технология соединения деталей изделия по схеме. Образец оформления изделия. Контроль знаний, умений, навыков.
2 ч.
Соединение деталей изделий по схеме на швейной машине, разутюживание швов. Соединение верхней части изделия с подкладкой, Оформление изделия. Тесты к.р.
Учебные таблицы, инструкционные карты, тесты, образцы лоскутных изделий, образец оформления изделия, инструменты и материалы для лоскутного шитья.
1.
2.
6 класс
Подготовка к лоскут
ной технике.
Материалы, инструменты, приспособления.
Повторение: виды лоскутной техники. Использование лоскутных изделий в оформлении интерьера. Создание индивидуального стиля с помощью лоскутных изделий. Инструменты, материалы, приспособления. Способы создания лоскутных изделий. Использование шаблонов при раскрое.
Ручные и машинные швы, применяемые в лоскутной технике.
Виды орнаментов: геометрический, растительный орнаменты разных народов. Их особенность, связь с национальными традициями. Цветовая гамма изделий, Повторение: ручные и машинные швы.
2 ч.
Зарисовка композиционных схем построения изделий и орнаментов разных народов. Традиционные орнаменты: бревенчатая изба (хижина), звезда, мельница и т.д. Выполнение инструкционных карт по ручным и машинным швам.
Разработка творческих проектов в лоскутной технике
Выполнение творческих проектов в лоскутной технике.
Выбор проекта, Последовательность выполнения проекта. Составление плана работы. Творческий проект: «Кухонный набор в лоскутной технике» (грелка на заварочный чайник и набор салфеток)
Отчет о выполнении творческих проектов. Контроль знаний, умений, навыков учащихся
2 ч.
Представление творческих проектов. Тесты к.р.
Творческие проекты (изделия и пояснительные записки), тесты.
1.
2.
7 класс.
Лоскутное шитье.
Подготовка к лоскутной пластике.
Повторение: из истории лоскутной техники. Использование лоскутных изделий. Инструменты, материалы, приспособления. Требования к тканям. Использование шаблонов при раскрое, применение готового растра.
12 ч.
2 ч.
Изготовление растровой сетки на бумаге, создание шаблонов.
Инструкционные карты, учебные таблицы, образцы шаблонов и готового растра, инструменты, материалы, приспособления, применяемые для лоскутного шитья.
Освоение приемов с помощью ранее изученных швов. Выполнение инструкционных карт по ручным и машинным швам.
Учебные таблицы, инструкционные карты, образцы ручных и машинных швов.
5.
6.
Разработка и выполнение творческих проектов-объемные изделия в лоскутной технике.
Объемные изделия в лоскутной технике (мягкие игрушки, куклы, аппликации). Выбор проекта. Последовательность его выполнения. Составление плана работы.
2 ч.
Выбор изделия для будущего проекта. Подбор необходимых инструментов, материалов. Составление технологической карты.
Образцы объемных изделий в лоскутной технике. Образец технологической карты.
7.
8.
Выполнение творческих проектов в лоскутной технике (объем)
Технология выполнения объемных изделий в лоскутной технике.
2 ч.
Выполнение творческих проектов.
Инструкционные карты, образцы творческих проектов необходимые инструменты и материалы.
9.
10.
Оформление творческих проектов
Оформление пояснительной записки к творческому проекту.
2 ч.
Описание творческих проектов
Инструкционные карты, образцы, необходимые инструменты и материалы для выполнения проектов, тесты.
11.
12.
Просмотр творческих проектов.
Отчет о выполнении творческих проектов. Контроль знаний, умений, навыков учащихся
2 ч.
Представление творческих проектов, тесты к.р.
8 класс
14 ч.
1.
2.
Лоскутное шитье.
Подготовка к лоскутной пластике.
Повторение: из истории лоскутной техники. Виды лоскутной техники. Использование лоскутной технике в изготовлении изделий для оформления интерьера. Инструменты материалы, приспособления. Способы создания лоскутных изделий.
2 ч.
Составление инструкционных карт.
Учебные таблицы, варианты лоскутных изделий, инструменты, материалы, приспособления для лоскутного шитья.
3.
4.
Лоскутные букеты.
Технология выполнения лоскутных букетов из роз.
Технология изготовления розы. Составление композиций из роз.
2 ч.
Изготовление розы. Зарисовка композиционной схемы из роз.
Отчет о выполнении творческих проектов. Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
2 ч.
Представление творческих проектов, тесты к.р.
Творческие проекты, пояснительные записки, тесты.
9 класс.
10 ч.
1.
2
Лоскутное шитье.
Подготовка к лоскутной пластике.
Повторение: из истории лоскутной техники. Виды лоскутной техники. Инструменты, материалы, приспособления. Способы создания лоскутных изделий. Организация рабочего места и правила техники безопасности для занятий лоскутным шитьем.
Отчет о выполнении творческих проектов. Контроль знаний, умений и навыков учащихся.
2 ч.
Представление творческих проектов, тесты к. р.
Творческие проекты, пояснительные записки, тесты.
Заключение
В данной методической работы охарактеризованы: традиционные уроки технологии, их типы и структура, формы организации учебной работы учащихся на уроке. Написана пояснительная записка к разделу программы «Рукоделие» по теме «Лоскутное шитье», разработан тематический план темы «Лоскутное шитье» для учащихся 5-9 классов, приведены конкретные примеры из практики традиционных форм организации обучения и традиционных уроков технологии при изучении темы «Лоскутное шитье». Цель методической работы выполнена.
Хочется отметить, что охарактеризованные типы уроков технологии я применяю в своей практике в МБОУ «СОШ №1». Например, при изучении в среднем звене темы «Лоскутное шитье» я использую следующие типы уроков: теоретические уроки, в начале изучения темы (см. в тематическом планировании) в 5-м классе урок на тему: «Подготовка к лоскутной технике. Материалы, инструменты, приспособления».
Практические уроки занимают большую часть времени на уроках технологии и поэтому такие уроки я использую в каждом классе при разработке и выполнении творческих проектов.
Урок - лабораторная работа используется мной при изучении темы «Лоскутное шитье» на уроках «Ручные и машинные швы», применяемые в лоскутной технике, когда учащиеся получают задание: вспомнить технологию выполнение ручных и машинных швов, выполнить их практически.
Уроки по решению технических задач используются мной в каждом классе среднего звена на уроках «Оформление творческих проектов», когда учащиеся оформляют пояснительные записки к творческим проектам.
Контрольно-проверочные уроки также используются в 5-9 классах после изучения больших тем, в частности «Лоскутное шитье», при просмотре творческих проектов, когда учащиеся представляют свои творческие работы и выполняют тесты.
Основное место в моей практике я отдаю комбинированным урокам технологии, так как эти уроки как бы соединяют в себе: и теоретические, и практические. На этих уроках я применяю и актуализацию знаний учащихся, и изложение нового материала, и все виды инструктажей: вводный, текущий, заключительный, и самостоятельную практическую работу, и пробное выполнение приемов практической работы и их закрепление.
При проведении уроков технологии я использую следующие формы обучения: фронтальную, звеньевую и индивидуальную.
Наравне с основными методами обучения в своей практике, а именно, словесными, наглядными, практическими, я использую метод проектов. Результатом, которого являются творческие работы учащихся.
Литература
1. М. В. Максимова, М. МА. Кузьмина. Лоскутики. Изд-во «ЭКСМО-Пресс». Москва,1998 г.
2. Методика обучения технологии. Книга для учителя. Под. ред. В. Д. Симоненко-Изд-во Имимского государственного педагогического института НМЦ « Технология». Брянск-Имим., 1998-296 с.
3. Муравьев Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов педвузов по спец-ти «Технология и предпринимательство» - Шуя; Изд-во Шуйского пединститута, 1996-156 с.
4. Программы общеобразовательных учреждений. Технология. Трудовое обучение 1-4, 5-11 классы. Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации 4-ое издание / М. «Просвещение» 2005.