Формирование и развитие УУД на уроках математики
Доклад подготовила
учитель математики
Недригайлова Л.И.
      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. 
В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 
•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 
УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. 
Основные функции УУД: 
• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 
Универсальные учебные действия: 
• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные. 
Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 
• Целеполагание 
• Планирование 
• Прогнозирование 
• Контроль 
• Коррекция 
• Оценка 
• Саморегуляция 
Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 
• Самоопределение 
• Смыслообразование 
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо») 
Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 
• Общеучебные универсальные действия 
• Логические универсальные действия 
• Постановка и решение проблемы 
Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 
• Планирование 
• Постановка вопросов 
• Разрешение конфликтов 
• Контроль, коррекция действий 
Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока: 
Тип урока                                            Педагогические технологии
 
Урок сообщения новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения 
Урок закрепления знаний / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления 
Урок повторения / Игры, групповые формы работы 
Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 
Комбинированный урок / Возможно применение всех технологий 
Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: 
• 1 этап — вводно-мотивационный. 
Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 
• 2 этап — открытие математических знаний. 
На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.
• 3 этап — формализация знаний. 
Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 
• 4 этап — обобщение и систематизация. 
На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 
Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. 
Виды универсальных действий / Виды заданий 
Личностные 
• участие в проектах; 
• подведение итогов урока; 
• творческие задания, имеющие практическое применение; 
• самооценка событий.
Познавательные
• «Найти отличия» 
• «Поиск лишнего» 
• «Лабиринты» 
• «Цепочки» 
• Составления схем-опор 
• Работа с разными видами таблиц 
• Составления и распознавание диаграмм 
• Работа со словарями 
ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 
1 пример (квадратные уравнения, 8 класс) 
• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово 
1) 35x² + 2x - 1 = 0;                     5) 4 - x² = 0; 
2) 9y² + 30y + 25 = 0;                  6) x²- 9x + 14 = 0; 
3) 3x²- 15 = 0;                              7) 2x² - 11x + 9 = 0; 
4) 0,5x² - 3,5x = 0;                       8) -3x² + 7x + 10 = 0. 
Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. 
• записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса. 
Забавляясь, обезьяны на две группы разделились: 
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась, 
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте. 
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе. 
Пример 2. 
Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. 
Виды:    Прыжки в длину /    Метание /    Бег 
Маша:    185 см                        0,01 км     420 сек 
Катя:       19 дм                       1200 см      5 мин 30 сек 
Оля:         1 м 7 дм                 6 см 135 дм       0,1 ч 
Регулятивные
• «Преднамеренные ошибки» 
• Поиск информации в предложенных источниках 
• Взаимоконтроль 
• Диспут 
• «Ищу ошибку» 
• Контрольный опрос на определенную проблему 
Коммуникативные 
• Составь задание партнеру 
• Отзыв на работу товарища 
• Групповая работа по составлению кроссвордов 
• «Подготовь рассказ на тему…» 
• «Объясни …» 
Пример 1. 
Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы. 
Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 
Результаты формирования УУД 
Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: 
• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.
Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: 
• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 
Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: 
• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 
Результатом формирования личностных УУД следует считать: 
• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; 
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.
ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 
1. Помните - каждый ребенок индивидуален. 
2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников 
3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете 
4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал 
5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике 
6. Научите ребенка высказывать свои мысли 
7. Не бойтесь" нестандартных уроков".
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    