kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование и развитие УУД на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование и развитие УУД на уроках математики

Доклад подготовила

учитель математики

Недригайлова Л.И.

      Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. 

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 

•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Основные функции УУД: 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 

Универсальные учебные действия: 

• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные. 

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

• Целеполагание 
• Планирование 
• Прогнозирование 
• Контроль 
• Коррекция 
• Оценка 
• Саморегуляция 

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

• Самоопределение 
• Смыслообразование 
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо») 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 

• Общеучебные универсальные действия 
• Логические универсальные действия 
• Постановка и решение проблемы 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

• Планирование 
• Постановка вопросов 
• Разрешение конфликтов 
• Контроль, коррекция действий 

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока: 

Тип урока                                            Педагогические технологии
 
Урок сообщения новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения 
Урок закрепления знаний / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления 

Урок повторения / Игры, групповые формы работы 
Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 
Комбинированный урок / Возможно применение всех технологий 

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: 

• 1 этап — вводно-мотивационный. 

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 

• 2 этап — открытие математических знаний. 

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний. 

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 

• 4 этап — обобщение и систематизация. 

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. 

Виды универсальных действий / Виды заданий 

Личностные 

• участие в проектах; 
• подведение итогов урока; 
• творческие задания, имеющие практическое применение; 
• самооценка событий.

Познавательные

• «Найти отличия» 
• «Поиск лишнего» 
• «Лабиринты» 
• «Цепочки» 
• Составления схем-опор 
• Работа с разными видами таблиц 
• Составления и распознавание диаграмм 
• Работа со словарями 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 

1 пример (квадратные уравнения, 8 класс) 

• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово 

1) 35x² + 2x - 1 = 0;                     5) 4 - x² = 0; 
2) 9y² + 30y + 25 = 0;                  6) x²- 9x + 14 = 0; 
3) 3x²- 15 = 0;                              7) 2x² - 11x + 9 = 0; 
4) 0,5x² - 3,5x = 0;                       8) -3x² + 7x + 10 = 0. 

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. 

• записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса. 

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились: 
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась, 
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте. 
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе. 

Пример 2. 

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. 

Виды:    Прыжки в длину /    Метание /    Бег 
Маша:    185 см                        0,01 км     420 сек 
Катя:       19 дм                       1200 см      5 мин 30 сек 
Оля:         1 м 7 дм                 6 см 135 дм       0,1 ч 

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки» 
• Поиск информации в предложенных источниках 
• Взаимоконтроль 
• Диспут 
• «Ищу ошибку» 
• Контрольный опрос на определенную проблему 

Коммуникативные 

• Составь задание партнеру 
• Отзыв на работу товарища 
• Групповая работа по составлению кроссвордов 
• «Подготовь рассказ на тему…» 
• «Объясни …» 

Пример 1. 

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы. 

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 

Результаты формирования УУД 

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: 

• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: 

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: 

• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Результатом формирования личностных УУД следует считать: 

• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; 
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 
1. Помните - каждый ребенок индивидуален. 
2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников 
3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете 
4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал 
5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике 
6. Научите ребенка высказывать свои мысли 
7. Не бойтесь" нестандартных уроков".

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование и развитие УУД на уроках математики »

Формирование и развитие УУД на уроках математики

Доклад подготовила

учитель математики

Недригайлова Л.И.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательного процесса. 

В основе концепции УУД лежит системно-деятельностный подход, который обеспечивает: 

•формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию; 
•проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования; 
•активную учебно-познавательную деятельность обучающихся; 
•построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся. 

УУД — это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания

Основные функции УУД: 

• обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
• создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области. 

Универсальные учебные действия: 

• коммуникативные;
• познавательные;
• регулятивные;
• личностные. 

Регулятивные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения. 

• Целеполагание 
• Планирование 
• Прогнозирование 
• Контроль 
• Коррекция 
• Оценка 
• Саморегуляция 

Личностные действия позволяют сделать учение осмысленным, увязывая его с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира. 

• Самоопределение 
• Смыслообразование 
• Нравственно-эстетическое оценивание («Что такое хорошо, что такое плохо») 

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания. 

• Общеучебные универсальные действия 
• Логические универсальные действия 
• Постановка и решение проблемы 

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками. 

• Планирование 
• Постановка вопросов 
• Разрешение конфликтов 
• Контроль, коррекция действий 

Для формирования учебно-познавательной компетенции на уроках математики применяются различные технологии в зависимости от типа урока: 

Тип урока Педагогические технологии
 
Урок сообщения новых знаний / ИКТ, технология проблемного обучения 
Урок закрепления знаний / ИКТ, обучение в сотрудничестве, технологии критического мышления 

Урок повторения / Игры, групповые формы работы 
Урок систематизации изученного материала / ИКТ, метод проектов, обучение в сотрудничестве, групповые формы работы 
Комбинированный урок / Возможно применение всех технологий 

Для формирования универсальных учебных действий на уроках математики можно выделить 4 этапа: 

• 1 этап — вводно-мотивационный. 

Чтобы ученик начал «действовать», необходимы определенные мотивы. На уроках математики необходимо создать проблемные ситуации, где ученик проявляет умение комбинировать элементы для решения проблемы. На этом этапе ученики должны осознать, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и изучить, какова основная учебная задача предстоящей работы. (Используется технология проблемного обучения.) 

• 2 этап — открытие математических знаний. 

На данном этапе решающее значение имеют приемы, требующие самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

• 3 этап — формализация знаний. 

Основное назначение приемов на этом этапе - организация деятельности учащихся, направленная на всестороннее изучение установленного математического факта. 

• 4 этап — обобщение и систематизация. 

На этом этапе применяют приемы, которые устанавливают связь между изученными математическими фактами, приводят знания в систему. Формирование всех составляющих учебно-познавательной компетентности происходит в процессе осуществления учебно-познавательной деятельности, соотносится с этапами ее формирования, т. е. носит деятельностный характер. 

Формирование и развитие УУД на уроках математики происходит с помощью различных видов заданий. 

Виды универсальных действий / Виды заданий 

Личностные 

• участие в проектах; 
• подведение итогов урока; 
• творческие задания, имеющие практическое применение; 
• самооценка событий.

Познавательные

• «Найти отличия» 
• «Поиск лишнего» 
• «Лабиринты» 
• «Цепочки» 
• Составления схем-опор 
• Работа с разными видами таблиц 
• Составления и распознавание диаграмм 
• Работа со словарями 

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ: 

1 пример (квадратные уравнения, 8 класс) 

• Решите уравнения и расшифруйте полученное слово 

1) 35x² + 2x - 1 = 0; 5) 4 - x² = 0; 
2) 9y² + 30y + 25 = 0; 6) x²- 9x + 14 = 0; 
3) 3x²- 15 = 0; 7) 2x² - 11x + 9 = 0; 
4) 0,5x² - 3,5x = 0; 8) -3x² + 7x + 10 = 0. 

Каждому ответу соответствует буква. Если все правильно решено, то получается слово БХАСКАРЫ. 

• записать в тетрадь задачу индийского ученого (про обезьян) и её решить. А затем обсудить решение совместно с учителем и другими учениками класса. 

Забавляясь, обезьяны на две группы разделились: 
Часть восьмая их в квадрате в роще весело резвилась, 
А двенадцать хором пели, на любимом сидя месте. 
Сосчитайте, сколько в роще обезьянок было вместе. 

Пример 2. 

Девочки Маша, Оля и Катя принимали участие в соревнованиях. Сравните результаты их выступлений и составьте диаграмму достижений каждой участницы в каждом виде спорта. Укажите победителя, посчитав сумму мест. 

Виды: Прыжки в длину / Метание / Бег 
Маша: 185 см 0,01 км 420 сек 
Катя: 19 дм 1200 см 5 мин 30 сек 
Оля: 1 м 7 дм 6 см 135 дм 0,1 ч 

Регулятивные

• «Преднамеренные ошибки» 
• Поиск информации в предложенных источниках 
• Взаимоконтроль 
• Диспут 
• «Ищу ошибку» 
• Контрольный опрос на определенную проблему 

Коммуникативные 

• Составь задание партнеру 
• Отзыв на работу товарища 
• Групповая работа по составлению кроссвордов 
• «Подготовь рассказ на тему…» 
• «Объясни …» 

Пример 1. 

Разбить класс на группы и предложить составить кроссворд по теме. После чего группы обмениваются кроссвордами, выполняют его и делают вывод о том, какая группа наиболее полно отразила понятия данной темы. 

Овладение УУД ведет к освоению содержания, значимого для формирования познавательной, нравственной и эстетической культуры, сохранения собственного здоровья, использование умений, навыков в повседневной жизни и практической деятельности учеников. 

Результаты формирования УУД 

Результатом формирования познавательных УУД будет являться умение ученика: 

• выделять тип задач и способы их решения ;
• осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для решения задач;
• различать обоснованные и необоснованные суждения;
• обосновывать этапы решения учебной задачи;
• производить анализ и преобразование информации;
• проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.);
• устанавливать причинно-следственные связи;
• владеть общим приемом решения задач;
• создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач;
• осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: 

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);
• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;
• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации. 

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность: 

• выбирать средства для своего поведения;
• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;
• планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки;
• начинать и заканчивать свои действия в нужный момент. 

Результатом формирования личностных УУД следует считать: 

• уровень развития морального сознания;
• присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения; 
• полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

ПАМЯТКА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
 
1. Помните - каждый ребенок индивидуален. 
2. Организуя, учебную деятельность по предмету учитывайте возможности и способности учеников 
3. Помните, что главным является не предмет, которому ВЫ учите, а личность, которую ВЫ формируете 
4. Помогите ребенку адекватно оценивать ту работу, которую он сделал 
5. Помните, что знает материал не тот, кто пересказывает материал, а кто его применяет на практике 
6. Научите ребенка высказывать свои мысли 
7. Не бойтесь" нестандартных уроков".





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование и развитие УУД на уроках математики

Автор: Недригайлова Любовь Ивановна

Дата: 18.04.2015

Номер свидетельства: 202989

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Статья "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов" "
    ["seo_title"] => string(126) "stat-ia-formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov"
    ["file_id"] => string(6) "165178"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782194"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(279) "Формирование универсальных учебных действий учащихся на уроках математики средствами метода проектов (научн. рук-ль - канд. пед. наук, доц. О.А. Тарасова) "
    ["seo_title"] => string(164) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki-sriedstvami-mietoda-proiektov-nauchn-ruk-l-kand-pied-nauk-dots-o-a-tarasova"
    ["file_id"] => string(6) "165186"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1422782778"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Конспект урока математики в 1 классе "Задача. Знакомство с понятием". Система Л.В.Занкова."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_matiematiki_v_1_klassie_zadacha_znakomstvo_s_poniatiiem_sistiema"
    ["file_id"] => string(6) "354280"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478017071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Конспект урока математики в 1 классе на тему: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(63) "konspiekturokamatiematikiv1klassienatiemutablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304084"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457646861"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Презентация к уроку математики Закрепление знаний по теме: "Табличное сложение""
    ["seo_title"] => string(82) "priezientatsiiakurokumatiematikizakrieplieniieznaniipotiemietablichnoieslozhieniie"
    ["file_id"] => string(6) "304085"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1457647554"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства