kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование ЗУН на уроках трудового обучения в коррекционной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Формирование трудовых знаний, умений и навыков у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела». Учитель швейного дела Назарова Светлана Викторовна Назаровская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование технических и технологических знаний учащихся коррекционной школы относится к числу наиболее сложных задач трудового обучения. Анализ состояния трудовой подготовки выпускников этой школы показывает, что во многих случаях они не усваивают значительную часть познавательного материала учебных программ. Кроме того, у большинства из них крайне недостаточно, сформировано умение усваивать знания из объяснения преподавателя и литературы. Не разработанность проблемы, с одной стороны, и ее значимость для трудового обучения и дальнейшей социализации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида - с другой, дают основание считать исследование формирования трудовых умений и навыков у учащихся с недоразвитием интеллекта в процессе работы, одним из актуальных в области коррекционной педагогики. Анализ литературных источников показал, что один из характерных недостатков трудовой деятельности учеников с нарушением интеллекта – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей работы, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции. Вопросу формирования знаний, умений и навыков в своих работах уделяли внимание такие авторы, как С.Л. Мирский, Дульнев Г.М., В.В. Воронкова, Н.П.Павлова, Коркунов и др. Изучив литературу, мы определили проблему, что на сегодняшний день в специальной литературе существуют исследования по формированию знаний, умений и навыков, но они слабо освещены в методической литературе. Всё выше изложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы. Цель исследования – теоретически обосновать, изучить и составить комплекс занятий по формированию трудовых знаний, умений и навыков школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках швейного дела. Объектом исследования - стали знания, умения и навыки у учащихся школы VIII вида на уроках швейного дела. Предметом исследования – сам процесс формирования трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для овладения учебным предметом «швейное дело». Гипотеза: мы предполагали, что эффективность коррекционной работы по формированию знаний, умений и навыков на уроках швейного дела повысится при условии использования составленного комплекса занятий на уроках швейного дела. В ходе исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Исследование проводилось на базе «Назаровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Экспериментом было охвачено 10 человек с диагнозом F 70. При проведении констатирующего эксперимента, цель которого изучение состояния сформированности трудовых знаний, умений и навыков у учащихся 6 классов с нарушением интеллекта. Во время эксперимента мы наблюдали за особенностями учащихся в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приемами, изучали работоспособность учеников. Для этого мы определили основные направления наблюдения. Так, при изучении ориентировочной деятельности мы наблюдали следующее: ? затруднения, испытываемые учащимися при анализе изделия; ? особенности анализа образца аналогичного изделия, относительно нового изделия; ? реакцию ученика на различные виды помощи (активизация внимания, наводящие вопросы, повторная инструкция, показ, сопровождаемый инструкцией); ? влияние анализа образца на успешность планирования, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля; ? темп овладения умением анализировать объект; ? причины, мешающие формированию ориентировочной деятельности. На этапе планирования предстоящей работы мы обращали внимание на следующее: ? характер затруднений при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана); ? особенности составления предварительного плана на изготовление аналогичного или относительно нового изделия; ? реакцию ученика на разные виды помощи; ? темп овладения умением предварительно планировать ход работы над изделием. Во время практической работы и осуществления итогового самоконтроля отмечали: ? трудности в проведении сравнения неоконченной или выполненной работы с образцом; ? затруднения устанавливать причинно- следственную зависимость между действием и результатом в ходе работы и объяснять причины ошибок по окончании её; ? умение использовать различные способы контроля; При формировании двигательных трудовых приемов также выделяли для наблюдений несколько параметров: ? правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий); ? понимание фронтального объяснения приема; ? реакция на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместное с учителем выполнение приема); ? темп овладения приемом; ? прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки); ? качественный результат выполнения приема. Для проверки знаний нами были отобраны и предложены задания в экспериментальную программу, задания взяты из рабочих тетрадей составленных Г.Г. Мозговой и Г.Б.Картушиной (2009) и учебников «Технология» под редакцией В.В. Воронковой. Учащимся были предложены 3 блока заданий. Первый блок заданий на изучение сформированности знаний, второй блок заданий на изучение сформированности умений и третий на изучение сформированности навыков. Каждый блок состоял из трех заданий. Полученные результаты констатирующего эксперимента показали о наличии у учащихся трудностей, выражающихся в ориентировке в задании по образцу и устной инструкции учителя, планировании предстоящей работы, самостоятельности при выполнении заданий и подтверждают необходимость проведения ряда коррекционных мероприятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков на уроках швейного дела. На основании данных, проведенного исследования, мы составили план работы с детьми, который предусматривает тематическую последовательность, немного отличающуюся от той последовательности, что описана в специальной литературе. Наши наблюдения показали, что дети с указанной патологией при формировании знаний, умений и навыков нуждаются в дополнительных занятиях. Для этого мы организовали дополнительные факультативные занятия, которые проводились во второй половине дня. А также формировали знания, умения и навыки на уроках практического повторения. Формирующий эксперимент проводился с учащимися 6 А класса в течении 2 месяцев. В экспериментальную группу были включены учащиеся 6 А класса, в контрольную учащиеся 6 Б. Обучение в контрольной группе проводилось на уроках швейного дела по традиционной методики. Экспериментальное обучение строилось с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, а также общих дидактических и специфических принципов. - компенсация нарушенных функций; - ведущей роли обучения в процессе развития с учетом зоны ближайшего развития; - учета потенциальных возможностей ребенка; - поэтапного формирования умственного развития; - деятельностного дифференцированного подхода в процессе обучения; - постепенного усложнения заданий; После завершения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в 6 «А». Для проведения контрольного эксперимента мы подобрали задания аналогичные по уровню сложности заданиям констатирующего эксперимента, но с другим материалом. Целью контрольного эксперимента было выявление эффективности составления комплекса занятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков. В целом по результатам контрольного эксперимента контрольной группы выявлено, что у этой группы после двух месяцев традиционного обучения на уроках по швейному делу произошли незначительные изменения в формировании знаний, умений и навыков. Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы свидетельствуют в целом об эффективности предложенного нами комплекса занятий. Наиболее значимая динамика в данной группе наблюдается при выполнении заданий на формирование знаний в № 1 и № 3, заданий на формирование умений в № 2 и № 3, заданий на формирование навыков в № 1, № 2 и № 3.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование ЗУН на уроках трудового обучения в коррекционной школе »

«Формирование трудовых знаний, умений и навыков у учащихся специальной коррекционной школы VIII вида на уроках швейного дела».

Учитель швейного дела

Назарова Светлана Викторовна

Назаровская специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа VIII вида

Актуальность темы исследования определяется тем, что формирование технических и технологических знаний учащихся коррекционной школы относится к числу наиболее сложных задач трудового обучения. Анализ состояния трудовой подготовки выпускников этой школы показывает, что во многих случаях они не усваивают значительную часть познавательного материала учебных программ. Кроме того, у большинства из них крайне недостаточно, сформировано умение усваивать знания из объяснения преподавателя и литературы.

Не разработанность проблемы, с одной стороны, и ее значимость для трудового обучения и дальнейшей социализации учащихся специальных (коррекционных) школ VIII вида - с другой, дают основание считать исследование формирования трудовых умений и навыков у учащихся с недоразвитием интеллекта в процессе работы, одним из актуальных в области коррекционной педагогики.

Анализ литературных источников показал, что один из характерных недостатков трудовой деятельности учеников с нарушением интеллекта – низкая самостоятельность, которая во многом обусловлена недостаточным умением детей ориентироваться в задании. Не менее сложным для учащихся оказывается составление плана предстоящей работы, а также выполнение изделия по плану, представленному в виде словесной инструкции.

Вопросу формирования знаний, умений и навыков в своих работах уделяли внимание такие авторы, как С.Л. Мирский, Дульнев Г.М., В.В. Воронкова, Н.П.Павлова, Коркунов и др.

Изучив литературу, мы определили проблему, что на сегодняшний день в специальной литературе существуют исследования по формированию знаний, умений и навыков, но они слабо освещены в методической литературе.

Всё выше изложенное послужило основанием для выбора темы выпускной квалификационной работы.

Цель исследования – теоретически обосновать, изучить и составить комплекс занятий по формированию трудовых знаний, умений и навыков школьников с интеллектуальным недоразвитием на уроках швейного дела.

Объектом исследования - стали знания, умения и навыки у учащихся школы VIII вида на уроках швейного дела.

Предметом исследования – сам процесс формирования трудовых знаний, умений и навыков, необходимых для овладения учебным предметом «швейное дело».

Гипотеза: мы предполагали, что эффективность коррекционной работы по формированию знаний, умений и навыков на уроках швейного дела повысится при условии использования составленного комплекса занятий на уроках швейного дела.

В ходе исследования были проведены констатирующий, формирующий и контрольный эксперименты. Исследование проводилось на базе «Назаровской специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида». Экспериментом было охвачено 10 человек с диагнозом F 70.

При проведении констатирующего эксперимента, цель которого изучение состояния сформированности трудовых знаний, умений и навыков у учащихся 6 классов с нарушением интеллекта.

Во время эксперимента мы наблюдали за особенностями учащихся в овладении общетрудовыми умениями, двигательными трудовыми приемами, изучали работоспособность учеников. Для этого мы определили основные направления наблюдения. Так, при изучении ориентировочной деятельности мы наблюдали следующее:

  • затруднения, испытываемые учащимися при анализе изделия;

  • особенности анализа образца аналогичного изделия, относительно нового изделия;

  • реакцию ученика на различные виды помощи (активизация внимания, наводящие вопросы, повторная инструкция, показ, сопровождаемый инструкцией);

  • влияние анализа образца на успешность планирования, практического выполнения, текущего и заключительного самоконтроля;

  • темп овладения умением анализировать объект;

  • причины, мешающие формированию ориентировочной деятельности.

На этапе планирования предстоящей работы мы обращали внимание на следующее:

  • характер затруднений при планировании (нарушение последовательности, пропуск операций, повторение пунктов плана);

  • особенности составления предварительного плана на изготовление аналогичного или относительно нового изделия;

  • реакцию ученика на разные виды помощи;

  • темп овладения умением предварительно планировать ход работы над изделием.

Во время практической работы и осуществления итогового самоконтроля отмечали:

  • трудности в проведении сравнения неоконченной или выполненной работы с образцом;

  • затруднения устанавливать причинно- следственную зависимость между действием и результатом в ходе работы и объяснять причины ошибок по окончании её;

  • умение использовать различные способы контроля;

При формировании двигательных трудовых приемов также выделяли для наблюдений несколько параметров:

  • правильность выполнения двигательного приема (умение держать инструмент, последовательность движений, темп, пространственная точность и плавность выполнения приема, дифференциация усилий);

  • понимание фронтального объяснения приема;

  • реакция на разные виды помощи (активизация внимания, повторная инструкция, показ последовательности движений, совместное с учителем выполнение приема);

  • темп овладения приемом;

  • прочность сформированного умения (изолированное выполнение приема, применение его наряду с другими при изготовлении аналогичной и новой поделки);

  • качественный результат выполнения приема.

Для проверки знаний нами были отобраны и предложены задания в экспериментальную программу, задания взяты из рабочих тетрадей составленных Г.Г. Мозговой и Г.Б.Картушиной (2009) и учебников «Технология» под редакцией В.В. Воронковой.

Учащимся были предложены 3 блока заданий. Первый блок заданий на изучение сформированности знаний, второй блок заданий на изучение сформированности умений и третий на изучение сформированности навыков. Каждый блок состоял из трех заданий.

Полученные результаты констатирующего эксперимента показали о наличии у учащихся трудностей, выражающихся в ориентировке в задании по образцу и устной инструкции учителя, планировании предстоящей работы, самостоятельности при выполнении заданий и подтверждают необходимость проведения ряда коррекционных мероприятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков на уроках швейного дела.

На основании данных, проведенного исследования, мы составили план работы с детьми, который предусматривает тематическую последовательность, немного отличающуюся от той последовательности, что описана в специальной литературе. Наши наблюдения показали, что дети с указанной патологией при формировании знаний, умений и навыков нуждаются в дополнительных занятиях. Для этого мы организовали дополнительные факультативные занятия, которые проводились во второй половине дня. А также формировали знания, умения и навыки на уроках практического повторения.

Формирующий эксперимент проводился с учащимися 6 А класса в течении 2 месяцев. В экспериментальную группу были включены учащиеся 6 А класса, в контрольную учащиеся 6 Б.

Обучение в контрольной группе проводилось на уроках швейного дела по традиционной методики.

Экспериментальное обучение строилось с учетом возрастных и психофизических особенностей детей, а также общих дидактических и специфических принципов.

- компенсация нарушенных функций;

- ведущей роли обучения в процессе развития с учетом зоны ближайшего развития;

- учета потенциальных возможностей ребенка;

- поэтапного формирования умственного развития;

- деятельностного дифференцированного подхода в процессе обучения;

- постепенного усложнения заданий;

После завершения коррекционной работы был проведен контрольный эксперимент. Контрольный эксперимент проводился в 6 «А». Для проведения контрольного эксперимента мы подобрали задания аналогичные по уровню сложности заданиям констатирующего эксперимента, но с другим материалом.

Целью контрольного эксперимента было выявление эффективности составления комплекса занятий, направленных на формирование знаний, умений и навыков.

В целом по результатам контрольного эксперимента контрольной группы выявлено, что у этой группы после двух месяцев традиционного обучения на уроках по швейному делу произошли незначительные изменения в формировании знаний, умений и навыков. Результаты контрольного эксперимента экспериментальной группы свидетельствуют в целом об эффективности предложенного нами комплекса занятий. Наиболее значимая динамика в данной группе наблюдается при выполнении заданий на формирование знаний в № 1 и № 3, заданий на формирование умений в № 2 и № 3, заданий на формирование навыков в № 1, № 2 и № 3.

Задания на формирование знаний:

Задание №1: выполнение запошивочного шва

Цель: изучение состояние сформированности знаний учащихся о последовательности выполнения запошивочного шва

Инструкция: «Посмотри на шов и предметно технологическую карту и определи последовательность выполнения данного шва ( на против каждой строчки в кружочках проставь цифры плана работы).

Оценка результатов:

4 балла – последовательность определена правильно

3 балла – использование стимулирующей помощи в виде использования учебного пособия.

2 балла - использование стимулирующей помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задание № 3 Ремонт одежды

Цель: изучение состояния сформированности знаний учащихся о ремонте одежды.

Инструкция: Рассмотрите рисунок, определите последовательность выполнения работы по выполнению штопки и впишите в пустые кружки циф­ры от 1 до 4 в соответствии с правильным порядком выполнения работы по выполнению штопки.

Оценка результатов:

4 балла – номера подписаны правильно

3 балла – использование стимулирующей помощи в виде использования учебного пособия.

2 балл – использование помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задания на формирование умений:

Задание № 2 Установка иглы в иглодержатель.

Цель: выяснение уровня сформированности умения устанавливать иглу в иглодержатель.

Инструкция: Поднять игловодитель в верхнее положение, ослабить винт иглодержателя, вставить иглу в иглодержатель до упора, закрепить винтом. Игла устанавливается в иглодержатель длинным желобком к работающему. Нитку вдевают в ушко от работающего. После закрепления иглы винтом надо проверить, как проходит игла в отверстие игольной пластины и не задевает ли челночное устройство.

Оценка результатов:

4 балла – игла установлена правильно.

3 балла - использование стимулирующей помощи в виде использования учебного пособия.

2 балл - использование помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задание № 3 Ремонт одежды.

Цель: выяснение уровня сформированности умений учащихся пользоваться устной инструкцией учителя, выделять главное, умение анализировать и сравнивать.

Инструкция: Вырезать поврежденный участок изделия. Вокруг отверстия проложить несколько рядов ниток прямыми стежками. Проложить нитки в долевом направлении, поверх отверстия. Проложить нитки в поперечном направлении, переплетая их с долевыми через одну. Приутюжить заштопанное место с лицевой стороны через влажную ткань.

Оценка результатов:

4 балла – работа выполнена правильно. Нитки штопки лежат ровно, не затянуты; переплетение выполнено плотно через одну нитку.

3 балла - использование стимулирующей помощи в виде повторной инструкции учителя.

2 балл - использование помощи в виде наводящих вопросов

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.


Задания на формирование навыков:

Задание № 1 Выполнение двойного шва

Цель: выяснение уровня сформированности навыков самостоятельности, прямолинейность машинной строчки

Инструкция: Сложить детали изнаночной стороной внутрь, уравнять срезы, сколоть, сметать. Стачать детали, выполнив первую строчку. Ширина шва 3-5 мм. Удалить нитки сметывания, разутюжить шов. Вывернуть образец на изнаночную сторону, выправить шов, выметать. Выполнить вторую строчку. Ширина шва 5-7 мм. Приутюжить шов. Удалить нитки вымётывания.

Оценка результатов:

4 балла – шов выполнен правильно, самостоятельно, отклонения в размерах + - 0,1 см, соблюдение правил безопасности работы, строчка ровная прямая,

3 балла - шов выполнен правильно, отклонения в размерах + - 0,3 см, соблюдение правил безопасности работы, строчка ровная прямая, использование помощи в виде инструкции учителя.

2 балл - шов выполнен правильно, отклонения в размерах, соблюдение правил безопасности работы, строчка не ровная, использование индивидуальной помощи учителя, использование помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задание № 2 Намотка ниток на шпульку при помощи моталки.

Цель: выяснение уровня самостоятельности при выполнении задания, навыков работы с моталкой.

Инструкция: Установить машину на свободный ход при помощи винта разъединителя. Катушку с нитками поставить на катушечный стержень, завести нитку между шайбами натяжного устройства, вручную намотать несколько витков на шпульку, надеть шпульку на шпиндель моталки и прижать её к упору. Намотать равномерно нитки на шпульку, нажимая легонько на педаль электропривода.

Оценка результатов:

4 балла – нитки намотаны равномерно на шпульку, самостоятельно.

3 балла - использование стимулирующей помощи в виде повторной инструкции учителя.

2 балл - использование помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.

Задание № 3 Ремонт одежды.

Цель: выяснение уровня сформированности навыков самостоятельности и самоконтроля при выполнении задания

Инструкция: Подрезать края вокруг поврежденного места в форме овала. Раскроить деталь заплаты в 2 раза большую, чем размер отверстия. Срезать уголки, подогнуть и заутюжить на 5 мм срезы заплаты на лицевую сторону. Наложить подготовленную заплату лицевой стороной на изнаночную сторону изделия, приколоть, наметать. Настрочить заплату на изделие в край подгиба. Удалить нитки наметывания. Сделать надсечки в углах отверстия с лицевой стороны. Подогнуть надрезанные края внутрь, заметать или заутюжить. Проложить машинную строчку по краю подгиба. Приутюжить заплату.

Оценка результатов:

4 балла – шов выполнен правильно, самостоятельно, отклонения в размерах + - 0,1 см, соблюдение правил безопасности работы, строчка ровная прямая,

3 балла - шов выполнен правильно, отклонения в размерах + - 0,3 см, соблюдение правил безопасности работы, строчка ровная прямая, использование помощи в виде инструкции учителя.

2 балл - шов выполнен правильно, отклонения в размерах, соблюдение правил безопасности работы, строчка не ровная, использование индивидуальной помощи учителя, использование помощи в виде наводящих вопросов.

1 – невозможность выполнения работы без постоянной помощи учителя.

0 баллов – отказ от выполнения задания.


После проведения формирующего эксперимента ни один из учащихся не отказался выполнить задание. По результатам контрольного эксперимента: на 1 уровне успешности - 30%, на 2 уровне успешности – 30%, на 3 уровне успешности – 40%. По сравнению с констатирующем экспериментом, уровень успеваемости, в экспериментальном классе, повысился на 19%, а в контрольной группе на 4%. То, что, дети не смогли повысить в целом уровень развития можно объяснить, прежде всего тем, что занятий в течение 2 месяцев недостаточно.

Положительные результаты обучающего эксперимента позволили нам реализовать цель исследования.

Таким образом, цель исследования достигнута, а гипотеза о том, что эффективность коррекционной работы по формированию знаний, умений и навыков у учащихся 6 классов на уроках швейного дела повысится при условии использования составленного комплекса занятий на уроках швейного дела, нашла свое полное подтверждение.



I уровень успешности

II уровень успешности

III уровень успешности

Кол-во баллов

Констатирующий эксперимент

20%

40%

40%

206

Контрольный эксперимент

30%

30%

40%

246
















Литература


1. Воронкова В.В. Воспитание и обучение детей вспомогательной школы. М., Школа-пресс, 1994.

2. Дульнев Г.М. Учебно - воспитательная работа во вспомогательной школе: Пособие для учителей /Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. – М.; Просвещение, 1981. – 176 с.

3. Ковалёва Л.Ю. Методика обучения труду во вспомогательной школе. 1995г.

4. Каширин В.П., Сластенин В.А. Психология и педагогика. – М.: 2001. – 480 с.

5. Крылов А.М. Учет индивидуальных особенностей учащихся в организации на уроках трудового обучения во вспомогательной школе.// Дефектология. -1993. № 5. С. 24-26.

6. Мирский С.Л. Изучение трудовых возможностей учащихся вспомогательной школы. // Дефектология. – 1997.- № 4. С. 16-20.

7. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе: Пособие для учителя. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1988. – 224 с.: ил.

8. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1992. – 127 с.: ил.

9. Петрова В.Г., Белякова И.В. Психология умственно отсталых школьников: Учеб. пособие для студ. высш. пед.учеб. заведений. – М.; Издательский центр «Академия», 2002. – 160с.

10. Ткаченко В.Г. Алгоритмы в процессе трудового обучения учащихся специальных коррекционных школ VIII вида // Коррекционная педагогика – 2009.-№ 2(32).

11. Щербакова А.М. Усвоение знаний и овладение общетрудовыми умениями на уроках швейного дела во вспомогательной школе.// Дефектология. – 2003. - № 4. С. 24-30.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Прочее

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Формирование ЗУН на уроках трудового обучения в коррекционной школе

Автор: Назарова Светлана Викторовна

Дата: 08.12.2014

Номер свидетельства: 141030


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства