Цель: Овладение умениями, необходимыми для социальной адаптации обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, развитие способностей и навыков столярного дела.
Задачи:
1. Обучающая;
- Формирование у клиента навыков работы с материалами и инструментами.
- Обучение последовательности и порядку трудовых действий.
- Обучение определению свойств и качества материала.
- Обучение анализу сравнений образца и своей работы.
- Формирование оценочного отношения клиентов к своим работам.
- Обогащение представлений клиентов о предметах, действиях.
2. Развивающая;
- Способствовать развитию у клиентов интереса к ручному труду.
- Способствовать формированию трудовых действий при обработке материала.
- Развивать способности действовать согласно словесным инструкциям.
- Развивать положительное эмоциональное отношение к работе и её результатам.
3. Воспитательная;
- Воспитывать у клиентов значимость выполнения своей работы.
- Воспитывать умение работать безопасно без нарушений правил.
- Воспитывать умение выполнять работу в срок, качественно.
4. Коррекционная:
- Коррекция познавательных процессов.
- Коррекция мелкой моторики.
- Коррекция ориентации в пространстве.
- Коррекция речи.
- Коррекция слухового, зрительного, тактильного восприятия
Программа обучения рассчитана на 3 года.(510 часов)
Возраст клиентов 14-18 лет. ( Группа не более 5 человек)
Занятия 1 года ( 1 раз в неделю-3 часа) 102ч.
Обучение строится на знакомстве с распорядком работы в столярной мастерской.
Изучение правил безопасного труда во время работы в столярной мастерской.
Знакомство с инструментом, материалом, оборудованием и приспособлениями.
Занятия 2 года (2 раза в неделю-6 часов) 204ч.
Систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых навыков у клиентов.
Связь теоретических знаний с практической работой, приёмы и способы ручной обработки материалов, их отделка, хватка инструмента, рабочая поза при работе инструментом.
Овладение приёмами отделки материала в приспособлениях, сборка подгонка и монтаж изделия.
Занятия 3 года (2 раза в неделю-6 часов) 204ч.
Умение работать безопасно без нарушений правил.
Определение пригодности изделия (размер, форма, точность, качество).
Проверка точности выполнения своих трудовых действий и приёмов обработки материала. Определения соответствия изделия образцу.
Методическое обеспечение программы
Занятия проводятся в оборудованной столярной мастерской
Учебно-практическое оборудование
Классная доска
Ученические станки и оборудование: верстак столярный – 4 шт.,
токарные станки по дереву 1 шт., сверлильные станки 1 шт.
Комплекты столярных инструментов, раздаточный материал.
Информационно - образовательные ресурсы
Технологические карты
Дидактический материал по темам
Условия проведение занятий;
Наиболее приемлемым и целесообразным с обучаемыми клиентами является индивидуальный метод взаимодействия.
Целесообразно во время занятия чередовать теорию с практической деятельностью. Такое построение занятия позволяет наладить эмоциональный контакт с каждым клиентом, без индивидуального взаимодействия не возможно обучение клиента.
Все работы выполняются по образцу под контролем и непосредственной помощи инструктора. Пояснение цели, поэтапное выполнение поставленной задачи помогает клиентам справиться с заданием. По окончанию важно проанализировать работу клиентов, сравнить с другими работами, образцом, проговорить о последовательности выполнения задания.
Ожидаемые результаты
Воспитанник должен знать:
- Инструмент для работы.
- Инструкции по ТБ.
- Материал (доска, фанера, шуруп и т. д.).
Воспитанник должен уметь:
- Пользоваться инструкциями по ТБ.
- Производить мелкий ремонт мебели и хозяйственного инвентаря.
- Изготавливать под частичным контролем не сложные столярные изделия (швабра, совок, черенок для лопаты, и т. д.).
Эффективность
Знание инструмента?
Мелкий ремонт мебели
Изготовление несложных столярных изделий???
Вывод: Таким образом, клиенты осваивают элементарные навыки столяра, успешно адаптируются в социуме ПДИ.
Содержание программы 1 года обучения (32 занятия)
№
Название тем
1
Вводное занятие: «Правила работы в столярной мастерской».
3
Специальная одежда: (фартук, нарукавники).
4
Инструменты: (молоток, ножовка, рубанок, гвоздодёр).
5
Материалы: (брус, доска, фанера, гвозди, шурупы, клей).
6
Оборудование (верстак, схемы, образцы).
2 год обучения (64 занятия)
1
Техника безопасности: (при работе инструментами).
2
Пиление: (ножовка, лобзик).
3
Обстругивание: (рубанок).
4
Сшивание деталей: (гвозди, шурупы, клей).
5
Отделка изделия: (наждачная бумага).
3год обучения(64 занятия)
1
Техника безопасности:(при работе инструментами).
2
Электрическое оборудование: (выжигатель).
3
Изготовление столярных изделий: (швабра, лопата для снега).
4
Мелкий ремонт мебели: (тумбочка, шкаф, стол, стул).
5
Монтаж и демонтаж: (навес мебельный, ручка, часы настенные).
7
Ремонт хозяйственного инвентаря: (швабра, лопата снеговая).
8
Декоративные изделия: (сувенир, оформление).
Список учебно-методической литературы:
- Гусарчук Д.М. 300 ответов любителю художественных работ по дереву. М., 1985.
- Журавлев Б.А. Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. М., «Просвещение», 1988.
- Коноваленко А.М. основы столярного ремесла. Киев, 1996.
- Корчилов О. В. «Декоративно – прикладное творчество в детских дошкольных учреждениях»
- Работы по дереву ЗАО «АСТВ» 1999г.
- Гульянц Э. К. «Учить детей мастерить»1989 г.
- Карабанов И. А. «Справочник по трудовому обучению» 1992 г.