Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа для 8 класса по столярному делу»
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету столярное дело для 8 класса составлена на основании следующих документов:
1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.; В 2 сб./ Под. Ред. В.Воронковой.-М.; Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. Сб.1
2.Учебного плана МБОУ Целинной основной школы интернат №15 на 2015 - 2016 учебный год (Приказ № 105 от _от 01 . 09. 2015г.)
3.Положения о структуре, порядке разработки и утверждения рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) от 01.09.2015., №106
Адоптированная рабочая программа по профессионально трудовому обучению рассчитана на 10 часов в неделю в 8 классе.
Целью изучения предмета в 8 классе является изучения правильного выполнения различных операций ( разметка, пиление, строгание и другое), а также развитие умений и навыков у учеников, в планировании и выполнений различных трудовых операций при помощи учителя.
Задачи:
--- обучение приемам труда и развитие соответствующих трудовых навыков;
--- формирование доступных школьникам технических и технологических знаний;
--- воспитание устойчивого положительного отношения учащихся к труду и необходимых в трудовой деятельности качеств личности.
При построении программы наряду с основными положениями, отражающими современный уровень профессиональной педагогики, учитывались специфические для коррекционной школы принципы обучения труду. К ним в первую очередь относятся развитие общетрудовых умений (умений ориентироваться в задании, планировать и контролировать работу) и сознательное овладение приемам труда.
При составлении программы учтены принципы повторяемости пройденного учебного материала и постепенного ввода нового. Учебный материал распределен по четвертям и темам. Учитель вправе варьировать время и темы в пределах учебных четвертей. Все изменения согласуются с администрацией школы.
Программа включает теоретические и практические занятия. Теоретические занятия сопровождаются наглядными пособиями (плакаты, макеты, образцы), т.е. пособия должны быть не только плакатными, но и предметными. Во время занятий используется и меж предметная связь, в первую очередь с математикой, а также география, биология, письмо и развитие речи, рисование и т.д.
В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними. Применять лаки, краски, клеи. Планирование последовательности выполнения трудовых операций. Изучают правила безопасной работы, пожарную безопасность.
При этом практическое повторение проводится в завершении каждой четверти.
Учебную четверть завершает самостоятельная работа учащихся и ее анализ, а в конце года - контрольная работа. Все это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников. В 8 классе учащиеся с учётом интеллектуальных, психофизических особенностей реализации индивидуального и дифференцированного подхода по уровню обученности делятся на II группы: (I и II:_ Кайгородов.Н.Чустеев.Е.. Весёлкин. А. ) Данные учащиеся достаточно успешно обучаются в классе, но в ходе обучения эти дети испытывают некоторые трудности. Они в основном понимают объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии. Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их затрудняет. И при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. На уроках трудового обучения ученики рассматриваемой группы нуждаются в определенной помощи при нахождении той или иной особенности объекта, но их умение ориентироваться и планировать развивается.
В соответствии с действующим в настоящее время учебным планом проводится летняя трудовая практика в 8 классах (в течении 10 дней) по окончании учебного года, проводится на базе школьных мастерских. Летняя трудовая практика предусматривает адаптацию учеников к труду.
В программе отводится место и на изучение этнокультурного потенциала (НРК). Региональный компонент реализуется через знакомство с различными видами творчества и труда примерно 10% от всего изучаемого материала в каждой четверти. Это изделия из древесины, резьба по дереву, выжигание по тематике связанные с ремеслами и промыслами населяющих регион.
Содержание программного материала
I четверть – 80 часов
№
№
Название раздела
Содержание раздела
Кол-о
часов
1
Вводное
занятие
стр 4, уч. 7-8 кл.
Обсуждение работы учащихся в 7 классе. Задачи обучения в 8 кл. план работы на четверть.
Первичный инструктаж по охране труда. Организация работы в мастерской. Обязанности школьников по сбережению оборудования мастерской. Повторение обязанностей инструментальщика и дежурных по мастерской.
2
2
Пожарная безопасность
стр 133
Причины возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения. План эвакуации. Сигнал. Выход. Сбор. Правила поведения при пожаре.
2
3
Представление о процессе резания древесины
стр 118; 16
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой. Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль наличия заусенца. Снятие заусенца.. на бруске. Правка фаски и передней грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
6
4
Пиломатериалы
стр 94
Технические сведения. Лесоматериалы. Пиломатериалы: виды (бруски, доски, брусья, обапол, рейки и т.д.), назначение, получение. Распознание вида пиломатериалов. Деревянные детали для строительства. Характеристика основных видов пиломатериалов. Значение правильного хранения материала. Хранение и сушка пиломатериалов. Обмер и стоимость.Правила безопасной работы при укладывании пиломатериала в штабель и при его разборке.
Практические работы. Сортировка и укладывание пиломатериала в штабель на складе.
6
5
Заделка пороков и дефектов древесины
стр 99
Объекты работы. Отходы материалов. Заготовки для последующих тем.
Технические сведения. Клеевая подмазка для трещин, щелей. Ознакомление с видами щелей, сучков и другими дефектами древесины (на образцах).
Группы пороков древесины: сучки, грибные окраски и гнили, повреждения насекомыми, пороки строения. Сучки круглые, овальные и продолговатые. Сросшиеся и несросшиеся сучки. Плесень и синева древесины. Виды червоточины: неглубокая, глубокая. Мебельный точильщик. Свилеватость. Косослой. Наросты.
Вертикальный сверлильный станок. Его устройство и назначение. Основные части. Устройство для крепления свёрл (патрон).
Правила безопасной работы при работе на сверлильном станке. Правила уборки станка после работы в условиях школьной мастерской.
Практические работы. Определение формы заделки. Изготовление заделки. Выполнение разметки под заделку. Вставка заделки на клею. Застрагивание заделки. Выполнение заделки в середине детали, на кромке, угловой и открытой с трёх сторон, в фальце. Подготовка реек к заделке крупных щелей.
Организация рабочего места. Крепление свёрл в патроне. Подготовка станка к работе: фиксация детали, установка ограничителя. Сверление отверстий на станке. Высверливание сучков. Сверление несквозных отверстий. Выполнение сквозных и несквозных гнёзд с предварительным сверлением.
Упражнения. Изготовление заделки различной формы и разных размеров. Разметка сучков и выбоин под заделку. Подмазка щелей клеевой шпатлёвкой.
22
6
Изготовление размёточного инструмента
стр 71
Изделия. 1. Столярный угольник. 2. Ярунок.
3. Рейсмус.
Технические сведения. Требования к материалу изготовления размёточного инструмента. Правила проверки угольника.
Умения и приёмы работы. Ориентировка в задании по чертежу и образцу. Планирование в беседе.
Подготовка рубанка для строгания твёрдой породы. Проверка правильности рабочих граней размёточного инструмента. Проверка правильности угольника контрольным угольником и на доске.
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции)изделия для школы. Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании, пилении, разметке. Контроль качества изделий.
24
8
Самостоятельная работа
Изготовление изделия на выбор: Угольник или рейсмус
4
9
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования
2
II четверть – 76 часов
1
Вводное занятие
стр 4 уч 7-8 кл.
стр 133
Обсуждение работы учащихся в 1 чет. План работы на 2 четверть.
Повторение: организация работы в мастерской; обязанности инструментальщика и дежурных по мастерской.
Причины возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения. План эвакуации. Сигнал. Выход. Сбор. Правила поведения при пожаре.
2
2
Заточка рубаночной железки
стр 16
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой. Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль наличия заусенца. Снятие заусенца.. на бруске. Правка фаски и передней грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
2
3
Строение древесины
стр 38
Теоретические сведения. Общие понятия о составных частях дерева; разрезы ствола (поперечный, тангентальный, радиальный и продольный). Общие понятия о строении древесины (кора, заболонь, ядро, годичные кольца. Текстура).
Упражнение: Пиление древесины поперек волокон и определить возраст дерева по годичным кольцам. Пиление вдоль волокон – текстура.
2
4
Свойства древесины
стр 81
Технические сведения. Общие понятия о физических свойствах древесины (внешний вид, микроструктура, влажность, усушка, разбухание, плотность, электро- и теплопроводность).
Общие понятия о механических свойствах древесины (прочность материала при сжатии, растяжении, изгибе, способность удерживать металлические крепления. Твёрдость и вязкость).
Опыты. Выявление влажности древесины весовым методом. Определение основных механических свойств на образцах.
2
5
Обработка древесины твёрдых пород
стр 40
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота. Топорище.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
10
6
Токарные работы
стр 108; 200
Изделия. Ручки для напильников, стамесок, долот, толкушки, скалки. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения.Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Правила безопасной работы.
Практические работы.Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Проверка размеров изделия кронциркулем. Первичная обработка детали. Выборка профиля. Чистая обработка изделия. Отрезание детали резаком. Обработка фигурного профиля (шлифование).
Технические сведения. Контурная резьба. Породы древесины для украшения резьбы. Подготовка материала. Нанесение рисунка. Выполнение несложного рисунка из плавных криволинейных форм. Возможный брак при выполнении резьбы.
Инструменты и приспособления. Виды стамесок и уход за ними. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практические работы. Заготовка материала. Нанесение рисунка. Освоение приёмов работы резцами.Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
8
8
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции)изделия для школы. Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании, пилении, разметке. Контроль качества изделий.
32
9
Самостоятельная работа
Изготовление изделия на выбор: ручка для молотка с последующей насадкой на молоток, топорище, токарные работы
4
10
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования
2
III четверть – 108 часов
1
Вводное занятие
Обсуждение занятий во второй четверти, планы на 3-ю четверть
2
Заточка рубаночной железки
стр 16
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой. Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль наличия заусенца. Снятие заусенца.. на бруске. Правка фаски и передней грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
2
3
Выполнение отверстий разной формы
стр 86
Изделия.1. Средник для лучковой пилы. 2. Ручки для ножовок.
Технические сведения. Выпуклые и вогнутые криволинейные поверхности. Сопряжение поверхностей различной формы. Гнезда, пазы, проушины, сквозные и несквозныеотверстия.
Устройство сверла. Стержень, хвостовик. Режущиекромки инструмента. Сверла для механизированного сверления; спиральное с центром и подрезателями, станочное центровое. Раззенковка.
Умения. Ориентировка в задании почертежу иобразцу.
Практические работы. Разметка деталей криволинейной формы по шаблону. Разметкамест сверления. Зачистка гнезда стамеской после сверления. Обработка высверленных отверстийстамесками, напильниками, рашпилем.
Упражнения.Выполнение сквозных отверстий прямоугольной и цилиндрической формы (таких же несквозныхотверстий) сверлением и долблением. Выполнение гнезда сверлениеми обработкой стамеской.
8
4
Подготовка пил к работе
стр 136
Объекты работы.Полотно пилы,ножовки.
Технические сведения.Элементы и форма зубьев пил: передняя режущая кромка, боковые кромки. Шаг и высота зуба. Углы резания.
Фугование зубьев пилы. Типыразводов. Приспособления для крепления полотна пилы при заточке. Напильники для затачивания пил. Снятие заусенцев и лишнего развода. Величина развода. Правила безопасной работы при заточке пил.
Объекты работы. 1. Стулья различной конструкции. 2. Табуреты. 3. Столы.
Технические сведения. Виды повреждений простых столярно-мебельных изделий и технические требования, предъявляемые к ремонту. Осмотр повреждений сборочных единиц и выявление повреждений.
Умения. Обсуждение планов работы на различные виды ремонта мебели в групповой беседе. Самостоятельное проведение ремонтных работ.
Практические работы. Разборка и подготовка изделия к переклейке с учетом сохранения узлов. Удаление старого клея. Подготовка отремонтированной мебели и столярных изделий к отделке. Отделка изделий. Проверка качества изделия.
Объекты работы.Стул. Стол. Шкаф.
Теоретические сведения.Износ мебели; причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение.Ремонт простейшей мебели.
Практические работы.Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
14
6
Крепёжные изделия и мебельная фурнитура
стр 186
Теоретические сведения.Гвоздь: виды (строительный, тарный, обойный, штукатурный, толевый, отделочный), использование. Шуруп: виды, назначение. Стандартная длина гвоздя и шурупа. Болт, винт,стяжка, задвижка, защелка, магнитный держатель, полкодержатель, петля: виды, назначение.
Умение.Распознавание видов крепежных изделий и мебельной фурнитуры.
Упражнения.Определение названий крепежных изделий и мебельнойфурнитуры по образцам. Определение длины гвоздя на глаз.
6
7
Токарные работы стр 108; 200
Изделия. Кубок. Солонка. Коробочка для мелочи.
Теоретические сведения.Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Правила безопасной работы.
Практические работы.Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Проверка размеров изделия кронциркулем. Первичная обработка детали. Выборка профиля. Чистая обработка изделия. Отрезание детали резаком. Обработка фигурного профиля (шлифование).
Технические сведения. Подготовка материала. Нанесение рисунка. Выполнение несложного рисунка из плавных криволинейных форм. Возможный брак при выполнении резьбы.
Инструменты и приспособления. Виды стамесок и уход за ними. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практические работы. Заготовка материала. Нанесение рисунка. Освоение приёмов работы резцами.Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
12
9
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции)изделия для школы. Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании, пилении, разметке. Контроль качества изделий.
38
10
Самостоятельная работа
Изготовление изделия на выбор: изученные в четверти
4
11
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования
2
IV четверть - 76 часов
1
Вводное занятие
стр 4, уч 7-8 кл.
стр 133
Обсуждение работы учащихся в 1 чет. План работы на 2 четверть.
Повторение: организация работы в мастерской; обязанности инструментальщика и дежурных по мастерской.
Причины возникновения пожара. Первичные средства пожаротушения. План эвакуации. Сигнал. Выход. Сбор. Правила поведения при пожаре.
2
2
Заточка рубаночной железки
стр 16
Технические сведения. Элементы резца рубанка: передняя грань, задняя грань, фаска, лезвие. Угол заточки. Абразивный инструмент для заточки строгальных ножей: бруски для заточки и правки. Промывка бруска водой. Приспособления для заточки. Влияние угла заточки на величину усилия при строгании. Правила безопасной работы при затачивании.
Приёмы работы. Заточка ножа рубанка на бруске в приспособлении. Проверка прямолинейности и прямоугольности режущей кромки. Контроль наличия заусенца. Снятие заусенца на бруске. Правка фаски и передней грани. Контроль остроты лезвия на глаз. При строгании древесины.
2
3
Заточка пил
стр 136
Объекты труда.Полотно продольной формы. Полотно пилы для смешанного пиления. Полотно пилы для поперечного пиления.
Технические сведения.Пиление как процесс закрытого резания древесины, грани пропила: нижняя (дно), боковые.Спинка и боковые стороны полотна. Элементы и форма зубьев пил; передняя режущая кромка, боковые кромки. Шаг и высота зуба. Углы резания. Фугование зубьев пилы. Типы разводов. Приспособления для крепления полотна пилы при заточке. Напильники для затачивания пил. Снятие заусенцев и лишнего развода. Величина развода.
Правила безопасной работы при заточке пил.
Практические работы.Фугование зубьев пил.Разведение зубьев пилы простой разводкой. Крепление пилы (лучковой, ножовки, двуручной) в приспособлениях.Затачивание пилы. Контроль качества развода, заточки, фуговки.Снятие заусенцев бруском. Уменьшение развода.
Теоретические сведения.Износ мебели; причины, виды. Ремонт: технические требования к качеству, виды (восстановление шиповых соединений, покрытий лицевой поверхности, использование вставок, замена деталей), правила безопасности при выполнении.
Умение.Ремонт простейшей мебели.
Практические работы.Выявление повреждений на мебели. Подготовка к переклейке соединения. Переклейка соединения. Усиление узлов и соединений болтами, металлическими уголками. Восстановление облицовки. Изготовление и замена поврежденных деталей.
Технические сведения. Резьба. Выпиливание. Выжигание. Породы древесины для украшения резьбы. Подготовка материала. Нанесение рисунка. Выполнение несложного рисунка из плавных криволинейных форм. Возможный брак при выполнении резьбы.
Инструменты: виды стамесок и уход за ними, эл.лобзик, эл.выжигатель. Организация рабочего места. Правила безопасной работы.
Практические работы. Заготовка материала. Нанесение рисунка. Закрепление и совершенствование приёмов работы резцами; электролобзиком, выжигателем. Отделка морилкой, анилиновыми красителями. Коллективный анализ выполненных работ.
8
6
Токарные работы стр 200
Изделия. На выбор учащихся.
Теоретические сведения.Токарный станок: управление, уход, неисправности, виды и меры по предупреждению. Правила безопасной работы.
Практические работы.Разметка скобой. Снятие конуса резцом. Выполнение шипов у ножек. Проверка размеров изделия кронциркулем. Первичная обработка детали. Выборка профиля. Чистая обработка изделия. Отрезание детали резаком. Обработка фигурного профиля (шлифование).
12
7
Практическое повторение
Виды работ. Изготовление (несложной конструкции)изделия для школы. Закрепление и совершенствование приёмов и навыков при строгании, пилении, разметке. Контроль качества изделий.
20
8
Контрольная работа
На выбор: 1. Работа на токарном станке (один ученик).
2. Ручка для ножовки. 3. Ремонт табурета с изготовлением недостающей детали . 4. Ручка молотка с последующей насадкой на молоток. 5. Швабра.
Изготовление изделия на выбор: 1. токарные изделия. 2. заточка пилы. 3. ремонт табурета (переклейка узлов, изготовление сломанной детали с последующей сборкой на клею. 4. изготовление швабры. 5. выпиливание кронштейна для цветов с последующей сборкой и художественной отделкой.
4
9
Работа в мастерской
Технический уход столярного оборудования
2
Итого:
340 ч.
Календарно-тематическое планирование
№
урока
Тема занятия
Дата
по плану
Дата по
факту
Тип урока
1-2
Вводное занятие ………..
Вводный инструктаж по охране труда.
02.09
комбинированный
3-4
Пожарная безопасность..
Первичные средства пожаротушения
Тренировочный выход (по сигналу) из школы, сбор.
03.09
комбинированный
5-6
Представление о процессе резания древесины
НРК-«Лесные хозяйства РХ»
Элементы резца рубаночного ножа
04.09
комбинированный
7-8
9-10
Затачивание ножа рубанка с последующей настройкой рубанка
05.09
07.09
комбинированный
11-12
Пиломатериалы ………..
Пиломатериалы: виды, назначение, получение
09.09
комбинированный
13-14
Характеристика основных видов пиломатериалов
10.09
комбинированный
15-16
Складирование пиломатериалов
11.09
комбинированный
17-18
Заделка пороков и дефектов древесины……
Дефекты и пороки древесины
12.09
комбинированный
19-20
Шпатлёвка: характеристика разных видов, приёмы заделки пороков древесины
14.09
Проверка ЗУН
комбинированный
21-22
Заделка пороков и дефектов древесины шпатлёвкой (на отходах древесины(
16.09
комбинированный
23-24
Устройство и назначение сверлильного станка
17.09
комбинированный
25-26
Сверление сквозных и глухих отверстий (на отходах)
18.09
комбинированный
27-28
Выдалбливание сквозных и несквозных гнёзд (на отходах материалов)
19.09
комбинированный
29-30
Подготовка заготовки к заделке дефекта
21.09
комбинированный
31-32
Высверливание, долбление отверстий
23.09
комбинированный
33-34
Изготовление заделки
24.09
комбинированный
35-36
Вставка заделки на клею
25.09
комбинированный
37-38
Застрагивание заделки
26.09
комбинированный
39-40
Изготовление разметочного инструмент
НРК-«инструменты для обработки древесины»
Разметочные инструменты
28.09
комбинированный
41-42
Столярный угольник
30.09
комбинированный
43-44
45-46
Изготовление столярного угольника
01.10
02.10
комбинированный
применение ЗУН
47-48
Ярунок ,его назначение
03.10
комбинированный
49-50
Столярный рейсмус, его
назначение
05.10
Комбинированный
51…
… 74
Практическое повторение
Изготовление изделий по заявкам школы, учителей, воспитателей
07.10
по
22.10
Комбинированный
Применение ЗУН
75-78
Самостоятельная работа
(изготовление изделия на выбор учителя: угольник или рейсмус)
23.10
24.10
комбинированный
79-80
Работа в мастерской……
ТО стол-го инструмента.
26.10
Практическое занятие.
II четверть
№
урока
Тема занятия
Дата
по плану
Дата
по факту
Тип урока
повторение
1-2
Вводное занятие……………….
Итоги 1-й, план на 2-ю четверть.
Пожарная безопасность
Первичные средства пожаротушения
05-11
комбинированный
3-4
Заточка рубаночной железки……
06-11
комбинированный
5-6
Строение древесины……………...
07-11
комбинированный
7-8
Свойства древесины……………...
09-11
комбинированный
9-10
Обработка древесины твёрдых пород.
Твёрдые породы древесины
11-11
комбинированный
11-12
13-14
Изготовление ручки молотка
12-11
13-11
комбинированный
15-16
17-18
Составление плана на изготовление топорища
Изготовление топорища
14-11
16-11
комбинированный
19-20
21-22
Токарные работы
НРК-«национальные изделия из древесины»
Токарный станок по дереву
18-11
19-11
комбинированный
23-24
Приемы работы на токарном станке
20-11
комбинированный
25-26
Знакомство с изделием (ручка для напильников, стамесок, долот)
21-11
комбинированный
27-28
Вытачивание цилиндра
23-11
комбинированный
29-30
Обработка поверхности ручки по заданному размеру. Зачистка ручки
25-11
комбинированный
31-32
Художественная отделка изделий из древесины: резьба, выжигание, раскраска НРК-
«Художественная отделка столярных изделий». Инструменты для резьбы.
26-11
Комбинированный.
33-34
35-36
Резьба несложного рисунка с добавлением элемента выжигания, раскраской красками
27-11
28-11
комбинированный
37-38
Отделка готового изделия
30-11
комбинированный
39 …
…70
Практическое повторение
Изготовление изделий по заявкам школы, учителей, воспитателей
02-12
по
23-12
Практическое занятие
применение ЗУН
71-72
73-74
Самостоятельная работа………...
(изготовление изделия на выбор учителя: ручка для молотка с последующей насадкой на молоток; топорище; токарные работы)
24-12
25-12
комбинированный
75-76
Работа в мастерской - ТО оборудования мастерской.
26-12
Практические занятия.
III четверть
№
урока
Тема занятия
дата
по плану
по
факту
Тип урока.
1-2
Вводное занятие
Вводный инструктаж по охране труда.
Пожарная безопасность.
11-01
комбинированный
3-4
Заточка рубаночной железки
Приёмы заточки
О,Т, при заточке
13-01
комбинированный
5-6
Выполнение отверстий разной формы
Инструменты для выполнения отверстий
14-01
комбинированный
7-8
Методы получения отверстий.
15-01
комбинированный
9-10
11-12
Изготовление ручки для ножовки.
Обработка изделия.
16-01
18-01
комбинированный
13-14
Подготовка пил к работе
Пиление древесины
Заточка пил
20-01
комбинированный
15-16
Фугование зубьев пил.
Затачивание зубьев пил
21-01
комбинированный
17-18
Затачивание зубьев пил для смешанного пиления
22-01
комбинированный
19-20
Затачивание зубьев пил для смешанного пиления
Снятие заусенца и развод зубьев у пилы
23-01
комбинированный
21-22
Ремонт столярного изделия
Эксплуатация мебели и причины ее износа
НРК-«Современные предприятия по изготовлению мебели»
25-01
комбинированный
23-24
Виды ремонта мебели
27-01
комбинированный
25-26
Планирование работы при ремонте мебели
28-01
Комбинированный
27-28
29-30
31-32
Ремонт столярного изделия
Ремонт стула
Ремонт с заменой царги стула
Переклейка стула
Подгонка узлов изделия
Покраска изделия
29-01
30-01
01-02
Комбинированный
комбинированный
33-34
Оценка качества выполненной работы
03-02
Комбинированный
35-36
Крепёжные изделия и мебельная фурнитура
Способы соединения деталей в столярных изделиях.
Виды гвоздей и их использование
04-02
комбинированный
37-38
Мебельная фурнитура и крепежные изделия
05-02
комбинированный
39-40
1. Виды и назначение шурупов.
2. Распознавание видов крепежных изделий
и мебельной фурнитуры
06-02
комбинированный
комбинированный
41-42
Токарные работы
Токарный станок: управление, уход, неисправности. Правила
Резьба несложного рисунка с добавлением элемента выжигания, раскраской красками
27-04
28-04
29-04
Комбинированный
Комбинированный
39-40
Токарные работы
НРК-« первые станки по ОД»
Токарный станок: управление, уход, неисправности. Правила
безопасной работы
04-05
Комбинированный
41-42
43-44
45-46
Вытачивание изделий сложной формы
05-05
06-05
07-05
Комбинированный
47-48
49-50
Вытачивание изделий мелкой формы.
11-05
12-05
Комбинированный
51…...
70
Практическое повторение.. Изготовление изделий по заявкам школы, учителей, воспитателей
13-05
по
26-05
Комплексное практическое занятие
71-72
73-74
Контрольная работа
(изготовление изделия токарные работы; ручка для молотка с последующей насадкой.)
27-05
28-05
Комплексное практическое занятие
75-76
Работа в мастерской
30-05
Комплексные практические занятия
Практические занятия
№
п/п
дата
проведения
вид практического
занятия
название темы
1
23.10.15
24.10.15
Самостоятельная работа №1
(4 часа)
Изготовление столярного угольника
2
24.12.15
25.12.15
Самостоятельная работа №2
(4 часа)
Изготовление ручки для молотка с последующей насадкой
3
24.03.16
25.03.16
Самостоятельная работа №3
(4 часа)
Изготовление рукоятки для топора (топорище)
4
27.05.16
28.05.16
Контрольная работа
(4 часа)
Работа на токарном станке,
Устройство токарного станка по дереву.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Оценка знаний, умений и навыков.
Проверка знаний, умений и навыков завершается оценкой. На занятиях труду применяется пятибалльная система оценки. Оценку следует выставлять за отдельные законченные с точки зрения технологии этапы трудового процесса.
Таким этапом служит операция (разметка, сверление и т.д.), а в некоторых случаях – переход (например, опиливание одной поверхности напильником с крупной насечкой). Поэтому на одних уроках работа учащихся может не оцениваться, а на других им может выставлено две и белее оценок.
Оценка выполнения отдельных операций целесообразна особенно в период их изучения. Очевидно, в таком случае общая оценка за изделие будет складываться из оценок за отдельные операции. При выполнении комплексных работ, включающих операции, с которыми учащиеся уже знакомы, оценка может выставляться сразу по результатам проверки готового изделия.
Оценка должна быть мотивированной, т.е. учитель объясняет учащимся, почему данная работа оценивается тем или иным баллом. Это требование очень важно соблюдать на протяжении всего обучения. Мотивировка оценки учителем, заключающая по сути в анализе работы учащихся, позволяет последним понять свои ошибки, осознать требования, предъявляемые к их деятельности в мастерских. В результате учащиеся постепенно приучаются к самооценке своей работы.
Оценка должна быть объективной. В связи с этим требованием нужно,/ прежде всего указать, что на оценку не должна влиять дисциплина учащихся. Однако учащимся надо объяснить, что нарушение дисциплины часто приводит к снижению качества работы. Например, отвлекаясь от работы разговорами, ученики не следят за правильным положением инструментов и допускают ошибки. В таких случаях, снижая оценку, необходимо указывать учащимся причину ошибки. Тогда оценка работы будет способствовать укреплению сознательной дисциплины.
Объективность оценки основывается на количественных и качественных показателях (точность изделия, количество изделий и др.), позволяющих сопоставить результаты труда отдельных учащихся. Объективность оценки заключается также в том, что она выставляется на базе единых требований. Рассмотрим эти требования более подробно:
Точность обработки. Точность – требование, которое сопровождает изготовление любой продукции, в том числе продукции машиностроительной и деревообрабатывающей промышленности.
В настоящее время нет еще научно обоснованных требований к точности изделий учащихся. Не сформулированы также четкие технические требования к качеству изделий. Между тем наблюдения за работой учащихся показывают, что предъявление определенных требований к точности повышает интерес учащихся к трудовым заданиям, у них возрастает чувство ответственности за выполняемую работу.
Учитывая положительное влияние требований точности на ход занятий, учителя должны самостоятельно разрабатывать эти требования, обобщая опыт своей работы. Требования должны определяться отдельно для каждой трудовой операции с учетом того, в каком классе она выполняется. Можно сделать ряд выводов в отношении требований к точности разметки:
-- применять разметку по шаблону целесообразно в начале обучения, а также на более поздних его этапах для сложных изделий;
-- точность в пределах (+) (-) 0,5 мм
-- при разметке от базовых линий (или кромок) достигается большая точность, чем при разметке осевых линий;
-- такие требования к точности разметки, как параллельность и перпендикулярность линий, должны вводиться не одновременно, а последовательно.
К сожалению, по многим другим операциям исследования еще не проводились, поэтому в настоящее время приходиться пользоваться лишь ориентировочными требованиями к точности обработки, которые подлежат дифференциации учителя труда применительно к каждой трудовой операции.
2. Норма времени. По поводу нормирования существует точка зрения, что ограничивать выполнение трудового задания во времени следует лишь после того, как учащиеся овладеют приемами выполнения трудовых операций. При этом исходя из того, что учащиеся не могут одновременно следить за качеством выполнения работы и стремиться выполнить ее в определенный срок и что при введении нормы времени на первом этапе обучения количественные показатели повышаются за счет качества. Например, учащиеся очень часто стремятся побыстрее придать заготовке форму, представленную на чертеже, и не стараются выдержать заданную точность и качество обработки поверхности. И если учащиеся перевыполняют нормы времени за счет качества изделий, учитель объясняет, почему таким образом не следует достигать высокой производительности труда, и предлагать доработать изделие. Таким образом, нормирование труда оказывает дисциплинирующее воздействие на учащихся, приучает их к экономному использованию времени.
В настоящее время мастерские оснащены по-разному. Очень важным является и то обстоятельство, что учащиеся значительно различаются по своему физическому развитию, а физическое развитие нельзя не учитывать при нормировании труда. В таких условиях трудно установить единые нормы времени. поэтому нормирование труда возлагается на учителя, т.е. применяется фактически опытным путем.
При определении нормы времени очень важно правильно установить время отдыха. Организм школьника находится в стадии развития и поэтому не может подвергаться длительным физическим нагрузкам. Поэтому нужно установить не только время отдыха, но и порядок чередования отдыха с работой, а также темп работы. Все перечисленные элементы режима работы определяются учителем на основании наблюдения за работой учащихся в зависимости от характера их деятельности.
Знания учащихся. Практическая работа учащихся строится с опорой на их знания. Поэтому при оценке деятельности школьников необходимо учитывать, в каком объекте и насколько глубоко усвоен ими программный материал.
Правильность выполнения трудовых приемов. Трудовая операция состоит из приемов, каждый из которых выработан многолетней практикой и выполняется в такой последовательности и при такой конструкции составляющих его движений, которая обеспечивает наименьшую затрату физического труда рабочего и в то же время наибольшую производительность. Поэтому указания по хватке инструмента, рабочей позе, положению инструмента относительно обрабатываемой поверхности должны строго выполняться учащимися. Умения правильно выполнять трудовые приемы оценивается учителем.
Организация рабочего места. В правильной организации рабочего места кроются большие резервы для выполнения повышения производительности труда. Именно поэтому с первых занятий по труду этому вопросу уделяется большое внимание. Умением правильно организовать свое рабочее место характеризуется в значительной мере уровень трудовой культуре учащихся.
Соблюдение правил безопасности труда. Работа в мастерских сопряжена с опасностью травматизма, если нарушаются правила, обеспечивающие ее безопасность.
Возможность нарушения правил безопасной работы учащимися весьма реальна, т.к. они зачастую проявляют свойственную своему возрасту беспечность в надежде на то, что «ничего не случится». Необходимо снижать оценку тем учащимся, которые нарушают правила безопасности, связанные с эксплуатацией оборудования и инструментов, правила безопасного выполнения трудовых приемов и др.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся.
1ый вариант
балл «5» - выполняются все требования, причем точность размеров изделия колеблется в пределах 1/3 поля допуска;
балл «4» - в ответах допускаются неточности, которые самостоятельно исправляются учащимися; точность размеров изделия колеблется в пределах ½ поля допуска; норма времени превышает установленную на 10…15%; имеют место отдельные случаи неправильного выполнения трудовых приемов, нарушения правил безопасного труда и организации рабочего места, которые не повторяются после замечания учителя;
балл «3» - в ответах допускаются неточности, которые исправляются с помощью учителя, точность размеров изделия колеблется в пределах поля допуска; норма времени выше установленной на 20% и более; имеют место случаи неправильного выполнения трудовых приемов, правил безопасного труда и организации рабочего места, которые повторяются после замечания учителя; допустил брак, но который можно исправить.
балл «2» - ответы свидетельствуют о незнании учащимися основных положений учебного материала, точность размеров изделия выходит за пределы поля допуска; многократно нарушаются правила безопасного труда и организации рабочего места; трудовые приемы выполняются неправильно; допустил неисправимый брак.
Вполне понятно, что не всегда все критерии оценок оказываются на одном уровне. Например, устный ответ учащегося заслуживает «5» баллов, качество изделия – «4», а выполнение трудовых приемов на – «3» балла. В таком случае оценка выставляется как средний балл.
2ой вариант
Оценка «5», если на «5» выполнена практическая работа, на»5» или «4» устный ответ;
Оценка «4», если на «4» практическая работа, на «5» или «4» устный ответ;
Оценка «4», если на «5» практическая работа, на «3» устный ответ;
Оценка «3», если на «4» практическая работа, на «2» устный ответ.
Материалы учебно-методического комплекта (учебное пособие, тетради)
Б.А.Журавлев, «Столярное дело» для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы. –М., Просвещение, 1985.; А.Н. Переплётов, «Столярное дело»: 10-11кл.;учеб. для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.- М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010 г.
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида: 5 – 9 кл.; В 2 сб./ Под. Ред. В.Воронковой.-М.; Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2010. Сб.1
Литература для учащихся (учебное пособие)
Б.А.Журавлев, «Столярное дело» для учащихся 7-8 классов вспомогательной школы». -М., Просвещение,1989