kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профильный труд. Столярное дело. Для специальных(коррекционных) классов VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПрофильный труд. Столярное дело.

Для специальных(коррекционных)   классов VIII вида

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профильный труд. Столярное дело. Для специальных(коррекционных) классов VIII вида»




МКОУ Муезерская СОШ











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


Профильный труд. Столярное дело.

Для специальных(коррекционных) классов VIII вида











Составил: Тимофеев Э.В., учитель технологии

МКОУ муезерская СОШ




Мезерский, 2017


Пояснительная записка.

Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год


Целью трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях.

В 7 классе трудовая подготовка учащихся осуществляется в соответствии с выбранной профориентационной направленностью - столярное дело.


Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.

Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:

-коррекции недостатков умственного и физического развития;

-воспитанию связной речи;

-формированию общих трудовых навыков;

-осуществлению социально-трудовой адаптации учащихся;

-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;

-обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.

Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. с учетом количества часов:

2-е полугодие 2016-17 уч.года, 80 часо(4 часа в неделю)

Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашей школе профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.

Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.

Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.



Формы оценивания:


Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:

  • Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).

  • Прилежание ученика во время работы.

  • Степень умственной отсталости.

  • Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.

  • Уровень физического развития ученика.


За теоретическую часть:

Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.

Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Контроль.

Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.





















Содержание программы

Столярное дело

7 класс

Количество учебных недель – 20

Количество часов в неделю – 4




Тема 1. Вводное занятие (2 ч)

Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.

Тема 2. Фугование по центру. (14 ч)

Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах.

Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.

Умение. Работа фуганком, двойным ножом.

Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.

Тема 3. Хранение и сушка древесины.( 5ч)

Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.

Экскурсия. Склад лесоматериалов.

Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (18ч)

Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.

Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.

Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение разделочной доски.

Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК - 1 . (12 ч)

Изделия. Табурет. Подставка для цветов.

Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.

Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.

Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.

Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал отходов.

Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.

Тема 6. Непрозрачная отделка столярного изделия. (4 ч)

Объекты работы Изделие, выполненное ранее.

Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.

Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.

Практические работы Шпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.

Тема 7. Токарные работы. (6ч)

Изделия. Городки. Детали игрушечного строительного материала. Шашки.

Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.

Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.

Основные правила электробезопасности.

Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.

Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.

Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород (8 ч)

Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.

Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.

Практические работы. Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.


Тема9. Круглые лесоматериалы ( 4ч)

Теоретические сведения. Бревна, кряжи, чураки. Хранение

круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.

Тема 10 . Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (7 ч)

Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.

Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.

Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.

Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.

Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.





Календарно-тематический план (7 класс)






Наименование


Всего


1.

Вводное занятие

2

1

1.1

Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.

1

2

1.2

Рабочее место столяра

1


2.

Фугование по центру.

14

3

2.1

Фугование. Назначение, сравнение со строганием.

1

4

2.2

Устройство фуганка и полуфуганка.


1

5

2.3

Заточка железки фуганка.

1

6

2.4

Подготовка фуганка к работе.

1

7

2.5

Подбор делянок для щитового соединения.

1

8

2.6

Фугование кромок делянок.

1

9

2.7

Деревянные и железные полуфуганки . Устройства и различия.

1

10

2.8

Склеивание щита из фугованных досок.

3

11

2.9

Строгание лицевой пласти щита.

4


3.

Хранение и сушка древесины.

5

12

3.1

Способы хранения древесины.

1

13

3.2

Проверка деталей на прочность.

1

14

3.3

Естественная и искусственная сушка древесины.

1

15

3.4

Укладка пиломатериала.

1

16

3.5

Хранение заготовок и пиломатериала.

1


4.

Геометрическая резьба по дереву.

18

17

4.1

Техника безопасности при выполнении работ.

1

18

4.2

Геометрический орнамент.

1

19

4.3

Выбор изделия.

1

20

4.4

Изготовление шаблона изделия.

2

21

4.5

Выпиливание, фрезерование, шлифовка заготовки.

3

22

4.6

Выбор и разметка рисунка.

1

23

4.7

Нанесение рисунка на поверхность заготовки.

1

24

4.8

Выбор инструмента, заточка, правка.

1

25

4.9

Вырезание узора.

4

26

4.10

Отделка изделия морилкой, лакирование.

2

27

4.11

Самоанализ выполненных работ.

1


5.

Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК1

12

28

5.1

Шерхебель. Назначение и устройство. Подготовка шерхебеля к работе

1

29

5.2

Последовательность строгания шерхебелем и рубанком.

1

30

5.3

Соединение УК – 1 назначение, применение.

1

31

5.4

Составление чертежа соединения.

1

32

5.5

Выбор заготовок. Изготовление изделия с применением соединения УК– 1

1

33

5.6

Строгание , опиливание заготовок по заданным размерам .

1

34

5.7

Разметка заготовок.

1

35

5.8

Выборка гнезд (пазов).

1

36

5.9

Изготовление шипов.

1

37

5.10

Подгонка деталей.

1

38

5.11

Предварительная сборка.

1

39

5.12

Проверка правильности сборки. Сборка на клей.

1


6.

Непрозрачная отделка столярного изделия.

4

40

6.1

Назначение непрозрачной отделки. Отделка олифой

1

41

6.2

Отделка масляной и эмалевой красками.

1

42

6.3

Способы нанесения краски на поверхность .

2


7.

Токарные работы.

6

43

7.1

Техника безопасности при работе на станке.

1

44

7.2

Устройство токарного станка. Токарные резцы.

1

45

7.3

Подготовка токарного станка к работе. Управление токарным станком.

1

46

7.4

Точение изделия.

2

47

7.5

Отделочные работы

1


8.

Обработка деталей из древесины твёрдых пород

8

48

8.1

Лиственные твердые породы. Характеристики лиственных пород.

1

49

8.2

Заточка столярных инструментов для обработки твердых пород древесины.

1

50

8.3

Разметка и выпиливание заготовок.

2

51

8.4

Строгание, шлифование и отделка.

4


9.

Круглые лесоматериалы

4

52

9.1

Брёвна, кряжи, чураки. Хранение круглых лесоматериалов.

1

53

9.2

Способы защиты древесины от гниения.

1

54

9.3

Способы распиловки брёвен

2


10.

Угловые ящичные соединения УЯ–1 и УЯ-2

7

55

10.1

Угловые ящичные соединения: виды, применения.

1

56

10.2

Торцевание заготовок по заданным размерам.

1

57

10.3

Строгание заготовок по заданным размерам.

1

58

10.4

Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником.

1

59

10.5

Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов.

2

60

10.6

Сборка «насухо» и склеивание соединения УЯ-1

1



ИТОГО

80





Основная литература по планированию учебной деятельности

Павлова О.В. Тематическое планирование по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Издательство «Учитель» , 2012 год


Дополнительная литература:

  1. Антонов П.П., Муравьев Е.М. Обработка конструкционных материалов. - М: Просвещение, 1982.

  2. Арданский А. С. Столярные работы. - М.: Гос. изд. литературы по строительству, архитектуре и строительным материалам. 1959.

  3. Бобиков П.Д. Мебель своими руками. – М.: Эксмо-пресс, 2001.

  4. Буриков В.Г.,Власов В.Н. Домовая резьба. - М.: Нива России, 1992.

  5. Григорьев М.А. Материаловедение для столяров, плотников и паркетчиков. – М.: Высшая школа, 1989.

  6. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. – М.: Просвещение, 1984.

  7. Жданова Т.А. Технология: Поурочные планы. – Волгоград, 2003.

  8. Журавлёв Б.А. Столярное дело. – М.: Просвещение, 1984.

  9. Карабанов И.А. Технология обработки древесины. – М.: Просвещение, 1997. - 12 -

  10. Кузнецов В.П., Рожнев Я.А. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. – М.: Просвещение,1992.

  11. Мальковский Т.Н. Воспитание учащихся в процессе трудового обучения. – М.: Просвещение, 1986.

  12. Мирский С.Л. Формирование знаний учащихся вспомогательной школы на уроках труда. – М.: Просвещение, 1992.

  13. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения вовспомогательной школе. – М.: Просвещение, 1980.

  14. Рихвк Э.В. Мастерим из древесины. – М.: Просвещение, 1988.

  15. Хворостов А.С. Чеканка. Инкрустация. Резьба по дереву. – М.: Просвещение, 1985.

  16. Смирнов Н.К. Журнал «Школа и производство» №8, 2005. «Нравитесь ли высвоим ученикам».

  17. Шумега С.С. Технология столярно-мебельного производства. – М.: Лесная промышленность, 1984.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 7 класс

Автор: Тимофеев Эрик Викторович

Дата: 31.03.2017

Номер свидетельства: 405234


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства