Просмотр содержимого документа
«РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Профильный труд. Столярное дело. Для специальных(коррекционных) классов VIII вида»
МКОУ Муезерская СОШ
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Профильный труд. Столярное дело.
Для специальных(коррекционных) классов VIII вида
Составил: Тимофеев Э.В., учитель технологии
МКОУ муезерская СОШ
Мезерский, 2017
Пояснительная записка.
Программа составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник 2, профессионально-трудовое обучение, под редакцией В.В. Воронковой, Москва, ГИЦ «ВЛАДОС», 2012 год
Целью трудового обучения является подготовка учащихся к самостоятельному труду по получаемой специальности в обычных условиях.
В 7 классе трудовая подготовка учащихся осуществляется в соответствии с выбранной профориентационной направленностью - столярное дело.
Содержание образования направлено на формирование общей культуры личности обучающихся, их адаптации к жизни в обществе, формирование профессионально-трудовых умений и навыков для дальнейшей работы в трудовом коллективе; воспитание гражданственности, трудолюбия.
Задачи трудового обучения в специальной (коррекционной) школе:
-коррекции недостатков умственного и физического развития;
-формированию навыков самоконтроля учебных действий, культуры речи и поведения, санитарно-гигиенических навыков и здорового образа жизни;
-обеспечению условий формирования личности школьника с ограниченными возможностями здоровья в комплексном взаимодействии психолога, соц. педагога, учителей, родителей.
Рабочая программа составлена на основе программы для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. В.В.Воронковой. с учетом количества часов:
2-е полугодие 2016-17 уч.года, 80 часо(4 часа в неделю)
Данная программа для специальной школы VIII вида предполагает формирование у учащихся необходимого объёма профессиональных знаний и общетрудовых умений. В нашей школе профессионально-трудовое обучение ведётся по направлению столярное дело.
Цель программы – подготовить школьников к поступлению в учебные заведения средне-специального образования, соответствующего типа и профиля. В процессе обучения школьники знакомятся с разметкой деталей, пилением, строганием, сверлением древесины, скреплением деталей в изделия и украшением их. Приобретают навыки владения столярными инструментами и приспособлениями, узнают правила ухода за ними.
Некоторые из инструментов и приспособлений изготавливают сами. Кроме того, ребята учатся работать на сверлильном и токарном станках, Знакомятся с ручным электрифицированным инструментом, применять лаки, клеи, краски, красители. Составление и чтение чертежей, планирование последовательности выполнения трудовых операций, оценка результатов своей и чужой работы также входят в программу обучения. Большое внимание уделяется технике безопасности. Затронуто эстетическое воспитание (тема «Художественная отделка столярного изделия»). Всё это способствует физическому и интеллектуальному развитию школьников с ограниченными возможностями здоровья.
Формы оценивания:
Учитель должен подходить к оценочному баллу индивидуально, учитывая при оценочном суждении следующие моменты:
Качество изготовленного школьником объекта работы и правильность применявшихся им практических действий (анализ работы).
Прилежание ученика во время работы.
Степень умственной отсталости.
Уровень патологии органов зрения, слуха и речи.
Уровень физического развития ученика.
За теоретическую часть:
Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок с применением профессиональной терминалогии.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Контроль.
Контроль осуществляется в форме проведения самостоятельных работ, контрольной работы и анализа их качества в конце каждой четверти после проведения практического повторения.
Содержание программы
Столярное дело
7 класс
Количество учебных недель – 20
Количество часов в неделю – 4
Тема 1. Вводное занятие (2 ч)
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.
Тема 2. Фугование по центру. (14 ч)
Изделия. Подкладная доска для трудового обучения в младших классах.
Теоретические сведения. Фугование: назначение, сравнение со строганием рубанком, приемы работы. Устройство фуганка и полуфуганка. Двойной нож: назначение, требования к заточке. Технические требования к точности выполнения деталей щитового изделия. Правила безопасной работы при фуговании.
Умение. Работа фуганком, двойным ножом.
Практические работы. Разборка и сборка полуфуганка. Подготовка полуфуганка к работе. Фугование кромок делянок. Проверка точности обработки. Склеивание щита в приспособлении. Строгание лицевой пласти щита. Заключительная проверка изделия.
Тема 3. Хранение и сушка древесины.( 5ч)
Теоретические сведения. Значение правильного хранения материала. Способы хранения древесины. Естественная и камерная сушка. Виды брака при сушке. Правила безопасности при укладывании материала в штабель и при его разборке.
Экскурсия. Склад лесоматериалов.
Тема 4. Геометрическая резьба по дереву (18ч)
Объекты работы. Доска для резки продуктов. Ранее выполнено изделие.
Теоретические сведения. Резьба по дереву: назначение, древесина, инструменты (косяк, нож), виды, правила безопасной работы. Геометрический орнамент: виды, последовательность действий при вырезании треугольников.
Практические работы. Выбор и разметка рисунка. Нанесение рисунка на поверхность изделия. Крепление заготовки (изделия). Вырезание узора. Отделка изделий морилкой, анилиновыми красителями, лакированием. Изготовление и украшение разделочной доски.
Тема 5. Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК - 1 . (12 ч)
Изделия. Табурет. Подставка для цветов.
Теоретические сведения. Понятие шероховатость обработанной поверхности детали. Неровность поверхности: виды, причины, устранение. Шерхебель: назначение, устройство, особенности заточки ножа, правила безопасной работы. Последовательность строгания шерхебелем и рубанком. Зависимость чистоты пропила от величины и развода зуба пильного полотна. Ширина пропила.
Соединения УК-1: применение, конструктивные особенности. Анализ чертежа соединения. Чертеж детали в прямоугольных проекциях: главный вид, вид сверху, вид слева.
Умение. Работа шерхебелем. Выполнение соединения УК-1. Анализ чертежа.
Практические работы. Изготовление образца соединения УК-1 из материал отходов.
Практические работы. Обработка чистовой заготовки. Разметка соединения УК-1. Разметка гнезда. Контроль долбления гнезда. Опиливание шипа. Сборка изделия без клея. Сборка на клею. Зажим соединений в приспособлении для склеивания.
Теоретические сведения. Назначение непрозрачной отделки. Отделка клеевой, масляной и эмалевой красками. Основные свойства этих красок.
Ознакомление с производственными способами нанесения красок. Время выдержки окрашенной поверхности. Промывка и хранение кистей. Шпатлевание углублений, трещин, торцов. Сушка и зачистка шлифовальной шкуркой. Отделка олифой. Правила безопасной работы при окраске.
Практические работыШпатлевание. Работа с клеевой, масляной и эмалевой красками, олифой. Распознавание видов краски по внешним признакам.
Теоретические сведения. Токарный станок по дереву: устройство основных частей, название и назначение, правила безопасной работы.
Токарные резцы для черновой обточки и чистого точения: устройство, применение, правила безопасного обращения. Кронциркуль (штангенциркуль): назначение, применение.
Основные правила электробезопасности.
Умение. Работа на токарном станке по дереву. Работа кронциркулем.
Практические работы. Организация рабочего места. Предварительная обработка заготовки. Крепление заготовки в центрах и взаколотку. Установка и крепление подручника. Пробный пуск станка. Черновая и чистовая обработка цилиндра. Шлифование шкурой в прихвате. Отрезание изделия резцом.
Тема 8. Обработка деталей из древесины твёрдых пород (8 ч)
Изделия. Ручки для молотка, стамески, долота.
Теоретические сведения. Лиственные твердые породы дерева: береза, дуб, бук, рябина, вяз, клен, ясень. Технические характеристики каждой породы: твердость, прочность, обрабатываемость режущим инструментом. Сталь (качество). Резец столярного инструмента: угол заточки. Требования к материалу для ручки инструмента. Приемы насадки ручек стамесок, долот, молотков.
Практические работы.Подбор материала. Черновая разметка и выпиливание заготовок с учетом направления волокон древесины. Обработка и отделка изделий. Насадка ручек.
круглых лесоматериалов. Стойкость пород древесины к поражению насекомыми, грибами, гнилями, а также к растрескиванию. Защита древесины от гниения с помощью химикатов. Вредное воздействие средств для пропитки древесины на организм человека. Способы распиловки бревен.
Тема 10 . Угловые ящичные соединения УЯ-1 и УЯ-2 (7 ч)
Изделия. Ящик для стола, картотека: Аптечка.
Теоретические сведения. Угловое ящичное соединение: виды (соединение на шип прямой открытый УЯ 1, соединение па шин «ласточкин хвост» открытый УЯ-2, конструкция, сходство и различие видов, применение. Шпунтубель: устройство, применение, наладка. Малка и транспортир, устройство, применение.
Умение. Работа шпунтубелем. Выполнение углового ящичного соединения.
Практические работы. Измерение углов транспортиром. Установка па малке заданного угла по транспортиру. Изготовление углового ящичного соединения из материалоотходов.
Практические работы. Строгание и торцевание заготовок по заданным размерам. Разметка шипов и проушин рейсмусом и угольником. Установка малки по транспортиру. Разметка по малке или шаблону. Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов. Вырубка паза по толщине фанеры шпунтубелем. Сборка «насухо» и склеивание ящичных соединений.
Календарно-тематический план (7 класс)
№
Наименование
Всего
1.
Вводное занятие
2
1
1.1
Вводное занятие. Техника безопасности при работе в мастерской.
1
2
1.2
Рабочее место столяра
1
2.
Фугование по центру.
14
3
2.1
Фугование. Назначение, сравнение со строганием.
1
4
2.2
Устройство фуганка и полуфуганка.
1
5
2.3
Заточка железки фуганка.
1
6
2.4
Подготовка фуганка к работе.
1
7
2.5
Подбор делянок для щитового соединения.
1
8
2.6
Фугование кромок делянок.
1
9
2.7
Деревянные и железные полуфуганки . Устройства и различия.
1
10
2.8
Склеивание щита из фугованных досок.
3
11
2.9
Строгание лицевой пласти щита.
4
3.
Хранение и сушка древесины.
5
12
3.1
Способы хранения древесины.
1
13
3.2
Проверка деталей на прочность.
1
14
3.3
Естественная и искусственная сушка древесины.
1
15
3.4
Укладка пиломатериала.
1
16
3.5
Хранение заготовок и пиломатериала.
1
4.
Геометрическая резьба по дереву.
18
17
4.1
Техника безопасности при выполнении работ.
1
18
4.2
Геометрический орнамент.
1
19
4.3
Выбор изделия.
1
20
4.4
Изготовление шаблона изделия.
2
21
4.5
Выпиливание, фрезерование, шлифовка заготовки.
3
22
4.6
Выбор и разметка рисунка.
1
23
4.7
Нанесение рисунка на поверхность заготовки.
1
24
4.8
Выбор инструмента, заточка, правка.
1
25
4.9
Вырезание узора.
4
26
4.10
Отделка изделия морилкой, лакирование.
2
27
4.11
Самоанализ выполненных работ.
1
5.
Угловое концевое соединение на шип с полупотемком несквозной УК1
12
28
5.1
Шерхебель. Назначение и устройство. Подготовка шерхебеля к работе
1
29
5.2
Последовательность строгания шерхебелем и рубанком.
1
30
5.3
Соединение УК – 1 назначение, применение.
1
31
5.4
Составление чертежа соединения.
1
32
5.5
Выбор заготовок. Изготовление изделия с применением соединения УК– 1
1
33
5.6
Строгание , опиливание заготовок по заданным размерам .
1
34
5.7
Разметка заготовок.
1
35
5.8
Выборка гнезд (пазов).
1
36
5.9
Изготовление шипов.
1
37
5.10
Подгонка деталей.
1
38
5.11
Предварительная сборка.
1
39
5.12
Проверка правильности сборки. Сборка на клей.
1
6.
Непрозрачная отделка столярного изделия.
4
40
6.1
Назначение непрозрачной отделки. Отделка олифой
1
41
6.2
Отделка масляной и эмалевой красками.
1
42
6.3
Способы нанесения краски на поверхность .
2
7.
Токарные работы.
6
43
7.1
Техника безопасности при работе на станке.
1
44
7.2
Устройство токарного станка. Токарные резцы.
1
45
7.3
Подготовка токарного станка к работе. Управление токарным станком.
1
46
7.4
Точение изделия.
2
47
7.5
Отделочные работы
1
8.
Обработка деталей из древесины твёрдых пород
8
48
8.1
Лиственные твердые породы. Характеристики лиственных пород.
1
49
8.2
Заточка столярных инструментов для обработки твердых пород древесины.
Запиливание и долбление проушин, выполнение шипов.
2
60
10.6
Сборка «насухо» и склеивание соединения УЯ-1
1
ИТОГО
80
Основная литература по планированию учебной деятельности
Павлова О.В. Тематическое планирование по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Издательство «Учитель» , 2012 год