kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации ст.43;
  • Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
  • Закон Тульской области от 30.09.2023 № 1989 – ЗТО «Об образовании»;
  • Уставом ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»;
  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: под редакцией В.В.Воронковой Москва Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
  • Сан ПиН 2.4.2. № 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189).

            Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2012г, Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989, Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.

Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева.

             Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)»

Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»





Рассмотрена

на заседании МО

учителей

трудового обучения

протокол № 1

от «___» августа 2015

руководитель МО

________ С.В. Быкова

Принята на заседании

педагогического совета

протокол № 1

от «31» августа 2015г.


Утверждена

приказ № 30

от «01» сентября 2015г

директор школы

_______ Е.А. Губанова








РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

«Профессионально – трудовое обучение»

(профиль столярное дело)

5-9 классы

2015 - 2016 учебный год









Разработана учителями

профессионально-трудового обучения

В.В.Аксёновым,

А.В.Седовым






Суворов – 2015 год


Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:

  • Конституция Российской Федерации ст.43;

  • Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;

  • Закон Тульской области от 30.09.2023 № 1989 – ЗТО «Об образовании»;

  • Уставом ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»;

  • Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: под редакцией В.В.Воронковой Москва Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;

  • Сан ПиН 2.4.2. № 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189).


Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2012г, Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989, Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.


Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева.

Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет.


Планирование часов по классам:



класс

Содержание раздела

Количество

часов в неделю

Количество

часов в год

5

Столярное дело.

6

204 

6

Столярное дело.

8

272

7

Столярное дело.

10

 340

8

Столярное дело.

12

 408

9

Столярное дело.

14

 476


В 5 классе учащиеся знакомятся с названием наиболее распространенных пород древесины, с основными частями дерева, с названием пиломатериалов и их использованием, с устройством сверлильного станка, с названием основных инструментов для пиления, с названием основных инструментов для разметки, с изготовлением простейших игрушек из древесного материала, знакомятся с элементами выжигания по дереву, изучается процесс строгания рубанком, знакомятся с видами соединения деталей.

В 6 классах продолжается обучение школьников построению чертежей деталей, знакомятся с правилами ТБ при строгании и отделке изделий, изучают устройство столярного рейсмуса, знакомятся с геометрической резьбой по дереву, изучают основные свойства столярного клея, продолжают изучать основные породы древесины, знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото), учатся анализировать свои действия и их результаты.
В 7 классе продолжается изучение основных древесных пород деревьев (цвет, текстура, влажность, прочность), учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий, знакомятся с основными разметочными и столярными инструментами, продолжают изучать правила ТБ при работе со столярным инструментом, знакомятся с некоторыми способами декоративной отделки столярных изделий, изучают способы хранения и сушки древесины, изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы на нём, учатся угловому соединению деталей на шип с полупотёмкой несквозной (УК 4), угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом сквозным (УК 2), угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2), знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия.
В 8 классе продолжают изучение древесных пород древесины деревьев и их свойства (цвет, текстура, влажность, прочность), изучают основные пороки и дефекты древесины, продолжают изучать разметочные и столярные инструменты и теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), Знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру.
Программа 9  класса  предусматривает знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном производстве, изучают промышленную технологи. основных изделий мебельного производства, знакомятся с названиями материалов, из которых изготавливается мебель, и их технологическими свойствами, Знакомятся со всеми видами столярных операций, знакомятся с бригадным разделением труда при изготовлении и сборке изделий, изучают охрану труда и ТБ на столярном мебельном производстве, выполняю приёмы художественной отделки столярного изделия, знакомятся со сведениями о механизации и автоматизации мебельного производства, изучаю способы настила линолеума.
Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий из дерева.
Достижение цели предполагает решение ряда задач:
- формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических
знаний;
- умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе;
- закрепление и совершенствование технологических приемов индивидуального и промышленного изготовления изделий из дерева.;
- развитие мышления, способности к пространственному анализу;
-формирование эстетических представлений и вкуса;
- воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда;
- коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся;
- воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.

Коррекционная работа включает следующие направления

- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;

- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;

- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и качеству;

- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;

- связь теоретических знаний с практической работой;

- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;

- повышение работоспособности и выносливости учеников;

- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.

Содержание программы:

Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах.

Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.

Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.

В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.

Программа предусматривает овладение учащимся промышленной технологией изготовления мебели. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по изготовлению мебели, но и ремонту мебели с учетом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, дается содержание контрольных работ.

Обучение ведется с опорой на знания по учебным предметам:

  • Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);

  • Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей деталей и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);

  • Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);

  • Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);

  • ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, резьбы по дереву, зарисовка моделей мебели);

  • Историей (история возникновения предметов из дерева и т.д.);

  • Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);

  • Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).

  • Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.

  • Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.

  • Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.

  • Вербальные методы – рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.

  • Наглядные методы – наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).

  • Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.

Требования к уровню подготовки учащихся


Должны знать:

-трудовое законодательство;

-правила безопасной работы;

-основные качества квалифицированного столяра.

Должны уметь:

-ориентироваться в задании по образцам;

-составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционно-технологической картам;

-строить чертежи деталей в натуральную величину;

-выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;

-рационально организовывать рабочее место столяра.


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

-мелкого ремонта изделий из различных материалов;

-создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования (станков) и приспособлений;

-контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;

-обеспечения безопасности труда.

Знания, умения и навыки обучающихся оцениваются следующими отметками: «5»- отлично, «4»-хорошо, «3»- удовлетворительно, «2»- неудовлетворительно.

Критерии оценки

За теоретическую часть:
Оценка «5»
ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок.
Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.

Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.

За практическую работу:

Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.

Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.

Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.

Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.

Формы организации трудового обучения.

Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, школьная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.

Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часа.

Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.

Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:

1. Целенаправленность занятий.

2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.

3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.

4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.

5. Рациональное использование учебного времени.

6. Индивидуальный подход в обучении.

Типы занятий

Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.

Теоретические занятия

Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.).

По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:

1. Изучение устройства орудий труда.

2. Знакомство со свойствами материалов.

3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.

4. Изучение производственных технологических процессов.

Основные формы:

  • урок,

  • практическая работа,

  • самостоятельная работа,

  • фронтальная работа.

Основные технологии:

  • личностно-ориентированное,

  • деятельностный подход,

  • уровневая дифференциация,

  • информационно-коммуникативные,

  • здоровьесберегающие,

  • игровые.

Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:

  • Беседа (диалог).

  • Работа с книгой.

  • Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.

  • Самостоятельная работа

  • Работа по карточкам.

  • Работа по плакатам.

  • Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.

Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.

Методы стимуляции:

  • Демонстрация натуральных объектов;

  • ИТК

  • Дифференцирование, разноуровневое обучение;

  • Наглядные пособия, раздаточный материал;

  • Создание увлекательных ситуаций;

  • Занимательные упражнения;

  • Экскурсии;

  • Декады трудового обучения;

  • Участие в конкурсах;

Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.


Комплексные практические работы

Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.

Самостоятельные и контрольные работы

Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.

Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.

При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:

  • здоровьесберегающих технологий;

  • информационно-коммуникационных технологий;

  • элементов проблемного обучения.


Содержание учебно-тематического планирования 9 класса

(14 часов в неделю)


п/п

Темы программы

Кол-во часов


1

I четверть

Вводное занятие

2

2

Художественная отделка столярного изделия.

71

3

Практическое повторение.

48

4

Самостоятельная работа

5

1

II Четверть

Вводное занятие.

2

2

Мебельное производство.


9

3

Изготовление моделей мебели.

25

4

Трудовое законодательство.

20

5

Практическое повторение.

11

6

Самостоятельная работа.

5

7

Строительное производство. Плотничные работы

7

8

Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия.

6

9

Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.

4

10

Практическое повторение.

18

11

Самостоятельная работа

5

1

III Четверть.

Мебельное производство. Вводное занятие.

2

2

Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности.

16

3

Мебельная фурнитура и крепёжные изделия.

5

4

Практическое повторение.

25

5

Самостоятельная работа.

4

6

Строительное производство. Изготовление оконного блока.

8

7

Столярные и плотничные ремонтные работы.

19

8

Изоляционные и смазочные материалы.

12

9

Практическое повторение

44

10

Самостоятельная работа.

6

1

IV Четверть.

Мебельное производство. Вводное занятие.

2

2

Сведения о механизации и автоматизации мебельного производства.

20

3

Изготовление секционной мебели.

8

4

Практическое повторение

24

5

Строительное производство. Плотничные работы.

12

6

Кровельные и облицовочные материалы.

6

7

Настилка линолеума.

11

8

Фанера и древесные плиты.

6

9

Практическое повторение

30


Всего

476





Содержание самостоятельных и контрольных работ 9 класса


Четверть

Тема

Количество часов

I

Самостоятельная работа. Изготовление разделочной доски.

5

II

Самостоятельная работа. Изготовление ящика для раствора.

Самостоятельная работа. Изготовление складного табурета.

5

III

Самостоятельная работа. Изготовление вешалки.

Самостоятельная работа. Изготовление табурета.

5

IV

Контрольная работа. Изготовление ящика для цветов.

5


Основные требования к знаниям умениям учащихся 9 класса.

Учащиеся должны знать:

  • материалы, применяемые в столярном производстве;

  • основные породы, свойства и пороки древесины;

  • сущность и назначение основных столярных операций;

  • способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;

  • назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;

  • виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;

  • способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;

  • виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;

  • контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;

  • способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.

  • устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;

  • способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством.

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;

  • специальную терминологию и пользоваться ею.
     

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять столярные работы ручными инструментами;

  • размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;

  • собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);

  • пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

  • рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;

  • подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

  • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы.


Содержание учебно-тематического планирования 8 класса

(12 часов в неделю)


п/п

Темы программы

Кол-во часов


1

I четверть

Вводное занятие

2

2

Заделка пороков и дефектов древесины.

23

3

Пиломатериалы.

5

4

Изготовление столярно-мебельного изделия.

20

5

Практическое повторение.

52

6

Самостоятельная работа.

5

1

II Четверть

Вводное занятие.

2

2

Изготовление разметочного инструмента.

23

3

Токарные работы.

42

4

Практическое повторение.

24

5

Самостоятельная работа.

5

1

III Четверть

Вводное занятие.

2

2

Изготовление строгального инструмента.

35

3

Представление о процессе резания древесины.

13

4

Изготовление столярно-мебельного изделия.

28

5

Практическое повторение.

37

6

Самостоятельная работа.

5

1

IV Четверть.

Вводное занятие.

2

2

Ремонт столярного изделия.

32

3

Безопасность труда во время столярных работ.

11

4

Крепёжные изделия и мебельная фурнитура.

10

5

Практическое повторение.

36

6

Контрольная работа.

5


Всего

408



Содержание самостоятельных и контрольных работ 8 класса


Четверть

Тема

Количество часов

I

Самостоятельная работа. Изготовление навесной полочки.

5

II

Самостоятельная работа. Изготовление стенда.

5

III

Самостоятельная работа. Изготовление топорища.

5

IV

Контрольная работа. Изготовление скалки.

5

Основные требования к знаниям умениям учащихся 8 класса.

Учащиеся должны знать:

  • безопасной ра­боты в мастерской;

  • дефекты и пороки дре­весины;

  • назначение и виды шпатлевки

  • характеристики разных видов шпатлевки, приемы подготовки шпатлевки и места ее нанесения;

  • устройство и назначе­ние одношпиндельного правила свер­лильного станка;

  • особенности конструк­ции и назначение многошпин­дельного сверлильного и сверлильно-- пазовального станков;

  • устройство для крепления сверла;

  • правила безопасной ра­боты при сверлении;

  • правила безопасной работы при долблении;

  • виды клея и правила безопасной работы с ним;

  • правила безопасной ра­боты при строгании;

  • виды и назначение пи­ломатериалов;

  • характеристики основ­ных видов пиломатериалов;

  • виды мебели;

  • названия операций по изготовлению изделий;

  • виды отделки изделий;

  • правила безопасной работы при окраске лаком;

  • требования к разметоч­ным инструментам, материалы для изготовления инструмен­тов, качество и точность изго­товления;

  • правила ухода за токарным станком;

  • меры по предупреждению по­ломок;

  • правила безопасной работы на токарном станке по дереву;

  • устройство штангенциркуля;

  • применение скобы и штанген­циркуля;

  • правила безопасной работы на токарном станке по дерев;.

  • элементы резца;

  • виды резания древесины;

  • способы соединения де­талей и сборочных единиц;

  • виды металлической фурнитуры для соединения сборочных единиц;

  • определять вид соеди­нения деталей и узлов;

  • причины износа мебели, виды повреждений;

  • виды ремонта мебели;

  • причины травматизма и меры по его предупреждению;

  • возможные причины пожаров;

  • правила пользования пер­вичными средствами пожаро­тушения;

  • правила и пути эвакуации;

  • способы соединения деталей в столярных изделиях;

  • виды гвоздей и сфера их применения;

  • виды шурупов и их назначение;

  • виды крепежных изделий и мебельной фурнитуры и их назначении.

Учащиеся должны уметь:

  • определять пороки и де­фекты древесины;

  • изготавливать заделку;

  • выполнять застрагива­ние заделки;

  • подготавливать шпатлевку к работе;

  • заделывать пороки и дефекты древесины шпат­левко;

  • организовывать рабо­чее место при сверлении;

  • уби­рать и смазывать сверлильный станок;

  • подготавливать свер­лильный станок к работе;

  • выполнять сверление отверстий на сверлильном станке;

  • выполнять выдалбли­вание сквозных и несквозных гнезд;

  • определять вид пилома­териала на рисунке и по образцу;

  • определять вид мебели на рисунке и по натуральному образцу;

  • читать техническую документацию;

  • подбирать материалы;

  • выполнять технический рису­нки, чертежи;

  • составлять последовательность изготовления изделий с опорой на сборочный чертеж, предмет­но-технологическую карту, об­разец;

  • выполнять разметку и выстрагивать детали по раз­мерам;

  • изготавливать вставные шипы;

  • выполнять отделку из­делия;

  • проверять состояние и пригодность к работе разме­точных инструментов;

  • готовить рубанок для строгания древесины твердой породы;

  • использовать приемы работы со скобой и штанген­циркулем;

  • выполнять снятие конуса рез­цом;

  • сверлить с использованием задней бабки;

  • различать углы заточки и резания;

  • определять по типу стружки вид резания;

  • определять форму (эле­менты геометрии) резцов раз­ных дереворежущих инстру­ментов;

  • изготавливать столярно-мебельное изделие в мас­штабе 1:5 с пооперационным разделением труда;

  • выявлять повреждения на мебели;

  • планировать ремонт мебели;

  • составлять дефектную ведо­мость на ремонтируемое изделие;

  • выполнять ремонт сто­лярного изделия;

  • определять возможные причины травматизма при ра­боте с каким-либо инструмен­том или на каком-либо станке;

  • пользоваться первичными средствами пожаротушения;

  • правильно действовать при возникновении пожара;

  • определять вид соеди­нения по образцам или техни­ческим рисункам;

  • определять вид гвоздя, его длину на глаз;

  • распознавать вид шу­рупов;

  • распознавать виды ме­бельной фурнитуры и крепеж­ных изделий;

  • изготавливать крепежные изделия.

Содержание учебно-тематического планирования 7 класса

(10 часов в неделю)


п/п

Темы программы

Кол-во часов


1

I четверть

Вводное занятие

2

2

Фугование.

20

3

Хранение и сушка древесины.

16

4

Геометрическая резьба по дереву.

18

5

Практическое повторение.

29

6

Самостоятельная работа.

5

1

II Четверть

Вводное занятие.

2

2

Угловое концевое соединение на шип с полупотёмком несквозной УК-4

25

3

Непрозрачная отделка столярного изделия.

13

4

Токарные работы.

17

5

Практическое повторение.

18

6

Самостоятельная работа.

5

1

III Четверть.

Вводное занятие.

2

2

Обработка деталей из древесины твёрдых пород.

14

3

Угловое соединение на ус со вставным плоским шипом сквозным УК-2.

22

4

Круглые лесоматериалы.

5


5

Затачивание резцов (ножей) строгального инструмента.

11

6

Практическое повторение.


41

7

Самостоятельная работа.

5

1

IV Четверть

Вводное занятие.

2

2

Угловые ящичные соединения УЯ-1 и Уя-2.

26

3

Свойства древесины.

5

4

Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.

15

5

Практическое повторение.

27

6

Контрольная работа.

5


Всего

340


Содержание самостоятельных и контрольных работ 7 класса


Четверть

Тема

Количество часов

I

Самостоятельная работа. Изготовление ящика для цветов.

5

II

Самостоятельная работа. Изготовление подставки.

5

III

Самостоятельная работа. Изготовление рамки для фото.

5

IV

Контрольная работа. Изготовление полочки для цветов.

5


Основные требования к знаниям умениям учащихся 7 класса.

Учащиеся должны знать:

  • материалы, применяемые в столярном производстве;

  • основные породы, свойства и пороки древесины;

  • сущность и назначение основных столярных операций;
    способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;

  • назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;

  • виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;

  • способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;

  •  виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;

  •  контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;

  • способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;

  •  устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;

  •  устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;

  • правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;

  • специальную терминологию и пользоваться ею.



Учащиеся должны уметь:


  •  выполнять столярные работы ручными инструментами;

  •  размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;

  • собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);

  • пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;

  • рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;

  • бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
     подготавливать и рационально организовывать рабочее место;

 соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.

Содержание учебно-тематического планирования 6 класса

(8 часов в неделю)


п/п

Темы программы

Кол-во часов


1

I четверть

Вводное занятие

2

2

Изготовление изделий из деталей круглого сечения.

16

3

Строгание. Разметка рейсмусом.

14

4

Геометрическая резьба по дереву.

16

5

Практическое повторение.

19

6

Самостоятельная работа.

5

1

II Четверть

Вводное занятие.

2

2

Угловое концевое соединение вполдерева брусков.

11

3

Сверление.

9

4

Криволинейное пиление. Обработка криволинейной кромки.

19

5

Практическое повторение.

14

6

Самостоятельная работа.

7

1

III Четверть.

Вводное занятие.

2

2

Долбление сквозного и несквозного гнёзд.

18

3

Свойства основных пород древесины.

8

4

Угловое соединение на шип одинарный сквозной УС-3.

8

5

Практическое повторение.

37

6

Самостоятельная работа.

5

1

IV Четверть

Вводное занятие.

2

2

Угловое концевое соединение на шип открытый сквозной одинарный УК-1.

16

3

Заточка стамески и долота.

11

4

Склеивание.

10

5

Практическое повторение.

20

6

Контрольная работа.

5


Всего

272


Содержание самостоятельных и контрольных работ 6 класса


Четверть

Тема

Количество часов

I

Самостоятельная работа. Изготовление киянки.

5

II

Самостоятельная работа. Изготовление полки настенной.

5

III

Изготовление ручки для топора. Изготовление ручки для топора.

5

IV

Контрольная работа. Изготовление ручки для молотка.

5


Основные требования к знаниям умениям учащихся 6 класса.

Учащиеся должны знать:

  • теоретические основы разметки заготовок столярным рейсмусом;

  • теоретические  основы  безопасной  и  эффективной  работы  по  выполнению;

  • геометрической резьбы по дереву;  основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой;

  • технологию  эффективного  и  безопасного  выполнения соединения брусков вполдерева;  теоретические основы работы со столярным клеем;

  • последовательность  изображения,  а  также  технологию  эффективного  и

безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда;

  • устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свѐрлах по дереву;

             основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных        пород и применение;

  • последовательность  изображения,  а  также  технологию  эффективного  и

              безопасного изготовления соединения УС-3;

  • последовательность  изображения,  а  также  технологию  эффективного  и

              безопасного изготовления соединения УК-1;

  • название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов;

  •   теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.


Учащиеся должны уметь:

  • сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции;

  • настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей;

  • подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком;  контролировать качество выполненной работы;

  • работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева;

  • размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы;

  • работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла;  устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи;

  • изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать выкружной пилой, драчѐвым напильником;  осуществлять контроль качества выполненной работы;

  • определять породу древесины по образцам;

  • размечать соединение УС-3; выполнять соединение УС-3; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УС-3;

  • размечать соединение УК-1; выполнять соединение УК-1; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УК-1;

  • затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов;

  • подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и механических вайм; определять качество склейки изделий.


Содержание учебно-тематического планирования 5 класса

(6 часов в неделю)


п/п

Темы программы

Кол-во часов


1

I четверть

Вводное занятие

2

2

Пиление столярной ножовкой.

16

3

Промышленная заготовка древесины.

9

4

Игрушки из древесного материала.

15

5

Практическое повторение.

7

6

Самостоятельная работа.

5

1

II Четверть.

Вводное занятие.

2

2

Сверление отверстий на станке.

12

3

Игрушки из древесины и других материалов.

14

4

Выжигание.

9

5

Самостоятельная работа.

5

1

III Четверть.

Вводное занятие.

2

2

Пиление лучковой пилой.

17

3

Строгание рубанком.

23

4

Соединение деталей с помощью шурупов.

12

5

Самостоятельная работа.

5

1

IV четверть.

Вводное занятие.

2

2

Изготовление кухонной утвари.

19

3

Соединение рейки с бруском врезкой.

22

4

Контрольная работа.

5


Всего

204


Содержание самостоятельных и контрольных работ 5 класса


Четверть

Тема

Количество часов

I

Самостоятельная работа. Изготовление лопатки

4

II

Самостоятельная работа. Изготовление модели трактора.

4

III

Самостоятельная работа. Изготовление модели грузовика.

4

IV

Контрольная работа. Изготовление ящика под кассеты.

4

Основные требования к знаниям умениям учащихся 5 класса.

Учащиеся должны знать:

  • миллиметр основная мера длины в столярном деле;

  • строение дерева - виды пиломатериалов;

  • понятия сквозного и несквозного отверстии;

  • назначение рашпиля, ножовки, рубанка, отвёртки, шила, ручного лобзика;

  • способы сборки изделий из древесины;

  • устройство выжигателя;

  • технику безопасности при работе ручными столярными инструментами;

  • правила пожарной безопасности.



Учащиеся должны уметь:


  • выполнять столярные работы ручными инструментами;

  • соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы;

  • работать на сверлильном настольном станке;

  • работать стамеской, ручной дрелью, ножовкой, ручным лобзиком;

  • пользоваться электровыжигателем;

  • оценивать свою работу и работу своих товарищей;

  • соблюдать правила по технике безопасности;

  • соблюдать правила пожарной безопасности.


Ресурсное обеспечение рабочей программы

Список литературы:


  1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с.

  2. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.

  3. Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.

  4. Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.

  5. Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.

  6. Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.

  7. - М.: Просвещение, 1969.

  8. Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.

  9. Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.

  10. Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.

  11. Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

  12. Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

  13. Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.

  14. Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.

  15. А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.

  16. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.

  17. Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.

  18. Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.

  19. И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.

  20. Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.

  21. Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.




Материально-техническое обеспечение (оборудование):

  1. Верстаки столярные.

  2. Столярные ручные инструменты.

  3. Измерительные инструменты.

  4. Столярные электрические инструменты (лобзик, дрель…).

  5. Сверлильный станок.

  6. Токарный станок.

  7. Заточной станок.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)

Автор: Аксенов Владимир Васильевич, Седов Андрей Викторович

Дата: 03.02.2016

Номер свидетельства: 287425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства