Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)
Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Конституция Российской Федерации ст.43;
Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Закон Тульской области от 30.09.2023 № 1989 – ЗТО «Об образовании»;
Уставом ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: под редакцией В.В.Воронковой Москва Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
Сан ПиН 2.4.2. № 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2012г, Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989, Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.
Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева.
Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа "Профессионально-трудовое обучение" (столярное дело)»
Государственное общеобразовательное учреждение Тульской области «Суворовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Рассмотрена
на заседании МО
учителей
трудового обучения
протокол № 1
от «___» августа 2015
руководитель МО
________ С.В. Быкова
Принята на заседании
педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2015г.
Утверждена
приказ № 30
от «01» сентября 2015г
директор школы
_______ Е.А. Губанова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«Профессионально – трудовое обучение»
(профиль столярное дело)
5-9 классы
2015 - 2016 учебный год
Разработана учителями
профессионально-трудового обучения
В.В.Аксёновым,
А.В.Седовым
Суворов – 2015 год
Рабочая программа составлена в соответствии со следующими нормативными правовыми документами:
Конституция Российской Федерации ст.43;
Федеральным законом № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», с приказом Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования»;
Закон Тульской области от 30.09.2023 № 1989 – ЗТО «Об образовании»;
Уставом ГОУ ТО «Суворовская школа для обучающихся с ОВЗ»;
Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида 5-9 кл.: под редакцией В.В.Воронковой Москва Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2011г. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации;
Сан ПиН 2.4.2. № 2821 – 10 «Санитарно – эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (утверждённые постановлением Главного государственного врача РФ от 29.12.2010 № 189).
Рабочая программа по профессионально-трудовому обучению (столярное дело) разработана на основе государственной программы «Столярное дело 5-9 класс» для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2012г, Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989, Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.
Программа предусматривает подготовку, учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида к самостоятельному выполнению производственных заданий по изготовлению изделий из дерева.
Рабочая программа по профессионально – трудовому обучению рассчитана на период обучения с 5- 9 класс – 5 лет.
Планирование часов по классам:
класс
Содержание раздела
Количество
часов в неделю
Количество
часов в год
5
Столярное дело.
6
204
6
Столярное дело.
8
272
7
Столярное дело.
10
340
8
Столярное дело.
12
408
9
Столярное дело.
14
476
В 5 классе учащиеся знакомятся с названием наиболее распространенных пород древесины, с основными частями дерева, с названием пиломатериалов и их использованием, с устройством сверлильного станка, с названием основных инструментов для пиления, с названием основных инструментов для разметки, с изготовлением простейших игрушек из древесного материала, знакомятся с элементами выжигания по дереву, изучается процесс строгания рубанком, знакомятся с видами соединения деталей.
В 6 классах продолжается обучение школьников построению чертежей деталей, знакомятся с правилами ТБ при строгании и отделке изделий, изучают устройство столярного рейсмуса, знакомятся с геометрической резьбой по дереву, изучают основные свойства столярного клея, продолжают изучать основные породы древесины, знакомятся со столярными инструментами (стамеска, долото), учатся анализировать свои действия и их результаты. В 7 классе продолжается изучение основных древесных пород деревьев (цвет, текстура, влажность, прочность), учатся подбирать древесину для изготовления столярных изделий, знакомятся с основными разметочными и столярными инструментами, продолжают изучать правила ТБ при работе со столярным инструментом, знакомятся с некоторыми способами декоративной отделки столярных изделий, изучают способы хранения и сушки древесины, изучают устройство токарного станка по дереву и правилами работы на нём, учатся угловому соединению деталей на шип с полупотёмкой несквозной (УК 4), угловому концевому соединению на ус со вставным плоским шипом сквозным (УК 2), угловому ящичному соединению (УЯ 1, УЯ 2), знакомятся со способами непрозрачной отделки столярного изделия. В 8 классе продолжают изучение древесных пород древесины деревьев и их свойства (цвет, текстура, влажность, прочность), изучают основные пороки и дефекты древесины, продолжают изучать разметочные и столярные инструменты и теоретические основы правильной и безопасной работы столярными инструментами, изучают основные виды резания древесины (продольное, поперечное, торцевое), Знакомятся с основными рыночными понятиями и изучают крепёжные изделия и фурнитуру. Программа 9 класса предусматривает знакомство с ассортиментом изделий, изготавливаемых на мебельном производстве, изучают промышленную технологи. основных изделий мебельного производства, знакомятся с названиями материалов, из которых изготавливается мебель, и их технологическими свойствами, Знакомятся со всеми видами столярных операций, знакомятся с бригадным разделением труда при изготовлении и сборке изделий, изучают охрану труда и ТБ на столярном мебельном производстве, выполняю приёмы художественной отделки столярного изделия, знакомятся со сведениями о механизации и автоматизации мебельного производства, изучаю способы настила линолеума. Основной целью курса является овладение общетрудовыми и специальными умениями и навыками в области технологии изготовления изделий из дерева. Достижение цели предполагает решение ряда задач: - формирование трудовых навыков и умений, технических и технологических знаний; - умений самостоятельного планирования и организации своей деятельности в коллективе; - закрепление и совершенствование технологических приемов индивидуального и промышленного изготовления изделий из дерева.; - развитие мышления, способности к пространственному анализу; -формирование эстетических представлений и вкуса; - воспитание у учащихся положительного отношения к труду и формирование лучших качеств личности в процессе труда; - коррекция недостатков трудовой деятельности и недостатков развития личности учащихся; - воспитание культуры труда и умение использовать в практической деятельности общеобразовательных знаний и навыков.
Коррекционная работа включает следующие направления
- планомерное и систематическое наблюдение за психофизическим развитием учащихся;
- обучение учащихся ориентировке в трудовом задании и постоянное совершенствование этих навыков;
- постепенное и целенаправленное обучение учащихся самостоятельному планированию работы, контролю и качеству;
- систематические упражнения по освоению и закреплению трудовых умений и навыков;
- связь теоретических знаний с практической работой;
- совершенствование умственных действий, направленных на внутреннюю организацию процесса труда и самоконтроля своих действий;
- повышение работоспособности и выносливости учеников;
- раскрывать причинно-следственные связи явлений природы на доступном учащимся уровне и расширять их кругозор.
Содержание программы:
Программа включает теоретические и практические занятия. При составлении программы учтены принципы повторяемости учебного материала и постепенности ввода нового. Преподавание базируется на знаниях, получаемым учащимся на уроках математики, естествознания, истории и др. предметах.
Воспитательная направленность трудового обучения осуществляется в ходе целенаправленной работы учителя по формированию совокупностей ценностных качеств личности: трудолюбия и уважения к людям труда, ответственности и дисциплинированности, чувства коллективизма и товарищеской взаимопомощи, бережного отношения к общественной собственности, родной природе. Воспитание школьников организуется в процессе их трудовой деятельности, с использованием разъяснения и убеждения, бесед и демонстраций, примеров правильного отношения к труду, оценки состояния окружающей среды, практических заданий и общественных поручений.
Предметом осуждения является брак в работе, неэкономное расходование материалов, сломанный инструмент, случай нарушения правил безопасности труда, дисциплины и др.
В целях воспитания рекомендуется применять на уроках коллективные формы труда, обеспечивать взаимопомощь, взаимный контроль, совместное обсуждение результатов работы.
Программа предусматривает овладение учащимся промышленной технологией изготовления мебели. В процессе трудового обучения учащиеся должны получить общетрудовую подготовку с профессиональной направленностью, способствующую их интеллектуальному и профессиональному становлению. Предшествующая подготовка позволяет школьнику специализироваться не только по изготовлению мебели, но и ремонту мебели с учетом нужд школы. Количество часов, отведенных на изучении той или иной темы, определяется исходя из уровня подготовленности учащихся, дается содержание контрольных работ.
Обучение ведется с опорой на знания по учебным предметам:
Математикой (расчеты для построения, подсчет стоимости);
Черчением (основы графической грамоты, построение чертежей деталей и шаблонов для изготовления предметов бытового назначения);
Письмом и развитием речи (обогащение словарного запаса, развитие речи);
Естествознанием, ОБЖ, экологией (деятельность людей в природе, влияние деятельности на состояние окружающей среды);
ИЗО (зарисовка орнаментов, выбор и перевод рисунка для выжигания, резьбы по дереву, зарисовка моделей мебели);
Историей (история возникновения предметов из дерева и т.д.);
Чтение и развитием речи (поговорки, пословицы, произведения о труде, профессиях и людях);
Обществоведением (кодексы законов о труде, основные права и обязанности рабочих, трудовой договор, трудовая дисциплина).
Программа направлена на изучение способов конструирования, моделирования и технологической обработки конкретных швейных изделий. Учащиеся могут выбрать для изготовления любое из предлагаемых учителем примерного перечня (по программе) или предложить любой другой вариант изделия, по возможности сохраняя базовый теоретический уровень. В каждой четверти есть тема «Практическое повторение», которая предусматривает формирование навыков практического выполнения и применения различных технологий пошива не только легкой женской и детской одежды, но и пошиву другой продукции. А так же является одним из способов изучения динамики развития трудовых способностей обучающихся. Целенаправленное изучение таких работ учителем, наряду с другими методами наблюдения за ребёнком позволяет выявить сильные и слабые стороны трудовой деятельности каждого ученика, наметить задачи исправления присущих им недостатков.
Обучение швейному делу развивает мышление, способность к пространственному анализу, мелкую и крупную моторику у детей с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, выполнение швейных работ формирует у них эстетические представления, благотворно сказываются на становлении личности, способствует их социальной адаптации и обеспечивает им в определенной степени самостоятельность в быту.
Эффективность достижения целей во многом зависит от правильно выбранных методов обучения и воспитания. Под методами обучения и воспитания понимаются способы работы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.
Вербальные методы – рассказы, беседы, объяснения, лекции, а так использование книг, учебников, справочников, карточек.
Наглядные методы – наблюдение натуральных объектов, явлений, процессов или изображений (макетов, рисунков, таблиц, фильмов).
Практические методы – упражнения, решение практических задач, выполнение трудовых заданий.
Требования к уровню подготовки учащихся
Должны знать:
-трудовое законодательство;
-правила безопасной работы;
-основные качества квалифицированного столяра.
Должны уметь:
-ориентироваться в задании по образцам;
-составлять план изготовления изделия по текстовой и инструкционно-технологической картам;
-строить чертежи деталей в натуральную величину;
-выявлять и устранять неполадки, возникшие при работе;
-рационально организовывать рабочее место столяра.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-мелкого ремонта изделий из различных материалов;
-создания изделий с использованием ручных инструментов, оборудования (станков) и приспособлений;
-контроля качества выполняемых работ с применением измерительных, контрольных и разметочных инструментов;
За теоретическую часть: Оценка «5» ставится ученику, если теоретический материал усвоен в полном объёме, изложен без существенных ошибок. Оценка «4» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала допущены незначительные пробелы, ошибки, материал изложен не точно, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «3» ставится ученику, если в усвоении теоретического материала имеются существенные пробелы, ответ не самостоятельный, применялись дополнительные наводящие вопросы.
Оценка «2» ставится ученику, если в ответе допущены грубые ошибки, свидетельствующие о плохом усвоении теоретического материала даже при применении дополнительных наводящих вопросов.
За практическую работу:
Оценка «5» ставится ученику, если качество выполненной работы полностью соответствует технологическим требованиям и работа выполнена самостоятельно.
Оценка «4» ставится ученику, если к качеству выполненной работы имеются замечания и качество частично не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена самостоятельно.
Оценка «3» ставится ученику, если качество выполненной работы не соответствует технологическим требованиям. Работа выполнена с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если работа не выполнена.
Формы организации трудового обучения.
Трудовое обучение в специальной (коррекционной) школе организуется в различных формах: проводятся учебные занятия, школьная практика, общественно полезный производительный труд, а также кружковая работа.
Основной формой организации трудового обучения учащихся является учебное занятие продолжительностью 2-3 учебных часа.
Учебное занятие по труду в дидактическом отношении приравнивается к уроку, поэтому к нему предъявляются такие же требования, как к любому уроку по общеобразовательным предметам.
Требования, предъявляемые к учебному занятию по труду, состоят в следующем:
1. Целенаправленность занятий.
2. Оптимальность объема учебного материала, подбираемого для каждого занятия.
3. Соблюдение дидактических этапов занятия. Обучение — структурный процесс, поэтому каждое занятие должно иметь четко выраженную структуру, или дидактические этапы (повторение пройденного, изучение нового материала, закрепление, подведение итогов). Структура занятия зависит от содержания учебного материала, педагогических целей и организационных условий.
4. Соответствие методов обучения дидактическим целям и содержанию учебного материала.
5. Рациональное использование учебного времени.
6. Индивидуальный подход в обучении.
Типы занятий
Типы занятий по трудовому обучению различаются по соотношению изучаемого на них теоретического и практического материала.
Теоретические занятия
Основная цель теоретических занятий состоит в формировании у учащихся профессиональных знаний (технических, технологических и др.).
По содержанию теоретические занятия можно разделить на следующие группы:
1. Изучение устройства орудий труда.
2. Знакомство со свойствами материалов.
3. Первоначальное усвоение новых технологических операций.
4. Изучение производственных технологических процессов.
Основные формы:
урок,
практическая работа,
самостоятельная работа,
фронтальная работа.
Основные технологии:
личностно-ориентированное,
деятельностный подход,
уровневая дифференциация,
информационно-коммуникативные,
здоровьесберегающие,
игровые.
Основными видами деятельности учащихся по предмету являются:
Беседа (диалог).
Работа с книгой.
Практическая деятельность: изготовление изделий по чертежу, рисунку, наглядному изображению.
Самостоятельная работа
Работа по карточкам.
Работа по плакатам.
Составление плана работ, планирование последовательности операций по технологической карте.
Методы обучения: беседа, словесные, практические, наглядные.
Методы стимуляции:
Демонстрация натуральных объектов;
ИТК
Дифференцирование, разноуровневое обучение;
Наглядные пособия, раздаточный материал;
Создание увлекательных ситуаций;
Занимательные упражнения;
Экскурсии;
Декады трудового обучения;
Участие в конкурсах;
Участие в выставках декоративно-прикладного творчества.
Комплексные практические работы
Комплексные практические работы — это такие практические занятия, на которых решается комплекс задач обучения труду: происходит усвоение известных ранее технических и технологических знаний учащихся путем применения их при выполнении трудовых заданий, формируется комплекс трудовых умений (начиная от ориентировки в трудовых заданиях, кончая заключительным контролем результатов работы), усваиваются новые трудовые приемы и приобретаются навыки выполнения технологических операций.
Самостоятельные и контрольные работы
Самостоятельные и контрольные работы — это такие практические занятия, на которых учащиеся совершенно самостоятельно выполняют трудовые задания: самостоятельно анализируют объект предстоящей работы, составляют план выполнения задания, исполняют его и контролируют ход и результаты своей работы.
Самостоятельные работы выполняются в конце каждой четверти, а контрольные — в конце каждого года обучения.
При организации процесса обучения в рамках данной программы предполагается применением следующих педагогических технологий обучения:
здоровьесберегающих технологий;
информационно-коммуникационных технологий;
элементов проблемного обучения.
Содержание учебно-тематического планирования 9 класса
(14 часов в неделю)
№
п/п
Темы программы
Кол-во часов
1
I четверть
Вводное занятие
2
2
Художественная отделка столярного изделия.
71
3
Практическое повторение.
48
4
Самостоятельная работа
5
1
II Четверть
Вводное занятие.
2
2
Мебельное производство.
9
3
Изготовление моделей мебели.
25
4
Трудовое законодательство.
20
5
Практическое повторение.
11
6
Самостоятельная работа.
5
7
Строительное производство. Плотничные работы
7
8
Круглые лесоматериалы, пиломатериалы, заготовки и изделия.
6
9
Изготовление строительных инструментов, приспособлений, инвентаря для плотничных работ.
4
10
Практическое повторение.
18
11
Самостоятельная работа
5
1
III Четверть.
Мебельное производство. Вводное занятие.
2
2
Изготовление несложной мебели с облицовкой поверхности.
Контрольная работа. Изготовление ящика для цветов.
5
Основные требования к знаниям умениям учащихся 9 класса.
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций;
способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные); их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;.
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
элементарные сведения по экономике и предпринимательской деятельности, трудовым законодательством.
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями;
подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы.
Содержание учебно-тематического планирования 8 класса
(12 часов в неделю)
№
п/п
Темы программы
Кол-во часов
1
I четверть
Вводное занятие
2
2
Заделка пороков и дефектов древесины.
23
3
Пиломатериалы.
5
4
Изготовление столярно-мебельного изделия.
20
5
Практическое повторение.
52
6
Самостоятельная работа.
5
1
II Четверть
Вводное занятие.
2
2
Изготовление разметочного инструмента.
23
3
Токарные работы.
42
4
Практическое повторение.
24
5
Самостоятельная работа.
5
1
III Четверть
Вводное занятие.
2
2
Изготовление строгального инструмента.
35
3
Представление о процессе резания древесины.
13
4
Изготовление столярно-мебельного изделия.
28
5
Практическое повторение.
37
6
Самостоятельная работа.
5
1
IV Четверть.
Вводное занятие.
2
2
Ремонт столярного изделия.
32
3
Безопасность труда во время столярных работ.
11
4
Крепёжные изделия и мебельная фурнитура.
10
5
Практическое повторение.
36
6
Контрольная работа.
5
Всего
408
Содержание самостоятельных и контрольных работ 8 класса
Выполнение криволинейного отверстия и выемки. Обработка криволинейной кромки.
15
5
Практическое повторение.
27
6
Контрольная работа.
5
Всего
340
Содержание самостоятельных и контрольных работ 7 класса
Четверть
Тема
Количество часов
I
Самостоятельная работа. Изготовление ящика для цветов.
5
II
Самостоятельная работа. Изготовление подставки.
5
III
Самостоятельная работа. Изготовление рамки для фото.
5
IV
Контрольная работа. Изготовление полочки для цветов.
5
Основные требования к знаниям умениям учащихся 7 класса.
Учащиеся должны знать:
материалы, применяемые в столярном производстве;
основные породы, свойства и пороки древесины;
сущность и назначение основных столярных операций; способы и приемы выполнения разметки, пиления, строгания, долбления и резания стамеской, сверления;
назначение и применение шиповых соединений, способы и приемы их выполнения;
виды соединений деревянных деталей по длине (сращивание), кромкам (сплачивание), угловые (концевые, серединные), их применение;
способы и приемы выполнения разъемных и неразъемных столярных соединений;
виды клеев, способы приготовления клеевых растворов и их применение;
контрольно-измерительные инструменты, шаблоны, приспособления и правила их применения и использования;
способы контроля точности и качества выполняемых работ, предупреждение и исправление брака;
устройство и правила обращения с ручными столярными инструментами;
устройство и правила работы на токарном и сверлильном станке, способы экономного расходования материалов и электроэнергии, бережного обращения с инструментами, оборудованием и приспособлениями;
правила безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности, внутреннего распорядка и организации рабочего места;
специальную терминологию и пользоваться ею.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
размечать и выполнять разъемные и неразъемные соединения, шиповые, угловые, концевые, серединные и ящичные вязки, соединения по длине, по кромкам, сплачивать, сращивать и склеивать детали;
собирать столярные изделия (с помощью клеев и специальных приспособлений);
пользоваться контрольно-измерительными инструментами и приспособлениями;
рационально раскраивать заготовки, экономно расходовать материалы и электроэнергию;
бережно обращаться с оборудованием, инструментами и приспособлениями; подготавливать и рационально организовывать рабочее место;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро- и пожарной безопасности и охраны природы.
Содержание учебно-тематического планирования 6 класса
Изготовление ручки для топора. Изготовление ручки для топора.
5
IV
Контрольная работа. Изготовление ручки для молотка.
5
Основные требования к знаниям умениям учащихся 6 класса.
Учащиеся должны знать:
теоретические основы разметки заготовок столярным рейсмусом;
теоретические основы безопасной и эффективной работы по выполнению;
геометрической резьбы по дереву; основы художественной отделки изделий с геометрической резьбой;
технологию эффективного и безопасного выполнения соединения брусков вполдерева; теоретические основы работы со столярным клеем;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного долбления сквозного и несквозного гнезда;
устройство сверлильного станка; правила эффективной и безопасной работы на сверлильном станке; базовую информацию о свѐрлах по дереву;
основные древесные породы и их представителей; простейшие свойства древесных пород и применение;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УС-3;
последовательность изображения, а также технологию эффективного и
безопасного изготовления соединения УК-1;
название элементов стамески, долота; угол заточки стамески (долота); сведения об абразивных материалах; теоретические основы эффективной и безопасной заточки инструментов; правила контроля заточки инструментов;
теоретические основы эффективной и безопасной работы с различными клеями.
Учащиеся должны уметь:
сечения; осуществлять контроль качества готовой продукции;
настраивать рейсмус; осуществлять правильную и безопасную работу столярным рейсмусом; осуществлять контроль разметки деталей;
подбирать материал; наносить орнамент; вырезать треугольники резцом; работать с морилкой, лаком; контролировать качество выполненной работы;
работать со столярным клеем; выполнять соединение брусков вполдерева;
размечать сквозное и несквозное гнездо; работать долотом и стамеской; осуществлять контроль качества выполненной работы;
работать на сверлильном станке; подбирать свѐрла; устанавливать и снимать свѐрла; читать простейшие чертежи;
изображать криволинейные поверхности по шаблону; работать выкружной пилой, драчѐвым напильником; осуществлять контроль качества выполненной работы;
определять породу древесины по образцам;
размечать соединение УС-3; выполнять соединение УС-3; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УС-3;
размечать соединение УК-1; выполнять соединение УК-1; осуществлять подгонку соединения; производить контроль качества УК-1;
затачивать стамески и долота на бруске; править лезвия на оселке; проверять качество заточки инструментов;
подбирать клей; производить склейку деталей с использованием струбцин и механических вайм; определять качество склейки изделий.
Содержание учебно-тематического планирования 5 класса
(6 часов в неделю)
№
п/п
Темы программы
Кол-во часов
1
I четверть
Вводное занятие
2
2
Пиление столярной ножовкой.
16
3
Промышленная заготовка древесины.
9
4
Игрушки из древесного материала.
15
5
Практическое повторение.
7
6
Самостоятельная работа.
5
1
II Четверть.
Вводное занятие.
2
2
Сверление отверстий на станке.
12
3
Игрушки из древесины и других материалов.
14
4
Выжигание.
9
5
Самостоятельная работа.
5
1
III Четверть.
Вводное занятие.
2
2
Пиление лучковой пилой.
17
3
Строгание рубанком.
23
4
Соединение деталей с помощью шурупов.
12
5
Самостоятельная работа.
5
1
IV четверть.
Вводное занятие.
2
2
Изготовление кухонной утвари.
19
3
Соединение рейки с бруском врезкой.
22
4
Контрольная работа.
5
Всего
204
Содержание самостоятельных и контрольных работ 5 класса
Четверть
Тема
Количество часов
I
Самостоятельная работа. Изготовление лопатки
4
II
Самостоятельная работа. Изготовление модели трактора.
4
III
Самостоятельная работа. Изготовление модели грузовика.
4
IV
Контрольная работа. Изготовление ящика под кассеты.
4
Основные требования к знаниям умениям учащихся 5 класса.
Учащиеся должны знать:
миллиметр основная мера длины в столярном деле;
строение дерева - виды пиломатериалов;
понятия сквозного и несквозного отверстии;
назначение рашпиля, ножовки, рубанка, отвёртки, шила, ручного лобзика;
способы сборки изделий из древесины;
устройство выжигателя;
технику безопасности при работе ручными столярными инструментами;
правила пожарной безопасности.
Учащиеся должны уметь:
выполнять столярные работы ручными инструментами;
соблюдать требования безопасности труда, производственной санитарии, электро и пожарной безопасности и охраны природы;
работать на сверлильном настольном станке;
работать стамеской, ручной дрелью, ножовкой, ручным лобзиком;
пользоваться электровыжигателем;
оценивать свою работу и работу своих товарищей;
соблюдать правила по технике безопасности;
соблюдать правила пожарной безопасности.
Ресурсное обеспечение рабочей программы
Список литературы:
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.; В 2 сб. /Под.ред. В.В. Воронковой. - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012. – Сб.2. – 304 с.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – М., Просвещение, 1980.
Мирский С.Л. Методика профессионально-трудового обучения во вспомогательной школе. – Просвещение, 1988.
Мирский С.Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении. – М.: Педагогика, 1990.
Мирский С.Л. Коррекционная направленность трудового обучения во вспомогательных школах.// Дефектология, 1986, №1.
Дульнев Г.М. Основы трудового обучения во вспомогательной школе.
- М.: Просвещение, 1969.
Журавлев А.Б. Столярное дело 5-6. Москва: Просвещение, 1989.
Журавлев А.Б. Столярное дело 7-8. Москва: Просвещение, 1989.
Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 5 класс Москва. Вентана-Граф, 2010г.
Самородский П.С., Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 6 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Самородский П.С. Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Тищенко А.Т.Технология. Технический труд. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 8 класс Москва. Вентана-Граф, 2011г.
Технология. Под ред. В.Д.Симоненко. 9 класс Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. Москва. Вентана-Граф, 2011г.
А.Н. Перелетов, П.М. Лебедев, Л.С. Сековец. Столярное дело 10 и 11 классы специальная (коррекционная) школа VIII вида, Москва. Владос, 2011г.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1984г.
Б.А.Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для 7 и 8 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1993г.
Б.А. Журавлев Столярное дело. Учебное пособие для учащихся 5 и 6 классов вспомогательной школы. Москва, Просвещение, 1988г.
И.А. Карабанов Справочник по трудовому обучению. Пособие для учащихся 5-7 классов. Москва, Просвещение, 1992г.
Г.И. Кулебакин Столярное дело. Москва, Стройиздат, 1987г.
Д.А. Скурихин Тематическое планирование и конспекты уроков по столярному делу в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида. Пособие для учителя 9 класс. Москва, Владос, 2010г.
Материально-техническое обеспечение (оборудование):