Методическая разработка конкурса « лучший по профессии »
Методическая разработка конкурса « лучший по профессии »
Цель мероприятия - закрепить теоретические знания на практике по теме: «Трансмиссия. Устройство коробки передач»; совершенствовать приемы и навыки при выполнении практических задач; приобщать учащихся к углубленному осмыслению поставленных на отработку заданий; усвоить правила техники безопасности и охраны труда, специфические для своей специальности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конкурса « лучший по профессии »»
министерство образования и науки луганской народной республики
луганское высшее профессиональное училище информационных технологий
Предметная неделя цикловой комиссии электротехнического производства
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
КОНКУРСА
« ЛУЧШИЙ ПО ПРОФЕССИИ »
Разработал:
мастер п/о Учунжан А. М.
Луганск 2014 г.
Вводная часть
Внеклассная работа играет важную психологическую роль в формировании конструктивной учебной мотивации учащихся.
В мероприятиях должны принимать участие учащиеся с самым различным уровнем учебной успеваемости – от отличников до учащихся с низким уровнем подготовки.
Когда неуспевающий учащийся, имеющий определенные трудности с учебой и адаптацией в учебном коллективе, участвует во внеклассном мероприятии, он получает поддержку, одобрение, признание со стороны сверстников и преподавателей, переживает успех. Все это повышает самооценку, снижает тревогу, придает уверенность в собственных силах, настраивает на преодоление неизбежных учебных трудностей, повышает авторитет учащегося в группе.
Важной задачей педагога становится ориентация учащихся на самосовершенствование, самовоспитание, развитие активности в учебном процессе.
Данная разработкаформирует у учащихся навыки информационно-познавательной компетенции,пополняет словарный запас профессиональной терминологией. Способствует формированию у учащихся «гибких» знаний, а также сложных умений оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий творческого характера. Воспитывает у учащихся чувства ответственности, любви к выбранной профессии, здорового соперничества, умения работать в команде, толерантности, коммуникабельности, взаимопонимания.
Основная часть
Цели:
Обучающая: закрепить теоретические знания на практике по теме: «Трансмиссия. Устройство коробки передач»; совершенствовать приемы и навыки при выполнении практических задач; приобщать учащихся к углубленному осмыслению поставленных на отработку заданий; усвоить правила техники безопасности и охраны труда, специфические для своей специальности.
Развивающая: развивать у учащихся навыки поворотных движений, навыки самоконтроля; развивать профессиональное мышление, трудовую дисциплину; развивать у учащихся умение анализировать, сопоставлять, а также умение оперировать знаниями при решении интеллектуально – практических заданий производственного характера.
Воспитательная: формировать у учащихся воспитание трудовой и рабочей дисциплины; создавать условия для творческого отношения к трудовому процессу; воспитывать аккуратность, бережное отношение к инструменту и оборудованию, а также умение работать в команде.
Средства обучения:
Материально- техническое:
Коробка передач автомобиля ВАЗ-2101.
Набор головок.
Набор ключей.
Специальный инструмент.
Дидактическое обеспечение:
Чертёж «Устройство коробки передач ВАЗ-2101».
Чертёж «Картер и крышки коробки передач ВАЗ-2101».
Чертёж «Шестерни коробки передач ВАЗ-2101».
Чертёж «Механизм переключения передач».
Чертёж «Привод управления механизмом переключения передач».
Автомобили "Жигули” моделей ВАЗ-2101, -2102, -21011, -21013; Устройство и ремонт/ В. А. Вершигора, А. П. Игнатов, К. В. Новокшонов, К. Б. Пятков.-2-е изд., перераб. и доп.- М.: Транспорт, 1990,— 240 с. Ил.
Ход мероприятия
Организационный момент
Приветствие.
Представление участников конкурса.
Постановка целей и заданий конкурса.
Представление жюри.
Наш конкурс носит соревновательный характер, и состоит в том, чтобы каждая из команд на время разобрала и собрала коробку передач автомобиля ВАЗ-2101 и правильно ответила на теоретические вопросы по теме «Коробка передач».
Мы сформировали четыре команды из учащихся групп №5, № 103, №203 и №303 . За каждое, правильно выполненное условие конкурса, команда получает 5 баллов. В конце конкурса жюри подсчитывает заработанные каждой командой баллы. Выигрывает та команда, которая получила большее их количество. Если количество заработанных баллов одинаковое, то для выявления сильнейшего мы подготовили дополнительные вопросы.
Ведущие приветствуют членов жюри, участников и гостей конкурса «Лучший по профессии»
Состав жюри:
1. Згурская Татьяна Витальевна;
2. Меренкова Елена Валерьевна;
3. Звычайная Мария Петровна;
4. Пинчук Елена Алексеевна;
5. Ковалёв Константин Адольфович.
Структура мероприятия
Переходим к соревновательной части нашего мероприятия. Давайте проведем жеребьевку и определим, какая команда будет выступать первой. Каждая команда должна разобрать и собрать коробку передач на время, при этом соблюдая правила техники безопасности, последовательность и качество сборки и соблюдением порядка на рабочем месте. Та команда, которая справится с заданием быстро и правильно, получает 27 баллов. Результаты конкурса мы будем оценивать по следующим критериям:
Организация рабочего места – 5 баллов.
Охрана труда - 5 баллов.
Лучшее время, затраченное на разборку и сборку – 5 баллов.
Время остальных – по убывающей, на 1 балл ниже.
Соблюдение последовательности сборки – 5 баллов.
Качество сборки – 5 баллов.
Вопросы по теме «Коробка передач». Правильный ответ – 1 балл.
Оценивать работу каждой команды будут мастера кафедры автосервиса, кроме мастера той группы, которая выступает. Им предоставляются отдельные бланки оценивания, в которые они вписывают свои замечания, и потом передают жюри. Жюри подсчитывает общий балл каждой группы.
В конце конкурса, при подведении итогов, в случае возникновения спорных вопросов, для команд подготовлены дополнительные теоретические вопросы по теме «Коробка передач».
ТРЕХВАЛЬНАЯ КОРОБКА ПЕРЕДАЧ ВАЗ -2101
Конструкция коробки передач легкового автомобиля ВАЗ-2101показана на схеме 1. Коробка передач механическая, трехходовая, с постоянным зацеплением шестерен, с синхронизаторами и с ручным переключением передач.
Коробка имеет четыре передачи для движения вперед и одну передачу для движения назад. Шестерни всех передач (кроме заднего хода) – косозубые, что уменьшает шум при работе коробки передач, имеют постоянное зацепление. Шестерни передачи заднего хода – прямозубые. Передачи для движения вперед включаются с помощью синхронизаторов, а для движения назад – передвижением промежуточной шестерни заднего хода. Переключаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода вперед и назад для переключения передач.
Конструкция коробки передач ВАЗ-2101
Схема 1.Коробка передач легкового автомобиля ВАЗ-2101
В отлитом из алюминиевого сплава картере 22 коробки передач на подшипниках установлены: первичный (ведущий) 1, вторичный (ведомый) 8 и промежуточный 21 валы. Первичный вал выполнен, как одно целое, с шестерней 3IV передачи, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней 23 промежуточного вала, представляющего собой блок шестерен.
На вторичном валу свободно установлены шестерни 5, 6 и 9 соответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов 4 и 7 и шестерня 10 заднего хода. Промежуточная шестерня 16 заднего хода свободно установлена на оси 18.
При включении I и II передач синхронизатор 7 соединяет соответственно шестерни 6 и 9 с вторичным валом коробки передач. При включении III и IV передач синхронизатор 4 соединяет соответственно шестерню 5 и первичный вал 1 с вторичным валом. Задний ход включается вилкой 15 путем введения в зацепление шестерни 16 с шестернями 17 и 10.
Картер коробки передач закрывается крышками 19, 2 и 14. Под нижнюю 19 и заднюю 14 крышки установлены прокладки.
Устройство синхронизатора
Синхронизатор состоит из ступицы 31, скользящей муфты 32, блокирующих колец 30 и пружин 29. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта 32 с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца 30 имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами 29 к скользящей муфте 32.
Работа синхронизатора основана на использовании сил трения. Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи. После уравнивания угловых скоростей за счет трения между коническими поверхностями скользящей муфты 32 и блокирующего кольца 30 зубья муфты входят в зацепление с зубчатым венцом синхронизатора, выполненным на шестерне. В этом случае свободно вращающаяся шестерня на вторичном валу с помощью синхронизатора соединяется с вторичным валом, и передача включается.
Устройство механизма переключения передач
Механизм переключения коробки передач включает рычаг переключения 13, ползуны 24, 26 и 28 с вилками, шариковые фиксаторы 25 и замок 27. Рычаг 13 прижимается пружиной 11 к сферической поверхности крышки 12 шаровой опоры и имеет фигурный конец, который при переключении передач входит в пазы вилок. Вилки, установленные на ползунах, входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов 4 и 7 и промежуточной шестерни 16 заднего хода. Шариковые фиксаторы 25 удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях, а замок 27 исключает одновременное включение двух передач.
Замок состоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна 26 оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны 24 и 28, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, что исключает включение двух передач одновременно.
Коробка передач крепится к заднему торцу картера сцепления. В нее через резьбовое отверстие с пробкой 20 заливают трансмиссионное масло. Внутренняя полость коробки передач через сапун сообщается с атмосферой. Масло из коробки передач сливается через резьбовое отверстие с пробкой, расположенное в нижней крышке 19.
Теоретические вопросы:
Для чего шестерни всех передач (кроме задней) выполнены косозубыми?
Ответ:Шестерни всех передач,( кроме задней ), косозубые, чтобы уменьшить шум при работе коробки передач.
С помощью какого устройства происходит плавное переключение передач?
Ответ:С помощью синхронизатора.
Принцип работы синхронизатора?
Ответ:Работа синхронизатораоснована на использованиисил трения.Включение передачи возможно только после предварительного уравнивания угловых скоростей вторичного вала и шестерни включаемой передачи.
Сколько валов и какие имеет данная коробка передач?
Ответ: Три вала; первичный(ведущий), вторичный(ведомый) ипромежуточный валы.
Почему данная коробка называется трехходовой?
Ответ:Переключаются передачи с помощью рычага, который имеет три хода вперед и назад для переключения передач.
6. Рассказать устройство первичного вала.
Ответ:Первичный вал выполнен, как одно целое, с шестерней IV передачи, находящейся в постоянном зацеплении с шестерней промежуточного вала.
Рассказать устройство синхронизатора.
Ответ: Синхронизаторсостоит из ступицы, скользящей муфты, блокирующих колец и пружин. Ступица синхронизатора закреплена на вторичном валу коробки передач. Она имеет наружные шлицы, на которых установлена скользящая муфта с внутренними коническими поверхностями. Блокирующие кольца имеют наружные конические поверхности и внутренние зубья со скосами. Блокирующие кольца постоянно отжимаются пружинами к скользящей муфте.
Ответ: Механизм переключения коробки передачвключает рычаг переключения, ползуны с вилками, шариковые фиксаторы и замок.
9. Каков принцип действия механизма переключения передач.
Ответ: Рычаг прижимается пружиной к сферической поверхности крышки шаровой опоры и имеет фигурный конец, который при переключении передач входит в пазы вилок. Вилки, установленные на ползунах, входят в выточки скользящих муфт синхронизаторов и промежуточной шестерни заднего хода. Шариковые фиксаторы удерживают ползуны в нейтральном и включенном положениях, а замок исключает одновременное включение двух передач.
10.Устройство вторичного вала коробки передач.
Ответ: На вторичном валусвободно установлены шестернисоответственно III, II и I передач, находящиеся в постоянном зацеплении с соответствующими шестернями промежуточного вала. На вторичном валу также жестко закреплены ступицы синхронизаторов и шестерня заднего хода.
Устройство и принцип действия замка.
Ответ: Замоксостоит из двух блокировочных сухарей и штифта между ними. При перемещении среднего ползуна оба сухаря выходят из его углублений и запирают крайние ползуны, исключая их смещение. При перемещении одного из крайних ползунов сухарь выходит из его углубления, блокирует средний ползун и, действуя через штифт на другой сухарь, запирает также другой крайний ползун, чтоисключает включение двух передачодновременно.
Каким образом направление вращения вторичного вала меняется на обратное (задняя передача)?
Ответ: Направление вращения меняется путем введения в зацепление дополнительной промежуточной шестерни с шестерней заднего хода вторичного вала и шестерней промежуточного вала.
Каждый правильный ответ оценивается в один балл.Жюри подсчитывает общее количество баллов каждой команды, и объявляет результаты конкурса.
Команды награждаются грамотами и похвальными листами.
Приложение № 1
Оценочный лист
конкурса «Лучший по профессии»
Группа № _________
Мастер п/о __________________________
За каждый пункт максимально 5 баллов.
Критерии оценивания
Балл
Замечания
1.Организация рабочего места
2.Охрана труда
3.Последовательность сборки
4.Скорость выполнения
5.Качество сборки
6. Теоретические вопросы
Общее количество баллов
Приложение № 2
Протокол для жюри
конкурса
«Лучший по профессии»
Критерии оценивания
Группа №103
Группа №203
Группа №303
Группа №5
1. Организация рабочего места
2. Охрана труда
3. Последовательность сборки
4. Скорость выполнения
5. Качество сборки
6. Теоретические вопросы
Общее количество балов:
ФИО члена жюри
Заключительная часть
Мероприятие достигло поставленных целей, а именно:закрепили теоретические знания, полученные при изучении предметов «Спецтехнология» и «Охрана труда» на практике. Усовершенствовали приемы и навыки при выполнении практических задач при сборке и разборке коробки передач, научились работать в команде, приобщили учащихся к углубленному осмыслению поставленных на отработку заданий, усвоили правила техники безопасности и охраны труда, специфические для своей специальности.
В ходе данного мероприятия учащиеся научились работать в условиях реального времени; учащихся повысили свой профессиональный уровень, научились воспитывать в себе сознательное отношение к труду, к производственной и технологической дисциплине, пользоваться инструментом и оборудованием, научились бережному отношению к материальной части машин, инструменту и оборудованию.