kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

« Художественная обработка древесины»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель мероприятия: способствовать  развитию интереса у учащихся к  предмету технологии, развитию ораторских способностей детей, умению находить необходимый  материал, выбирать из него самое главное, интересное.

Ведущий учитель технологии :

     История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но  научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. Дерево как художественный материал издавна привлекало внимание  архитекторов, мастеров народного искусства, художников-скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Можно только восторгаться деревянной посудой, плетеными изделиями из лыка, бересты, долбленными резными изделиями, изготовленными на токарном станке. Дерево - это источник вдохновения композиторов, поэтов, художников.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«« Художественная обработка древесины» »




Познавательный час по предмету технологии в 7-ом классе.

Разработал учитель технологии Арыкбалыкской средней школы

Айыртауского района Северо- Казахстанской области Республики Казахстан

Нихаенко Вадим Николаевич.


Тема внеклассного мероприятия по теме « Художественная обработка древесины».

Цель мероприятия: способствовать развитию интереса у учащихся к предмету технологии , развитию ораторских способностей детей, умению находить необходимый материал, выбирать из него самое главное, интересное.

Ведущий учитель технологии :

История свидетельствует о том, что люди всегда не только ценили доступность дерева как материала для изготовления необходимых в быту вещей, но научились различать пластичность, мягкость дерева, возможность сравнительно легко вырезать из него сложные и выразительные скульптурные формы. Почти каждый из народов, живших на земле, оставил нам неповторимые памятники культуры, созданные из дерева. Дерево как художественный материал издавна привлекало внимание архитекторов, мастеров народного искусства, художников-скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства. Можно только восторгаться деревянной посудой, плетеными изделиями из лыка, бересты, долбленными резными изделиями, изготовленными на токарном станке. Дерево - это источник вдохновения композиторов, поэтов, художников.

Содержание познавательного часа:

I.Рассказы учащихся:1. Сообщение 1-го ученика о лесных скульптурах (демонстрация лесных скульптур): Лесные находки и скульптуры применяются для художественного оформления помещений, парков. В первую очередь лесные скульптуры должны воспевать природу, лес, красоту дерева. Главное значение для лесной находки имеет внешний вид с корой или без коры, потому что она не обрабатывается, поэтому вскрывается текстура древесины. Материалом для лесных скульптур являются все породы деревьев. Резчик- любитель должен определить идею и назначение лесной скульптуры и представлять, что он хочет сделать и как должно выглядеть его изделие. Для осуществления задуманной композиции лесной скульптуры соединяют отдельные части или детали изделия. Качество соединения частей заготовки зависит от точности их подгонки.

Подгонять детали в местах соединений можно различными способами. Простейший из них - прирезка, которая применяется при подгонке торцевых соединений. Для этого детали прикладывают друг к другу и место

1

соединения прорезают мелкозубчатой пилой. Детали закрепляют струбцинами на подкладке. Затем соединенные плоскости зачищают острым ножом (демонстрация работы). Для художественных работ ценным материалом являются наросты. Из наростов режут изделия, для которых требуются стенки повышенной прочности.

Чаши и вазы, вырезанные из цельного нароста, смотрятся более эффективно и для этого больше всего используются наросты корней березы, дуба. Крупные наросты, сросшиеся со стволом больше чем на 1/3 его периметра, лучше срезать вместе со стволом ниже и выше нароста. Изделия можно оживлять, включая в композицию оригинальные детали нароста, контрастирующие по форме, цвету, фактуре с основной частью изделия.

(демонстрация долбленой шкатулки из нароста березы, вазы).

2. Рассказ 2-го ученика о художественном выжигании с демонстрацией работы и изделий, украшенных выжиганием:

Выжигание по дереву, названное пирографией, широко распространено для декоративно-прикладного украшения мебели, детских игрушек, шкатулок, рамок для картин, сувенирных изделий. Выжигание основано на естественном свойстве любой древесины изменять цвет под действием высокой температуры – от светло- желтого до коричневого и почти черного.

Со временем окраска не меняется, а сохраняется очень долго, веками. Легкими прикосновениями к древесине раскаленной иглой или проволокой выжигают рисунок, сделанный карандашом. Для выжигания пригодна несмолистая древесина любых пород дерева, но более насыщенный рисунок получается на светлых поверхностях.

Древесина одних пород восполняется при температуре 1500С, а для других пород она значительно выше – 2500 С. Если предстоит выжечь сложный рисунок, его переводят на древесину с помощью копировальной бумаги. Иногда, чтобы сохранить поверхность древесины чистой, рисунок переводят на папиросную бумагу с эскиза. Затем наклеивают бумагу на древесину клейстером. Выжигают прямо на папиросной бумаге, а после выжигания бумагу осторожно удаляют. Орнамент обычно выполняют фигурными штифтами - штампиками без нанесения предварительного рисунка. С изобретением электровыжигателя пирография стала одним из самых простых и доступных способов художественной обработки древесины.

Во всех случаях при выполнении нужно идти от более крупных элементов рисунка к более мелким. При выжигании сложного контурного рисунка штифт следует передвигать по поверхности древесины, слегка касаясь ее. Скорость передвижения во многом зависит от силы накала штифта и твердости древесины. Контурные рисунки лучше выжигать с помощью штампика. Штампик прикладывается к древесине на каком-либо участке контура. Получив выжженную черточку приподнять штампик и , передвинув его, выжигать следующую черточку, черточки должны сливаться в единую

линию. Выжженный рисунок раскрашивается. Для раскраски применяют

акварельные, гуашевые, масляные краски, тушь, анилиновые краски.

2

Пирографию применяют как элемент декоративного украшения в изделиях из дерева. Сначала нужно сделать изделие, а затем выжечь на нем рисунок. Рисунок должен быть лаконичным и сдержанным. Он должен не разрушать, а подчеркивать и выявлять природную красоту.

3.Третий ученик рассказывает о лиственных и хвойных породах деревьев и об использовании их в декоративно-прикладном искусстве:

От породы дерева зависит многое: окраска, прочность, плотность, изностойкость, твердость древесины. Хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, можжевельник, кипарис, туя, тис. Лиственные породы: дуб, ясень, бук, граб, береза, осина, груша, грецкий орех, яблоня, рябина, карагач. В мозаичных и резных работах используется древесина сосны, лиственницы, можжевельника, бука. Древесина кедра хорошо обрабатывается режущими инструментами. Кедр- хороший материал для резьбы. Древесина ели применяется в мозаичных наборах, благодаря сучковатой структуре.

Шпон из белой березы используется для изготовления узора при украшении музыкальных инструментов. Изделия из березы окрашивают, украшают резьбой, выжиганием. Дуб очень плотный, твердый, поэтому трудно режется. Древесина дуба используется для изготовления мебели, паркета, предметов декоративно- прикладного искусства, в бондарном и мозаичном деле, для крупной резьбы. Ясень похож на дуб. Благодаря частым наростам на стволе и ярко выраженной текстуре, древесина ясеня широко применяется в мозаичном деле. Древесина яблони умеренно твердая и плотная, хорошо отделывается, полируется и обрабатывается режущими инструментами. В мозаичных работах используется при наборах портретов, пейзажей и геометрических орнаментов.

Благодаря красивой текстуре карагача, его древесина применяется в мозаичных работах, в столярном деле, особенно при изготовлении и украшении изящной мебели. Грецкий орех очень ценится у резчиков по дереву, так как имеет хоть и плотную, но податливую древесину. Древесина грецкого ореха является лучшим материалом для мозаичных работ и для изготовления мебели. Лучше всего для резьбы подходит древесина липы, клена, ольхи, ореха, бука, груши, березы, дуба. Для выжигания подходят породы деревьев липы, ольхи, тополя, березы, бука.( слайд пород деревьев).

4. Информация 4-го учащегося об интарсии, инкрустации, маркетри с демонстрацией изделий:

Инкрустация- украшение изделий и зданий узорами и изображениями из кусочков мрамора, керамики, металла, дерева, перламутра, врезанными в поверхность. Рисунок получается выразительным за счет контрастов в цвете.

Вырезанные в форме геометрических или криволинейных фигур тонкие пластинки этих материалов врезаются в деревянную поверхность по заранее нанесенному на нее рисунку и могут образовывать замысловатые орнаменты, и даже целые картины. Сегодня инкрустацией украшают сувениры, применяют ее при реставрации старинной мебели.

3

Разновидностью инкрустации являются интарсия, прессование, тиснение, лепка.

Интарсия- вид инкрустации на деревянных предметах, фигурные изображения или узоры из пластинок дерева, разных по текстуре и цвету, врезанных в поверхность деревянных изделий. Интарсия создается исключительно вручную и сегодня является атрибутом дорогой мебели.

Маркетри- вид мозаики из фигурных пластинок фанеры ( различных по свету и текстуре), которые наклеиваются на основу деревянной мебели, панно.

Наборным рисунком закрывают всю поверхность изделия, а заготовки выпиливают лобзиком или вырезают ножом одновременно с фоном. Остается вставить полученные куски один в другой и наклеить их на основание . Таким способом удобно делать из декоративной фанеры разных пород дерева изображения цветов и целых букетов, пейзажей, т. е. любые рисунки, даже сложные по конфигурации.

5. Пятый ученик сообщает сведения о резьбе по дереву и демонстрирует изделия, украшенные резьбой:

Различают следующие основные виды резьбы: плоская, глухая, плоковыемчатая, ажурная, рельефная и скульптурная. При плоской (глухой) резьбе на поверхности изделия образуются небольшие углубления, составляющие геометрический рисунок из различных треугольников, квадратов, многогранников, линий. Это так называемая геометрическая, или клинорезная, резьба. Ее рисунок выделяется резкими переходами от света к тени.

Ажурная (сквозная) резьба – это разновидность плоской резьбы, но делается она не глухой: фон , окружающий рисунок, выпиливается или вырезается насквозь. По характеру вырезов она может быть и заваленной- именно таким образом наружные резные изделия, украшающие строения предохраняют их от осадков. Наличники, карнизы, балконные ограждения украшают сквозной резьбой. В зависимости от степени высоты фигур, выступающих над поверхностью, рельефная резьба подразделяется на барельеф и более высокий- горельеф. Этими способами чаще всего изображаются фигуры животных, птиц и др. Скульптурная (круглая) резьба отличается от рельефной еще большей выпуклостью: головы львов, оленей, коней, птиц.

Материалом для резьбы является любой отрезок древесины толщиной не менее 10мм, высушенный, без трещин, сучков и механических повреждений , с гладкой поверхностью. Рисунок сквозной резьбы делают на листе белой бумаги, затем через копирку переводят на деревянную поверхность. Небольшие заготовки можно размечать для геометрической резьбы сразу на поверхности, это относится и к сквозной резьбе наличников и других изделий архитектурного назначения. Для повторяющегося рисунка целесообразно изготовить картонный или фанерный шаблон.

Трехгранно-выемчатую резьбу выполняют стамеской или ножом в следующей последовательности. Начинают с накалывания. В точке

4

пересечения лучей треугольника острый кончик ножа углубляют в древесину на 2-4мм. При этом на вершине фигуры остается легкий, едва заметный поверхностный надрез глубиной в десятую долю миллиметра. Накалывание повторяют трижды для каждой фигуры, начиная всегда с центра, затем приступают к подрезанию. Задача подрезания состоит в том, чтобы вырезать и удалить из фигуры трехгранные кусочки древесины. Гравировка заключается в том, что очень тонкий верхний слой древесины или нанесенного на нее покрытия снимается резцом и таким образом образуется рельефный рисунок. Рисунок сначала наносят на лист бумаги. Бумагу приклеивают крахмальным клейстером к полированной поверхности изделия. Контур рисунка накалывают тонкой иглой. Затем бумагу снимают, и по наколотому контуру осторожно соскабливают резцом слой лака, но только самый верхний, чтобы не обнажить светлую древесину. Соскабливание производят движениями от себя и образующуюся стружку удаляют мягкой щеткой.

II.Познавательные задания:

1.Чем объясняется, что обручи из еловых веток имеют более высокую прочность, чем обручи из ивовых побегов?

Ответ: Из-за плотной смолистой древесины ели, еловые обручи меньше подвергаются гниению. Гибкость у еловых веток- важное свойство еловой древесины.

2. По эскизам какого художника была декорирована первая русская матрешка выжиганием с подкраской?

Ответ: В конце прошлого века в Москве в мастерской «Детское воспитание» выжиганием с подкраской была декорирована первая русская матрешка, выполненная по эскизам известного художника Сергея Малютина.

3.Где была высоко развита техника инкрустации ?

Ответ: Техника инкрустации была высоко развита в Древнем Египте, Греции и Риме.

4.Что вы знаете об истории геометрической резьбы?

Ответ: Орнаментика геометрической резьбы восходит к древним языческим символам. Наиболее распространенный элемент геометрической резьбы- розетка был связан с культом солнца. Эту резьбу использовали в домовом декоре Русского Севера и при украшении прялок, вальков, рубелей. Геометрический узор встречается на предметах из новгородских раскопок

Х-ХII в.в. В конце ХIХ в., когда усилился интерес к народному искусству.

Геометрическую резьбу вновь начинают применять в архитектуре, при оформлении мебели и деталей интерьера. Сегодня геометрическая резьба применяется главным образом при отделке мелких бытовых предметов и в сувенирном производстве.

5.Как выполнятся резьба по бересте?

Ответ: Рисунок, задуманный мастером, следует наносить на мягкую, бархатистую поверхность бересты с помощью небольшого тупого шила.

Затем: удаление с помощью остро заточенного ножа участков фона и

5

освобождение ажурного орнамента. И расписывание- это обогащение полученного ажура тиснением в виде точек, черточек, штрихов и пр. Таким образом передают эффект строения цветков, прожилок листа, оперения птиц или шкуры зверя в рисунках.

6.Почему в процессе крепления деталей запрещается забивать шурупы?

Ответ: При забивании шурупов стенки отверстия срезаются винтовой нарезкой шурупа, сила сжатия стержня резко падает, эффективность такого крепления гораздо ниже , чем у гвоздевого.

III.Игра «Крестики-нолики»:

1

2

3

4

5

6

7

8

9


Учащимся задается 9 вопросов, если ученик дает утвердительный ответ на вопрос, то ставит в нужной клетке крестик, если ответ отрицательный- ставит 0.

Вопросы для игры: 1.При выжигании сначала выжигают более крупные элементы, затем сменив штифт, более мелкие ? (да).

2.Выжигание по дереву называется интарсией? (нет).

3.Наиболее универсальной является пила с прямоугольной формой зубьев, когда одна из кромок зубьев расположена под прямым углом к полотну?(да).

4. Для пропильной ажурной резьбы используют доски толщиной 15-25мм из осины, сосны, ольхи или березы? (да).

5.Для того, чтобы линии узоров при выполнении их стамеской были ровными, ее надо водить не строго по линиям (нет).

6.Является ли деревянная шахматная доска, у которой поля и бортовая окантовка набраны из массивных кусочков разноцветной древесины примером простейших мозаичных работ? (да).

7.Древесину бука не используют в резьбе и в мозаичном деле ?(нет).

8.Для ажурной пропильной резьбы используют обычные плотницкие и столярные инструменты? (да).

9.От породы дерева не зависит окраска, прочность, плотность, изностойкость

твердость древесины? (нет).

Правильные ответы:


+

0

+

+

0

+

0

+

0


IV. Подведение итогов познавательного часа.





6



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (мальчики)

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
« Художественная обработка древесины»

Автор: Нихаенко Вадим Николаевич

Дата: 27.10.2015

Номер свидетельства: 244362

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(66) "Художественная обработка древесины"
    ["seo_title"] => string(39) "khudozhiestviennaiaobrabotkadrieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "259223"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1448694643"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(250) "Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesin_1"
    ["file_id"] => string(6) "366695"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481054648"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "«Художественная обработка древесины»."
    ["seo_title"] => string(43) "khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny-1"
    ["file_id"] => string(6) "303583"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1457549577"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Дополнительная общеобразовательная программа "Художественная обработка древесины" "
    ["seo_title"] => string(95) "dopolnitiel-naia-obshchieobrazovatiel-naia-proghramma-khudozhiestviennaia-obrabotka-drieviesiny"
    ["file_id"] => string(6) "124170"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414654460"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(294) "Методическая разработка занятия."Художественная обработка древесины."" Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы.""
    ["seo_title"] => string(80) "mietodichieskaia_razrabotka_zaniatiia_khudozhiestviennaia_obrabotka_drieviesiny_"
    ["file_id"] => string(6) "365836"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1480881109"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства