kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия."Художественная обработка древесины."" Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована преподавателями для подготовки открытого занятия по  художественной обработке древесины.

Тема. Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы.

Цель: закрепить знания учащихся о свойствах древесины, правилах підготовки инструмента к работе.

Обобщить знания об измерительном и разметочном инструменте.

Обучать учащихся навыкам и приемам контурной и    геометрической резьбы по дереву.

Расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, технологии, изобразительного искусства.

В процессе общественно-полезной деятельности              развивать сотрудничество, как основной вид              взаимодействия между учителем и учащимися.

Воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия; эстетический вкус, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.

Основные понятия: измерительный и разметочный инструмент, рисунок, резец, фриз, осевая, боковая линии, треугольник.

Оснащение: столярный верстак,  рабочая тетрадь, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву, твёрдый карандаш, ластик, заготовка для учебной резьбы (липовая), образцы готових изделий.

Структура урока

І. Организационный момент.....                  5 мин.

IІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности                  учащихся..........                    5 мин.

III. Изучение нового материала.....                  35 мин.

ІV. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся...........                  40 мин.

V. Подведение итогов урока.....                  3 мин.

VІ. Домашнее задание                           ..                  2 мин.

                                         ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку, ввод в мастерскую. Проверка наличия рабочей формы.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ      ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Фронтальный опрос:

  1. Каковы основные свойства древесины, достоинства и           недостатки?
  2. Как подразделяются древесные породы по твёрдости?
  3. Какие пороки древесины вы знаете?
  4. По каким признакам выбирают породу дерева для резьбы?

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сообщение темы и цели урока содержание практической части урока. Демонстрация образцов изделий с контурной и геометрической резьбой.

Набор  разметочного инструмента включает метр, линейку, треугольник, угольник для обозначения прямых углов, циркуль, транспортир, рейсмус, шило, карандаш.

Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком.

Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента производят в соответствии  с чертежом, рисунком или по шаблону.

Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем с помощью карандаша или палочки через копирку-на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности, геометрической резьбы, наносят лишь главные её членения; мелкие детали режут на глаз.

Для художественной резьбы по дереву надо иметь набор режущих инструментов. К ним относятся ножи различного вида, стамески, рашпили и другие (рис.1).

  Рис. 1. Режущие инструменты для резьбы по дереву:

а - полукруглая стамеска; б - прямая стамеска; в - стамески-клюкарзы; г - ножи; д- пуансоны; е — скребки.

Нож-косяк предназначен для резьбы геометрических рисунков. Длина металлической части ножа составляет 50-70, ширина 20-25 мм. Конец лезвия стачивают под углом 60°

Стамески-клюкарзы в виде согнутой лопатки применяют для плоскорельефной и рельефной резьбы; рашпили - для зачистки резьбы.

Заточка косячка. Косячки-ножи и косячки-стамески затачивают с углом скоса от 30 до 80°, в зависимости от сложности резного орнамента, его глубины, размера и криволинейности форм.

Во время заточки нож или стамеску держат так, чтобы фаска всей плоскостью прилегала к бруску. Точат косячок плавными и ровными движениями, направляя вперед и назад или по кругу по плоскости бруска до тех пор, пока на кромке лезвия не появится тонкий заусенец. После этого затачивают другую фаску косячка, переворачивая до тех пор, пока заусенец не отвалится совсем. При обработке на мелкозернистом бруске фаски становятся совершенно гладкими. Затем косячок правят на микрокорундовом оселке в той же последовательности, как и на бруске. После правки проводят доводку на правочной доске или кожаном ремне с алмазной или заправочной пастой ГОИ.

Рассмотрим технику работы ножом-косячком или резаком (рис. 2).

Строгают её со всех сторон, резьбу, исполняют в основном ножом-косячком. Берут его не только за черенок, но и за лезвие, захватывая ниже черенка рукой так, чтобы лезвие выступало из сжатой ладони на 30-40 мм, а пятка при этом была обращена к резчику. Ту часть лезвия, которую берут рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.

Рис 2. Техника работы ножом-косячком:

а - хватка ножа-косячка; б - движение ножа вперед носком; в - движение ножа пяткой вперед; г - движение ножа носком вперед в конце подрезки линии.

Косячок берут рукой так, чтобы он находился по отношению к заготовке строго вертикально, и ведут на себя. Носок резака вдавливают в толщу заготовки на нужную глубину, а пятку приподнимают на 1-2 мм. Если косячок идет тяжеловато, то пятку приподнимают побольше.

Если надрез не сквозной, а конец его доходит или упирается в проведенную перпендикулярную линию, то в конце надреза пятку погружают в древесину на такую же глубину, как и носок, и доводят косячок до конца или отклоняют от себя, а надрез заканчивают носком.

Контурную резьбу выполняют следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонён в сторону Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности.

Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется, в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всём протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные  ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами — резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные порезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.

Для выполнения трехгранных углублений берут заготовку необходимого размера. При   помощи угольника проводят на ней осевые 1 сплошной линией  (Рис. 3.). От них с двух сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные линии, то есть определяют ширину углубления.

Рис.3. Выполнение трехгранных углублений:

а – трехгранное  углубление-канавка; б - разметка углублений; в - сквозные углубления; г - закрытое углубление; д - общий вид квадратика; 1 - осевая линия; 2 - боковые линии; 3 - площадка; 4 - торцевые стороны углубления; 5 - квадрат из трехгранных углублений.

Резаком надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем резак приставляют с правой стороны от осевой линии, то есть к дополнительной линии, придают ему нужный уклон, примерно 30-40°, и с соответствующим нажимом ведут на себя, делая тем самым подрезку. Далее заготовку перевертывают на 180° и выполняют такую же подрезку с другой стороны. Срезанная древесина, называемая соломкой, должна свободно отходить вслед за резаком. Если она не отходит, значит, древесина не прорезана.

Если выполнить два таких углубления с расстоянием между ними, например, 10 мм, то между углублениями останется площадка. Прорезав между этими двумя углублениями два перпендикулярных углубления, на таком же расстоянии друг от друга, получим квадратик.

Такие углубления не всегда прорезают на всю ширину или длину заготовки на несколько миллиметров, тогда приходится дополнительно прорезать и торцевые стороны канавки, или как бы подрезать конец соломки.   Во время работы заготовку крепят к верстаку, доске или крышке стола державками или тонкими гвоздиками, вбивая их с боковых сторон. С лицевых сторон они оставляют отверстия, которые не всегда желательны.

Прорезать линии вдоль волокон легче, чем поперек. Однако при этом резак старается не идти по годичным слоям и отклоняется от проведенных линий в сторону, особенно у крупнослоистой древесины, в частности у сосны и ели.

При прорезке линий поперек волокон на резак приходится нажимать более сильно, но при этом он идет строго по намеченным линиям и не отклоняется в сторону. Это надо учитывать при выполнении любой резьбы, особенно из древесины сосны.

Более чистая резьба получается, когда резак идет по направлению годичных слоев от комля к вершине. В этом случае возможно поднятие волокон, но они приглаживаются инструментом, и резьба получается чистой и даже с блеском. При выполнении резьбы против волокон последние часто задираются и места среза получаются шероховатыми и с матовым оттенком.

Квадратики (рис.4.) образуются в результате выполнения трехгранных углублений, располагаемых перпендикулярно друг к другу. Квадратики вырезают в следующей последовательности. На заготовку острым карандашом наносят линии вдоль и поперек волокон через 10 мм друг от друга. Затем с двух сторон осевых линий на расстоянии 1,5-2 мм проводят пунктиром дополнительные линии. Закрепляют заготовку так, чтобы сначала резать линии вдоль волокон. Когда они будут вырезаны, то заготовку закрепляют так, чтобы можно было вести резьбу поперек волокон. Техника резьбы такая же, как при выполнении трехгранных углублений.

Рис 4. Выполнение квадратиков:

а - квадратики;  б - прорезка осевой линии; в - начало подрезки боковой линии; г - конец подрезки боковой линии; д - подрезка конца (торца) прорезанных двух линий или соломки.

Если квадратики получились хорошо, все равно операцию желательно повторить, что позволяет лучше овладеть техникой резьбы.

Научившись вырезать квадратики, перпендикулярные друг другу, рекомендуется выполнить их по косой сетке, располагая осевые линии под углом 45°.

Рисунок на ленточной или плоской резьбе смотрится не очень четко. Чтобы придать такой резьбе резкость, нужна тень, которую получают срезом древесины наружным (рис. 5, а) и внутренним (рис. 5, 6), например, под углом 45°. Острый край срезанной древесины можно немного срезать, спустить (рис.5, в) или закруглить (рис. 5, г). Срезы гладкие выполняют прямыми резаками, закругленные - полукруглыми стамесками. Научившись вырезать трехгранные углубления, переходят к вырезанию различных треугольников.

Рис 5. Оформление рельефа:

а - с наружным срезом под углом 45; б - с внутренним срезом под тем же углом; в – затупление  фаской с внутренним срезом; г — закругление.

При помощи треугольников различного вида (рис.6) а также миндалевидных углублений, образуемых криволинейными линиями одинаковой величины, создают различные по красоте и сложности орнаменты (Рис.7).

Техникой работы при выполнении геометрической резьбы мы займёмся на последующих занятиях.

Рис 7. Вырезание треугольников разного вида:

а - виды треугольников;  б - детали фриза, образованные треугольниками с углублением в центре: 1 - вершина; 2 - центр; 3 - основание; в - детали, образованные сочетанием треугольников с двумя прямыми и одной криволинейной сторонами; г - детали, образованные сочетанием треугольников с одной прямой и двумя криволинейными сторонами;  д - детали, образованные сочетанием треугольников с тремя криволинейными сторонами; в - детали, образованные узкими треугольниками со сторонами разной длины; ж - детали, образованные миндалевидными углублениями; з - розетки из треугольников.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Анализ задания практической работы. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами. Работа производится на учебной пластине (липовой).

Правила безопасной работы, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения практической работы.

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.

V.   ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГОВ УРОКА.

Отметить лучшие работы.

Проанализировать недостатки в результатах работы и пути их устранения.

Оценивание результатов практической работы.

Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить правила безопасной работы при художественной обработке древесины. Подготовить инструмент к работе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия."Художественная обработка древесины."" Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы."»

12



Тема. Измерительный и разметочный инструмент. Перевод рисунка. Первоначальные приёмы резьбы.


Цель: закрепить знания учащихся о свойствах древесины, правилах підготовки инструмента к работе.

Обобщить знания об измерительном и разметочном инструменте.

Обучать учащихся навыкам и приемам контурной и геометрической резьбы по дереву.

Расширять знания, полученные на уроках истории, русского языка, технологии, изобразительного искусства.

В процессе общественно-полезной деятельности развивать сотрудничество, как основной вид взаимодействия между учителем и учащимися.

Воспитывать чувство коллективизма и трудолюбия; эстетический вкус, самостоятельность, усидчивость и аккуратность.


Основные понятия: измерительный и разметочный инструмент, рисунок, резец, фриз, осевая, боковая линии, треугольник.


Оснащение: столярный верстак, рабочая тетрадь, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву, твёрдый карандаш, ластик, заготовка для учебной резьбы (липовая), образцы готових изделий.


Структура урока

І. Организационный момент 5 мин.

IІ. Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин.

III. Изучение нового материала 35 мин.

ІV. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся 40 мин.

V. Подведение итогов урока 3 мин.

VІ. Домашнее задание 2 мин.





ХОД УРОКА


I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку, ввод в мастерскую. Проверка наличия рабочей формы.


II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Фронтальный опрос:

  1. Каковы основные свойства древесины, достоинства и недостатки?

  2. Как подразделяются древесные породы по твёрдости?

  3. Какие пороки древесины вы знаете?

  4. По каким признакам выбирают породу дерева для резьбы?


III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сообщение темы и цели урока содержание практической части урока. Демонстрация образцов изделий с контурной и геометрической резьбой.

Набор разметочного инструмента включает метр, линейку, треугольник, угольник для обозначения прямых углов, циркуль, транспортир, рейсмус, шило, карандаш.

Поверхности изделий или их деталей, предназначенных под резьбу, должны быть хорошо обработаны рубанком или фуганком.

Разметка рисунка на предмете, распределение орнамента производят в соответствии с чертежом, рисунком или по шаблону.

Рисунок плоскорельефной резьбы сначала переводят на кальку, а затем с помощью карандаша или палочки через копирку-на поверхность дерева. Размечая рисунок для мелкоузорчатой, в частности, геометрической резьбы, наносят лишь главные её членения; мелкие детали режут на глаз.

Для художественной резьбы по дереву надо иметь набор режущих инструментов. К ним относятся ножи различного вида, стамески, рашпили и другие (рис.1).

Рис. 1. Режущие инструменты для резьбы по дереву:

а - полукруглая стамеска; б - прямая стамеска; в - стамески-клюкарзы; г - ножи; д- пуансоны; е — скребки.


Нож-косяк предназначен для резьбы геометрических рисунков. Длина металлической части ножа составляет 50-70, ширина 20-25 мм. Конец лезвия стачивают под углом 60°. Стамески прямые требуются при выполнении рельефной резьбы для зачистки фона и других работ. Полукруглые стамески применяются для всех видов резьбы, кроме геометрической. Ширина прямых и полукруглых стамесок, как правило, составляет от 5 до 25 мм.


Стамески-клюкарзы в виде согнутой лопатки применяют для плоскорельефной и рельефной резьбы; рашпили - для зачистки резьбы. Пуансоны - металлические стержни разного диаметра, на конце которых сделана насечка в виде различных геометрических форм - используют для получения фактурного фона.


Заточка косячка. Косячки-ножи и косячки-стамески затачивают с углом скоса от 30 до 80°, в зависимости от сложности резного орнамента, его глубины, размера и криволинейности форм. Угол скоса и фаски с двух сторон лезвия можно получить на точиле с ручным приводом. Затем заточку и заправку ведут на брусках и оселках.

Во время заточки нож или стамеску держат так, чтобы фаска всей плоскостью прилегала к бруску. Точат косячок плавными и ровными движениями, направляя вперед и назад или по кругу по плоскости бруска до тех пор, пока на кромке лезвия не появится тонкий заусенец. После этого затачивают другую фаску косячка, переворачивая до тех пор, пока заусенец не отвалится совсем. При обработке на мелкозернистом бруске фаски становятся совершенно гладкими. Затем косячок правят на микрокорундовом оселке в той же последовательности, как и на бруске. После правки проводят доводку на правочной доске или кожаном ремне с алмазной или заправочной пастой ГОИ.

Косячок можно заточить и другим способом: на широких фасках косячка у самого лезвия стачивают вторую фаску, ее быстрее и удобнее заправлять во время работы.

Проверяют остроту косячка на сосновой или еловой доске, делая порезки поперек волокон древесины. Если лезвие входит в древесину легко и срез получается гладким, без разрыва волокон, косячок достаточно заточен.


Рассмотрим технику работы ножом-косячком или резаком (рис. 2).

Строгают её со всех сторон, резьбу, исполняют в основном ножом-косячком. Берут его не только за черенок, но и за лезвие, захватывая ниже черенка рукой так, чтобы лезвие выступало из сжатой ладони на 30-40 мм, а пятка при этом была обращена к резчику. Ту часть лезвия, которую берут рукой, можно обернуть изоляционной лентой или тканью.


Рис 2.. Техника работы ножом-косячком:

а - хватка ножа-косячка; б - движение ножа вперед носком; в - движение ножа пяткой вперед; г - движение ножа носком вперед в конце подрезки линии.


Косячок берут рукой так, чтобы он находился по отношению к заготовке строго вертикально, и ведут на себя. Носок резака вдавливают в толщу заготовки на нужную глубину, а пятку приподнимают на 1-2 мм. Если косячок идет тяжеловато, то пятку приподнимают побольше.

Если надрез не сквозной, а конец его доходит или упирается в проведенную перпендикулярную линию, то в конце надреза пятку погружают в древесину на такую же глубину, как и носок, и доводят косячок до конца или отклоняют от себя, а надрез заканчивают носком.


Контурную резьбу выполняют следующим образом: нож зажимают в кулаке лезвием на себя и с усилием ведут по линиям рисунка. Нож по отношению к плоскости дощечки не вертикален, а несколько отклонён в сторону Так производят надрезание элемента, который должен быть вынут из деревянной поверхности.

Затем идёт стадия подрезания. Положение ножа в руке не меняется, только рука наклоняется, в противоположную сторону, и в этом положении также с усилием делают подрезку.

В результате из поверхности извлекается трёхгранная деревянная полоска. Ширина и глубина контурной прорези может быть сохранена одинаковой на всём протяжении рисунка, но может быть и различной в зависимости от замысла автора. В первом случае резьба получается суховато-проволочной; во втором — различные ширина и глубина прорезных контуров создают текучий пластичный ритм.

Контурную резьбу можно выполнять не только ножом-косячком, но и более сложными фигурными инструментами — резцами-стамесками полукруглого или углового сечения. В этом случае контурная прорезь будет иметь соответствующий профиль. Композиция, выполненная в технике контурной резьбы, напоминает линейный рисунок и отличается некоторой жёсткостью, резкостью, однообразием. Поэтому контурная резьба на светлом фоне в настоящее время применяется не часто и в таких изделиях, которые находятся главным образом в малоосвещённых местах. Чтобы повысить её выразительность, используют тонированный фон или выполняют контурные порезки в сочетании с трёхгранно-выемчатой резьбой.

Для выполнения трехгранных углублений берут заготовку необходимого размера. При помощи угольника проводят на ней осевые 1 сплошной линией (Рис. 3.). От них с двух сторон на расстоянии 2 мм проводят пунктиром дополнительные линии, то есть определяют ширину углубления.

Рис.3. Выполнение трехгранных углублений:

а – трехгранное углубление-канавка; б - разметка углублений; в - сквозные углубления; г - закрытое углубление; д - общий вид квадратика; 1 - осевая линия; 2 - боковые линии; 3 - площадка; 4 - торцевые стороны углубления; 5 - квадрат из трехгранных углублений.

Резаком надрезают осевую линию на глубину 3 мм или немного глубже. Затем резак приставляют с правой стороны от осевой линии, то есть к дополнительной линии, придают ему нужный уклон, примерно 30-40°, и с соответствующим нажимом ведут на себя, делая тем самым подрезку. Далее заготовку перевертывают на 180° и выполняют такую же подрезку с другой стороны. Срезанная древесина, называемая соломкой, должна свободно отходить вслед за резаком. Если она не отходит, значит, древесина не прорезана.

Если выполнить два таких углубления с расстоянием между ними, например, 10 мм, то между углублениями останется площадка. Прорезав между этими двумя углублениями два перпендикулярных углубления, на таком же расстоянии друг от друга, получим квадратик.

Такие углубления не всегда прорезают на всю ширину или длину заготовки на несколько миллиметров, тогда приходится дополнительно прорезать и торцевые стороны канавки, или как бы подрезать конец соломки. Во время работы заготовку крепят к верстаку, доске или крышке стола державками или тонкими гвоздиками, вбивая их с боковых сторон. С лицевых сторон они оставляют отверстия, которые не всегда желательны.

Прорезать линии вдоль волокон легче, чем поперек. Однако при этом резак старается не идти по годичным слоям и отклоняется от проведенных линий в сторону, особенно у крупнослоистой древесины, в частности у сосны и ели.

При прорезке линий поперек волокон на резак приходится нажимать более сильно, но при этом он идет строго по намеченным линиям и не отклоняется в сторону. Это надо учитывать при выполнении любой резьбы, особенно из древесины сосны.

Более чистая резьба получается, когда резак идет по направлению годичных слоев от комля к вершине. В этом случае возможно поднятие волокон, но они приглаживаются инструментом, и резьба получается чистой и даже с блеском. При выполнении резьбы против волокон последние часто задираются и места среза получаются шероховатыми и с матовым оттенком.

Квадратики (рис.4.) образуются в результате выполнения трехгранных углублений, располагаемых перпендикулярно друг к другу. Квадратики вырезают в следующей последовательности. На заготовку острым карандашом наносят линии вдоль и поперек волокон через 10 мм друг от друга. Затем с двух сторон осевых линий на расстоянии 1,5-2 мм проводят пунктиром дополнительные линии. Закрепляют заготовку так, чтобы сначала резать линии вдоль волокон. Когда они будут вырезаны, то заготовку закрепляют так, чтобы можно было вести резьбу поперек волокон. Техника резьбы такая же, как при выполнении трехгранных углублений.


Рис 4.. Выполнение квадратиков:

а - квадратики; б - прорезка осевой линии; в - начало подрезки боковой линии; г - конец подрезки боковой линии; д - подрезка конца (торца) прорезанных двух линий или соломки.

Если квадратики получились хорошо, все равно операцию желательно повторить, что позволяет лучше овладеть техникой резьбы.

Научившись вырезать квадратики, перпендикулярные друг другу, рекомендуется выполнить их по косой сетке, располагая осевые линии под углом 45°.

Рисунок на ленточной или плоской резьбе смотрится не очень четко. Чтобы придать такой резьбе резкость, нужна тень, которую получают срезом древесины наружным (рис. 5, а) и внутренним (рис. 5, 6), например, под углом 45°. Острый край срезанной древесины можно немного срезать, спустить (рис.5, в) или закруглить (рис. 5, г). Срезы гладкие выполняют прямыми резаками, закругленные - полукруглыми стамесками. Научившись вырезать трехгранные углубления, переходят к вырезанию различных треугольников.



Рис 5. Оформление рельефа:

а - с наружным срезом под углом 45; б - с внутренним срезом под тем же углом; в – затупление фаской с внутренним срезом; г — закругление.


При помощи треугольников различного вида (рис.6) а также миндалевидных углублений, образуемых криволинейными линиями одинаковой величины, создают различные по красоте и сложности орнаменты (Рис.7).

Техникой работы при выполнении геометрической резьбы мы займёмся на последующих занятиях.

Рис 7. Вырезание треугольников разного вида:

а - виды треугольников; б - детали фриза, образованные треугольниками с углублением в центре: 1 - вершина; 2 - центр; 3 - основание; в - детали, образованные сочетанием треугольников с двумя прямыми и одной криволинейной сторонами; г - детали, образованные сочетанием треугольников с одной прямой и двумя криволинейными сторонами; д - детали, образованные сочетанием треугольников с тремя криволинейными сторонами; в - детали, образованные узкими треугольниками со сторонами разной длины; ж - детали, образованные миндалевидными углублениями; з - розетки из треугольников.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Анализ задания практической работы. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами. Работа производится на учебной пластине (липовой).

Правила безопасной работы, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения практической работы.

Подготовка к работе измерительно-разметочного инструмента. Разметка пластины для выполнения учебного задания. Проверка качества заточки инструмента. Самостоятельная работа учащихся.

Контроль учащихся с целью предупреждения ошибок в работе.

Текущий инструктаж: индивидуальный, групповой (по необходимости).

Техника безопасной работы при художественной обработке древесины.

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.

V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.

Отметить лучшие работы.

Проанализировать недостатки в результатах работы и пути их устранения.

Оценивание результатов практической работы.

Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить правила безопасной работы при художественной обработке древесины. Подготовить инструмент к работе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сидоренко Александр Анатольевич

Дата: 04.12.2016

Номер свидетельства: 365836


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства