kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка является продолжением при изучении азов художественной обработки древесины. Может быть полезна как детям,так и взрослым.

Тема. Трёхгранно-выемчатая резьба. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции: составление простейшего орнамента.

Цель: закреплять первоначальные умения учащихся, полученные на предыдущем уроке.

            Ознакомить с трёхгранно-выемчатой резьбой и с приёмами составления простейшего орнамента из одного элемента-треугольника.                                                                                                                                      Развивать и совершенствовать навыки работы ножом-косячком при выполнении учебных работ.                                                                                Развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины, воспитывать у учащихся трудолюбие, чувство прекрасного, художественный вкус.                                       .

Основные понятия: виды резьбы, стамеска, нож-резак, нож-косяк, измерительный и разметочный инструмент.

Оснащение:  столярный верстак, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву,рабочая тетрадь, твёрдый карандаш, ластик, заготовка для учебной резьбы (липовая).

Структура урока.

І.  Организационный  момент                                                     5 мин

II    Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности                  учащихся                                                                            5 мин

III.  Изучение нового материала                                         25 мин.

  1. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся                                                                                      50 мин
  2. Подведение итогов урока                                                  3 мин

VI.  Домашнее задание                                                         2 мин

ХОД УРОКА.

I,      ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

   Проверка готовности к уроку, ввод в мастерскую. Наличие     рабочей формы.

II.     АКТУАЛИЗАЦИЯ  ЗНАНИЙ И  МОТИВАЦИЯ  УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  УЧАЩИХСЯ.

Фронтальный опрос:

  1. Какой измерительный и разметочный инструмент применяется при художественной обработке древесины?
  2. Какова последовательность перевода рисунка на заготовку?
  3. Напомнить, как нельзя работать при художественной обработке древесины.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

       Сообщение  темы и цели урока. Обьяснение  учащимся предстоящей сути работы. Демонстрация образцов изделий с геометрической резьбой.

Одним из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву является резьба геометрическая — в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом — резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком. Выполняется эта резьба в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий.

В основе геометрической выемчатой резьбы лежит треугольник с прямыми, вогнутыми или выгнутыми сторонами, грани которого образуют пирамидку, опрокинутую вершиной вниз, отсюда и название — трехгранно-выемчатая. Именно из треугольников формируются более сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, глазки, фонарики, четырехгранники, ромбы, розетки и т. д. разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинации мотивов образуют геометрический орнамент.

Элементами геометрического орнамента являются разного рода фигуры, образуемые сочетанием прямых и кривых линий.

Сочетания прямых линий образуют квадрат, ромб, треугольник, многоугольник и другие подобные фигуры; сочетания кривых — круг, эллипс, миндалевидные фигуры и т. д.; прямых и кривых — сегменты, полукруги и др.

        Геометрическая резьба применяется главным образом для отделки мелких бытовых предметов — шкатулок, небольших столиков, но нередка резьба на книжных и посудных полках и даже на столах. При выполнении геометрической резьбы нужно учитывать назначение предмета, его размеры, породу и текстуру древесины. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба, не следует делать сплошную резьбу на древесине крупнососудистых  лиственных пород и хвойных, а чередовать ее с гладкими полями, которые, в свою очередь, при умелой компоновке узоров сами создают своеобразный рисунок. Но на небольших предметах из древесины рассеянно-поровых пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна сплошная резьба — это зависит от композиции рисунка и качества резьбы.

Все эти отдельные двухгранные, трехгранные, четырёхгранные и многогранные элементы могут быть различного размера; с прямыми и изогнутыми сторонами, что уже создаёт огромное разнообразие геометрических форм.  Сочетания и повторения этих отдельных элементов создают поистине неисчислимое количество вариантов орнаментов. Основные, часто используемые, получили следующие названия:

Все эти элементы геометрической резьбы, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом могут служить украшением самых различных изделий.    

Процесс выполнения трёхгранно-выемчатой резьбы сводится к следующему: вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы. Кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам.

Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно-выемчатая (Рисунок. Работа косым ножом). 

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет остриё ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

IV.  ПРАКТИЧЕСКАЯ   РАБОТА.  ЗАКРЕПЛЕНИЕ  НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Анализ задания практической работы. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами. Работа производится на учебной пластине (липовой).

  • Правила безопасной работы, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения практической работы.

Самостоятельное выполнение задания, руководствуясь полученными инструкциями.

Контроль учащихся с целью выявления ошибок  в работе. Указывать пути их устранения.

  • Поточный инструктаж: индивидуальный, групповой ( по необходимости).

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.

V. ПОДВЕДЕНИЕ  ИТОГА УРОКА.

Отметить лучшие работы.

Проанализировать недостатки в результатах работы   и пути их устранения.

Оценивание результатов практической работы.

Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.

VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить правила безопасной работы при художественной обработке древесины. Составить фриз  из одного элемента- треугольника.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка занятия "Художественная обработка древесины". "Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции."»

11





Тема. Трёхгранно-выемчатая резьба. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции: составление простейшего орнамента.

Цель: закреплять первоначальные умения учащихся, полученные на предыдущем уроке .

Ознакомить с трёхгранно-выемчатой резьбой и с приёмами составления простейшего орнамента из одного элемента-треугольника. Развивать и совершенствовать навыки работы ножом-косячком при выполнении учебных работ. Развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины, воспитывать у учащихся трудолюбие, чувство прекрасного, художественный вкус. .

Основные понятия: виды резьбы, стамеска, нож-резак, нож-косяк, измерительный и разметочный инструмент..

Оснащение: столярный верстак, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву,рабочая тетрадь, твёрдый карандаш, ластик, заготовка для учебной резьбы (липовая).


Структура урока.

І. Организационный момент 5 мин

II Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин

III. Изучение нового материала 25 мин.

  1. Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся 50 мин

  2. Подведение итогов урока 3 мин

VI. Домашнее задание 2 мин

ХОД УРОКА.

I, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка готовности к уроку, ввод в мастерскую. Наличие рабочей формы.

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.

Фронтальный опрос:

  1. Какой измерительный и разметочный инструмент применяется при художественной обработке древесины?

  2. Какова последовательность перевода рисунка на заготовку?

  3. Напомнить, как нельзя работать при художественной обработке древесины.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

Сообщение темы и цели урока. Обьяснение учащимся предстоящей сути работы. Демонстрация образцов изделий с геометрической резьбой.

Одним из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву является резьба геометрическая — в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом — резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком. Выполняется эта резьба в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий.

В основе геометрической выемчатой резьбы лежит треугольник с прямыми, вогнутыми или выгнутыми сторонами, грани которого образуют пирамидку, опрокинутую вершиной вниз, отсюда и название — трехгранно-выемчатая. Именно из треугольников формируются более сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, глазки, фонарики, четырехгранники, ромбы, розетки и т. д. разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинации мотивов образуют геометрический орнамент.

Элементами геометрического орнамента являются разного рода фигуры, образуемые сочетанием прямых и кривых линий.

Сочетания прямых линий образуют квадрат, ромб, треугольник, многоугольник и другие подобные фигуры; сочетания кривых — круг, эллипс, миндалевидные фигуры и т. д.; прямых и кривых — сегменты, полукруги и др.

Геометрическая резьба применяется главным образом для отделки мелких бытовых предметов — шкатулок, небольших столиков, но нередка резьба на книжных и посудных полках и даже на столах. При выполнении геометрической резьбы нужно учитывать назначение предмета, его размеры, породу и текстуру древесины. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба, не следует делать сплошную резьбу на древесине крупнососудистых лиственных пород и хвойных, а чередовать ее с гладкими полями, которые, в свою очередь, при умелой компоновке узоров сами создают своеобразный рисунок. Но на небольших предметах из древесины рассеянно-поровых пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна сплошная резьба — это зависит от композиции рисунка и качества резьбы.

1 2 3 4

5 6



7

1- трёхгранники с прямыми сторонами.

2- трёхгранники с двумя прямыми и одной изогнутой стороной.

3- трёхгранники с одной прямой и двумя изогнутыми сторонами.

4- трёхгранники с тремя изогнутыми сторонами.

5- двухгранные выемки ( из них состоят «глазки» и «фонарики» ).

6- четырёхгранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами

(из них состоят «соты» и «лесенки» ).

7- многогранные выемки с прямыми и изогнутыми сторонами

( из них состоят «звёздочки» и «ёлочки» ).

Все эти отдельные двухгранные, трехгранные, четырёхгранные и многогранные элементы могут быть различного размера; с прямыми и изогнутыми сторонами, что уже создаёт огромное разнообразие геометрических форм. Сочетания и повторения этих отдельных элементов создают поистине неисчислимое количество вариантов орнаментов. Основные, часто используемые, получили следующие названия:



«Глазки» «Бусины» («ромбы»)


«Витейка» «Змейка»



«Соты» ( выпуклые и вогнутые) «Лесенка»




«Звёздочка» «Розетка»




«Сколыши» «Цепочка»



«Сияния»

Все эти элементы геометрической резьбы, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом могут служить украшением самых различных изделий.







Процесс выполнения трёхгранно-выемчатой резьбы сводится к следующему: вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы. Кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам.

Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно-выемчатая (Рисунок . Работа косым ножом).

. Работа косым ножом

При срезании треугольников небезразлично, в какой последовательности это делать. В первую очередь срезают треугольник, который расположен по слою. Если же удалить сначала два других треугольника, то этот не срежется, а сколется, так как вокруг него всё будет углублено. Плоскость скола будет волокнистой, шероховатой, неопрятной. Нужно будет обязательно делать повторный срез, чтобы добиться гладкой поверхности. Когда же первым срезают треугольник, расположенный по волокнам, по слою, то у него есть опора. Поэтому, не скалываясь, он срезается нормально.

Следует иметь в виду, что трудность выполнения разных элементов зависит не только от твёрдости древесины, но и от расположения рисунка узора по отношению к годичным слоям. Значительно меньше усилий затрачивается, если строчки узоров располагаются не параллельно, а поперёк волокон. В этом случае при накалывании не придётся перерезать волокна древесины поперёк, а только под острым углом, что значительно легче. Об этом приёме нужно помнить и при переводе резных композиций на дерево и располагать их широкой стороной поперёк волокон.

Наиболее сложно выполнить различного рода сияния. Тут есть ряд особенностей. Накалывают сияния при резьбе по-разному. Если порода мягкая, однородная (например, липа, осина, ольха), можно делать наколку лишь по коротким лучам треугольника. Затем, срезав этот маленький треугольничек сразу без центрального надреза, удаляют длинные треугольники. Если же резьбу делают на хрупких или твёрдых породах, то нужен и центральный надрез по длинному лучу треугольника. Только надрез нужно делать так, чтобы нож постепенно и равномерно выходил из глубины дерева на поверхность к центру сияния. Около центра, где сходятся узкие треугольники, ни в коем случае нельзя делать глубокий надрез. Иначе в этом месте волокна сколются и центр сияния будет выщербленным. Исправить этот дефект будет очень трудно.

Выразительный эффект возникает от игры светотени на наклонных гранях. Чем глубже резьба и больше угол наклона, тем плотнее теневые участки и резче выделяется узор.

Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет остриё ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.

Анализ задания практической работы. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами. Работа производится на учебной пластине (липовой).

  • Правила безопасной работы, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения практической работы.

Самостоятельное выполнение задания, руководствуясь полученными инструкциями.

Контроль учащихся с целью выявления ошибок в работе. Указывать пути их устранения.

  • Поточный инструктаж: индивидуальный, групповой ( по необходимости).

Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.


V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.

Отметить лучшие работы.

Проанализировать недостатки в результатах работы и пути их устранения.

Оценивание результатов практической работы.

Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.


VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.

Повторить правила безопасной работы при художественной обработке древесины. Составить фриз из одного элемента- треугольника.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Внеурочная работа

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Автор: Сидоренко Александр Анатольевич

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366695


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства