Данная разработка является продолжением при изучении азов художественной обработки древесины. Может быть полезна как детям,так и взрослым.
Тема. Трёхгранно-выемчатая резьба. Приёмы резьбы равнобедренных треугольников. Основы композиции: составление простейшего орнамента.
Цель: закреплять первоначальные умения учащихся, полученные на предыдущем уроке.
Ознакомить с трёхгранно-выемчатой резьбой и с приёмами составления простейшего орнамента из одного элемента-треугольника. Развивать и совершенствовать навыки работы ножом-косячком при выполнении учебных работ. Развивать представление о разновидностях художественной обработки древесины, воспитывать у учащихся трудолюбие, чувство прекрасного, художественный вкус. .
Основные понятия: виды резьбы, стамеска, нож-резак, нож-косяк, измерительный и разметочный инструмент.
Оснащение: столярный верстак, измерительный и разметочный инструмент, инструмент для резьбы по дереву,рабочая тетрадь, твёрдый карандаш, ластик, заготовка для учебной резьбы (липовая).
Структура урока.
І. Организационный момент 5 мин
II Актуализация знаний и мотивация учебной деятельности учащихся 5 мин
III. Изучение нового материала 25 мин.
- Практическая работа. Закрепление новых знаний и умений учащихся 50 мин
- Подведение итогов урока 3 мин
VI. Домашнее задание 2 мин
ХОД УРОКА.
I, ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Проверка готовности к уроку, ввод в мастерскую. Наличие рабочей формы.
II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ И МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ.
Фронтальный опрос:
- Какой измерительный и разметочный инструмент применяется при художественной обработке древесины?
- Какова последовательность перевода рисунка на заготовку?
- Напомнить, как нельзя работать при художественной обработке древесины.
III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.
Сообщение темы и цели урока. Обьяснение учащимся предстоящей сути работы. Демонстрация образцов изделий с геометрической резьбой.
Одним из самых древних и распространенных видов резьбы по дереву является резьба геометрическая — в силу своей простоты и возможности выполнения единственным инструментом — резцом со скошенной режущей кромкой, так называемым ножом-косячком. Выполняется эта резьба в виде различных выемок, образующих на плоскости геометрические фигуры сочетанием прямых и кривых линий.
В основе геометрической выемчатой резьбы лежит треугольник с прямыми, вогнутыми или выгнутыми сторонами, грани которого образуют пирамидку, опрокинутую вершиной вниз, отсюда и название — трехгранно-выемчатая. Именно из треугольников формируются более сложные элементы резьбы: лесенки, витейки, бусины, змейки, глазки, фонарики, четырехгранники, ромбы, розетки и т. д. разнообразные сочетания которых друг с другом создают мотивы геометрической резьбы, а комбинации мотивов образуют геометрический орнамент.
Элементами геометрического орнамента являются разного рода фигуры, образуемые сочетанием прямых и кривых линий.
Сочетания прямых линий образуют квадрат, ромб, треугольник, многоугольник и другие подобные фигуры; сочетания кривых — круг, эллипс, миндалевидные фигуры и т. д.; прямых и кривых — сегменты, полукруги и др.
Геометрическая резьба применяется главным образом для отделки мелких бытовых предметов — шкатулок, небольших столиков, но нередка резьба на книжных и посудных полках и даже на столах. При выполнении геометрической резьбы нужно учитывать назначение предмета, его размеры, породу и текстуру древесины. Чем больше предмет, тем крупнее должна быть резьба, не следует делать сплошную резьбу на древесине крупнососудистых лиственных пород и хвойных, а чередовать ее с гладкими полями, которые, в свою очередь, при умелой компоновке узоров сами создают своеобразный рисунок. Но на небольших предметах из древесины рассеянно-поровых пород (липа, осина и др.) порой предпочтительна сплошная резьба — это зависит от композиции рисунка и качества резьбы.
Все эти отдельные двухгранные, трехгранные, четырёхгранные и многогранные элементы могут быть различного размера; с прямыми и изогнутыми сторонами, что уже создаёт огромное разнообразие геометрических форм. Сочетания и повторения этих отдельных элементов создают поистине неисчислимое количество вариантов орнаментов. Основные, часто используемые, получили следующие названия:
Все эти элементы геометрической резьбы, как по отдельности, так и в сочетании друг с другом могут служить украшением самых различных изделий.
Процесс выполнения трёхгранно-выемчатой резьбы сводится к следующему: вначале производят накалывание вырезаемых элементов. Нож держат в кулаке, как и при выполнении контурной резьбы. Кончик ножа вонзают в дерево в центр трёх угловых лучей с таким расчётом, чтобы в центре нож углубился больше, а к вершине треугольника лезвие вышло на поверхность. Наколку делают по всем лучам.
Затем, не меняя положения ножа, только наклоняя руку вправо или влево и поворачивая дощечку, производят подрезание наколотых элементов по сторонам треугольников. Из поверхности древесины извлекают трёхгранные фигуры. Отсюда и произошло название этого вида резьбы — трёхгранно-выемчатая (Рисунок. Работа косым ножом).
Выполняя резьбу по дереву, нужно работать двумя руками. Правая производит основные усилия при накалывании и подрезании, а левая удерживает дощечку, направляет остриё ножа, сдерживает движение или, наоборот, дополняет усилие правой.
IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА. ЗАКРЕПЛЕНИЕ НОВЫХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ.
Анализ задания практической работы. Обеспечение необходимыми материалами и инструментами. Работа производится на учебной пластине (липовой).
- Правила безопасной работы, организация рабочего места и санитарно-гигиенические требования во время выполнения практической работы.
Самостоятельное выполнение задания, руководствуясь полученными инструкциями.
Контроль учащихся с целью выявления ошибок в работе. Указывать пути их устранения.
- Поточный инструктаж: индивидуальный, групповой ( по необходимости).
Самоконтроль и взаимоконтроль учащихся. Проследить, как именно он будет осуществляться.
V. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГА УРОКА.
Отметить лучшие работы.
Проанализировать недостатки в результатах работы и пути их устранения.
Оценивание результатов практической работы.
Мотивация оценок за урок, выставление их в журнал, дневник.
VI. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Повторить правила безопасной работы при художественной обработке древесины. Составить фриз из одного элемента- треугольника.