Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.
Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.
Количество часов: 1 урок(45 мин.)
Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
Задачи:
1. Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
2. Ознакомить с историей выжигания по дереву.
3. Развивать у учащихся:
· Внимание;
· Аккуратность;
· Исполнительность;
· Осмысленное выполнение поставленной задачи;
· Усидчивость;
· Творческие способности;
· Самостоятельность.
4. Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
План урока:
1. Организационная часть – 3 мин.
2. Повторение пройденного материала – 5 мин.
3. Объяснение нового материала – 7 мин.
4. Практическая работа:
· Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
· Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.
· Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
· Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.
5. Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
6. Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
7. Проветривание.
Оборудование, материалы, инструменты:
1. Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
2. Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
3. Выжигательные аппараты.
4. Выставка работ учащихся.
Ход урока:
1. Организационная часть.
1. проверка готовности;
2. обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
2. Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Что собой представляет фанера?
Какие породы древесины вы знаете?
Какие свойства древесины вы знаете?
Что такое текстура?
3. Объяснение нового материала.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.
(Мультимедийные слайды).
4. Практическая работа.
1. Ход работы (мультимедийная презентация);
· Устройство выжигательного аппарата;
· Последовательность работы:
На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:
· Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
· Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
· Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.
· Способы выжигания.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
· 2. Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд)
3. Приступаем к практическому выполнению задания.
Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.
После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.
Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.
5. Оценивание качества. Подведение итогов.
Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
6. Уборка мастерской.
7. Проветривание.
8. Мультомедийная выставка работ.
Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.
На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО.
Список литературы:
1. А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение».
2. В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
3. В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Художественная обработка древесины».»
«Художественная обработка древесины».
Тема: «Пирография (выжигание по дереву)
в художественном оформлении
изделий из древесины».
5 класс
Тип урока: комбинированный, применение знаний, умений и навыков.
Методы, используемые на занятии: наблюдение, демонстрация, рассказ, беседа, практическая работа.
Количество часов: 1 урок(45 мин.)
Цель урока: приобретение и закрепление навыков работы выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделий из древесины.
Задачи:
Научить учащихся пользоваться выжигательным аппаратом при художественном оформлении изделия из древесины.
Ознакомить с историей выжигания по дереву.
Развивать у учащихся:
Внимание;
Аккуратность;
Исполнительность;
Осмысленное выполнение поставленной задачи;
Усидчивость;
Творческие способности;
Самостоятельность.
Прививать умение правильно организовать рабочее место и рабочий процесс.
План урока:
Организационная часть – 3 мин.
Повторение пройденного материала – 5 мин.
Объяснение нового материала – 7 мин.
Практическая работа:
Ознакомление с ходом работы – 2 мин.
Текущий инструктаж и правила охраны труда - 3 мин.
Самостоятельное выполнение задания учениками – 15 мин.
Контроль, взаимоконтроль выполнения работы - 2 мин.
Оценивание работы, отчет учащихся – 5 мин.
Уборка класса, окончание урока – 3 мин.
Проветривание.
Оборудование, материалы, инструменты:
Мультимедийная установка (проектор, экран, ноутбук).
Изделия из древесины, ранее подготовленные для выжигания.
Выжигательные аппараты.
Выставка работ учащихся.
Ход урока:
Организационная часть.
проверка готовности;
обеспечение необходимыми материалами, инструментами, оборудованием.
Повторение пройденного материала.
Давайте, ребята, вспомним, из какого материала сделаны наши работы?
Из древесины, из фанеры.
Что такое древесина?
Древесина – ткань растений, плотный материал, из которого состоят ствол, корни и ветви деревьев. Ствол – множество собранных воедино и натянутых, как струны длинных клеток-трубок, камбия, оболочка которых состоит из целлюлозы.
Существует несколько способов выжигания по дереву: пиротипия (горячее печатание клеймами), пирография (горячее рисование), выжигание в горячем песке или на открытом пламени, на солнце увеличительным стеклом, выжигание кислотами, трением на токарном станке.
Выжигание (пирография) – один из самых доступных способов художественной обработки древесины мягких пород (липа, осина, ольха), с маловыраженной текстурой. Этим ремеслом с большим интересом занимаются как дети, так и взрослые. Оно очень полезно в развитии внимательности, аккуратности, усидчивости. Способствует развитию тонкой моторики рук.
В этой технике можно обработать любые изделия. Они сразу становятся яркими и декоративными. В качестве изобразительного материала можно выжечь геометрический или растительный орнамент, цветы, фигурки животных, сюжетные композиции.
(Мультимедийные слайды).
Выжигание по дереву известно уже давно. В той или иной форме выжигание по дереву можно встретить в культуре любого народа. Первые предметы быта, украшенные выжженным узором, датируются приблизительно 700 годом до н.э. и обнаружены в Перу.
В средние века в Европе выжигание уже стало не только формой народного творчества, но и искусством. Им занимались многие знаменитые художники Рембрант, Брюйер, Пабло Пикассо, писатель Виктор Гюго.
В старину для выжигания использовали специальные заточенные под определенный узор клейма или металлические стержни, которые накаливали докрасна, а на деревянных панелях домов, балконах, балках, ставнях часто выжигали раскаленной кочергой или шпагой.
В ХХ веке появились первые электрические приборы для выжигания.
В России это одно из популярных ремесел, глубоко связанное с традициями русского народного творчества. Выжигание развивалось параллельно с резьбой, точением, мозаикой, живописными работами. Яркий пример – полхов-майданская, пермогорская росписи (рисунок выжигается, а затем вводятся краски), сергиевская роспись (выжигается на объемных изделиях).
Как правило, выжигание применяется при отделке любых деревянных изделий, которые имеют практическое назначение. Шкатулки и разделочные доски, хлебницы и солонки, мебель и сувениры, игрушки и ложки, рамки, все это можно украсить при помощи выжигания. Материалом для изделий может служить как массив древесины, так и различные пиломатериалы (фанера, дерево-стружечные плиты). После выжигания изделия покрываются лаком, вощатся. Также в выжженный рисунок можно вводить краски (водные, масленые), после чего изделия также лакируется или вощатся.
Практическая работа.
Ход работы (мультимедийная презентация);
Устройство выжигательного аппарата;
Последовательность работы:
На прошлых занятиях мы с вами подготовили наши работы, произвели:
Шлифование поверхности пиломатериала абразивной шкуркой;
Разметку изделия по предварительно выбранному и изготовленному шаблону;
Выпиливание по контуру изделия с последующей зачисткой кромок.
Сегодня мы поучимся работать с выжигательным аппаратом.
Держатель с иглой удерживаем как карандаш, работа напоминает рисование.
Способы выжигания.
В зависимости от времени воздействия раскаленной иглы на поверхность древесины, также изменяя мощность выжигательного аппарата можно получать различные тона выжигаемого контура, точек и штрихов (от более светлого к более темному).
Линейное, контурное выжигание – игла передвигается по контуру без отрыва. Прямые, волнистые линии.
Тональное выжигание – выполняется посредством нанесения точек. Заполнение фона.
Штриховое выжигание - наносятся штрихи в различных направлениях. Также для заполнения фона.
Перевод рисунка на изделие с кальки (выполнили ранее).
Выжигание по контуру.
Инструктаж по охране труда (мультимедийный слайд)
Приступаем к практическому выполнению задания.
Начальным этапом выжигания является тренировочная работа на обрезке доски или фанеры. Выжигаем линии, штрихи, точки различной толщины, с поворотом иглы в различных направлениях.
После тренировки приступаем к выжиганию, перенесенного на прошлых занятиях контура, на изделии.
Во время выполнения работы производится контроль качества выполняемой работы со стороны учителя, а также взаимоконтроль.
Оценивание качества. Подведение итогов.
Применение сравнительного метода. Характеристика и оценивание по следующим критериям: количество выполненной работы, качество, аккуратность. Совместное обсуждение выполненной практической работы. Если есть вопросы и ошибки: совместный их разбор.
Уборка мастерской.
Проветривание.
Мультомедийная выставка работ.
Урок способствует формированию навыков по обработке древесины, художественному оформлению изделий, освоению навыков работы с выжигательным аппаратом.
На занятии дифференцировались знания и умения, полученные на предыдущих занятиях, уроках технологии, физики, ИЗО.
Список литературы:
А.М.Гусакова. «Внеклассная работа по труду». Москва. «Просвещение».
В.И.Коваленко. «Дидактический материал по трудовому обучению». Москва, «Просвещение», 2007г.
В.В.Финягин. « Дерево. Изделия своими руками». Москва, «Астрель» 2001г.
Оборудование.
Оборудование кабинета, ручные деревообрабатывающие инструменты.