Тема урока: Правильное питание- залог здоровья.
Значение овощей в питании человека
Цели урока:
- показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, - познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.
-развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.
Повторить:
- санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами;
- правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне;
- правила сервировки стола.
МТО урока: конспект, интернет ресурсы, доклады учениц.
1.Теоретические сведения:
Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ.
Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.
Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии.
Место происхождения огурца - влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в III тысячелетии до н. э.
Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке.
Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.
Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?
Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».
- Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.
- Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
- Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
- Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
- Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.
При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении.
В настоящее время все чаще в кулинарии используют свежезамороженные овощи. Обычно замораживают цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, морковь, огурцы, зелень.
Карточка № 2. «Классификация овощей».
Группа овощей
Овощи, относящиеся к данной группе
Корнеплоды
Брюква, свекла, морковь, Репа, редис, редька, хрен, петрушка корневая, пастернак, сельдерей корневой
Клубнеплоды
Картофель, батат (сладкий картофель)
Капуста
Капуста бело – и краснокочанная, цветная, брюссельская, кольраби, савойская, пекинская
Тыквенные
Огурцы, тыква, кабачки, патиссоны
Бобовые
Горох, фасоль, бобы, соя, земляной орех
Пасленовые
Томаты, баклажаны, перец сладкий
Листовые
Салат, латук, кресс- салат
Луковичные
Лук репчатый, лук- порей, лук- батун, чеснок
Пряности
Анис, кориандр, тмин, мята перечная, майоран, эстрагон
Перед приготовлением любого блюда необходимо произвести
первичную обработку овощей, которая включает в себя:
- Сортировка.
- Мойка.
- Очистка.
- Промывание.
- Нарезка.
Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты.
Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.
2. Практическая работа.
Карточка № 3. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».
- Первичная обработка овощей.
- Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
- Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
- Выкладывание в салатницу и украшение.
Карточка № 4.«Правила приготовления салатов из овощей».
- Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
- Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.
- Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.
- Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
- Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).
- Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.
- Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.
- Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов
Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки.
Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы.
Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь.
Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».
3.Подведение итогов, оценка работы.
После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.
4.Вопросы для повторения (закрепление пройденного материала)
- Последовательность приготовления салата из свежих овощей.
- Как можно украсить салат?
- Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?
4. Домашнее задание
- Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
- Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).