kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока по теме: "Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал представляет собой разработку урока по теме: "Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по теме: "Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека"»

План-конспект занятия


5 класс

Раздел «Кулинария»


Тема: «Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя»


Цели и задачи:

I. Образовательные:

1. Знакомство со значением овощей, фруктов и ягод в питании человека, правилами сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах, правилами приготовления салатов из овощей, правилами оформления блюд, классификацией овощей, этапами механической обработки овощей, видами нарезки овощей, историческими сведениям о некоторых овощах.

2. Формирование первоначальных умений и навыков механической обработки овощей, нарезки овощей, оформления салатов.

II. Развивающие:

1. Развитие творческих способностей при оформлении салатов.

2. Продолжение развития памяти, внимания.

III. Воспитательные:

1. Воспитание аккуратности, чувства меры, эстетического вкуса.

2. Воспитание чувства товарищества при работе в бригаде.


Средства обучения:

I. Дидактические материалы для педагога:

1. Литература:

  • Кожина О.А., Кудакова Е.Н., Маркуцкая С.Э. «Технология. Обслуживающий труд: Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений». М.: Дрофа, 2004.

  • Крупская Ю.В., Лебедева Н.И., Литикова Л.В., Симоненко В.Д. «Технология: Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений (вариант для девочек)». М.: Вентана-Граф, 2005.

  • Павлова М.Б., Сасова И.А., Питт Дж., Гуревич М.И. «Технология: учебное пособие для учащихся 5 класса общеобразовательных учреждений». М.: Вентана-Граф, 2004.


2. Презентация к занятию.

II. Дидактические материалы для воспитанников:

2. Презентация к занятию.

3. Инструкционные карты «Приготовление салата «Овощное ассорти»», «Приготовление ягодного киселя».

4. Рабочая тетрадь.

III. Материально-техническое оснащение занятия:

1. Рабочие столы, стулья.

2. Кухонная и столовая посуда, приспособления и инструменты, перечисленные в инструкционных картах.




Структура и ход урока




1. Организационная часть. 1 минута.

  • Подготовка к занятию.

  • Контроль посещаемости.

2. Повторение пройденного материала. 2 минуты.

Учитель интересуется: приготовили бутерброды.

3. Изложение нового материала (демонстрация презентации). 25 минут.

  • Сообщение темы урока.

  • Необходимое количество овощей, фруктов и ягод каждый день.

  • Питательные вещества, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах.

  • Разнообразие горячих и холодных блюд из овощей, фруктов и ягод.

  • Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах.

  • Классификация овощей.

  • Исторические данные о некоторых овощах.

  • Механическая (первичная) обработка овощей.

  • Формы нарезки овощей.

  • Правила приготовления салатов из овощей.

  • Правила (принципы) оформления блюд.

  • Технологическую последовательность приготовления салатов из сырых овощей.

4. Выполнение практической работы. 55 минут.

  • Текущий инструктаж (Повторение ПББ, СГТ, ОРМ).

  • Выполнение работы по инструкционным картам.

  • Сервировка стола.

  • Дегустация готовых блюд.

  • Мытье посуды и уборка рабочих мест.

5. Подведение итогов. Заключительный момент. 7 минут.

  • Запись рецептов и домашнего задания.

  • Анализ работы учащихся.

  • Выставление оценок.














Конспект занятия (подробный)

5 класс. Раздел «Кулинария»

«Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя».


1. Организационная часть.

Учащиеся готовятся к занятиям, учитель отмечает отсутствующих. Подготовка к занятию.

2. Повторение пройденного материала.

Учитель интересуется: приготовили бутерброды.

3. Изложение нового материала (демонстрация презентации).

Учитель объявляет тему сегодняшнего занятия, учащиеся записывают тему в тетрадь (Слайд 1 - Тема «Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека. Приготовление салатов из свежих овощей и ягодного киселя»). Рациональное полноценное питание человека невозможно без овощей, фруктов и ягод (слайд 2). Посмотрите, сколько в день должен человек употреблять их по сравнению с другими продуктами (слайд 3).

(Учащиеся называют питательные вещества, содержащиеся в овощах, фруктах и ягодах и одновременно записывают в тетрадь схему – слайд 4. Состав: белки, углеводы, вода, минеральные соли, сахар, клетчатка, органические кислоты, ароматические вещества, витамины). Овощи, фрукты и ягоды являются основным поставщиком жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, воды и других питательных веществ. Благодаря содержанию сахаров, эфирных масел, витаминов (особенно С) они обладают прекрасным вкусом, ароматом, даже антимикробным действием. Употребление овощей, фруктов и ягод повышает усвояемость белков и углеводов, предупреждает накопление избыточной массы тела.

Из овощей, фруктов и ягод готовят самые разнообразные горячие и холодные блюда (Слайд 5-7). Закуски – салаты (овощные и фруктовые), винегреты; первые блюда – супы (овощные и фруктовые), свекольник, окрошка; вторые блюда – гарниры из картофеля и овощей, овощные котлеты и др.; напитки – овощные и ягодно-фруктовые соки, компоты, кисели; сладкие блюда и десерты – свежие фрукты и ягоды, муссы, желе, суфле, пироги и др. А также из фруктов делают заготовки – варенья, компоты, пюре, джемы, сухофрукты; овощи - солят, квасят, маринуют, консервируют. Большую популярность получили свежезамороженные овощи, фрукты и ягоды. Их можно сделать в домашних условиях, это удобно, поскольку зимой мы можем разнообразить свой рацион, ведь замороженные продукты хранятся 6-9 месяцев и сохраняют все свои полезные вещества (Слайд 8).

Для того чтобы овощи были максимально полезны, необходимо знать некоторые правила сохранения в них витаминов и минеральных солей.

(Учащиеся знакомятся при помощи слайда 6.

Правила сохранения витаминов и минеральных солей в овощах, фруктах и ягодах:

  • Употреблять в свежем виде полезнее.

  • Хранят в темном и прохладном месте.

  • Квашеные и соленые овощи хранить в рассоле.

  • При варке закладывать в кипящую воду.

  • Для салатов варить в кожуре.

  • Варить с закрытой крышкой, на слабом огне.

  • Уровень воды не выше уровня овощей на 1-1,5 см.

  • Соблюдать время варки.

  • Мыть и держать в воде не более 10-15 минут.

  • Размораживать при комнатной температуре однократно.)

Поговорим поподробнее об овощах.

Овощи отличаются большим разнообразием, они различаются по внешнему виду и вкусовым свойствам:

(Учащиеся рассматривают слайды, называют различные овощи и записывают таблицу в тетрадь – слайды 10-21).


Классификация овощей

Группа овощей

Овощи данной группы

Корнеплоды

Морковь, репа, брюква, свекла, редька, редис, хрен, корневой сельдерей, петрушка, пастернак.

Клубнеплоды

Картофель, батат (сладкий картофель)

Капустные

Белокочанная, краснокочанная, цветная, кольраби, савойская, брюссельская, китайская, брокколи

Тыквенные

Тыква, огурцы, кабачки, патиссоны

Бобовые

Горох, фасоль, бобы, соя, арахис (земляной орех)

Пасленовые

Томаты, баклажаны, перец сладкий

Луковичные

Репчатый, лук-порей, лук-батун, чеснок

Листовые

Салат, кресс-салат, шпинат, щавель

Пряности

Укроп, сельдерей, петрушка, эстрагон, базилик, тмин, анис, мята перечная, майоран, кориандр (кинза)

Десертные

Ревень, спаржа, артишок

Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ. Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н.э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. Также долго известен и другой овощ – огурец. Место его происхождения – влажные тропические леса Индии. Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории нашей страны они появились только в XVIII веке. Родиной нашего любимого картофеля – Южная Америка, его употребляют уже 14 тысяч лет. В Европу картофель был завезен в середине XVI века, а в Россию – в конце XVII века Петром I. Сначала крестьяне, не зная, что употреблять надо клубни, ели верхние плоды картофеля, что вело к отравлениям.

Овощам требуется 2 вида обработки: механическая (первичная) и тепловая.

Механическая обработка овощей состоит из последовательных технологических операций: сортировки, мытья, очистки, промывания, нарезки.

(Учащиеся записывают в тетрадь схему – слайд 22. Механическая обработка овощей: сортировки, мытья, очистки, промывания, нарезки.)

Сортировка необходима для равномерной тепловой обработки, удобства нарезки. Отбираются здоровые овощи, удаляются посторонние примеси, загнившие и побитые овощи. Моют овощи под проточной водой с целью удаления с их поверхности остатков земли, удобрений, возможно ядохимикатов. Если при приготовлении пищи не соблюдать чистоту, то это может привести к заболеваниям, отравлениям. Очищают овощи для того, чтобы удалить части с низкой пищевой ценностью. Для очистки используют ножи или специальные овощечистки. (Слайд 23). Позеленевшие части клубней картофеля содержат ядовитое вещество – соланин, а позеленевшие части моркови горчат, поэтому их необходимо срезать

Затем осуществляют окончательное промывание, при необходимости овощи дочищают.

Далее овощи нарезают. Нарезка способствует более равномерной тепловой обработке овощей, поэтому необходимо стремиться к тому, чтобы овощи были нарезаны одинаково. Кроме того это придает блюдам красивый внешний вид. Для нарезки применяют различные инструменты и приспособления: ножи, терки, овощерезки (слайд 24).

Вспомним правила техники безопасности при работе с режущими инструментами. (Учащиеся вспоминают, отвечают, проверяют свои знания с записями слайда 25:

  • Работать только хорошо заточенным ножом;

  • Пользоваться ножом осторожно;

  • Передавать нож только ручкой вперед;

  • Не поднимать нож высоко над разделочной доской;

  • Соблюдать осторожность при работе с терками, надежно удерживать обрабатываемые продукты, не обрабатывать мелкие кусочки

  • При нарезке сырых и вареных овощей использовать разделочные доски соответствующей маркировки.)

Существует много форм нарезки овощей. Она зависит от блюда, которое готовишь. Есть блюда, где существуют требования к форме нарезки, например, винегрет принято нарезать кубиками, а овощи на щи брусочками и соломкой.

(Учащиеся рассматривают слайды, называют различные виды нарезки овощей и зарисовывают схему в тетрадь – слайд 26).

Формы нарезки делятся на простую и фигурную (или сложную). К простой форме относят нарезку брусочками, кружочками, ломтиками, дольками, кубиками, кольцами, полукольцами, шашечками, крошкой (слайд 27), к фигурной – звездочками, цветочками, гребешками, шестеренками и др. (слайд 28). Для фигурной нарезки часто используют различные инструменты и приспособления (слайд 29).

Для возбуждения аппетита первым к столу подают салаты. Входящие в состав салата продукты могут быть сырыми, вареными, маринованными, солеными, копчеными и т.п. Салат используют в качестве самостоятельного блюда или в качестве гарнира к мясным и рыбным блюдам. Сегодня вы будете готовить самый полезный салат из сырых овощей. Существуют правила приготовления салатов из овощей (Учащиеся, опираясь на слайд 30, знакомятся с правилами:

  • Овощи для салата брать свежие, не вялые, не потемневшие.

  • Овощи нарезать в соответствии с формой нарезки для каждого вида салата.

  • Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.

  • Салаты из свежих овощей готовить непосредственно перед подачей к столу.

  • Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них еще и тепловую.

  • Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.

  • Заправлять и украшать салат непосредственно перед подачей к столу.

  • Перемешивать продукты осторожно, чтобы они не мялись.

  • Укладывать салат в салатник горкой.

  • Приготавливать и хранить салаты лучше в стеклянной, керамической или эмалированной посуде.

  • Срок хранения незаправленных салатов в холодильнике не более 12 часов, а заправленных – 6 часов.)

Салаты заправляют по вкусу растительным маслом, сметаной или майонезом. Чтобы разнообразить вкус салатов, в заправки можно добавить сахар, перец, лимонный сок, горчицу, готовые соусы.

Так как салат подают первым, он должен быть красиво и аппетитно оформлен. Есть несколько правила (принципов) оформления блюд (Учащиеся рассматривают слайды 31-32 и записывают основные правила в тетрадь - слайд 33).

Простота: для достижения наилучшего эффекта ограничивайте количество украшений. Некоторые блюда выглядят гораздо лучше в своем натуральном виде.

Оригинальность: тщательно продумайте расположение всех элементов украшения.

Цветовое решение: для достижения наилучшего эффекта прибегайте к контрастным цветовым сочетаниям.

Аккуратность: вырезая из продуктов отдельные части украшений, следите за тем, чтобы срезы были четкими, аккуратными.

Сочетание продуктов: блюдо и украшения, которое дополняет, должны сочетаться друг с другом по вкусу. (Например: лимон с рыбным блюдом, сливки и фрукты)

На основание выше сказанного можно составить технологическую последовательность приготовления салатов из сырых овощей (Учащиеся записывают в тетрадь - слайд 34:

  • Механическая (первична) обработка овощей.

  • Заправка салата.

  • Оформление блюда).

4. Выполнение практической работы.

Учащимся выдается инструкционные карты на приготовление салатов из сырых овощей и на приготовление ягодного киселя. Каждая бригада готовит свой салат и варит кисель, пользуясь инструкционными картами. Затем они сервируют стол и дегустируют свои блюда.

После дегустации учащиеся моют посуду и убирают рабочие места. Бригадиры отчитываются перед учителем.

5. Подведение итогов. Заключительный момент.

В конце урока ученики записывают в тетрадь рецепты приготовления салатов и киселя, домашнее задание (слайды 35-37):

Принести следующие продукты:

Свекла (отваренная в кожуре) – 200 г. (1-2 шт.)

Морковь (отваренная в кожуре) – 150г. (1-2 шт.)

Картофель (отваренный в кожуре) – 200 г. (2 шт.)

Огурцы соленые или капуста квашеная – 180 г.

Лук – 90 г. (1 шт.)

Растительное масло или майонез – 90 г. (3 ст.л.)

Зелень - 60 г.

Горошек консервированный (по желанию) – 1 банка

Соль, сахар - по вкусу.

Не забыть: спец.одежду и полотенце.

Учитель анализирует работу учащихся и выставляет оценки за урок.





Приготовление ягодного киселя



Продукты (1 литр киселя):

Ягоды – 125 г. (1ст.)

Сахар – 125 г. (1\2 ст.)

Крахмал картофельный – 40-50 г.

Вода - 1 л.


Кухонная посуда: кастрюля, миска.

Кухонные инструменты и приспособления: сито или дуршлаг, деревянная ложка, пестик, мерный стакан.

Столовая посуда и приборы: стаканы для киселя.






План работы:

1. Ягоды перебрать, промыть, отжать сок.

2. Выжимки поварить, процедить через сито или дуршлаг.

3. В отвар добавить сахар и кипятить до его растворения.

4. Крахмал развести небольшим количеством холодной воды и осторожно ввести, постоянно помешивая, в кипящий сироп.

5. Влить отжатый сок, помешать и снять с огня.


Обычно поверхность киселя посыпают сахаром и быстро охлаждают. Тогда сохраняется цвет, запах ягод и мало разрушаются витамины.







Приготовление салата «Овощное ассорти»



Продукты (6 порций):

Огурцы свежие -200 г. (2 шт.)

Помидоры – 200 г. (2 шт.)

Перец сладкий – 200 г. (2 шт.)

Салат зеленый – 100-150 г. (несколько листиков)

Зеленый лук – 100 г.

Зелень укропа, петрушки – 50 г.

Сметана – 120 г.

Соль - по вкусу.


Кухонная посуда: миски.

Кухонные инструменты и приспособления: дуршлаг, разделочная доска для овощей, кухонные ножи для сырых овощей, ложка.

Столовая посуда и приборы: салатник, порционные тарелки, вилки, ножи.





План работы:

Часть продуктов оставьте для украшения салата.

1.Очищенные и промытые овощи нарежьте: огурцы, помидоры, перец – тонкими ломтиками, зеленый салат и лук мелко нашинкуйте.

2. Нарезанные овощи посолите, заправьте сметаной и перемешайте.

3. Салат выложите в салатник горкой, украсьте зеленью и вырезанными украшениями из овощей.

В салат можно добавить консервированный горошек, стручковую фасоль или кукурузу.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Разработка урока по теме: "Значение овощей, фруктов и ягод в питании человека"

Автор: Ахмедханова Ирина Викторовна

Дата: 23.05.2017

Номер свидетельства: 418109

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Конспект урока по окружающему миру 1 класс по теме "Почему нужно есть много овощей и фруктов" с презентацией "
    ["seo_title"] => string(127) "konspiekt-uroka-po-okruzhaiushchiemu-miru-1-klass-po-tiemie-pochiemu-nuzhno-iest-mnogho-ovoshchiei-i-fruktov-s-priezientatsiiei"
    ["file_id"] => string(6) "137005"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417253582"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "методическая литература - элективный курс "
    ["seo_title"] => string(45) "mietodichieskaia-litieratura-eliektivnyi-kurs"
    ["file_id"] => string(6) "219426"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434173590"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства