- показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, - познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.
-развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.
Повторить:
- санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами;
- правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне;
- правила сервировки стола.
1.Теоретические сведения:
Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ.
Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира.
Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии.
Место происхождения огурца - влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в III тысячелетии до н. э.
Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке.
Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.
Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?
Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».
1. Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.
2. Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
3. Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
4. Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
5. Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.
При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении.
В настоящее время все чаще в кулинарии используют свежезамороженные овощи. Обычно замораживают цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, морковь, огурцы, зелень.
Перед приготовлением любого блюда необходимо произвести
первичную обработку овощей, которая включает в себя:
1. Сортировка.
2. Мойка.
3. Очистка.
4. Промывание.
5. Нарезка.
Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты.
Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.
2. Практическая работа.
Карточка № 3. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».
1. Первичная обработка овощей.
2. Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
3. Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
4. Выкладывание в салатницу и украшение.
Карточка № 4.«Правила приготовления салатов из овощей».
1. Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
2. Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.
3. Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.
4. Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
5. Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).
6. Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.
7. Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.
8. Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов
Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки.
Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы.
Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь.
Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».
Практическая работа - приготовить салат из свежих овощей.
3.Подведение итогов, оценка работы.
После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.
4.Вопросы для повторения (закрепление пройденного материала)
1. Последовательность приготовления салата из свежих овощей.
2. Как можно украсить салат?
3. Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?
4. Домашнее задание
Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Значение овощей в питании человека »
Тема урока:Правильное питание- залог здоровья.
Значение овощей в питании человека
Цели урока:
- показать на конкретных примерах роль овощей в питании человека; сформировать представление об особенностях кулинарной обработке овощей, - познакомить с инструментами и приспособлениями для обработки овощей.
-развивать мировоззрение учащихся; навыки умений анализировать, сопоставлять и делать выводы.
- воспитание у учащихся экономного, бережного отношения к продуктам питания.
Повторить: - санитарно- гигиенические правила при работе с пищевыми продуктами; - правила охраны труда и техники безопасности при работе на кухне; - правила сервировки стола.
МТО урока: конТема урока: Менеджмент и маркетинг в семейной экономике.
Цель урока: Познакомить с основными принципами менеджмента и маркетинга.
Научить с помощью штрих- кода определять подлинность товара.
Воспитывать и прививать рациональное отношение к
материальным ценностям семьи.
МТО урока: Конспект урока, слайды с основными понятиями, интерактивная доска,
компьютер, карточки - задания, инструкционные карты « Определение
подлинности товара».
Тип урока: комбинированный
Методы: словесный, наглядный с применением групповой работы.
План урока.
1.Приветствие
2.Мотивация (вопросы)
3.Тема, цель урока
4.Повторение терминов с помощью кроссворда; задачи семейной экономики –
Сегодня на уроке мы будем продолжать разговор по теме «Семейная экономика» и проведём мы его в виде урока - соревнования. Помогать мне будут ученицы 10 «А» класса. Две – хранители времени, две – наблюдатели.
Но прежде чем объявить тему урока и приступить к её изучению, я хотела, что бы вы ответили на следующие вопросы:
- Вы любите совершать покупки в магазинах? (ответы учениц)
- Какие товары вам больше всего нравиться приобретать? (продукты, одежду, мебель..)
- А вы знаете как правильно выбрать товар, который бы вам гарантировал качество?
Вот сегодня на уроке мы постараемся это выяснить.
И так, тема нашего урока - «Менеджмент и маркетинг в семейной экономике». Его целью является знакомство с такими понятиями, как «менеджмент, самоменеджмент, маркетинг, штрих-код».
Но прежде чем преступить к изучению новой темы мы повторим пройденный материал.
Задание №1
Разгадать кроссворд – 5м.
КРОССВОРД ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
ТЕМЫ «ДОМАШНЯЯ ЭКОНОМИКА»
ПО ГОРИЗОНТАЛИ:
1. ФУНКЦИЯ СЕМЬИ, ОТВЕЧАЮЩАЯ ЗА ВОСПРОИЗВОДСТВО ОБЩЕСТВА.
2. СТРУКТУРА ДОХОДОВ И РАСХОДОВ ЗА ОПРЕДЕЛЁННЫЙ ПЕРИОД ВРЕМЕНИ.
3. ЯЧЕЙКА ОБЩЕСТВА, КОТОРАЯ ЯВЛЯЕТСЯ ИСТОЧНИКОМ СОЦИАЛЬНОГО И ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ.
4. ДЕНЬГИ ИЛИ МАТЕРИАЛЬНЫЕ ЦЕННОСТИ, ПОЛУЧАЕМЫЕ ОТ КАКОГО – ЛИБО РОДА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.
5. ВЫПУСК В СТРАНЕ ЧРЕЗМЕРНОГО КОЛИЧЕСТВА ДЕНЕГ.
ПО ВЕРТИКАЛИ:
1. ФУНКЦИЯ СЕМЬИ, ОТВЕЧАЮЩАЯ ЗА ВОСПИТАНИЕ ЕЁ ЧЛЕНОВ.
2. ФУНКЦИЯ СЕМЬИ, ОТВЕЧАЮЩАЯ ЗА ОБЩЕНИЕ ЕЁ ЧЛЕНОВ.
3. ВСЁ ТО, ЧЕМ РАСПОЛАГАЕТ ЧЕЛОВЕК, СЕМЬЯ И ОБЩЕСТВО В ЦЕЛОМ.
4. ОСОЗНАННОЕ ЖЕЛАНИЕ ИМЕТЬ ЧТО – ЛИБО.
5. ЗАТРАТЫ, ИЗДЕРЖКИ, ПОТРЕБЛЕНИЕ ЧЕГО – ЛИБО ДЛЯ ОПРЕДЕЛЁННЫХ ЦЕЛЕЙ.
Хорошо, таким образом, мы с вами повторили основные функции
- репродуктивная
- коммуникативная
- рекреативная
- социальная
- экономическая.
ответы на кроссворд
Мы с вами живем в век новых технологий и рыночных отношений. И в нашу повседневную жизнь вошли такие понятие как МЕНЕДЖМЕНТ и МЕНЕДЖЕР.
А как вы понимаете эти термины? (ответы учениц)
Правильно, в переводе с английского « Менеджмент»- это управление или ведения хозяйства. Давайте определим: каким образом связаны между собой эти понятия и семейная экономика. Все мы с вами живем в семье, и правильное ведение домашнего хозяйства, разумное и рациональное использование семейных ресурсов, направленное для достижения какой-либо цели, есть ничто иное как «Семейный менеджмент». В любой фирме или предприятии важная роль отводится менеджеру - это человек, который руководит работой, и главная задача которого - извлекать прибыль, учить сотрудников работать вместе, организовывать их. Эти задачи решают дома ваши родители, поэтому они являются «Семейными менеджерами». В условиях рыночной экономики многие семьи организовывают свое индивидуальное дело. Это в свою очередь, является «Самоменеджментом», основная задача которого состоит в том, чтобы максимально использовать собственные возможности, сознательно, рационально управлять своими ресурсами, делами и временем. Пример самоменеджмента в семейной экономике - это открытие индивидуального дела, основные этапы которого, представлены на слайде.
И так, Задание № 2 – представьте, что вы одна семья- организуйте индивидуальную семейную деятельность по схеме и представьте её.- 5м.- защита 2 м.
Т.о. вы организовали собственное семейное дело и получили конечный продукт, который должен пользоваться спросом.
Любая деятельность, направленная на получение дохода, не может обойтись без рынка, а рынок это и есть ничто иное как МАРКЕТИНГ.
Маркетинг- это процесс планирования и воплощения замысла, ценообразования, продвижения идеи, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели семьи. Основными задачами маркетинга являются:
• Выявление потребностей
• Удовлетворение потребностей
• Возобновление потребностей
Как вы понимаете основные задачи семейного маркетинга? (ответы учениц).
Главная задача маркетинга - помогать спросу превратиться в покупку.
Существуют разные виды маркетинга.
В данное время широко развит сетевой маркетинг.
Задание № 3- Какие фирмы сетевого маркетинга вы знаете? -2 м.
Вывод: Мы увидели, что в условиях рыночной экономики вы ориентируетесь хорошо.
Ведение домашнего хозяйства включает в себя не только планирование семейного бюджета, но и рациональное использование материальных средств семьи, поэтому наши любимые походы за покупками должны приносить не только удовольствие, но и экономию денежных средств. В наших семьях существует несколько подходов к совершению покупок: одни покупают все, что хочется; другие покупают то, что нужно; третьи делают определенный запас.
Как вы думаете, какой вариант наиболее правильный? (ответы учениц)
А как в вашей семье делаются покупки? (ответы учениц)
Правильно, второй подход более рациональный. Некоторые покупки можно и не делать, если хозяйство ведется разумно. Некоторые вещи можно изготовить дома, при этом можно применить принцип вторичного использования ресурсов семьи. Всё это решает домашний маркетинг.
На данном слайде представлены этапы совершения покупок, соблюдая которые можно избежать покупки ненужных вещей.
1. Составление списков необходимых товаров;
2. Привязка их к соответствующим магазинам;
3. Сбор информации о возможных вариантах, качестве, сроке службы;
4. Совершение покупки;
5. Оценка приобретенного товара или услуги.
И чтобы купленная вещь служила и радовала вас долгое время, при покупке нужно проанализировать ее потребительский портрет, который представлен на данном слайде.
Задание № 4 – на примере любого товара составьте потребительский портрет вещи и представьте его- 5м.- представление 2м
Потребительский портрет вещи
Практичность – надежность в использовании, полезность, соответствие назначению.
Общность – соответствие другим вещам (имиджу, интерьеру).
Ценность – свойство вещи сохранять и увеличивать потребительскую стоимость.
Т.О. покупая какой – либо товар , мы должны учитывать все его потребительские критерии, чтобы не быть разочарованными в покупки.
Выступая на рынке в роли потребителя, мы должны уметь выбирать качественный товар. Для этого нужно знать как пользоваться штрих-кодом. Все мы с ним встречаемся, но мало кто знает, что он обозначает, и для чего он нужен. В 1977 году была создана и утверждена Европейская система кодирования товаров, целью которой является контроль за качеством и подлинностью товаров, их соответствие первоначальному заданному образцу.
Штрих-код состоит из двух частей: верхняя штриховая (зебра), и нижняя (ряд чисел). Верхняя часть нужна для считывания сканером. В первую очередь она предназначена для продавцов, так как в ней заложены основные параметры товара.
Скажите, вы встречались с таким видом услуг в нашем городе?
Нижняя часть, состоящая из ряда цифр, нужна для определения подлинности товара покупателем. Количество цифр-13. Первые -2 или 3 – код страны, следующие- 4 или 5 цифр-Предприятие-изготовитель, последующие 4 цифры- Наименование товара, его потребительские свойства, размер, масса, цвет;и последняя - Контрольная цифра, для определения подлинности товара.
Хотелось бы заметить, если товар предназначен только для внутреннего рынка, то его штрих- код отличается от международного – код страны-изготовителя не ставиться.
Наша страна также вошла в Европейскую систему кодирования и имеет код- 487.
Подлинность товара определяется по следующей схеме.
Задание № 5 – Определить подлинность товаров по штрих-коду- 7 м.
Каждой группе даны инструкционные карты и карточки со штрих-кодом, нужно найти один неподлинный.
8690504035008
1. Сложить цифры, стоящие на четных местах:
6+0+0+0+5+0=11
2. Полученную сумму умножить на 3:
11 х 3=33
3. Сложить цифры, стоящие на нечетных местах, без контрольной цифры:
8+9+5+4+3+0=29
4. Сложить числа, указанные в пункте 2 и 3:
33+29=62
5. Отбросить десятки:
2
6. Из 10 вычесть полученное в пункте 5:
10-2=8
Если полученная цифра не совпадает с последней цифрой штрих-кода, то товар произведен не законно и не гарантирует качества.
Вывод: Любой производитель, который хочет на мировой рынок со своим товаром, должен зарегистрироваться в данной системе и получить на свой товар порядковый номер. Чтобы не быть обманутым и пользоваться качественным товаром, нужно уметь пользоваться штрих-кодом и всегда смотреть дату изготовления товара.
На этом все задания выполнены и наблюдатели могут подводить итоги.
В заключении я хотела бы вам напомнить, что выступая на рынке в роли потребителя
Потребитель имеет право на:
Информацию об изготовителе;
Безвозмездное устранение недостатков товара;
Компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения изготовителем прав потребителя;
Полного возмещения убытков, причиненных вследствие продажи товара ненадлежащего качества;
Чтобы товар при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни и здоровья.
Также вы должны знать, что в каждом городе Казахстана есть такая организация как «Союз Защиты Прав Потребителя», обратившись в которую вы можете отстоять свои права потребителя, если ваша покупка оказалась некачественной, и продавец отказал в возврате денег.
Объявление итогов и оценок урока.
- команда, набравшая большее количество баллов получают все «5», другая – «4»
Рефлексия
На этом урок завершён и я надеюсь, что теперь вам не составить сложности выбрать качественный товар и избежать ненужных покупок.
Домашнее задание:
Определить подлинность товара при помощи штрих-кода трех изделий.спект, интернет ресурсы, доклады учениц.
1.Теоретические сведения: Рациональное питание человека невозможно без овощей, фруктов и плодов. Все мы любим овощи, но даже не задумываемся, как и где появился тот или иной овощ. Известно, что капусту выращивают с давних времен, с III тысячелетия до н. э. Родина этой овощной культуры – Средиземноморье. В наши дни ее возделывают во многих странах мира. Родина всеми любимого картофеля – Южная Америка, где местное население стало употреблять его в пищу примерно 14 лет назад. В Европу картофель был завезен в середине XVI века. Появление картофеля в России в конце XVII века связано с именем Петра I, который привез мешок клубней из Голландии. Место происхождения огурца - влажные тропические леса Индии, где его выращивали уже в III тысячелетии до н. э. Родиной томата считаются тропические районы Южной и Центральной Америки. В Европе томаты начали выращивать в XVI веке. На территории России – в XVIII веке. Овощи являются основными поставщиками жизненно необходимых витаминов, минеральных солей, сахара, клетчатки и других питательных веществ. Без овощей невозможно сегодня представить себе рациональное питание. Известно, что в Китае существовал очень жестокий вид казни, при котором заключенного кормили только вареным мясом. Через некоторое время человек умирал в мучениях от отравления организма, так как именно клетчатка, содержащаяся в овощах, способствует выведению из организма токсинов и отходов жизнедеятельности. Все знают, чем полезно употребление в пищу свежей моркови? (Отвечают: « Чтобы улучшить зрение»). А что влияет на улучшение зрения? Бета- каротин, содержащийся в моркови. В свекле и яблоках содержится много железа, которое способствует повышению гемоглобина в крови и процессу кроветворения.
Но витамины и полезные питательные вещества имеют свойство разрушаться при неправильном хранении. Как же сохранить их?
Карточка № 1. «Сохранение витаминов в овощах».
Овощи следует хранить в темном месте при температуре +1 …+3 °С, квашеные и соленые овощи – в рассоле.
Овощи для варки в кастрюлю с кипящей подсоленной водой и варят под крышкой. Если овощи предназначены для салатов и винегретов, их варят неочищенными. Овощи в кастрюле должны быть полностью покрыты водой.
Отвары очищенных овощей не выливают, а используют в качестве добавок при приготовлении супов, соусов, потому что они содержат много витаминов.
Мыть и держать овощи в воде не более 10 – 15 минут.
Готовить овощные блюда следует непосредственно перед их употреблением.
При неправильном и длительном хранении овощей влага, содержащаяся в них, испаряется, и овощи теряют пищевую ценность и товарный вид. Они увядают, становятся мягкими и темными. Чтобы избежать этого, овощи консервируют, замораживают или хранят в темном прохладном помещении. В настоящее время все чаще в кулинарии используют свежезамороженные овощи. Обычно замораживают цветную капусту, кольраби, зеленый горошек, морковь, огурцы, зелень.
Перед приготовлением любого блюда необходимо произвести первичную обработку овощей, которая включает в себя:
Сортировка.
Мойка.
Очистка.
Промывание.
Нарезка.
Самыми полезными являются блюда из свежих овощей, чаще всего это бывают салаты. Салат – это холодное блюдо, состоящее из одного или нескольких видов овощей, а также из овощей в сочетании с мясом, рыбой, яйцами и т. д. Салат используют в качестве самостоятельного блюда и как гарнир (добавление, приправа) к мясным и рыбным блюдам.
2. Практическая работа.
Карточка № 3. «Технологическая последовательность приготовления салатов из свежих овощей».
Первичная обработка овощей.
Нарезка овощей. Овощи для салата должны быть нарезаны одинаково.
Заправка салата. Перемешивать продукты надо осторожно, чтобы они не мялись.
Выкладывание в салатницу и украшение.
Карточка № 4.«Правила приготовления салатов из овощей».
Овощи и зелень мыть сырой водой, затем кипяченой.
Салат из свежих овощей надо готовить непосредственно перед подачей к столу.
Все продукты должны пройти первичную обработку, а часть из них – первичную и тепловую.
Нельзя соединять теплые и холодные овощи – салат быстро испортится.
Овощи для салата можно готовить заранее (за 1- 2 часа до подачи к столу).
Заправлять и украшать салаты надо непосредственно перед подачей к столу.
Нельзя готовить и хранить салаты в металлической посуде.
Соблюдать сроки хранения салатов в холодильнике: для незаправленных салатов – не более 12 часов, заправленных – 6 часов
Вкус салатов зависит не только от основных продуктов, входящих в их состав, но и от заправки. Салаты и винегреты заправляют по вкусу растительным маслом, майонезом или сметаной. Иногда в заправки добавляют сахар, перец, горчицу, готовые острые соусы. Так как салаты подают и едят первыми, они должны быть красиво и аппетитно оформлены. Для украшения блюд используют зелень петрушки, укропа, сельдерея, листья салата и овощи, имеющие яркую окраску: помидоры, огурцы, редис, морковь.
Карточка № 5. «Оформление салатов из овощей».
3.Подведение итогов, оценка работы.
После дегустации салата учащиеся оценивают свою работу, качество приготовленного блюда.
4.Вопросы для повторения (закрепление пройденного материала)
Последовательность приготовления салата из свежих овощей.
Как можно украсить салат?
Какие правила нужно соблюдать при приготовлении салатов?
4. Домашнее задание
Выучить правила техники безопасности при работе с режущими инструментами;
Привести примеры овощей по следующим группам: луковичные, плодовые, корнеплоды, листовые, цветковые (не менее двух-трех видов овощей на каждую группу).