Тема урока : Виды бутербродов.
Класс: 5
Цель: Сформировать навык по приготовлению открытых бутербродов с соблюдением правил техники безопасности и санитарии.
Задачи : 1.Оразовательная.
- Ознакомить с технологией приготовления бутербродов.
2. Развивающая.
- Развивать внимательность, творческие способности, эстетический вкус при оформлении блюда и сервировки стола.
3. Воспитательная.
- Воспитывать аккуратность, бережливость, самостоятельность, навыки коммуникативного общения.
Оборудование:
- набор кухонной посуды;
- доски разделочные;
- ножи;
Ход урока.
1.Ораганизационный момент.
1.Контроль посещаемости.
2.Проверка рабочей одежды и готовности к уроку.
2. Изложение нового материала.
Основной компонент для приготовления бутербродов- это хлеб. - Как вы думаете полезен ли хлеб? Хлеб – один из самых удивительных продуктов природы и человеческого труда, один из самых древнейших и самых значительных, самых надёжных видов пищи на земле. Хлебом удовлетворяется почти вся потребность организма человека в углеводах, на треть – в белках, более чем на половину в витаминах группы В, солях фосфора и железа.
Хлеб всегда присутствует в питании человека и является главным компонентом при приготовлении бутербродов. Бутерброд является одним из видов так называемой закуски. То есть бутерброд подают на стол как дополнение к какому-то из основных блюд-каше, мясу. рыбе.
Перед тем как приступить к приготовлению бутербродов, вам будет полезно узнать, откуда к нам пришло это слово. Оно составлено из двух немецких слово-"брот"(хлеб) и "бутер"(масло),то есть хлеб, намазанный маслом. Конечно хлеб с маслом - самый простой бутерброд, сегодня вы узнаете чем ещё можно заменить масло.
-Скажите в каких случаях удобно использовать бутерброды(ответы учениц).
Как правило, берут с собой в дорогу, в школу, на прогулку, даже на работу, чтобы перекусить во время перерыва. Но использовать их как постоянное блюдо врачи все-таки не рекомендуют.
Оказывается, бутерброды бывают разных видов. Самые простые из них называют открытыми, это те, с которыми каждый из нас встречался, когда соединял разные продукты с куском хлеба.
-Что в таких случаях используется как наполнитель бутерброда?(Варенная и копченная колбаса, сыр, ветчина, варенье).
Верно, а ещё бутерброды готовят с кусочками консервированной рыбы, варенным яйцом, ломтиками свежих и солёных огурцов и помидоров.
Иногда компоненты смешивают: например, на ломтик ветчины кладут яйцо или ломтик колбасы-сыр. Но такие бутерброды любят не все. Другое дело, когда на ломтик колбасы или сыра кладут дольку огурца или помидора. Сочетание жирных продуктов с овощами улучшает вкус еды.
Второй вид бутерброда - закрытый: на ломтик сыра или колбасы кладут второй кусок хлеба. Это повышает питательность блюда, но такой способ приготовления обычно используется, если к хлебу берут жирные компоненты: сало, шпик, корейку. Это помогает снизить воздействие жира на желудок.
Бывают сладкие бутерброды -фруктовые, они представляют собой сочетание хлеба(чаще белого) с разными фруктами и ягодами: ломтиками яблок, киви, бананов. Подобные бутерброды становятся заключительной частью обеда- десертом, и украшают разными ягодами - свежими или из компотов.
Последний вид бутерброда - горячий. Для него можно отдельно жарить гренки, на которые потом кладут продукты, скажем куски курицы или поджаренного отдельно мяса. А можно запечь сразу весь бутерброд: намазать хлеб маслом, сверху положить сыр и запечь.
-Расскажите, что тогда произойдёт с каждым компонентом.(Хлеб поджарится, масло пропитает хлеб, а сыр оплавится и подрумянится.)
Такой бутерброд способен заменить горячий завтрак.
И ещё один важный момент- украшение бутербродов. Оказывается, когда их готовят как праздничную закуску, их украшают.
- Какие детали можно в таких случаях использовать? (Веточки зелени - укроп, петрушка; нарезанные кольцами сладкий перец и оливки и т.д.)
Ещё можно нарезать компоненты бутерброда фигурно. Например, кусочки наполнителей делать не просто ломтиками. а в виде звездочек, полосок, других геометрических фигур.
Все это делает блюдо привлекательнее. а значит, аппетитнее.
Физкультминутка: ( стоя за партой )
- И.п.- стоя к соседу по парте спиной, руки на поясе, наклониться назад, прогнуться, руки вверх, вернуться в и.п.
- И.п.- руки за головой. Повернуть туловище вправо, вернуться в и.п. Тоже в другую сторону.
- И.п.- руки за спиной. Переступанием повернуться направо, вернуться в и.п.Тоже в другую сторону.
Требования к качеству готовых бутербродов.
- - бутерброды готовят непосредственно перед подачей;
- - продукты, входящие в состав бутербродов должны быть свежими;
- - горячие бутерброды должны подаваться в горячем виде;
- - хлеб не должен быть слишком тонким или толстым ;
- - хлеб должен быть полностью покрыт продуктами;
- - хранить бутерброды в холодильнике не более 3 часов.
3. Закрепление изученного материала.
- Самый главный продукт питания?
- Как называются маленькие бутерброды?
- Какой толщины нарезают хлеб для бутербродов?
4.Практическая работа. «Приготовление открытых бутербродов с сыром.»
Вводный инструктаж: Объяснение хода работы (на доске), правила техники безопасности при работе с ножом.
- Приготовить компоненты для бутербродов, разложить их в нужной последовательности: сначала- хлеб, далее -сыр.
- Разложить разделочные доски, приготовить ножи,
- Хлеб следует резать так, чтобы он не крошился.
- Ломтики сыра следует нарезать как можно тоньше. Лучше при раскладывании на бутерброд положить по 2-3 дополнительных ломтика. Сыр можно нарезать не только прямоугольниками, но и треугольниками.
- Украшать бутерброды можно при помощи зелени и нарезанных овощей.
В ходе практической работы осуществляется контроль:
- За соблюдением правил безопасности труда, санитарии, гигиены;
- За организацией рабочего места;
- За соблюдением последовательности приготовления;
- За выполнением правильных приёмов работы с инструментами и приспособлениями;
- За трудовой дисциплиной.
Заключительный инструктаж:
- бракераж;
- уборка рабочих мест;
5.Заключительная часть.
- закрепление основных понятий урока(классификация бутербродов: открытые, закрытые, сладкие, горячие)
- подведение итога
6.Домашнее задание. Сочинить стихотворение или сказку о бутерброде