Межпредметная связь: история, русский язык, художественная литература, математика.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма урока: фронтальная, групповая.
Методы урока: объяснительно-иллюстративный.
План урока:
1) провести актуализацию знаний
2) сообщить познавательные сведения по теме
3) закрепление теоретического материала - практическая работа
Содержание урока. *
- Я рада приветствовать вас
- Вы любите сказки? (Да)
- Конечно, сказки любят все: взрослые и дети. И вот сегодня мы с вами *
заглянем в удивительный мир сказки.
- Вы знаете этих героев? (да) *
- Как называется эта сказка? (Белоснежка и семь гномов)
Однажды, зимним деньком, в домике гномиков приключилась неприятная история. Белоснежка проводив *гномов на работу*, занималась домашним хозяйством— наводила*
порядок, носила *воду, готовила *ужин. С работы гномики вернулись расстроенные *и уставшие. Белоснежка спросила, *что случилось. За ужином *Гномики рассказали ей, что во время работы они все время теряли свои *инструменты, и им приходилось *их искать. *Белоснежка задумалась, как помочь гномам.
- Поможем Белоснежке, что же можно придумать? (карман)
Определим тему нашего сегодняшнего урока. У вас на столах лежат пословицы и поговорки, в которых пропущено одно слово.
«Считай деньги в своём …» «Чего не досмотришь, то … доложишь»
«У Варвары всё в …» «У вора … дырявый»
«Из чужого …платить легко» «За словом в …….. не лезет»
«Запас … не тянет» «Не надейся Роман на чужой …»
Вопрос детям: Для чего нужен карман?
Ответы детей:…. (носить мелкие предметы)
* КАРМАН - деталь одежды, предназначена для переноски и хранения мелких предметов.
Слово «карман» происходит от неустановленной формы «Кодман» «мешкообразная одежда».
Монеты и необходимые мелочи носили в подвесных карманах – мешочках. Они не вшивались в одежду, а носились в основном попарно на тонком пояске у женщин под юбкой, а у мужчин поверх штанов. Для доступа к карманам в швах верхней одежды оставлялись специальные разрезы. При бургундском дворе такие мешочки являлись частью придворного туалета и назывались “омоньерами”.
*В XV-XVI веках карманы были самостоятельным аксессуаром женского костюма. Иногда для карманов использовали не только лен или хлопок, но и более дорогие ткани – бархат, атлас.
* После появления карманов мужчины стали довольствоваться ими, а женщины принялись развивать сумочную линию. * Они носили небольшие сумочки-мешочки, предназначенные для хранения мелких предметов. Уже тогда эти сумки-ридикюли изготавливались из различных материалов, имели разные формы и богато украшались бисером и стеклярусом.
*В начале XIX века карманы повсеместно начали вшивать в одежду. Также навесными карманами продолжили пользоваться дамы почтенного возраста, предпочитающие не менять свои привычки.
* В начале XX века главной любительницей карманов считалась Коко Шанель. Она считала, что женщинам недостает карманов, этой мужской детали костюма. И привнесла их не только в одежду, но и в аксессуары.
*Сегодня карманы являются настолько повседневным предметов гардероба, что кажется – они были всегда.
С появлением кармана возникли народные пословицы и поговорки.
- А вы знаете, какие-нибудь поговорки про карман?
*- «Держи карман шире».
Что означает эта поговорка? (отказ в просьбе)
- «За словом в карман не лезет».
Какой смысл у этой поговорки? (умный общительный человек, который всегда знает, что ответить собеседнику)
-«Набить карман»
О чем говорит эта поговорка? (разбогатеть)
Вопрос детям: Какие по размерам могут быть карманы?
Ответы детей:…. (большие, маленькие)
Вопрос детям: Где могут располагаться карманы?
Ответы детей:….(на рукавах, на брюках, внутри одежды, на одежде)
Существует большое множество разнообразных карманов. Они отличаются по внешнему виду, конструкции и способам обработки.
*Карманы по способу изготовления бывают: прорезные, в швах, накладные.
* Прорезные карманы могут быть с клапанами, в рамку, с застежкой-молнией, с листочками;
* Накладные карманы выполняют из основного материала, однако в некоторых моделях очень эффектно выглядят накладные карманы из отделочного материала. Накладные карманы бывают с горизонтальным или наклонным входом, с клапаном или без него. Способов отделки накладных карманов много: рюши, оборки, клапаны, тесьма, вышивка и т.д.
Итак, мы разобрались с вами, что карманов существует много: они могут быть разной формы, разных размеров, с разной отделкой и располагаться в разных местах изделий.
Практическая работа.
*- Поможем Белоснежке, подскажем, как обработать карманы, чтобы Гномики не теряли свои инструменты.
* - Но чтобы помочь Белоснежке, повторим правила безопасности.
* - Гномики не остались в стороне, они принесли инструкционно -технологические карты, что бы нам удобнее было работать. Они лежат на ваших столах.
- Учитель работает у доски с макетом кармана, объясняя технологические операции, учащиеся повторяют за ним.
ПОУЗЛОВАЯ ОБРАБОТКА НАКЛАДНОГО КАРМАНА
*- С изнаночной стороны кармана у вас намечены линии сгиба на обработку верхнего, боковых и нижнего срезов. Верхний край на 4,5 см. от среза, боковые и нижний на 1 см.
*- На изнаночной стороне кармана, наметим линию на расстоянии 0,5 см от верхнего среза.
*- Перегните по намеченной линии и заметайте
*- Переверните карман на лицевую сторону.
*- Перегните по намеченной линии, расстояние 4 см от сгиба.
*- Заметайте по боковым швам, расстояние 1 см от среза.
*- Выверните и выправьте уголки.
Взаимоконтроль.
- Посмотрите друг у друга, какие у вас получились кармашки и оцените работу?
*- Посмотрим, что получилось у Белоснежки.
*Вопросы для закрепления
- Какие бывают карманы, по способу обработки?
- Какую отделку можно использовать при обработке накладных карманов?
*Домашнее задание: Придумать и нарисовать на альбомном листе накладной карман необычной формы и с необычной отделкой.
Физкультминутка (2 мин.)
«Лебеди летят, крыльями машут,
Присели над водою, качают головою.
Гордо и важно умеют держаться,
Тихо, бесшумно на воду садятся».
И.п.: руки в стороны; 1-2 - руки вверх; 3-4 - руки вниз; 5-6 - присесть, обнять колени; 7 -8 - посмотреть направо, налево; 9-10 встать, руки за спину, поднять голову; 11-12тихо сесть за парту