Межпредметные связи: материаловедение “Облицовочные материалы”, производственное обучение “Облицовка поверхностей”.
Ход урока.
Ход урока
1. Вводная часть
Друзья мои, я очень рада
Войти в приветливый ваш класс,
И для меня уже награда -
Вниманье ваших умных глаз.
Я знаю, каждый в группе гений,
Но без труда талант не впрок.
Давайте сочиним урок!?
Чему научимся мы здесь -
Нам в жизни пригодится.
Значит, давайте трудиться.
И больше узнать сегодня стремиться.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Межпредметные связи: материаловедение “Облицовочные материалы”, производственное обучение “Облицовка поверхностей”.
Ход урока.
Ход урока
1. Вводная часть
Друзья мои, я очень рада Войти в приветливый ваш класс, И для меня уже награда - Вниманье ваших умных глаз. Я знаю, каждый в группе гений, Но без труда талант не впрок. Давайте сочиним урок!? Чему научимся мы здесь - Нам в жизни пригодится. Значит, давайте трудиться. И больше узнать сегодня стремиться.
Здравствуйте, уважаемые будущие мастера отделочных работ!
Меня зовут …
Для того, чтобы мне было легче общаться с вами, я предлагаю вам подписать бейджики, прошу на бейджиках написать полное имя.
Сегодняшний урок нам предстоит провести в таком, непривычном для нас, кругу общения. Вы имеете хорошую возможность продемонстрировать свои знания предмета “Технология отделочных строительных работ”. А я со своей стороны постараюсь пополнить ваши знания новыми. Кроме этого я бы хотела, чтобы наше общение на сегодняшнем уроке оставило приятные впечатления.
Я рекомендую быть внимательными во время занятия, чтобы в конце урока вы уверенно могли сказать себе: “Теперь я знаю больше!”.
1.1. Орг. момент. Проверка готовности к уроку.
1.2.. С темой нашего урока случилось несчастье, пока я ехала к вам по дороге из Прокопьевска в Кемерово одно из слов в теме…… пропало, его превратили в ребус, но я думаю проблема разрешимая, давайте попытаемся его расшифровать.
И так тема нашего урока “Технология выполнения мозаики”.
Сегодня на уроке мы сформулируем понятие мозаики, сформируем знания о видах и технологии выполнения и получим первые навыки в составлении орнаменты.
2. Основная часть
2.1. Нопрежде чем изучить новый материал давайте вспомним виды отделки поверхности, которые вы уже изучили, для этого попытаемся составить синквейны:
Правила синквейна:
1 строка – тема синквейна, 1 слово.
2 строка – 2 прилагательных, причастий, описывающих признаки и свойства темы.
3 строка – 3 глагола или деепричастия, описывающие характер действия
И так мы с вами повторили виды отделки и переходим к изучению нового материала “Технологии выполнения мозаики”.
2.2. Изучение нового материала
Когда слышите слово “мозаика”, какие у вас возникают ассоциации?
Перед вами находится краткое методическое пособие составленное на основе справочных материалов, энциклопедий и учебников.
А теперь откроем стр. … и прочитать, какое определение “мозаики” дает учебная литература.
Мозаика — способ выполнения из однородных или различных по материалу частиц (камень, стекло, керамическая плитка, дерево) орнаментальных или сюжетных изображений. Мозаика используется для отделки и украшения интерьеров общественных зданий, монументальных сооружений.
Давайте запишем определение в тетради.
Орна'мент — узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов.
Орнаментом называется узор, построенный чередованием в определенном порядке.
Возможности мозаики безграничны – от простого геометрического узора до тщательно разработанного мотива. Стиль ее может варьироваться от классического до современного, а палитра безгранична – от монохромности до сочетания всех цветов и оттенков.
Мне бы очень хотелось сделать небольшой экскурс в историческое прошлое мозаики.
Есть виды искусства, которые существовали и будут существовать всегда. Наравне с музыкой и живописью, к таким видам деятельности человека относится и мозаичные творения. Удивительно, но и в наш прагматичный век шедевры мозаики продолжают появляться на свет.
Возникновение самого слова “мозаика” окутано тайной. По одной версии, оно происходит от латинского musivum МЬЮЗИВАМ и переводится как “посвященная музам”. По другой - это всего лишь opus musivum, ОПАС МЬЮЗИВАМ то есть разновидность кладки стены или пола из мелких камешков.
История мозаики берет свое начало в Древней Греции.
В Древнем Риме и Византии это искусство получило весьма широкое распространение, после чего было надолго забыто и возродилось лишь в середине XVIII века.
В эпоху поздней Римской империи мозаику можно встретить практически везде: и в частных домах, и в общественных сооружениях.
Известная с древности римская мозаика набиралась из бесчисленного множества разноцветных, но практически одинаковых по форме элементов, они подбирались вплотную почти бесшовно
В эпоху Возрождения мозаичные панно стали создавать, вырезая крупные куски камня по форме рисунка. Так появилась флорентийская мозаика, лучшие примеры которой можно встретить в оформлении интерьеров величайших дворцов Европы.
Россия, как это нередко бывает, шла к мозаичным шедеврам особым путем. Русская мозаика отличалась тем, что точно подогнанные тончайшие пластинки уральских полудрагоценных камней благодаря сложнейшей работе создавали ощущение монолитного объема не "испорченного" швами. К развитию этого ремесла в России прямое отношение имел Михаил Васильевич Ломоносов, да и крупнейшее мозаичная картина тоже находится в нашей стране - в Петербургском храме Спаса на Крови.
Старинные мозаичные картины можно найти, пожалуй, во всех частях света. Это неудивительно, ведь мозаика не только красива. От наполняющего ее камня она позаимствовала небывалую долговечность. Поэтому, память о творениях мастеров мозаичного искусства остается не просто на века, не сотрется она и через тысячелетия.
Вернемся из прошлого в настоящее.
Возврат к традициям прошлого весьма характерен для нашего времени. Вот и мозаика после временного забвения снова входит в авангард архитектурной моды.
Искусство мозаики, вышедшее из глубины веков, - не только прекрасное, но и, как оказывается, вполне практичное дело. Мозаика не просто внешне эстетична, но и надежна. Поскольку использовать ее можно и в хрупких эксклюзивных витражах, и при экстерьерных работах. Мозаика мозаике - рознь и бывает разной...
Мозаичные панно, столь похожие на древние, создаются с использованием принципиально других технологий и разнообразных материалов.
Какие материалы используют для изготовления мозаики. Мы сейчас узнаем.
Для дальнейшей работы я предлагаю вам разбиться в группы по 4 человека и самостоятельно изучить виды материалов из которых выполняют мозаику, после изучения один представитель группы, делает минисообщение.
Стеклянная мозаика - наиболее доступный материал для создания мозаичного декора. Этот материал прочен, устойчив к влаге и бытовым химикатам, перепадам температур. Благодаря этим свойствам, стеклянная мозаика широко используется как в интерьерном декоре (ванные комнаты, бассейны, камины и проч.), так и в экстерьерном (например, облицовочный декор).
Стеклянная мозаика выпускается различной формы, размера, цветов и текстуры. На современном рынке этот вид мозаики можно встретить как традиционной формы в виде квадратных пластинок, так и, например, в виде прозрачных или матовых капель.
Смальта. Под смальтой понимают цветное непрозрачное стекло, представленное чаще всего в форме квадратных пластинок.
Как правило, нижняя сторона плиток смальты шероховатая, чтобы клей и затирка лучше держались, лицевая - гладкая или текстурированная, углы слегка скошены. К основным преимуществам стеклянной мозаики можно отнести ее яркость, разнообразие цветов и оттенков, широкий выбор текстур и декоративных вкраплений. Даже используя простой рисунок, при умелой подборке цветов и их комбинаций можно добиться эффектного результата.
Камень.
Травертин, гранит, оникс, мрамор... Натуральный камень с твердым своенравным характером превращается в руках мастеров в послушные кусочки мозаики, из которых можно выложить великолепные панно, напольные декоры, даже целые ковры. Разнообразие цветов и оттенков позволит создать как несложный узор, так и детальный портрет. На фабриках, под индивидуальный заказ, воплощают самые необычные фантазии.
Чтобы такого вида мозаика не оказалась прихотливой в эксплуатации, готовую выложенную поверхность необходимо покрыть специальным составом, призванным защищать камень от внешнего воздействия.
Цвет природного материала неповторим, игра структур необычна, поэтому каждое мозаичное изображение заведомо уникально. Камень можно оставить полированным, а можно "состарить" - тогда цвет будет более приглушенным, а края более гладкими. Выпускаются чипсы самой разной формы - от круглой до неправильной. Максимальный размер – 50x50 мм в основном такие элементы применяются вне помещений.
Отдельной темой “каменной” мозаики можно считать мозаику из керамогранита - высокопрочного износостойкого материала, используемого в экстерьерах. Отделка беседок, барбекю и прочее, прочее, прочее...
Керамическая мозаика представляет собой квадратные керамические плитки сравнительно небольшого цветового разнообразия.
Это непрозрачный материал и по сравнению со смальтой, менее износоустойчивый. Как правило, керамические плитки имеют ровную глазурованную поверхность и шероховатую обратную сторону. Разновидностью глазурованной керамики является кафельная плитка
Кафельная плитка - бывает разнообразных цветов, текстуры, может содержать множество узоров и иметь различные размеры.
Преимуществом работы с кафельной плиткой является то, что при ее помощи можно создавать крупные цельные детали композиции.
Кафельные плитки легкодоступны и сравнительно недороги, их можно приобрести в любом магазине или на строительном рынке. Интересные эффекты можно получить, используя осколки старых плиток, которые часто остаются в хозяйстве.
Металл.
Предыдущие три позиции - стекло, камень и керамическая плитка - являются традиционным сырьем для производства мозаики. Но некоторые производители идут дальше в своих поисках - и находят. Мозаика из настоящего металла, а не просто его имитация. На каучуковую основу - и заметьте, не обязательно стандартно квадратную, это вполне может быть и другая фигура – как-то ромб, при производстве “надевают” металлический колпачок. Просто, красиво и надежно. Правда, любителям металлической мозаики не стоит злоупотреблять бытовой химией, чтобы не испортить ухоженный вид своего интерьера.
Драгоценные изделия.
Мы уже упоминали о “золотой” стекломозаике, в каждой кусочек которой вложена настоящая золотая (99 пробы) фольга. Еще одна изощренная мозаика - мозаика с добавлением искусственного аквамарина, процесс изготовления которой очень сложен и кропотлив. Добавление оксида меди позволяет добиться неповторимости оттенков каждого кусочка. Радует глаз и “мерцающий” эффект поверхности мозаики. Эксперименты и продолжаются, так что эти воплощения не являются исчерпывающими. Так, скажем, эксклюзивную дорогую мозаику делают также из натурального перламутра.
И так сделаем небольшой вывод: Выполнять мозаику можно из разнообразных материалов: смальты, керамики, природного камня.
Но на этом разнообразие мозаичных работ не останавливается существует несколько методов набора мозаики.
Прямой метод.
Из названия ясно, что этот способ предполагает укладку лицевой стороной вверх непосредственно на поверхность. Этим методом пользуются при создании объемной мозаики.
Прямой метод состоит в укладке элементов прямо в слой цементного или известкового раствора, после того как на поверхности соответственно был сделан набросок рисунка.
Укладка производится сразу на постоянную основу, поэтому нужен подходящий клей.
Прямой метод используется прежде всего для выполнения настенных панно, неровность поверхности и различный наклон элементов создают особенное мерцание света, одну из основных особенностей мозаики.
В современных условиях прямой набор часто осуществляется в мастерских - мозаичное изображение собирается на основу - стекловолокно или иные материалы, причем крупные изображения делятся на фрагменты. Отдельные фрагменты- матрицы. Затем готовая мозаика собирается непосредственно на объекте из готовых частей - и крепится вместе к поверхности. Матричная техника – это самый простой вид укладки мозаики.
Её выкладывают не поштучно, а готовыми сборными матрицами – квадратами 30х30 см.
Эта техника подходит для создания панно из материалов разной толщины, при работе с битыми керамическими плитками. Именно прямым набором изготовлены великолепные древнеримские и византийские мозаики
Обратный метод.
Мозаику сначала выкладывают на клейкую основу лицевой стороной вниз, а затем переносят на подготовленную поверхность с нанесенным клеем. После высыхания клея, основа (это может быть гуммированная бумага или самоклеящаяся пленка) снимается, затем выполняется затирка швов. Эта техника подходит в том случае, если необходимо создать ровную и гладкую поверхность готовой мозаики. Обратным методом набирают панно с несложным рисунком.
Еще хочется отметить, что для укладки мозаики используются специальные клеи - обязательно белого цвета, а, также, затирка и соответствующие инструменты, для выполнения мозаичных работ, но это уже тема следующих занятий
И так мы с вами узнали три способа выполнения мозаики, а сейчас мне бы хотелось предложить вам создать собственный орнамент мозаики.
Скажите, что за материал, предложен вам для работы
А эпиграфом к нашей работе пусть послужат такие слова (на доске):
Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, Сделать что-нибудь плохо уже не захочет. В. Федоров
Должны вы все делать своими руками Недаром сегодня смекалка нужна Во всем и везде помогает она.
Трудоемкость мозаики, оправдана её долговечностью и красотой и потому работа в этой технике кажется нам перспективной. Интересно также изучать шедевры в этой области, открывать для себя их смысл.
2.3. Закрепление нового материала
Для закрепления материала пройденного на уроке я предлагаю вам выполнить следующую работу. Я предлагаю вам разгадать чайнворд в котором зашифрованы термины имеющие отношение к теме сегодняшнего урока. Слова могут располагаться, как по вертикали так и по горизонтали. Например (слайд).
Вопросы учащимся:
Вы можете сказать, что знаете больше.
1. Что нового узнали на уроке?
2. Назовите разновидности мозаики по способу выполнения.
3. Какой материал можно использовать при составлении мозаики?
4. Чему мы научились на уроке?
5. Где могут пригодиться знания, полученные на уроке?
6. Что было сложнее всего?
Итак, вы познакомились с терминами, мозаичными техниками. Пользуйтесь полученной на уроке базой, но не ограничивайте себя традицией, экспериментируйте. Существует много способов выразить себя. Вы можете стать первооткрывателем в мозаичной технике. Всегда фиксируйте внимание на тех предметах и частях мозаичных композиций, которые оказываются не такими, как вы планировали. Ведь часто сегодняшняя ошибка становится завтрашней техникой.
И еще, начав заниматься мозаикой, вы по-другому станете смотреть на окружающие вещи. Когда-то вы считали, что осколок стекла или разбитая чашка – вещи совершенно бесполезные и их следует выбросить. Теперь же они могут стать объектом для вашего творчества, и вы начнете обдумывать, как их использовать для вашего следующего замысла.
Заключительная часть урока.
Подведение итогов и выставление оценок.
Время урока истекло, Я вам, ребята, благодарна. За то, что встретили тепло, За ваши мысли и ответы Мне с вами очень повезло.
Самоанализ урока по теме “Технология выполнения мозаичных работ Мозаичные работы”
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: ознакомить с технологией выполнения мозаичных работ и навыками составления орнамента.
Задачи урока.
Образовательная - раскрыть понятие мозаики, сформировать знания о её видах, технологии выполнения и применения.
Воспитательная - формировать и развивать у учащихся художественный вкус, аккуратность и точность, творческое искание, формировать активную жизненную позицию;
Все этапы урока были направлены на выполнение цели и задач.
При проведении орг. момента визуально проверена подготовка группы и каждого учащегося к уроку.
На этапе актуализации знаний использована фронтальная форма работы (синквейн), что способствовало связи новой темы с ранее изученным материалом, развитию речи обучающихся и позволило быстро получить результат.
На этапе изучения нового материала была продемонстрирована оформленная преподавателем обучающая презентация. Были использованы методы: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый.
Положительным моментом, считаю, было, то, что учащиеся самостоятельно добывали знания на основе предложенного материала, учились делать выводы.
Практическая работа “Составление орнамента” была направлена на формирование и развитие у учащихся художественного вкуса, аккуратности и точности. Работа по составлению орнамента проводилась в парах, что способствовало формированию отношения взаимной ответственности и сотрудничества.
При закреплении изученного материала я использовала чайнворд с целью развития таких качеств креативности, как беглость, гибкость мысли, интеллектуальная самостоятельность учащихся. Результатом такой работы является активизация мыслительной деятельности учащихся. На этапе проверки чайнворда я использовала взаимопроверку.
Фронтальная беседа в конце урока показала, что обучающиеся усвоили теоретический материал. Результатом практической работы учащихся стала выставка творческих работ.
Все этапы урока логично взаимосвязаны.
Урок отличала атмосфера доверия и доброжелательности, что способствовало проявлению личных качеств учащихся.
Считаю, что на уроке была достаточно высокая работоспособность учащихся за счет различных форм и методов работы, урок цели достиг, положительными моментами можно отметить активность, заинтересованность учащихся.