kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Презентация к уроку МХК "Византийская мозаика"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная презентация является средством наглядности к уроку "Византийская мозаика" из раздела "Изобразительное искусство народов мира". На первом этапе содержит повторение по данному разделу. Затем знакомство с самим понятием "мозаика", первым русским художником, работавшим в этом виде искусства, - М.В.Ломоносовым и его работами. Великий ученый XVIII века Михайло Васильевич Ломоносов был энциклопедистом в широком смысле этого слова. Многие науки, различные по своему характеру, считают его своим основоположником. Среди них искусство мозаики занимает почетное место. Русскому учёному принадлежит заслуга в возрождении изготовления мозаичных смальт в России, бесспорный приоритет воссоздания в нашей стране мозаичного искусства. Кстати, ещё при жизни учёного это было отмечено в тогдашней Мекке мозаичного искусства - в Италии. Мозаичные смальты Ломоносова, являясь одним из главных достижений учёного, не были делом, заслонившим всё остальное. А остальное - это комплексный подход исследователя к проблемам оптики, ибо с самого начала работ Ломоносов разрабатывал широчайшую программу исследований по теории, говоря словами учёного, цветов - исследованию и получению различных сплавов прозрачных и цветных стёкол, различных по технологии изготовления и многоцелевых по практическому использованию.На следующем этапе учащиеся знакомятся с материалом, из которого изготавливается мозаика - смальта. После с византийским искусством: Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Бизант — имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона. Он основал город и дал ему свое имя. В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю, император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь. В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — «Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч. «держитель», повелитель вселенной). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом.После знакомства с Византийским искусством в общих чертах переходим к изучению византийской мозаики. Презентация содержит видеофалы: о церкви Сан-Витале в Равенне и некотором знакомстве с уникальной мозаикой этого храма, о мозаиках в церкви Успения в Никее, церкви Успения Богоматери в Дафни, Собора в Чефалу, видеофайл о Софии Киевской, слайды о мозаиках пола Большого императорского дворца в Константинополе. Необходимо остановиться на возрождении мозаичного дела в России: Санкт-Петербурге, Новосибирске и других городах. Возврат к традициям прошлого весьма характерен для нашего времени. Вот и мозаика после временного забвения снова выходит в авангард архитектурной моды. Этот случай можно назвать повторением истории на новом витке. Мозаичные панно, столь похожие на древние, создаются с использованием принципиально других технологий. В заключение дана проверочная работа по теме "Византийская мозаика" и домашнее задание для следующего урока.

Просмотр содержимого презентации
«Византийская мозаика»

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  НАРОДОВ МИРА ИСКУССТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ МИРА

ИСКУССТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ

ПОВТОРЕНИЕ

ПОВТОРЕНИЕ

  • Назовите основу христианского храма.
  • Чем различаются христианские храмы?
  • Назовите храм, название которого переводится как «множество Будд». Где он находится?
  • К какой религии он относится?
  • Какие архитектурные школы ислама вам известны?
  • Назовите культовые постройки ислама.
  • Какими по форме бывают минареты?
  • Для чего предназначены медресе?
  • Что такое инсула?
  • В чем особенность японского дома?
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО  НАРОДОВ МИРА ИСКУССТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО

НАРОДОВ МИРА

ИСКУССТВО ВИЗАНТИЙСКОЙ МОЗАИКИ

МОЗАИКА

МОЗАИКА

  • Мозаика (от лат. opus musivum) — (произведение, посвящённое музам) — разновидность живописи, в которой изображения набираются из разноцветных камней, смальты, керамических плиток и т. д.
М о з а и к а  - разновидность монументальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты (кусочки цветного стекла), керамики и других материалов. Фрагмент великолепного образца древнеримского мозаичного украшения

М о з а и к а - разновидность монументальной живописи; рисунок или узор, составленный из кусочков разноцветных натуральных камней, смальты (кусочки цветного стекла), керамики и других материалов.

Фрагмент великолепного образца древнеримского мозаичного украшения

" Искусство, коим был прославлен Апеллес,               И коим ныне Рим главу свою вознес,               Коль пользы от Стекла приобрело велики,               Доказывают то Финифти, Мозаики,             Которы в век хранят геройских бодрость лиц,              Приятность нежную и красоту девиц,              Чрез множество веков себе подобны зрятся              И ветхой древности грызенья не боятся".  

              М.В. Ломоносов

« Полтавская битва»

« Полтавская битва»

Фрагмент мозаики «Полтавская битва»

Фрагмент мозаики «Полтавская битва»

  • Искусство мозаики широкого распространения в России не получило, лишь в ХVIII веке оно было возраждено М.В.Ломоносовым. Им вместе с учениками была создана картина (6,5 метров в длину) «Полтавская битва», на которой запечатлён Пётр Первый.
Мозаика России Нового времени        Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты.

Мозаика России Нового времени

       Эпоха Просвещения в России была ознаменована возрождением мозаичного искусства, когда в начале 1750-х гг. великий русский ученый М.В. Ломоносов заново разработал методы отливки и шлифовки смальты.

Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи. Стеклоделие—умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII—IX вв.  Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

Смальта - это и есть тот самый великолепный материал, из которого создавались мозаики Византийской империи.

Стеклоделие—умение изготовить стекло и стеклообразные массы и вырабатывать из них различные изделия— принадлежит к древнейшим ремеслам, хорошо известным и многим славянским племенам, населявшим пространства в Киевской Руси VIII—IX вв.

Палитра смальт, применявшихся в мозаичной живописи киевских храмов XI в., насчитывала 72 различных вида смальты, в число которой входило 8 видов кубиков, представлявших собой натуральные природные минералы.

Мозаика из смальты   Смальта - цветное непрозрачное стекло .

Мозаика из смальты

Смальта - цветное непрозрачное стекло .

Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие
  • Смерть Ломоносова прервала развитие мозаичного дела в России почти на целое столетие
Византийское искусство

Византийское искусство

  • Византийское искусство — это историко-региональный тип искусства, входящий в исторический тип средневекового искусства. Бизант — имя древнегреческого героя, сына бога морей Посейдона . Он основал город и дал ему свое имя. В 330 году из-за междоусобиц и смут, охвативших огромную Римскую империю , император Константин I Великий перенес свою столицу в город Византии (c I века н. э. входивший в состав Римской империи) и переименовал его в Константинополь . В средневековье Византия называлась Романией, сами византийцы называли себя ромеями, а свою культуру — ромейской. Император — « Басилевс ромеев» — объявил себя также и верховным жрецом. Это нашло отражение в официальном искусстве Константинополя, выражавшем идеи культа «басилевса ромеев» как космократора (от греч . «держитель», повелитель вселенной ). С тех пор она является центром гражданской и духовной жизни греко-римского мира. Византийская империя породила особую культуру, названную в науке византизмом .
Византийская мозаика

Византийская мозаика

  • мозаика , составленная из мелких, преимущественно одинаковых по размеру частиц…
Церковь Сан-Витале в Равенне

Церковь Сан-Витале в Равенне

Баптистерий Православных в Равенне

Баптистерий Православных в Равенне

Мозаика церкви Сан-Витале

Мозаика церкви Сан-Витале

Императрица Феодора со свитой церкви Сан-Витале в Равенне

Императрица Феодора со свитой церкви Сан-Витале в Равенне

ЮСТИНИАН I (lustinianos I) [ок. 482 или 483, Таурисий (Верх. Македония),- 14.11.565, Константинополь], император Византии (Вост. Рим. империи) с 527. Из крест, семьи. Получил образование благодаря своему дяде имп. (в 518-527) Юстину I; будучи приближён им к имп. двору, оказывал большое влияние на гос. дела. Вступив на престол, стремился восстановить Рим. империю в её прежних границах, её былое величие. Ю. I опирался на средние слои землевладельцев и рабовладельцев, искал поддержки у правосл. церкви; стремился ограничить притязания сенаторской аристократии.

ЮСТИНИАН I (lustinianos I) [ок. 482 или 483, Таурисий (Верх. Македония),- 14.11.565, Константинополь], император Византии (Вост. Рим. империи) с 527. Из крест, семьи. Получил образование благодаря своему дяде имп. (в 518-527) Юстину I; будучи приближён им к имп. двору, оказывал большое влияние на гос. дела. Вступив на престол, стремился восстановить Рим. империю в её прежних границах, её былое величие. Ю. I опирался на средние слои землевладельцев и рабовладельцев, искал поддержки у правосл. церкви; стремился ограничить притязания сенаторской аристократии.

Выход  императора Юстиниана  со свитой

Выход императора Юстиниана со свитой

Фрагмент мозаики « Император Юстиниан со свитой»

Фрагмент мозаики « Император Юстиниан со свитой»

  • Фигура императора находится в центре композиции. Она отмечена богатством и роскошью цветных одежд, золотым кругом – священным нимбом вокруг головы. Он преподносит в дар церкви тяжёлую золотую чашу. Свита императора не менее величава.
Мозаики в церкви Успения в Никее

Мозаики в церкви Успения в Никее

  • Не менее замечательны мозаики церкви Успения в Никее. Изображённые здесь ангелы поражают утончённым благородством облика. Чем-то они напоминают античный идеал красоты. В роскошных нарядах они выступают на тёмно-зелёном фоне алтарного свода.
Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее (7 век) «Дюнамис»

Фрагмент мозаики церкви Успения в Никее (7 век) «Дюнамис»

Христос – Пантократор Церкви Успения Богоматери в Дафни

Христос – Пантократор Церкви Успения Богоматери в Дафни

Крещение Христа. Церковь Успения Богоматери в Дафни

Крещение Христа. Церковь Успения Богоматери в Дафни

Христос Пантократор Собора в Чефалу (12 век)

Христос Пантократор Собора в Чефалу (12 век)

Христос Пантократос. София Киевская

Христос Пантократос. София Киевская

Мария-Оранта. Заступница .София Киевскаая

Мария-Оранта. Заступница .София Киевскаая

Мозаичная композиция. Евхаристия. София Киевская

Мозаичная композиция. Евхаристия. София Киевская

Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе

Заяц и собаки. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе

Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. Мальчик с корзиной.

Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе. Мальчик с корзиной.

Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Олень и змея. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Орел и змей. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Орел и змей. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Пасторальная сцена. Мозаика пола Большого императорского дворца в Константинополе.

Возрождение древнего искусства в Новосибирске

Возрождение древнего искусства в Новосибирске

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА 1 вариант 2 вариант

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

1 вариант

2 вариант

  • Что такое мозаика?
  • Из какого материала мозаика изготавливалась чаще всего?
  • С какой темой связана декорация Баптистерия Православных в Равенне?
  • Какому веку принадлежит мозаика церкви Успения в Никее?
  • Как называется мозаичное изображение в центральной апсиде Софийского собора Киева?
  • Что такое византийская мозаика?
  • Мозаика какого города сохранилась лучше всего?
  • Какого императора прославляет мозаика Церкви Сан-Витале?
  • В каком веке созданы мозаики Софийского собора в Киеве?
  • Кто возродил на Руси мозаичное искусство и когда? Назовите работу этого автора.
Домашнее задание: Сообщения о древнерусской иконописи.

Домашнее задание:

Сообщения о древнерусской иконописи.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: МХК

Категория: Презентации

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Презентация к уроку МХК "Византийская мозаика"

Автор: Гурьева Ирина Викторовна

Дата: 11.06.2015

Номер свидетельства: 219034

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства