рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов;
показать роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;
продолжить формирование знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний;
продолжить развитие умений работать самостоятельно, делать выводы, сравнивать;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: проблемное изучение.
Оборудование: портрет Д.И. Ивановского; таблица «Вирусы»; карточки – задания для самостоятельной работы; слайды с изображением вирусных частиц; экран; компьютер; проектор, электронное издание «Биология 6-11. Лабораторный практикум».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Мы продолжаем разговор о клеточном строении живых организмов. Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока давайте вспомним, что нам уже известно о клетке и клеточном строении.
Фронтальный опрос.
Все организмы можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Что лежит в основе этого деления? (Наличие или отсутствие ядра)
Какие организмы относят к прокариотам? (Клетки, которых не содержат ядра)
Приведите примеры прокариотов. (Бактерии и сине-зеленые водоросли)
Прокариоты и эукариоты отличаются не только наличием или отсутствием ядра. В чем отличие клеток разных организмов и что общего в их строении выясним в ходе самостоятельной работы.
У вас на столах карточки-задания. Подпишите их. Заполните сравнительную таблицу. Работаем 2 минуты.
Поменяйтесь работами. Возьмите в руки карандаши, проверьте ответ товарища и оцените его.
Сдайте работы на проверку. (Приложение 1).
Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки имеют общий план строения: покрыты мембраной, заполнены цитоплазмой, есть наследственный материал и рибосомы – синтезирующие белки данного организма.
Сомнений в клеточном строении живых организмов не было в нашем мире уже в конце 19 века.
Однако, в 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака и, пытаясь выявить возбудителя, растер листья больного растения и пропустил вытяжку через фильтр, способный задержать все известные в то время микроорганизмы. Когда же ученый ввел полученный фильтрат в листья здорового растения, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть фильтрат сохранил инфекционные свойства, а значит, содержит источник болезни.
В чем причина этого? Почему фильтр «не справился»?
(Возбудители очень маленьких размеров)
Действительно, Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа, которые, к тому же, не возможно выращивать на питательных срезах. Позже их назвали вирусами, что значит яд.
Долгое время частицы были неуловимы, так как очень малы. Рассмотреть их удалось лишь с изобретением электронного микроскопа, хотя к тому времени состав их был уже известен.
Значит кроме бактерий, грибов, растений и животных есть ещё какие – то неведомые пока нам живые существа и мы как истинные биологи не можем оставить этот факт без внимания.
Итак, тема нашего урока «Вирусы».
Какие задачи мы перед собой поставим на уроке? (Изучить строение, особенности жизнедеятельности вирусов, их значение)
4. Изучение нового материала.
1. Строение и жизнедеятельность вирусов (самостоятельная работа).
Мы всегда начинаем изучение организмов с их строения. Каково строение вирусов мы выясним в ходе самостоятельной работы.
Откройте учебники стр. 37-38. Внимательно прочтите. В тетради составьте конспект по плану, предложенному мной. (Приложение 2)
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
1. Размеры.
Что можете сказать о размерах вирусных частиц? (10-300 нм, т.е. в 50 раз меньше бактерий)
2.Форма.
Шаровидная, палочковидная, цилиндрическая (работа со слайдами).
3. Строение
Как иначе называют вирусную частицу? (вирион)
Какого строение вириона? (ДНК или РНК и капсид - белочная защитная оболочка).
Сложноорганизованные вирусы (ВИЧ, групп, герпес) имеют ещё и суперкапсид – т.е. мембрана клетки – хозяина, захваченная вирионом во время выхода вируса из клетки.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Рассматриваем строение простых и сложных вирусов, бактериофагов.). (Приложение 3.)
Присутствуют ли какие-либо органоиды?
Можем ли мы, проанализировав все сказанное назвать вирусную частицу клеткой? (нет, т.к. вирус, имея наследственный материал, не имеет органоидов, позволяющих его реализовать)
Итак, вирусы – неклеточные формы жизни.
4.Свойства
Мы говорили что, все живые организмы состоят из клеток, вирусы же неклеточные. Может быть и живыми их назвать нельзя?
Какие признаки живых организмов свойственны вирусам? (способность воспроизводить себе подобных, наследственность и изменчивость)
Назовите свойства неживой природы. (отсутствие питания, обмена веществ, не растут, не вырабатывают энергию)
Так к живой или неживой природе мы отнесем вирусы? (занимают промежуточное положение).
5. Жизнедеятельность
Это особое положение вирусов в природе сказывается и на особенностях жизнедеятельности.
Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Только внедряясь в клетку, вирус может воспроизводить себе подобных. Нуклеиновая кислота вирусной частицы встраивается в ДНК клетки-хозяина, подавляет его функционирование и заставляет клетку с ее органоидами и ферментами синтезировать нуклеиновые кислоты и капсид вирусной частицы. После сборки этих частиц клетка погибает или существует некоторое время, производя новые поколения вирусных частиц.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Рассматриваем схему жизненного цикла вируса.)
Вне клетки, на стадии вириона, вирусы не проявляют жизненных свойств.
К какой группе организмов мы отнесем вирусов по способу питания? (паразиты)
Действительно, вирусы – внутриклеточные паразиты, причем в отличие от других паразитов они являются ультра-паразитами, так как паразитируют на генетическом уровне. Ученые считают, что и возникли вирусы, очевидно, вследствие приспособления к паразитизму клеточных и упрощения их в строении настолько, что остался лишь генетический материал, покрытый защитной оболочкой.
6. Вирусные заболевания и их профилактика.
По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара вирусы «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
Об инфекционных заболеваниях мы с вами говорили в 8 классе. Я просила вспомнить о некоторых хорошо известных инфекциях.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Ребята рассказывают об инфекционных заболеваниях: гриппе, герпесе, краснухе, гепатите, СПИДе и других.)
5. Рефлексия.
Итак, ребята мы сегодня узнали ещё об одном представители царства живой природы. Чтобы проверить, что запомнили вы из сегодняшнего материала, попробуйте ответить на тестовое задание.
1. Вирусная частица состоит из:
А) ДНК, РНК и капсида
Б) ДНК или РНК и капсида
В) ДНК, капсид, органоиды
2. Вирусы занимают промежуточное место между живой и неживой природой, потому что:
А) Обладают свойства живой материи
Б) обладают свойствами неживой материи
В) сочитают признаки живых и неживых организмов
3. Вирусы неклеточные формы жизни, потому что
А) очень малы
Б) имеют наследственный материал, но не имеют органоидов
В) содержат лишь ДНК или РНК
4. Вирусы проявляют признаки живых организмов
А) в состоянии вириона
Б) только находясь в клетке хозяина
В) в клетке хозяина и вне её
5. Вирусы являются
А) внутриклеточными паразитами
Б) способны самостоятельно питаться
В) симбионтами клетки
Сравните свои ответы с правильными
1.Б, 2.Б, 3.Б, 4.Б, 5.А,
5.Домашнее задание.
Итак, ребята, дома изучите §1.9, ответите на вопросы в конце параграфа. Желающие могут подготовить сообщение на тему «Вирусы», «Вирусные заболевания», «СПИД и его профилактика».
Урок окончен.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока биологии "Вирусы". »
Тема урока: Вирусы.
Цель:
рассмотреть особенности строения и жизнедеятельности вирусов;
показать роль вирусов в возникновении инфекционных заболеваний;
продолжить формирование знаний о правилах личной гигиены и профилактики инфекционных заболеваний;
продолжить развитие умений работать самостоятельно, делать выводы, сравнивать;
воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: комбинированный.
Педагогическая технология: проблемное изучение.
Оборудование: портрет Д.И. Ивановского; таблица «Вирусы»; карточки – задания для самостоятельной работы; слайды с изображением вирусных частиц; экран; компьютер; проектор, электронное издание «Биология 6-11. Лабораторный практикум».
Ход урока.
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
Мы продолжаем разговор о клеточном строении живых организмов. Прежде, чем перейти к теме нашего сегодняшнего урока давайте вспомним, что нам уже известно о клетке и клеточном строении.
Фронтальный опрос.
Все организмы можно разделить на две группы: прокариоты и эукариоты. Что лежит в основе этого деления? (Наличие или отсутствие ядра)
Какие организмы относят к прокариотам? (Клетки, которых не содержат ядра)
Приведите примеры прокариотов. (Бактерии и сине-зеленые водоросли)
Прокариоты и эукариоты отличаются не только наличием или отсутствием ядра. В чем отличие клеток разных организмов и что общего в их строении выясним в ходе самостоятельной работы.
У вас на столах карточки-задания. Подпишите их. Заполните сравнительную таблицу. Работаем 2 минуты.
Поменяйтесь работами. Возьмите в руки карандаши, проверьте ответ товарища и оцените его.
Сдайте работы на проверку. (Приложение 1).
Итак, все живые организмы состоят из клеток, а клетки имеют общий план строения: покрыты мембраной, заполнены цитоплазмой, есть наследственный материал и рибосомы – синтезирующие белки данного организма.
Сомнений в клеточном строении живых организмов не было в нашем мире уже в конце 19 века.
Однако, в 1892 году русский ученый Дмитрий Иосифович Ивановский, изучая мозаичную болезнь табака и, пытаясь выявить возбудителя, растер листья больного растения и пропустил вытяжку через фильтр, способный задержать все известные в то время микроорганизмы. Когда же ученый ввел полученный фильтрат в листья здорового растения, он снова вызвал у них мозаичную болезнь, то есть фильтрат сохранил инфекционные свойства, а значит, содержит источник болезни.
В чем причина этого? Почему фильтр «не справился»?
(Возбудители очень маленьких размеров)
Действительно, Ивановский пришел к выводу, что заболевание вызывают очень маленькие существа, которые, к тому же, не возможно выращивать на питательных срезах. Позже их назвали вирусами, что значит яд.
Долгое время частицы были неуловимы, так как очень малы. Рассмотреть их удалось лишь с изобретением электронного микроскопа, хотя к тому времени состав их был уже известен.
Значит кроме бактерий, грибов, растений и животных есть ещё какие – то неведомые пока нам живые существа и мы как истинные биологи не можем оставить этот факт без внимания.
Итак, тема нашего урока «Вирусы».
Какие задачи мы перед собой поставим на уроке? (Изучить строение, особенности жизнедеятельности вирусов, их значение)
4. Изучение нового материала.
1. Строение и жизнедеятельность вирусов (самостоятельная работа).
Мы всегда начинаем изучение организмов с их строения. Каково строение вирусов мы выясним в ходе самостоятельной работы.
Откройте учебники стр. 37-38. Внимательно прочтите. В тетради составьте конспект по плану, предложенному мной. (Приложение 2)
5. Обсуждение результатов самостоятельной работы.
1. Размеры.
Что можете сказать о размерах вирусных частиц? (10-300 нм, т.е. в 50 раз меньше бактерий)
2.Форма.
Шаровидная, палочковидная, цилиндрическая (работа со слайдами).
3. Строение
Как иначе называют вирусную частицу? (вирион)
Какого строение вириона? (ДНК или РНК и капсид - белочная защитная оболочка).
Сложноорганизованные вирусы (ВИЧ, групп, герпес) имеют ещё и суперкапсид – т.е. мембрана клетки – хозяина, захваченная вирионом во время выхода вируса из клетки.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Рассматриваем строение простых и сложных вирусов, бактериофагов.). (Приложение 3.)
Присутствуют ли какие-либо органоиды?
Можем ли мы, проанализировав все сказанное назвать вирусную частицу клеткой? (нет, т.к. вирус, имея наследственный материал, не имеет органоидов, позволяющих его реализовать)
Итак, вирусы – неклеточные формы жизни.
4.Свойства
Мы говорили что, все живые организмы состоят из клеток, вирусы же неклеточные. Может быть и живыми их назвать нельзя?
Какие признаки живых организмов свойственны вирусам? (способность воспроизводить себе подобных, наследственность и изменчивость)
Назовите свойства неживой природы. (отсутствие питания, обмена веществ, не растут, не вырабатывают энергию)
Так к живой или неживой природе мы отнесем вирусы? (занимают промежуточное положение).
5. Жизнедеятельность
Это особое положение вирусов в природе сказывается и на особенностях жизнедеятельности.
Ни один из известных вирусов не способен к самостоятельному существованию. Только внедряясь в клетку, вирус может воспроизводить себе подобных. Нуклеиновая кислота вирусной частицы встраивается в ДНК клетки-хозяина, подавляет его функционирование и заставляет клетку с ее органоидами и ферментами синтезировать нуклеиновые кислоты и капсид вирусной частицы. После сборки этих частиц клетка погибает или существует некоторое время, производя новые поколения вирусных частиц.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Рассматриваем схему жизненного цикла вируса.)
Вне клетки, на стадии вириона, вирусы не проявляют жизненных свойств.
К какой группе организмов мы отнесем вирусов по способу питания? (паразиты)
Действительно, вирусы – внутриклеточные паразиты, причем в отличие от других паразитов они являются ультра-паразитами, так как паразитируют на генетическом уровне. Ученые считают, что и возникли вирусы, очевидно, вследствие приспособления к паразитизму клеточных и упрощения их в строении настолько, что остался лишь генетический материал, покрытый защитной оболочкой.
6. Вирусные заболевания и их профилактика.
По образному выражению английского биолога, лауреата Нобелевской премии Питера Медавара вирусы «это плохие новости в упаковке из белка».
Это действительно так. Сейчас известно около 500 вирусов, каждый из которых вызывает определенное заболевание растений, животных и человека.
Около 75% всех инфекционных заболеваний – вирусные.
Об инфекционных заболеваниях мы с вами говорили в 8 классе. Я просила вспомнить о некоторых хорошо известных инфекциях.
(Работа с электронным изданием «Биология 6-11. Лабораторный практикум». Ребята рассказывают об инфекционных заболеваниях: гриппе, герпесе, краснухе, гепатите, СПИДе и других.)
5. Рефлексия.
Итак, ребята мы сегодня узнали ещё об одном представители царства живой природы. Чтобы проверить, что запомнили вы из сегодняшнего материала, попробуйте ответить на тестовое задание.
1. Вирусная частица состоит из:
А) ДНК, РНК и капсида
Б) ДНК или РНК и капсида
В) ДНК, капсид, органоиды
2. Вирусы занимают промежуточное место между живой и неживой природой, потому что:
А) Обладают свойства живой материи
Б) обладают свойствами неживой материи
В) сочитают признаки живых и неживых организмов
3. Вирусы неклеточные формы жизни, потому что
А) очень малы
Б) имеют наследственный материал, но не имеют органоидов
В) содержат лишь ДНК или РНК
4. Вирусы проявляют признаки живых организмов
А) в состоянии вириона
Б) только находясь в клетке хозяина
В) в клетке хозяина и вне её
5. Вирусы являются
А) внутриклеточными паразитами
Б) способны самостоятельно питаться
В) симбионтами клетки
Сравните свои ответы с правильными
1.Б, 2.Б, 3.Б, 4.Б, 5.А,
5.Домашнее задание.
Итак, ребята, дома изучите §1.9, ответите на вопросы в конце параграфа. Желающие могут подготовить сообщение на тему «Вирусы», «Вирусные заболевания», «СПИД и его профилактика».
Урок окончен.
Приложение 1.
Вариант 1.
Установите соответствие между клетками и их строением.
Органоиды
Клетки
Мембрана
Цитоплазма
Ядро
Вакуоль
ЭПС
Комплекс Гольджи
Рибосомы
Митохондрии
ДНК или РНК
Лизосомы
Мезосома
А. Прокариоты и эукариоты
Вариант 2.
Установите соответствие между клетками и их строением.
Органоиды
Клетки
Мембрана
Цитоплазма
Ядро
Вакуоль
ЭПС
Комплекс Гольджи
Рибосомы
Митохондрии
ДНК или РНК
Лизосомы
Мезосома
А. Прокариоты
Б. Эукариоты
Приложение 2
План конспекта
Размер: ?
Строение:
Вирион(?)
? ?
Органоиды:?
Вывод:?
3.Свойства:
Свойства неживой материи: Свойства живой материи:
1 1
2 2
3 3
4
Вывод: ?
4.Жизнедеятельность.
Записи в тетради:
1) размер: 10-300 нм
2) строение:
Вирион (вирусная частица)
Капсид ДНК или РНК
Органоиды отсутствуют.
Вывод: вирусы не клеточные формы жизни.
3) Свойства
Свойства неживой материи:
Свойства живой материи:
Нет обмена веществ
Воспроизводят себе подобных
Не поглощают пищу
Обладают наследственностью
Не растут
обладают изменчивостью
Не вырабатывают энергию
Вывод: вирусы занимают промежуточное положение между живой и неживой природой.