В последние годы многие рукодельницы увлекаются алмазной мозаикой. Это особая техника работы с декоративными бусинами, камнями и стразами. Она позволяет выкладывать на ткани красочные мозаичные панно. Работа выглядит как сложная вышивка, только не крестиком и бисером, а крошечными стразами. С помощью несложных приемов мастерицы создают целый мир цветочных гамм и симфоний.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Алмазная мозаика на уроках технологии»
Алмазная мозаика на уроках технологии
Могильникова Ольга Михайловна, учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного учреждения
«Средняя общеобразовательная школа №30
с углубленным изучением отдельных предметов »
Энгельсского муниципального района Саратовской области.
Сегодня главной целью образования по-прежнему является всестороннее развитие и воспитание ребёнка. Формируя личность, мы учим детей делать осознанный нравственный выбор, учим творчески осуществлять любую деятельность. Творческому развитию подчинены все уроки технологии. Сегодня подробно я остановлюсь на мозаике. Мозаикой называют искусство создания орнамента или целостной картины из малоформатных кусочков твёрдых материалов. В переводе с латинского «musium» – произведение, музам посвящённое, а с итальянского – сложенный из частей.
На уроках мы часто делали мозаику из бусинок, яичной скорлупы, обрывных кусочков бумаги. Эти уроки всегда вызывали интерес у детей. В процессе обучения учащиеся учатся подбирать цветовые сочетания, то есть формируется чувство цвета, умение подбирать яркий и мягкий колорит, учитывать плавность цветовых переходов. Также овладевают умением грамотно и красиво оставлять композицию, подбирать фон, самостоятельно готовить его разными способами.
В последние годы многие рукодельницы увлекаются алмазной мозаикой. Это особая техника работы с декоративными бусинами, камнями и стразами. Она позволяет выкладывать на ткани красочные мозаичные панно. Работа выглядит как сложная вышивка, только не крестиком и бисером, а крошечными стразами. С помощью несложных приемов мастерицы создают целый мир цветочных гамм и симфоний. Актуальность алмазной мозаики состоят в том, что вполне можно при некоторой сноровке украсить неповторимым и оригинальным рисунком самые разные собственные вещи. Помимо этого мозаика открывает и совершенно уникальные возможности для изготовления подарков своими руками. Это занятие имеет и терапевтический эффект - расслабление нервной системы и развитие мелкой моторики, зрительно-двигательной координации .
Я задумалась, а можно ли использовать алмазную мозаику на уроках технологии? Узнала, что наборы для алмазной мозаики производятся в России, Корее, Китае. Все наборы отличаются по ряду свойств:
- основа, на которую нанесена схема для выкладки страз;
- полная выкладка всей картины или только её основной темы с уже наложенным фоном;
- и тип камней-страз по их форме и прозрачности.
Хорошо, что современные наборы стандартизированы и включают в себя:
-Рабочие инструменты.
-Полотно с клейкой поверхностью и заранее нанесенным рисунком.
-Цветные, многогранные камушки (обычно от 9 до 13 граней).
Чтобы создать картину, нужно снять защитную пленку с полотна, высыпать камешки в блюдце, аккуратно, пинцетом или специальным карандашом , разложить их в пронумерованные ячейки на полотне.
В данном искусстве существуют два вида выкладки алмазной картины – полная и частичная. Более красивее и объемнее выглядит полная выкладка, которая образует монолитную поверхность. Частичная выкладка заключается в определенных фрагментах картины, а остальные ее части могут быть просто покрашены или вышиты другими возможными способами. Еще есть вариант, когда остальное место без камней имеет типографическую роспись.
В некоторых наборах холст для работы идёт без подрамника, в некоторых- с подрамниками ,бывает выкладка с термостразами, встречаются круглые и квадратные стразы. Да и размер картин существенно различается . Пообщавшись с рукодельницами , я узнала , что алмазная мозаика не теряет своих качеств и не выцветает с течением времени.
Для работы на уроке мы приобрели несколько видов .Некоторые ученики уже видели такие наборы дома: их мамы и бабушки уже освоили такой вид рукоделия. Многие дети видели наборы впервые. Эпиграфом к уроку стали слова В Федорова:
«Тот, кто в жизни красивое сделал хоть раз, Сделать что-нибудь плохо уже не захочет.»
Начала урок рассказом легенды о появлении мозаики.
«Когда-то в одной мастерской Китая работал молодой гончар. Доставая из печи чашу неимоверной красоты, гончар загляделся на неё и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу. Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём узор из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот, увидев прекрасное мозаичное полотно, решил не наказывать ученика. Именно так и была создана первая керамическая мозаика»
Рассказала ученикам о том, что первая техника, похожая на современную, появилась в Древней Греции, более двух тысяч лет назад. Применялась она для декорирования одежды. Древние искусницы наносили узоры из жемчуга и драгоценностей на воротники, рукава, другие части одежды. Крепилось все воском либо самодельным клеем на основе древесной смолы. Естественно, позволить себе одежду с такой роскошной отделкой могли только самые богатые и влиятельные люди того времени. Она служила знаком статуса, власти и богатства.
В Средние века был изобретен стеклярус. Этот материал был предшественником алмазной вышивки.
Особенно широкое распространение вышивка бисером и стеклярусом получила в XIX веке, в России и европейских странах. Именно в тот период появились современные названия вышивки – «рисование стразами» и «алмазная мозаика».Уже к началу XX века мода на «рисование стразами» прошла, многие техники были забыты более чем на полвека. И вновь набрала популярность в последние 30-40 лет. Это связано с появлением множества новых, синтетических материалов, которые позволяют без особых затрат украсить одежду .
Готовясь к работе, обсудили с ребятами особенности работы.
1.Прозрачная пленка-защита – самое важное, что есть в алмазной мозаике, ведь именно она сохраняет нанесенный на полотно клеевой слой от загрязнений и пыли. Поэтому ее категорически нельзя снимать со всей картины заранее! 2. Разложить упаковки с алмазами по номерам. Для страз использовать коробочки- футляры или другую удобную ёмкость. 3.Поверхность стола должна быть чистой, потому что на липкую основу цепляется пыль и мусор.
4. Решить, с какого угла удобнее начинать работу, и с этого места начать понемногу снимать защитную пленку. Можно попробовать и другой способ работы:
-полосками по 5х10 или 10х10 см;
-по смысловым фрагментам;
-по цветам .
5. Выкладку производить, строго соблюдая технологию. Каждый кристалл немного прижимать пальцем или карандашом , чтобы он закрепился на липком слое.
6.Готовые ряды подровнять при помощи металлической линейки
7. Чтобы стразы крепко закрепились на ткани, готовый рисунок следует накрыть тканью или бумагой и прокатать скалкой.
8.После того как вся алмазная мозаика будет собрана, еще раз подравниваем края.
9.Для более надежного закрепления, мозаичные картины можно покрыть тонким слоем силикатного клея. Мы же, чтобы сохранить первоначальный вид изделия, поместим его в рамку ( возьмем обыкновенные фото-рамки подходящего формата) под стекло, которое своей плоскостью придавит нашу работу.
Четко сформулировали правила безопасной работы над алмазной мозаикой:
-На столе не должно быть ничего лишнего.
-Использовать инструменты нужно аккуратно, с осторожностью.
-Соблюдать чистоту и порядок на рабочем месте.
-Выполнять работу внимательно, не отвлекаться посторонними делами.
-По окончании работы убрать своё рабочее место.
Работа заняла 4 урока. Все ученики были увлечены.И очень хотели видеть результаты своего труда. В рамки работы вставляли родители. Мне пришлось составить памятку для родителей о том, как подбирать паспарту для картины.
« Паспарту́ (фр. passe partout) — толстый картон с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием под рисунок или фотографию. Паспарту не является обязательным, но не следует забывать, что оно выполняет не только эстетические функции, а еще и защитные. Благодаря паспарту между стеклом и произведением появляется воздушный зазор, который охраняет картину от непосредственного контакта со стеклом, и оберегает от конденсации влаги, которая появляется при резких перепадах температур и при повышенной влажности в помещении. Если речь идет о цветной работе, будь то акварельный живописный шедевр или алмазная мозаика , то паспарту подбирается, ориентируясь на колористическую концепцию или цветовой настрой произведения. Создавая контрастную концепцию, то есть используя паспарту противоположных цветов, появляется возможность выделить цветовые акценты шедевра. Однако здесь следует соблюдать большую осторожность, ни в коем случае не перейти незримую грань и не получить обрамление, при котором паспарту будет визуально более сильным по сравнению с картиной, отвлекая внимание на себя. При помощи паспарту белого цвета можно визуально расширить произведение, продемонстрировав его глубину и яркость. Черный цвет паспарту сделает работу более резкой и контрастной.»
Выставка работ порадовала нас.
Эти уроки позволили решать следующие задачи:
-воспитывать любовь и уважение к традициям декоративно-прикладного искусства;
-относиться творчески к любой деятельности;
-воспитывать трудолюбие.
Они позволили формировать такие УУД:
-организовывать и планировать свою деятельность на уроке;
-работать по плану;
-осуществлять промежуточный контроль и оценку своей деятельности;
-прогнозировать результат своей деятельности;
-оценивать результат своего труда ;
-слушать и слышать высказывания учителя и других учеников;
-научиться работать инструментами и следовать правилам ТБ;
-работать по схемам и образцам;
-открывать новые знания и осваивать новые умения в процессе практической деятельности.