Автор: Чугайнова Лариса Валерьевна, учитель технологии МБОУ «Кочевская СОШ» Пермского края
Технологическая карта
Урок технологии, 5 класс
Тема урока Текстильные материалы и их свойства
Место урока
в серии других уроков Урок раздела Материаловедение. Изучение темы носит ознакомительный и исследовательский характер.
Тип урока Открытие новых знаний (ОНЗ).
Цель - Сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения;
Задачи Обучающие: - Ознакомить учащихся с понятием «Свойства тканей» и способами их определения, расширить кругозор учащихся.
Развивающие: - Способствовать формированию и развитию самостоятельности, наблюдательности, умения сравнивать, делать выводы;
- Способствовать воспитанию коммуникативных качеств в условиях групповой работы.
Воспитывающие: - Формировать представление о деятельности работников текстильной промышленности и воспитывать уважение к их труду.
Планируемый результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
-Понимание понятия свойства тканей,
-понимание сформированности свойств тканей по группам
- умение определять свойства тканей самостоятельно с опорой на инструкционную карту Личностные: умение провести самооценку, взаимооценку и взаимопомощь в группе.
Регулятивные: умение ставить учебную цель и задачи; планировать собственную и групповую деятельность; умение контролировать и оценивать свои действия, проявлять самостоятельность.
Познавательные: умение самостоятельно формулировать познавательную цель; выделение необходимого результата исследовательской деятельности; построение речевых высказываний в устной форме.
Коммуникативные: формирование умения вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и коллективе.
Методы
Формы работы Методы: беседа, лекция-демонстрация, организация самостоятельной исследовательской деятельности в группах.
Фронтальная, групповая.
Оборудование Компьютер, мультимедийный проектор, экран, инструкционные карты, образцы тканей, нитки, ножницы, английские булавки, игольницы, ручные иглы, утюг, гладильная доска, колбы с водой.
Технология проведения Деятельность
учеников Деятельность
учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Планируемые результаты
Предметные УУД
I.
Организация класса. Мотивация к учебной деятельности.
(2 мин)
Цель:
-создание условий для возникновения у учеников потребности включения в учебную деятельность;
Готовятся к работе.
Приветствует гостей.
Включает в деловой ритм, создаёт положитель-
ный эмоциональ-
ный настрой.
- Добрый день! Я рада видеть Вас на уроке.
- Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку?
-Что ещё необходимо для успешной работы на уроке? Личностные: самоорганизация
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
II.
Актуализация знаний. Определение темы и цели урока
(7 мин)
Цель:
1.Актуализация и обобщение имеющихся знаний учащихся по данной теме.
2.Вызов устойчивого интереса к изучаемой теме, мотивация ученика к учебной деятельности. Вспоминают изученный материал, применяют полученные знания в практической работе, рассуждают о требованиях к одежде Составляют план достижения цели и определяют средства. Выявляет уровень знаний, ведет с учащимися диалог, в ходе которого учащиеся выявляют возникшие затруднения. Подводит учащихся к теме и цели урока.
Учитель пошагово предлагает ученикам составить алгоритм работы
. - Ткани широко применяют в быту. Из них шьют одежду, белье, используют при изготовлении множества вещей, необходимых в нашей повседневной жизни. Древние записи свидетельствуют, что первыми волокнами, которые человек использовал для получения нитей, были волокна крапивы и конопли.
- Вспомните, о каких текстильных волокнах вы узнали на уроках? (слайд 1)
- Вспомните признаки хлопчатобумажных и льняных тканей. (слайд 2)
- Перед вами на парте лежат образцы тканей. Определите, какая ткань хлопчатобумажная, а какая льняная?
- Молодцы!
- Вы любите красиво одеваться?
- Одежда, которую вы носите должна быть какой?
- А какой должна быть одежда для школьника?
- Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё?)
-Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.
И мы должны знать об этих свойствах, чтобы правильно подобрать ткань для определенной модели.
- Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани?
- Какой будет тема урока? (Свойства тканей)
-Все натуральные и химические ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени.
- А есть ли у вас желание изучить, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани?
-Какую поставим цель?
- Цель урока:
? Познакомиться и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
- Как вы думаете, как можно познакомиться со свойствами тканей и изучить свойства тканей?
-Попробуйте предположить.
Понимать для чего необходимо знать о свойствах тканей. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
Личностные:
осознание своих возможностей
Регулятивные:
умение регулировать свои действия,
взаимодействовать в коллективе
Познавательные:
умение анализировать, выделять и формулировать цели
III.
Открытие нового знания.
(7 мин)
Цель:
Формирование
представления детей о свойствах тканей и признаках разделения свойств на группы. Слушают, запоминают, наблюдают, отвечают на вопросы учителя, устанавливают логическую связь между свойствами и признаками разделения их на группы. Изложение учебного материала с использованием презентации, диалог с учащимися. • Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой.
• Свойства тканей многообразны и зависят от свойств волокон, из которых они изготовлены, вида переплетения и особенностей отделки.
• Все свойства тканей можно разделить на три группы.
Механические свойства:
- Прочность – способность ткани противостоять разрыву. Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.
- Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости волокон.
- Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Ткани проявляют эти свойства при воздействии внешних сил.
- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода и т.д.)
Гигиенические (физические) свойства тканей
-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)
- Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.
- Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Например, зимняя одежда должна
защищать от холодного воздуха, а летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко.
- Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность
ткани, тем теплее одежда.
Технологические свойства тканей – свойства, проявляющиеся в процессе изготовления изделия, начиная от раскроя и заканчивая ВТО.
- Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.
Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия ,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.
- Усадка
Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали?
– это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке.
• И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.
• Но проявляют эти свойства ткани в различной степени. Знать свойства тканей, понимать признаки разделения свойств на группы.
Личностные:
осознание значимости темы
Регулятивные:
принимают учебную задачу, сохраняют, решают
Коммуникативные: сотрудничество с учителем и учеником, слушают, слышат друг друга, составляют связные высказывания
Познавательные: логические умения (сравнивают, анализируют, классифицируют)
IV. Физкультминутка
(2мин)
Цель:
Снятие физического и умственного напряжения.
Учащиеся выполняют упражнения
Учитель показывает упражнения для формирова-
ния правильной осанки.
.
V.Этап закрепления (первичное закрепление и примение знаний)
Исследовательская работа с самопроверкой по эталону.
(15 мин)
Цель:
Проговаривание нового знания, применение на практике.
Выполняют задание в группе, используя инструкцион-
ные карты; фиксируют результаты своей работы.
Организует выполнение задания, инструктирует по правилам т/б, корректирует работу учащихся, демонстрирует проведение опыта по определению «усадки» ткани.
-Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют эти свойства х/б и льняные ткани.
-Для этого вы будете работать в группах. Чтобы работа была успешной нужно соблюдать правила:
1.Выбрать организатора группы.
2. Выбрать секретаря и хранителя времени.
3. Выбрать оратора (выступающего).
4. Все члены группы равны.
5. Все должны проявлять активность в работе.
6. Нести ответственность за результат работы.
- После проверки работы вам необходимо заполнить оценочный лист.
Ф.И. Само
оценка Оценка группы Оценка учителя Итоговая оценка
-Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты, инструкционные карты.
- Руководствуясь инструкционными картами, проведите работу и запишите результаты в таблицу: « Свойства хлопчатобумажных и льняных тканей»
Свойства тканей Хлопчато
бумажные Льняные
Механические:
- прочность
-сминаемость
- драпируемость
Гигиенические:
- гигроскопичность
- теплозащитность
- воздухопроницаемость
Технологические:
- осыпаемость нитей
- усадка
-Так же не забывайте соблюдать правила техники безопасности.
- Для того чтобы проверить Усадку, я проведу опыт сама
- Беру лоскутки тканей размером 10х10 см, пропитываю образцы водой, отжимаю, высушиваю с помощью утюга.
- Сравниваю размеры образцов, накладывая их на квадрат из бумаги (10х10 см).
- Делаем вывод: усадка значительная.
Воздухопроницаемость мы на уроке проверить не сможем, для этого нужно специальное оборудование, поэтому запишем готовые результаты.
Теплозащитность вы можете определить исходя из своего опыта.
Уметь определять свойства тканей,
работая по инструкцион
ной карте. Регулятивные: планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей, прогнозирование Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации, умение договариваться Познавательные:
поиск и выделение необходимой информации,
умение планировать свою трудовую деятельность
VI.
Обобщение и систематизация знаний
(4 мин)
Цель: Проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала (таблица).
Озвучивают получившиеся результаты, сравнивают результаты соей работы с эталоном, фиксируют правильные результаты в таблице.
Выслушивает, корректирует, оценивает результаты работы учащихся.
- Итак, работу вы закончили. Проверим ваши результаты с эталоном.
Свойства тканей Хлопчатобумажные Льняные
Механические:
- прочность
-сминаемость
- драпируемость
-средняя
-средняя
- малая
- высокая
- большая
- малая
Гигиенические:
гигроскопичность
теплозащитность воздухопроницаемость
- высокая
- средняя
- высокая
- выше, чем у х/б
- малая
- средняя
Технологические:
- осыпаемость нитей
- усадка
- слабая
- значительная
- средняя
- значительная
Знать свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.
Регулятивные: коррекция и оценка
Коммуникативные: умение выразить мысли
Познавательные: логические умения
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(3 мин)
Цель:
- зафиксировать новое содержание урока,
- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Организует рефлексию.
Организует оценку и самооценку учебной деятельности.
? Какая была цель урока?
? Удалось ли ее достигнуть?
? Каким способом?
? Что понравилось на уроке, что не понравилось?
? Чему вы сегодня научилась?
? Над чем ещё необходимо поработать?
? Где вы можете применить новые знания?
- Молодцы! Спасибо за работу.
Коммуникативные:
уметь оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные:
уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки
Личностные:
умение провести самооценку и организовать взаимооценку, осознанность учения
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.
Просмотр содержимого документа
«Текстильные материалы и их свойства »