kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Текстильные материалы натурального происхождения и их свойства.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели занятия и задачи:

Обучающая цель: сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения.

Задачи:

-ознакомить с видами хлопчатобумажных и льняных тканей.

-изучить свойства текстильных материалов.

-научить определять льяные и х/б ткани по основным признакам.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Текстильные материалы натурального происхождения и их свойства.»

Открытый урок по напрвлению: « Организация учебного процесса на основе системно-деятельностного подхода»


План-конспект урока

Тема занятия: Текстильные материалы натурального происхождения и их свойства.

Тип занятия: изучение нового материала

Класс: 5А

Цели занятия и задачи:

Обучающая цель: сформировать понятие о свойствах тканей и способах их определения.

Задачи:

-ознакомить с видами хлопчатобумажных и льняных тканей.

-изучить свойства текстильных материалов.

-научить определять льяные и х/б ткани по основным признакам.

Развивающая цель: развить познавательные навыки.

Задачи:

-научить воспроизводить информацию из увиденного и услышанного.

-развивать умение планировать свою работу.

Воспитательная цель: воспитать личностные качества.

Задачи:

-повысить самостоятельность при выполнении работы.

-воспитать аккуратность и культуру труда.

-умение работать в группе при выполнении задания.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

  1. готовность и способность обучающихся к саморазвитию на основе мотивации к обучению и познанию

  2. готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания

Метопредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  1. Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Обучающийся сможет:

  • работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата;

Познавательные УУД:

  1. Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное, по аналогии) и делать выводы. Обучающийся сможет:

  • объяснять явления, выявляемые в ходе исследовательской деятельности (приводить объяснение с изменением формы представления);

Коммуникативные УУД:

  1. умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. Обучающийся сможет:

  • определять возможные роли в совместной деятельности;

  1. умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей для планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью. Обучающийся сможет:

  • принимать решение в ходе диалога и согласовывать его с собеседником;

Предметные результаты:

  1. умение отличать волокна растительного происхождения

Методы обучения:

Репродуктивные методы: рассказ, беседа, наглядный.

Продуктивные методы: анализ, сравнение, лабораторная работа.

Форма организации обучения: урок.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Методы контроля: наблюдение, опрос.

Межпредметная и внутрипредметная связь: биология, химия.

Домашнее задание: Подготовить сообщение на тему: Какими натуральными красителями можно окрасить ткань?

Средства обучения и воспитания: учебник, образцы тканей, таблички для практической работы, ножницы, тигель для поджигания нитей, презентация, видеофрагменты.

Литература: учебник 5 класса Симоненко.


Ход урока:

1. Организационная часть (5 мин)

  1. Теоретическая часть ( 29 мин)

  2. Физкультминутка (3 мин)

  3. Практическая часть (35 мин)

  4. Заключительная часть ( 5 мин)

Организационная часть (2 мин)

Здравствуйте, дети! Я рада видеть Вас на уроке. Посмотрите внимательно, всё ли вы подготовили к уроку? А теперь скажите одежда, которую вы носите должна быть какой? Что необходимо, чтобы она соответствовала перечисленным вами требованиям? (А ещё?) Конечно, ткань должна обладать определёнными качествами, а точнее свойствами.  Хотите ли вы узнать, какими свойствами обладают ткани? Какой будет тема урока? (Ткани натурального происхождения и их свойства). Все натуральные ткани обладают одинаковыми свойствами, но проявляются они в разной степени. А есть ли у вас желание изучить, из какого сырья производятся ткани натурального происхождения, как проявляют свойства хлопчатобумажные и льняные ткани? А какими способами можно узнать? Какую поставим цель?

Цель урока:  Познакомиться с тканями натурального происхождения и изучить свойства хлопчатобумажных и льняных тканей.

Теоретическая часть (25 мин)

Ткани и волокна. Классификация волокон

Текстильные материалы окружают нас повсюду. Из них изготавливают одежду, столовое и постельное белье, шторы, обивку мебели, ковры и т.д. Давайте представим, что было бы, если все люди забыли как делать ткани из волокон растений и шерсти животных? Возможно, всем бы пришлось одеваться в звериные шкуры или делать одежду из листьев.

Ткань состоит из переплетенных между собой нитей (пряжи). Каждая нить содержит несколько скрученных тонких волокон.

Текстильные волокна подразделяются на два класса натуральные и химические. К натуральным волокнам относятся волокна растительного происхождения (хлопок, лен, джут и др.). Животного (шерсть и пух животных, шелковая нить) и минерального (асбест) происхождения.

И мы сегодня на уроке рассмотрим натуральные волокна растительного происхождения. Посмотрите на схему.




Для производства растительных волокон чаще всего используют растения хлопчатника и льна.

Хлопковое волокно получают из коробочек однолетнего кустарникового растения хлопчатника. Это семенное растение, т. к. хлопковое волокно покрывает семена растения. В России хлопчатник не выращивают, потому что ему не хватает тепла для вызревания. Обычно волокна хлопчатника белого или слегка кремового цвета. Они короткие (от 6 до 52мм), тонкие, пушистые и мягкие. (Показываю наглядный материал, видеофрагмент- https://www.youtube.com/watch?v=3bqwnfjnaO0 )

Льняное волокно получают из стебля растения лен, поэтому волокна называют лубяными. На Руси издревле выращивали лен. Это растение любит свет, влагу, умеренное тепло, не боится легких заморозков. Волокна льна серого цвета с характерным блеском. Они длинные, прямые, жесткие и прочные. (Показываю наглядный материал, видеофрагмент)

Свойства тканей необходимо учитывать при выборе модели швейных изделий, при способе обработки и при уходе за одеждой. Свойства тканей зависит от волокнистого состава. Различают три группы свойств тканей (дети заполняют таблицу)


Физико-механические свойства:

- Износостойкость - способность материала противостоять воздействию трения, кручения, света, влаги, температуры, микроорганизмов, моли;

- Прочность – способность ткани противостоять нагрузке под действием внешних сил.

- Что можно назвать внешними силами? (Внешние силы это человек, ветер, солнце, вода.

Подобные нагрузки испытывают ткани в одежде в местах облегания суставов человека-локти, колени, плечи.

Сминаемость – это способность ткани во время сжатия и давления на неё образовывать складки и замины; зависит от упругости, эластичности волокон и степени крутки пряжи.

Драпируемость – способность ткани в подвешенном состоянии образовывать мягкие округлые складки. Большей драпируемостью отличаются мягкие пластичные ткани.

Гигиенические (санитарно-гигиенические) свойства тканей

-Как вы думаете, по какому признаку объединили эти свойства? (направлены на сохранение здоровья человека)

Например, ткань для верхней одежды, особенно зимней, должна иметь хорошие теплозащитные свойства.

Теплозащитность – способность ткани сохранять тепло человеческого тела. Натуральные ткани отдают нам свое тепло и энергию. Чем больше теплозащитность ткани, тем теплее одежда.

Водоупорность свойство ткани не впитывать влагу.

Гигроскопичность – это свойство ткани впитывать влагу и отдавать её в окружающую среду. Это свойство важно для бельевых тканей. Нательная одежда должна хорошо впитывать пот. А верхняя одежда должна защищать тело от промокания при дожде, снеге.

Воздухопроницаемость – это способность ткани пропускать воздух. Все натуральные ткани способны «дышать». Летняя - должна хорошо пропускать воздух, чтобы не было жарко

Для декоративных тканей, используемых для обивки мебели, изготовления портьер, занавесей большое значение имеет пылеёмкось – способность впитывать пыль, загрязнения. Плотные ткани с гладкой поверхностью загрязняются меньше, чем рыхлые, шероховатые.

Технологические свойства тканей – свойства, влияющие на обработку ткани при изготовлении швейных изделий.

Осыпаемость нитей заключается в том, что они не удерживаются в ткани по открытым срезам материала, выскальзывают и осыпаются, образуя бахрому.

Большая осыпаемость нитей затрудняет обработку изделия ,срезы деталей кроя необходимо сразу же обмётывать.

- Скольжение - может осложнить крой и пошив изделий

Усадка. Знакомо ли вам это слово, где вы его слышали? это уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке или влажно – тепловой обработке. И так вы узнали, какими свойствами обладают ткани.

Виды х/б тканей: ситец, батист, фланель, джинсовая ткань, вельвет. (демонстрация тканей на коллекциях ткани ).




Физкультминутка (2 мин)

Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – на место тихо сесть.


Практическая часть (15 мин)

Скажите ребята, сможете ли вы отличить хлопчатобумажную ткань от льняной (показываю образцы). Почему у вас возникли затруднения? Потому что вы не знаете основных признаков натуральных тканей, в данном случае хлопка и льна. А хотите разобраться в этом вопросе? Давайте начнем! Сейчас вам предстоит изучить, как проявляют свойства х/б и льняные ткани и одновременно выполнить практическое задание, где вы должны будете во время работы отличить, где у вас хлопчатобумажная ткань и льняная, заполнив таблицу.

Для этого вы будете работать в группах. Для выполнения самостоятельной работы у вас на парте есть все необходимые материалы, инструменты и таблица. Зачитываю технику безопасности при выполнении практической работы. Проведите работу и запишите результаты в таблицу, которые я вам раздала. (Таблицы распечатаны для учащихся).

Признак

хлопчатобумажная ткань

Льняная ткань

Внешний вид



Гладкость, мягкость



Прочность ткани и нити



Сминаемость



Горение и запах




Используя таблицу №3 «Основные признаки льняных и хлопчатобумажных тканей» (стр.94), выполнить практическую работу №9.

Признак

Льняная ткань

Хлопчатобумажная ткань

Внешний вид

Имеет гладкую, блестящую поверхность, нити толстые, неодинаковой толщины

Имеет шероховатую поверхность, без блеска, нити тонкие, одинаковой толщины

Гладкость, мягкость

Жесткая,тяжелая, прохладна.

Мягкая, легкая, теплая

Прочность ткани и нити

Прочная, рвется с трудом. На разрыве нити виден пучок прямых волокон

Легко рвется, на разрыве видны пушистые волокна

Сминаемость

Легко мнется, остаются замины и складки

Легко мнется, остаются замины и складки

Горение и запах

Горит ярким пламенем, пахнет горелой бумагой. Остается черный пепел

Горит ярким пламенем, пахнет горелой бумагой. Остается черный пепел


Ход работы

  1. Рассмотрите образцы тканей и попробуйте определить по внешнему виду с помощью лупы. (Наблюдения оформляют в таблицу)

  2. Определите на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца (Наблюдения оформляют в таблицу)

  3. На каждом образце ткани сделайте надрез и разорвите ткань. Определите льняную и х/б ткань по их прочности. Из каждого образца ткани с помощью распарывателя выньте по одной нити. Разорвите их поочередно. Рассмотрите как выглядят разрывы. (Наблюдения оформляют в таблицу)

  4. Определите сминаемость образцов, зажмите каждый из них в кулаке, подержите 30 сек., а затем раскройте ладонь. (Наблюдения оформляют в таблицу)

  5. Вынуть нити их х/б и льняной ткани, поджечь. Проанализировать – какой вид пламени, запах, Оставшийся после горения пепел.

У детей возникают трудности определить по запаху, т. к. запах у х/б и льняной ткани одинаковый и сминаемости, т. к. мнутся ткани почти одинаково.

Скажите пожалуйста, а по остальным признакам можно отличить льняную от х/б ткани? Да верно, даже если и совпадают некоторые свойства, то отличить ткани возможно по остальным признакам, все верно, молодцы.

Заполнив таблицу, дети должны написать вывод своей работы, что признаки горения у х/б и льняных тканей – одинаковы.

Осуществляю контроль и корректировку действий учащихся. (Работа по выполнению задания.)

Заключительная часть (5 мин)

4.1. Оценивание учащихся. Давайте обобщим сделанные выводы.

4.2. Итог урока. Подведём итог урока.

Какие новые знания вы сегодня получили? Когда эти знания  вам будут необходимы, где вы сможете их применить? В каком месте возникли затруднения? Почему?

4.3. Домашнее задание.

Вашим домашним заданием будет подготовить сообщение на тему: Какими натуральными красителями можно окрасить ткань? Рабочие места приводим в порядок. Всем спасибо за работу.

Задание для оценивания: Изучение свойства тканей из хлопка и льна

Критерии оценивания:

Оценка «5» ставится, если соблюдены правила ТБ, верно, заполнена таблица, успешная работа в группе.

Оценка «4» ставится, если соблюдены правила ТБ, неверно заполнены 2-3 признака в таблице, совместная работа в группе.

Оценка «3» ставится, если соблюдены правила ТБ, неверно заполнены 4-5 признаков в таблице, не слаженная работа в группе.

Оценка «2» ставится, если не соблюдены правила ТБ, неверно заполнены 6 и более признаков в таблице, не слаженная работа в группе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Текстильные материалы натурального происхождения и их свойства.

Автор: Дринг Полина Михайловна

Дата: 16.12.2022

Номер свидетельства: 620578

Похожие файлы

object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Урок технологии по теме "Текстильные волокна животного происхождения (шерсть, шелк)". 6-й класс"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_tekhnologii_po_teme_tekstilnye_volokna_zhivotnogo_proiskhozhdeniia_sherst_s"
    ["file_id"] => string(6) "483417"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1541294045"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(64) "Шерсть: виды, свойства, особенности"
    ["seo_title"] => string(32) "sherst_vidy_svoistva_osobennosti"
    ["file_id"] => string(6) "631840"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1684465767"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(48) "план конспект урок 5 класс "
    ["seo_title"] => string(27) "plan-konspiekt-urok-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "193714"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427689575"
  }
}
object(ArrayObject)#885 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "План конспект урока  "Элементы материаловедения" "
    ["seo_title"] => string(52) "plan-konspiekt-uroka-eliemienty-matierialoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "113826"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1411061131"
  }
}
object(ArrayObject)#863 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(182) "Урок технологии по теме "Технология производства и свойства искусственных волокон и тканей из них" "
    ["seo_title"] => string(109) "urok-tiekhnologhii-po-tiemie-tiekhnologhiia-proizvodstva-i-svoistva-iskusstviennykh-volokon-i-tkaniei-iz-nikh"
    ["file_id"] => string(6) "247075"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1446487214"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства