Ход урока |
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов | Планируемые результаты |
Предметные УУД | Метапредметные УУД |
1 | Организационный этап | Предварительная организация класса (проверка отсутствующих, внешнего состояния помещения, рабочих мест, наличия дежурных, рабочей позы и внешнего вида учащихся, организация внимания). Мобилизующее начало урока («исходная мотивация»). | Осуществляемые действия: Формируемые способы деятельности: | | Полная готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм. | |
2 | Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся | Выявление факта выполнения домашнего задания у всего класса, устранение типичных ошибок Обнаружение причин невыполнения домашнего задания отдельными учащимися Формирование понимания у учащихся связи выполнения домашней работы с результатами своего обучения вообще Использование различных форм контроля в зависимости от вида и цели домашнего задания. | Представляют презентации «Виды вышивки», «Вышивка различных регионов России». Зачитывают сочинения «Любовь к вышивке в моей семье» или «Вышивальные традиции моей семьи». | | Готовность учащихся к активной учебно-познавательной деятельности | |
3 | Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся | «ЛИНИЯ ВРЕМЕНИ» Преподаватель чертит на доске линию, на которой обозначает этапы изучения темы, формы контроля; проговаривает о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи. “Линия времени” позволяет учащимся увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному. Раздел «Вышивка крестом» включает в себя 10 часов. 2 часа мы изучали тему: «Развитие вышивки и вышивальных промыслов. Классификация вышивки. Инструменты и приспособления для вышивки крестом. Технология вышивания диагональных, вертикальных и горизонтальных рядов крестов» 6 часов будем выполнять проект по вышивке крестом 2 часа на защиту творческих проектов. | Формируемые способы деятельности: формулирование собственных ожиданий, проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности и т.д.. Осуществляемые действия: активное слушание, выдвижение предположений о теме урока и т.д. | | Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия. | Регулятивные: Определять цель учебной деятельности самостоятельно и с помощью учителя, искать средства ее осуществления. Познавательные: Анализировать и обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения. Коммуникативные: Работать индивидуально и в группе: находить общее решение; Формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение. |
4 | Актуализация знаний | «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ» Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают учащиеся по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ребята вместе знают об изучаемой теме. Что нового мы узнали о вышивке крестом на прошлых уроках? С какими понятиями познакомились? Чему научились? Что нам надо еще узнать и чему научиться, чтобы начать выполнять проект по вышивке? | Учащиеся пишут маркером на листиках термины и складывают их в корзину. Формируемые способы деятельности: проявление эмоционального отношения в учебно-познавательной деятельности Осуществляемые действия: повторение раннее изученного материала | Задание «КОРЗИНА ИДЕЙ, ПОНЯТИЙ» | Усвоение новых знаний и способов действий на уровне восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий. | Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
5 | Первичное усвоение новых знаний | «ПРИВЛЕКАТЕЛЬНАЯ ЦЕЛЬ» Перед учащимся ставится простая, понятная и привлекательная для него цель, выполняя которую он волей-неволей выполняет и то учебное действие, которое планирует педагог. Посмотрите на вышитые работы бывших выпускников нашей школы. Нравятся ли они вам? Нам с вами тоже предстоит выполнить проект по вышивке. А для начала восполним недостающие для этого знания и умения. Давайте вспомним основные правила вышивки крестом. Что из этого вам пока не знакомо? Вот сейчас нам и предстоит научиться закреплять нити без узла. Объяснение учителя с опорой на личные знания учащихся. Заслушивание обобщений учащихся. Подготовка к вышиванию включает ряд этапов: 1.Подготовка ткани к работе: А) выстирать ткань, высушить, отутюжить, Б) выровнять срезы ткани, В) обметать или промазать клеем ПВА срезы ткани, чтобы нити ткани не осыпались. 2.Разметка рисунка на ткани (рисунок может располагаться в центре, в углах, и др.) – наметить осевые линии. 3.Заправка изделия в пяльцы. Запяливание – заправка ткани в пяльца. А) Положить меньший обруч пялец на стол, накрыть его тканью. Б) Прижать большим обручем ткань к меньшему. В) Подтянуть винт. Г) Натянуть ткань в направлениях нити основы и по утку. | Учащиеся внимательно слушают объяснение учителя, выполняют практические действия по закреплению нити без узла. Выполняют практическую работу: Размотка мотка мулине. Деление нити. Заправка ткани в пяльцы. Закрепление нити без узелка. | Презентация «Подготовка к вышиванию крестом». | Усвоение знаний и способов действий на уровне воспроизведения. Исправление учащимися типичных ошибок и неверных представлений. | Регулятивные УУД: планировать ,т.е.составлять план действий с учетом конечного результата. Коммуникативные УУД владение речью, умение выражать мнение. |
6 | Первичная проверка понимания | Учитель предлагает тест. | Учащиеся выполняют задания теста. | Тест 1. Пяльцы - приспособление в виде двух круглых или прямоугольных рам предназначены: а) предохраняют вышитый узор от стягивания; б) предохраняют ткань от осыпания во время вышивки; в) для удобства прокалывания ткани иглой во время вышивания . 2. Для вышивки по счету нитей ткань используют: а) полотняного переплетения, канву; б) сатинового переплетения, канву; в) репсового переплетения, с разреженной структурой. 3. Нитки для вышивки выбирают в соответствии: а) с рисунком вышивки, плотностью ткани, толщиной иглы; б) с видом вышивки, цветом ткани, техникой выполнения; в) с толщиной ткани, характером рисунка, техникой выполнения. 4. Вышивание салфетки начинают с: а) выравнивания ткани по основе и утку; б) обрезания краев ткани; в) разметки места расположения вышивки. 5. Вышитые изделия утюжат: а) с изнаночной стороны, через влажный проутюжильник, в любом направлении; б) во влажном состоянии, на мягкой поверхности, с изнаночной стороны, вдоль нитей ткани; в) с лицевой стороны, через влажный проутюжильник, вдоль нитей ткани. 6. При вышивании крестом: а) все верхние полукресты должны быть одинаково наклонены; б) все верхние полукресты должны быть наклонены в противоположные стороны; в) наклон полукрестов не регламентируется, а зависит от характера и содержания схемы. 7. В правильно выполненной вышивке «крест» на изнанке получают ряд: а) косых стежков; б) прямых и диагональных стежков; в) вертикальных и горизонтальных стежков. | Самостоятельное выполнение учащимися заданий, требующих применения знаний в знакомой и измененной ситуации. | Познавательные УУД: извлекать необходимую информацию из прослушанных текстов; структурировать знания; Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Предметные УУД: давать определения новым понятиям темы |
8 | Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации | 7.1. Вводный инструктаж учителя: - сообщение учащимся названия практической работы; - разъяснение учащимся задач практической работы; - ознакомление учащихся с объектом труда - образцом; - ознакомление учащихся со средствами обучения, с помощью которых будет выполняться задание (оборудование, инструменты, приспособления); - ознакомление учащихся с учебно-технической документацией (инструктаж по ТК, ИК, ИТК) - предупреждение учащихся о возможных затруднениях при выполнении работы); - инструктаж по технике безопасности. Порядок выполнения работы. Приступайте к работе соблюдая правила техники безопасности. Канву необходимо отутюжить. Рассчитывайте по схеме место начала работы или переведите необходимый рисунок. Закрепите канву в пяльцах. Вставьте в иглу для вышивки нитку (мулине) нужного цвета. Вышивайте по схеме. Выполняйте работу аккуратно: - никаких узлов, - по окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками на изнаночной стороне, -уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться некоторых правил: - не использовать слишком длинную нить, - внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда направлены в одну сторону ( «/» – нижний стежок, « \» – верхний стежок). Стежки класть в одном направлении. Стежки не должны быть затянуты, а также и не расслаблены. | Организация рабочих мест учащихся (рабочий стол, инструменты, приспособления); работа с соблюдением правил техники безопасности, санитарии и гигиены труда при выполнении задания. | Практическая работа «Вышивка проектного изделия». | Знания о технологии изготовления вышитого изделия; умения вышивать крестом, соблюдая ТБ. | Личностные: осознание своих возможностей. Регулятивные: умение регулировать свои действия, взаимодействовать в группе. Познавательные: Умение анализировать, выделять и формулировать задачу; умение осознанно строить речевое высказывание |
12 | Контроль усвоения, обсуждения допущенных ошибок и их коррекция | Анализ выполнения самостоятельной работы учащимися; разбор типичных ошибок учащихся; вскрытие причин допущенных учащимися ошибок; повторное объяснение учителем способов устранения ошибок. | Учащиеся анализируют свою работу, типичные ошибки, выясняют способы их устранения. | | Получение учащимися достоверной информации о достижении ими результатов учебно-познавательной деятельности. | Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и об основывать способы их исправления обосновывать Личностные УУД: умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
14 | Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению | - инструктаж учителя по выполнению домашнего задания - задание учащимся на подготовку к следующему уроку - сообщение о теме следующего урока | Учащиеся выбирают задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей. | Выполнять проект по вышивке. Приготовить памятку по уходу за вышитыми изделиями. | Мотивация на выполнение домашнего задания, определенного педагогом. Самоопределение в содержании, способах и сроках выполнения домашнего задания на основе информации, полученной в результате самоконтроля и самооценки | |
15 | Рефлексия, подведение итогов занятия | - рефлексия учителя и учащихся о достижении целей урока - объективная и комментированная оценка результатов коллективного и индивидуального труда учащихся на уроке - выставление отметок в классный журнал и в дневники учащихся | Выполняют задание рефлексии, анализируют продуктивность своей работы на уроке. | | | Познавательные УУД выявлять допущенные ошибки и обосновывать способы их исправления обосновывать Личностные УУД : умение провести самооценку и организовать взаимооценку Коммуникативные УУД: вступать в диалог, с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |