kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Технологическая карта урока "Вышивка крестом"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока технологии в 3 классе по теме: "Вышивка крестом". УМК Школа 2100, учебник «Технология» автор О.А.Куревина, ЕА.Лутцева

Просмотр содержимого документа
«история вышивки»

История возникновения и развития вышивки крестом

Вышивка крестом — один из самых популярных видов рукоделия, искусство уходит корнями в эпоху первобытной культуры, когда люди использовали стежки каменными иглами при шитье одежд из шкур животных. Изначально материалами для вышивки были кожа животных, жилы, волокна конопли или шерсти, волосы. 
В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта. В музеях нашей страны собрано много образцов народной вышивки. Лучше всего сохранились изделия XIX века. В те времена вышивка условно подразделялась на городскую и крестьянскую (народную). Городская вышивка испытывала на себе влияние западной моды и не имела прочных традиций, тогда как народная была неразрывно связана со старинными обычаями и обрядами русского крестьянства.

Все женщины от мала до велика владели этим искусством в совершенстве. В основе вышивки лежал старинные обряды и обычаи. Особенно это касается вышивки крестом. Крест всегда рассматривался русичами как оберег, который способен защитить человека и жилице от нечистой силы и дурного глаза. 
В языческие времена вышивкой в основном украшались полотенца, простыни, рушники, скатерти, занавески различные покрывала. Также вышивкой украшали одежду: сарафаны, головные уборы, рубахи. 
После прихода на Русь христианства изделия с вышивкой приобрели новое значение. Люди стали украшать вышитыми вещами окна, зеркала и иконы. Особенно ценными считались изделия, вышитые за один день. Обычно над такими вещами работали сразу несколько мастериц. Начинали на рассвете, и если удавалось закончить работу до захода солнца, то изделие считалось идеально чистым и способным защитить от злых сил, стихийных бедствий, болезней и других напастей. 
Мотивы вышитых работ были очень разнообразными. Присутствовало много символизма и скрытого смысла. Фигурировали человеческие фигуры с поднятыми вверх руками, райские птицы, сказочные животные. В орнаментах, к примеру, ромб и круг символизировали солнце, крючковатый крест – пожелание добра и взаимопонимания. 
Первоначально вышивание на Руси было занятием для избранных. До семнадцатого века им занимались монахини и представительницы знати. Материалами служили дорогие ткани, такие как бархат и шелк, драгоценные камни, жемчуг, золотые и серебряные нити.

C 17 века этот вид рукоделия входит в разряд обязательных занятий крестьянских девушек. Начиная с семи – восьмилетнего возраста девочки начинали готовить себе приданное к свадьбе. Необходимо было вышить скатерти, покрывала, полотенца, скатерти, а также различную одежду. По характеру узоров и приёмов их выполнения русская вышивка очень многообразна.. Русская вышивка имеет свои национальные особенности, она отличается от вышивок других народов. 
Искусство вышивания имеет многовековую историю. О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки археологов, относящиеся к 9-10 веков. Это – фрагменты одежды, украшенные узорами, выполненные золотыми нитями. Золотым шитьём в далёкие времена украшали предметы быта, одежду знатных людей. 
Традиции вышивального искусства постоянно развивались, в 14- 17 веках вышивка приобретает ещё более широкое распространение в украшении костюма, предметов обихода. Золотыми и серебряными нитями в сочетании с жемчугом и самоцветами вышивали церковные облачения, богатую из шёлка и бархата одежду царей и бояр. Цветным шёлком и золотыми нитями украшали также свадебные полотенца, праздничные рубахи из тонкой льняной ткани, платки. Вышивание было в основном распространено среди женщин знатных семей и монахинь. 
Постепенно искусство вышивания распространяется повсеместно. С 18 века оно входит в жизнь всех слоёв населения, становится одним из основных занятий девушек – крестьянок. 
Вышивкой украшали предметы быта- полотенца, подзоры, столешники (скатерти). Праздничную и повседневную одежду, передники, головные уборы и др. Изделия, как правило, выполнялись из простых, недорогих материалов, но отличались они высоким художественным мастерством. 
Традиционная вышивка - это источник познания этнической истории и культуры народа и их эволюции во времени. 
Приёмы вышивания, узоры, их цветовое воплощение совершенствовались их поколения в поколение. Постепенно отбиралось всё лучшее, и создавались неповторимые образы вышивок с характерными чертами. 




Просмотр содержимого документа
«конспект»

Технологическая карта урока

Подготовила:

Студентка 4 курса, ф-та ИСГН, гр. Б (721942) Ларина Ирина

Предмет:

Технология

Класс:

3 класс

УМК:

Школа 2100

Тема урока:

Вышивка крестом

Цель:

Углубление знаний о вышивке и стремление создавать изделия своими руками.

Тип урока:


Урок изучения нового материала


Планируемые результаты:

Личностные

УУД (Метапредметные)


Предметные


- Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве;

- Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с декоративно-прикладным искусством;
- Воспитание и уважения к творчеству - как к своему, так и других людей;

- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач;

- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- Проговаривать последовательность действий при выполнении упражнения, использовать учебник;

- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.

Познавательные:

- Делать выводы, оперируя с предметами и их образами;

- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

Находить информацию в учебнике, ориентироваться в своей системе знаний: отделять известное от неизвестного.

Коммуникативные:

- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- Высказывать свои мысли, вступать в беседу;
- Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме.

- Освоение приёмов выполнения косой строчки, вышивки крестом по канве;

- Воспитание усидчивости, аккуратности, точности выполнения разметки и строчек;

- Научить применять полученные знания на практике;

- Воспитывать чувство уважения к народному творчеству;

- Развитие самостоятельности в поиске решения творческих задач, наблюдательности;

- Ввести понятия: городская и крестьянская (народная) вышивка;

- Формирование умений оценивать свою работу;

Междисциплинарные связи:

Литература, развитие речи.

Формы работы:

Коллективная, индивидуальна(самостоятельная).

Ресурсы

Информационный материал: учебник «Технология» автор О.А.Куревина, ЕА.Лутцева, раздаточный материал (лист самооценки), образцы изделий.

Мультимедийное сопровождение: компьютерная презентация

Оборудование: компьютер учителя, проектор, интерактивная доска











Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация к учебной деятельности.


Добрый день, ребята! Посмотрите друг на друга и улыбнитесь!
На части не делится солнце лучистое
И вечную землю нельзя разделить,
Но искорку счастья луча золотистого
Ты можешь, ты в силах друзьям подарить.

- Ребята, давайте вспомним правила поведения на уроке.

 -Скажите, а для чего нужно соблюдать эти правила?

Проговаривают стихотворение - правила поведения на уроке:
НА УРОКЕ Я СИЖУ,
НЕ СТУЧУ И НЕ КРИЧУ,
РУКУ ТИХО ПОДНИМАЮ,
ЕСЛИ СПРОСЯТ - ОТВЕЧАЮ
Ответ на вопрос:
Чтобы не потерять время,
чтобы всё успеть сделать.

   

Личностные:
Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве.
Коммуникативные:
- Совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им;
- Высказывать свои мысли, вступать в беседу.

2.Актуализация знаний.







- Чтоб узнать, что мы будем сегодня делать на уроке, я загадаю вам загадки.
1. Одноуха, длинный нос,
Нет ни глаз и ни волос,

Металлическое тело.
Не сидит она без дела,
Протыкает ткань она.

Это швейная…
2. Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот: 
Он и режет и стрижет

3. Чтобы шить иль вышивать,
Это нужно в руки взять.
Разноцветные катушки
У меня есть, у подружки.
Вышивали мы открытки,
Нам понадобились...

4. Шью иголкой, вышиваю,
Пальцы от иглы спасаю,
Колпачок я надеваю,
Им я пальцы защищаю.
Колпачок похож на сверток,
А зовут его …
5. Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь...

 - Для чего нужны эти инструменты?

- Как вы думаете, какая у нас будет тема урока?

- Послушайте историю возникновения вышивки. (приложение 1).

Отгадывают загадки:

- игла, ножницы, нитки, наперсток, пяльцы.
























Отвечают: для вышивания.

 Отвечают: вышивание.


Коммуникативные:
- Высказывать свои мысли, вступать в беседу.
Познавательные:
- Делать выводы, оперируя с предметами и их образами.


3. Формулирова-ние проблемы, темы урока, планирование деятельности.


Рассмотрим вышивки и определим, где городская, а где – крестьянская (народная).

В чём их различие?

- Рассмотрим образцы изделий (мешочки)

- К какому времени их можно отнести?

- Поясните свое мнение.

  • Что особенно привлекает ваше внимание?

  • Какие виды строчек вы уже знаете?

Вспомните, с помощью каких известных вам строчек вы уже вышивали изделия.




Рассматривают картинки на слайде и отвечают на вопросы.



Отвечают:

- К современному…

- Вышивка…

- Вперед иголку




Познавательные:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Коммуникативные:
- Договариваться о правилах общения.
Личностные:
- Развитие чувства прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с декоративно-прикладным искусством.
Регулятивные:
- Определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя.

4.Совместное «открытие» новых знаний.





Предлагаю открыть учебник на стр. 43 и рассмотреть рисунок под пунктом 2.

  • Какая строчка выполняется на первом этапе? 

- Что происходит на втором этапе?

  • Что получается в результате?

-Возьмите материал для упражнения и потренируйтесь в выполнении строчки крестом

- Во время вышивания следует помнить о технике безопасности при работе с ножницами, иглами, булавками.

1. Хранить иголки в специально отведенном для этого месте: подушечке, игольнице. 
2. Не шить ржавой иглой. 
3. Шить с наперстком, чтобы не уколоть палец. 
4. Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе. 
5. Передавать ножницы кольцами вперед.


Рассматривают рисунок.
Отвечают: косая.

Отвечают: игла возвращается по тем же самым точкам назад.

Отвечают: крестик.

Проговаривают правила безопасной работы с инструментами.

Выполняют упражнение


Познавательные:
- Находить информацию в учебнике, ориентироваться в своей системе знаний: отделять известное от неизвестного.
Личностные:

- Воспитание и уважения к творчеству - как к своему, так и других людей.
Коммуникативные:
- Слушать и понимать речь других. Оформлять свои мысли в устной форме.
Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий при выполнении упражнения, использовать учебник.

Физкультминутка

Трансляция физкультминутки с экрана

Повторяют движения


5.Самостоятель-ное применение знаний.

- Рассмотрите образцы рисунков для вышивки, выберете тот, который вам понравился.

  • Возьмите листок клетчатой бумаги и перерисуйте на него рисунок, затем прикрепите бумагу к ткани.

Показываю, как заправить ткань в пяльцы.

Наблюдаю за ходом работы, оказываю необходимую помощь.

-Рассмотрим инструкционную карту на с. 44 учебника и составим план работы над изготовлением мешочка.

Обсуждаю последовательность выкраивания и изготовления мешочка.

- Теперь можно приступить к изготовлению мешочка.

Наблюдаю за ходом работы, оказываю необходимую помощь.

Выбирают понравившиеся образцы, перерисовывают.

Закрепляют ткань в пяльцы.






Обсуждают.

Выполняют.


Регулятивные:

- Проговаривать последовательность действий на уроке, работать по предложенному плану, использовать учебник.

Коммуникативные:

- Договариваться о правилах общения.

Личностные:

- Развитие самостоятельности в поиске решения различных изобразительных задач.

6.Итог урока. Рефлексия.


- Оценим свою работу по алгоритму.

- Что научился выполнять на уроке?

- Задание выполнено в полном объеме? Без ошибок?

  • Ты выполнил работу самостоятельно или с помощью? С чьей?

- Как бы ты оценил свою работу на уроке?

Теперь я предлагаю вам оценить свою работу по листам самооценки. Подсчитайте знаки, выставьте себе отметки. Если у вас пять знаков «+», то у вас отметка «5», если четыре «+» ,то отметка «4».

Отвечают. Заполняют листы самооценки.








Регулятивные:
- Учиться оценивать успешность своего задания, признавать ошибки.
Личностные:
- Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

7. Домашнее задание


Завершите, пожалуйста, то, что вы не закончили, дома.
Окончен урок, и выполнен план.
Спасибо, ребята, огромное вам.
За то, что упорно и дружно трудились,
И знания точно уж вам пригодились.

Записывают задание в дневник










Просмотр содержимого документа
«лист самооценки»

Лист самооценки учащегося на уроке:

Этапы работы

Не выполнил

Выполнил с помощью учителя

Выполнил самостоятельно

1. Упражнение «строчка крестом»




2.Вышивание рисунка на заготовке




3.Выкраивание мешочка





4.Сборка изделия











Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Технологическая карта урока "Вышивка крестом"

Автор: Ларина Ирина Олеговна

Дата: 24.03.2018

Номер свидетельства: 463174

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока по теме Защита проекта "Вышивка крестом" "
    ["seo_title"] => string(62) "konspiekt-uroka-po-tiemie-zashchita-proiekta-vyshivka-kriestom"
    ["file_id"] => string(6) "112479"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1408684255"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Конспект урока по предмету изобразительное искусство"
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_po_priedmietu_izobrazitiel_noie_iskusstvo"
    ["file_id"] => string(6) "380500"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484663464"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок по технологии на тему: "Вышивка" "
    ["seo_title"] => string(39) "urok-po-tiekhnologhii-na-tiemu-vyshivka"
    ["file_id"] => string(6) "117815"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1412927583"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства