Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.
Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.
Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.
Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка усвоения материала предыдущего урока:
Вопросы для контроля знаний:
Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?
Раскройте современные формы разделения профессионального труда?
Каковы функции профессиональной деятельности?
В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
3. Изложение нового материала:
Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.
Учитель: - Правильно. (Схема№2)
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:
человек – природа,
человек – техника,
человек – знаковая система,
человек – человек,
человек – художественный образ.
(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.
Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:
физиологический;
нравственный;
психологический;
практический.
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:
аналитическую;
энергетическую;
технологическую;
транспортную.
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.
Учитель: - Правильно. (Схема№3)
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
4. Физкультминутка.
Практическая работа:
Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)
Подведение итогов урока:
Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.
7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности »
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная
школа №3» ЗАТО Межгорье Республики
Башкортостан
Разработка урока:
Подготовила: И.Н.Снегирева
Межгорье 2014
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.
Цели урока:
Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.
Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.
Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.
Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.
Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.
Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.
Ход урока:
Организационный момент:
Проверка усвоения материала предыдущего урока:
Вопросы для контроля знаний:
Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?
Раскройте современные формы разделения профессионального труда?
Каковы функции профессиональной деятельности?
В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?
3. Изложение нового материала:
Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.
Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.
Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).
В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.
Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.
Учитель: - Правильно. (Схема№2)
Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:
человек – природа,
человек – техника,
человек – знаковая система,
человек – человек,
человек – художественный образ.
(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)
Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.
Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:
физиологический;
нравственный;
психологический;
практический.
Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:
аналитическую;
энергетическую;
технологическую;
транспортную.
Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.
Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?
Предполагаемый ответ: Средства труда– это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.
Учитель: - Правильно. (Схема№3)
Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.
4. Физкультминутка.
Практическая работа:
Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)
Подведение итогов урока:
Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.
7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.