kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.

 

Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель:       Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

            В сфере материального производства производится  два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

            Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,
  • человек – техника,
  • человек – знаковая система,
  • человек – человек,
  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

                 Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;
  2. нравственный;
  3. психологический;
  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;
  2. энергетическую;
  3. технологическую;
  4. транспортную.

     Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

          7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная

школа №3» ЗАТО Межгорье Республики

Башкортостан




Разработка урока:




Подготовила: И.Н.Снегирева




















Межгорье 2014

Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности.


Цели урока:

Образовательная: способствовать формированию представления о сферах и отраслях производства, предметах, средствах и орудиях труда.

Развивающая: способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся, выделять главное, обобщать сравнивать и систематизировать.

Воспитательная: способствовать формированию и развитию трудовых и других качеств личности.

Профориентационная: способствовать формированию знаний и умений объективно осуществлять самоанализ уровня развития своих профессионально важных качеств и соотносить их с требованиями профессий, сфер трудовой деятельности; обобщить у учащихся знания о сферах трудовой деятельности.

Тип урока: комбинированный, включающий приобретение новых знаний, применение их на практике с целью закрепления изученного материала.

Наглядные пособия: схемы (с применением ИКТ), карточки с заданиями, кроссворды, видеозапись с учебным фильмом «Профессиональное самоопределение»,учебник «Технология 10-11 классы» под редакцией В.Д.Симоненко, учебник «Основы технологической культуры 10-11» под редакцией В.Д.Симоненко, Н.В.Матяш.

Ход урока:

  1. Организационный момент:

  2. Проверка усвоения материала предыдущего урока:

Вопросы для контроля знаний:

Охарактеризуйте исторически сложившиеся этапы разделения труда?

Раскройте современные формы разделения профессионального труда?

Каковы функции профессиональной деятельности?

В чем сущность профессиональной деятельности, ее отличия от непрофессиональной?

3. Изложение нового материала:

Учитель: Профессиональная деятельность человека осуществляется в рамках каких-либо конкретных отраслей экономики.

Отрасль – это совокупность предприятий, производств, организаций, характеризующаяся единством экономического назначения производимой продукции или услуг, однородностью потребляемого сырья и материалов, общностью материально-технической базы и технологических процессов, специфичностью профессионального состава кадров и условий труда.

Сфера (от гр.sphaira – шар) – предел распространения какого-либо действия, а профессиональная сфера деятельности – это совокупность отраслей, объединенных по определенному признаку. По результатам труда различают две сферы профессиональной деятельности: сферу материального производства и непроизводственную сферу с входящими в каждую из них определенными отраслями (Схема №1).

В сфере материального производства производится два вида продукции: средства производства и предметы потребления.

Непроизводственная сфера охватывает отрасли и виды профессиональной деятельности по обслуживанию населения, других отраслей экономики и управления. Эти две сферы тесно взаимосвязаны друг с другом. В каждой отрасли можно выделить области профессиональной деятельности по ее направленности, то есть по предмету труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Предмет труда – это то, на что направлен труд человека.

Учитель: - Правильно. (Схема№2)

Сферы профессиональной деятельности можно классифицировать по предмету труда. Здесь выделяют пять сфер:

  • человек – природа,

  • человек – техника,

  • человек – знаковая система,

  • человек – человек,

  • человек – художественный образ.

(Просмотр отрыва из обучающего фильма о профессиональном самоопределении.)

Процесс профессиональной деятельности начинается с определения цели и задач, которые формулируются в должностных инструкциях, квалификационных характеристиках, профессиограммах.

Основным компонентом процесса деятельности является человек, то есть субъект этой деятельности, тот, кто ее осуществляет. Прежде всего, человек должен быть готов к труду по конкретной профессии. Готовность включает в себя следующие аспекты:

  1. физиологический;

  2. нравственный;

  3. психологический;

  4. практический.

Требования к профессиональной подготовке по каждой специальности определяются государственными стандартами, они содержатся также в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС). В процессе профессиональной деятельности человек выполняет функции:

  1. аналитическую;

  2. энергетическую;

  3. технологическую;

  4. транспортную.

Свою профессиональную деятельность человек осуществляет, используя определенные средства труда.

Учитель: - Попробуйте дать определение «предмет труда»?

Предполагаемый ответ: Средства труда – это то, с помощью чего человек воздействует на предметы труда с целью производства материальных и духовных благ.

Учитель: - Правильно. (Схема№3)

Определяющая роль в составе средств труда принадлежит орудиям производства (Схема№4). Совокупность средств труда и предметов труда называется – средствами производства. Преобразование предметов труда осуществляется с помощью технологического процесса, состоящего из технологических операций и переходов (Схема№5). Результатом преобразовательной (профессиональной) деятельности человека является какой-либо продукт – товар или услуга. В процессе профессиональной деятельности человека создаются материальные и духовные блага, развиваются средства труда, общество и сам человек.

4. Физкультминутка.

  1. Практическая работа:

Работа учащихся по карточкам-заданиям, решение кроссвордов (см. приложение)

  1. Подведение итогов урока:

Объективная оценка результатов коллективной и индивидуальной работы учащихся на уроке; выставление отметок в журнал и дневники.

7. Домашнее задание: Прочитать раздел «Сферы, отрасли, предметы труда» в учебнике и ответить на вопросы.







Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс

Скачать
Сферы, отрасли, предметы труда и процесс профессиональной деятельности

Автор: Снегирева Инна Николаевна

Дата: 03.12.2014

Номер свидетельства: 139017

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(206) "Инновационные изменения технологического образования обучающихся 5-х классов общеобразовательного учреждения"
    ["seo_title"] => string(80) "innovatsionnyie_izmienieniia_tiekhnologhichieskogho_obrazovaniia_obuchaiushchikh"
    ["file_id"] => string(6) "366005"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1480939156"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Лекция по обществознанию по теме: "Трудовое право и трудовые правонарушения"."
    ["seo_title"] => string(88) "liektsiia-po-obshchiestvoznaniiu-po-tiemie-trudovoie-pravo-i-trudovyie-pravonarushieniia"
    ["file_id"] => string(6) "317875"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460458403"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(114) "Конспект урока на тему"Труд взрослых и назначение спецодежды" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-na-tiemu-trud-vzroslykh-i-naznachieniie-spietsodiezhdy"
    ["file_id"] => string(6) "157960"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1421674615"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(68) "Профессиональная работа с учащимися "
    ["seo_title"] => string(42) "profiessional-naia-rabota-s-uchashchimisia"
    ["file_id"] => string(6) "209788"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyad"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1431317433"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Межпредметная связь в организации внеурочной работы преподавателями специальных дисциплин»"
    ["seo_title"] => string(80) "mezhpredmetnaia_sviaz_v_organizatsii_vneurochnoi_raboty_prepodavateliami_spetsia"
    ["file_id"] => string(6) "524896"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1572437042"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства