Тема: «Труд взрослых и назначение спецодежды»
Цель: Расширять представление детей о труде взрослых и назначении спецодежды.
Задачи: формировать у учащихся представления о взаимосвязи спецодежды и профессии; коррекция и развитие связной устной речи; воспитывать уважение к труду.
Оборудование: Картинки, плакаты с изображениями людей разных профессий и их инструментов.
Ход:
1.Орг. момент
А)Пословицы:
«Человек славен трудом» - гласит народная мудрость. «Землю красит солнце, а человека - труд».
Учитель выставляет предметные картинки, даёт задание детям. Посмотрите внимательно на эти картинки и предметы. Расскажите, кто работал, чтобы сделать изображённый предмет? Как называется профессия человека сделавшего это? Скажите, чей это инструмент, людям каких профессий он необходим?
Б)Чтение стихотворения:
Каменщик строит жилища,
Платье - работа портного. Но ведь портному работать
Негде без тёплого крова! Каменщик был бы раздетым,
Если б умелые руки
Вовремя не смастерили
Фартук, и куртку, и брюки.
Пекарь сапожнику к сроку
Сшить сапоги поручает.
Ну, а сапожник без хлеба
Много ль нашьёт, натачает?
(Ю. Тувим.)
2. Актуализация знаний. Сообщение новой темы
Скажите, что необходимо людям всех профессий для хорошей работоспособности? Спецодежда. Спецодежда – это одежда специального назначения, предназначенная для обеспечения безопасности во время проведения каких-либо работ, а также для удобства производящего их работника.
Работа в спецодежде и применение средств индивидуальной защиты – это, прежде всего, требование безопасности и охраны труда.
Во-первых, это предохраняет сотрудников от производственных травм, загрязнений, пыли, высоких температур, профессиональных заболеваний, холода и других опасностей, которые могут присутствовать на рабочем месте. Без использования специальной одежды и средств защиты невозможно обойтись на предприятиях нефтегазовой сферы, в металлургии, строительстве, легкой промышленности и многих других отраслях. Для медицинских работников спецодежда – это еще и соблюдение гигиены, требований стерильности и дезинфекции.
Во-вторых, высококачественная спецодежда обеспечивает работнику необходимые ему удобство и функциональность. Чтобы действительно выполнять эту роль, она должна быть грамотно подобранной, соответствующей требованиям конкретной профессии и особенностям труда.
В-третьих, использование специальной одежды или униформы, особенно с нанесенным на нее логотипом компании, является частью корпоративной культуры. Это и показатель принадлежности сотрудника к компании, и ее символ, часть имиджа и предмет престижа. Для работников сферы услуг униформа - еще и часть сервиса, показатель ориентированности компании на клиента.
3.Систематизация знаний
Чтобы уметь хорошо работать нужно учиться. Учёба — это тоже труд. Учатся и дети, и взрослые. Теперь я предлагаю каждому из вас нарисовать, кем вы хотите стать, когда станете взрослыми. Затем мы вместе рассмотрим ваши рисунки и поговорим о важности выбранной вами профессии.
А)Развитие аналитико- систетической деятельности:
Назови предметы, которые человек использует во
время отдыха (книги, телевизор, магнитофон) .
Из каких материалов могут быть сделаны
предметы? (дерево, пластмасса, глина, стекло, ткань)
Из каких материалов можно сделать игрушки?
(резина, дерево, мех, пластмасса, глина, металл)
Кому в работе нужен компьютер?
(программисту, бухгалтеру, учителю, художнику, писателю)
Было ли время, когда профессий не было?
Появляются ли сейчас новые профессии и
почему?
Что нужно делать, что бы стать хорошим врачом?
Кем бы ты хотел стать?
Б)Какие качества необходимы для этой профессии.
Кто что делает? Кто учит детей? Кто лечит больных?
Кто делает мебель? Кто красит стены? Кто печёт
торты? Кто делает причёски? Кто строит дома? Кто
пишет книги? Кто готовит пишу? Кто разносит газеты
и письма? Кто шьёт одежду? Кто продаёт товар?
Кто подметает двор? Кто чинит сапоги? Кто водит
машину? Кто поёт песни?
В)развитие мыслительных процессов, воображения. Речи.
Чей это инструмент? Молоток - (столяр).
Кисть -(маляр). Шприц - (врач). Игла - (портной). Метла -
(дворник). Мел - (учитель) .
Какой предмет нужен, чтобы:
-измерять время;
-разговаривать на расстоянии;
-измерять вес;
-измерять температуру.
Г)Стихотворение:
Сами вещи не растут.
Вещи сделать - нужен труд.
Карандаш, тетрадь, перо,
Парты, доски, стол, окно,
Книжку, сумку - береги,
Не ломай, не мни, не рви.
(С. Маршак)
4. Объявление новой темы
Вы все молодцы. Все правильно сказали. Конечно профессии нужны и очень важны. Но мы уже знаем что для удобства работы люди надевают спецодежду. Давайте рассмотрим следующие типы защитных свойств спецодежды:
- От механических воздействий (проколов, порезов или истирания).
- От повышенных температур (открытого пламени, теплового излучения, искр и окалины).
- От пониженных температур.
- От радиоактивного и рентгеновского излучений.
- От нетоксичной пыли (стекловолокна, древесной пыли, асбеста).
- От электрического тока, электрических и электромагнитных полей.
- От токсичных веществ (твердых, жидких и аэрозольных).
- От воды (водонепроницаемая или водоупорная).
- От нефти, нефтепродуктов и масел.
- От растворов кислот.
- От биологических угроз (насекомых, микроорганизмов).
- От щелочей.
- От общепроизводственных загрязнений.
А) Физминутка: «Мы в профессии играли»
В миг мы лётчиками стали!
В самолёте полетали
И шофёрами вдруг стали!
Руль теперь в руках у нас-
Быстро едет первый класс!
А теперь на стройке мы,
Кладём ровно кирпичи.
Раз - кирпич и два, и три –
Строим дом мы, посмотри!
Вот закончена игра,
Вновь за парты нам пора.
Б) «Пословицы и поговорки о труде»
Труд человека кормит, а лень портит.
Землю солнце красит, а человека труд.
Чтоб в почёте быть надо труд любить.
Какие труды - такие и плоды.
Горе тому, кто порядка не наводит в дому.
Кому работа в тягость, тот не знает радость.
Без труда нет добра.
Терпения и трут всё перетрут.
Не красна жизнь днями, а красна делами.
5.Закрепление
«Игра в рифму».
Поезд водит-… (машинист,
Пашет поле-… (тракторист),
В школе учит нас-… (учитель,
Строит здания-…. (строитель,
Красит стены нам -(маляр,
Мебель делает-… (столяр,
Торговлей занят-… (продавец,
От болезней лечит-… (врач,
Хлеб печёт в пекарне-… (пекарь,
Рыбу ловит нам-… (рыбак,
В машине возит груз -(шофёр,
В шахте трудиться-… (шахтёр,
В жаркой кузнице-… (кузнец,
Кто всех знает-…. (молодец)!
А. Дорофеева
6. Практическая работа.
Ребята я предлагаю вам самостоятельно создать спецодежду для любой профессии. Для этого мы будем помнить:
-о средствах индивидуальной защиты;
-о предохранении сотрудников от производственных травм, загрязнений, пыли, высоких температур, профессиональных заболеваний, холода и других опасностей;
- о удобствах и функциональности спецодежды;
- о нанесении логотипа компании;
-о типах защитных свойств спецодежды.
7. Итог занятия, выводы
Что будет, если все перестанут трудиться? Верно, мы просто не смогли бы жить. Людям нужны дома, чтобы в них спать, отдыхать, работать, поэтому есть такие профессии, как архитектор, строитель. Всем необходима одежда, её изготавливают ткачи, швеи, модельеры. Люди хотят много знать и уметь, поэтому есть учителя, воспитатели, писатели, журналисты. Чтобы лечить людей, есть врачи. Чтобы люди могли быстро передвигаться, появились лётчики, машинисты, водители машин. Есть профессии, которые существуют уже очень - очень давно, например, кузнец, сапожник. Есть современные специальности - космонавт, программист, экономист, менеджер, О людях, которые трудятся добросовестно и творчески, радуя своим трудом окружающих, вспоминают долго с благодарностью. Вы уже знаете многих великих людей, различных профессий: писателей, космонавтов, художников, композиторов, которые жили давно. Но о них и сейчас помнят, стремятся быть похожими на них. И конечно для улучшения труда любей существует спецодежда , которая защищает предохраняет людей от травм.
Но есть ещё люди, которые работают недобросовестно, плохо. Каков же результат?
Строитель! Поленился, плохо сделал крышу в доме; пошёл дождь и вода залила квартиру. Жильцам очень обидно и неприятно.
Если человек с детства приучил себя любое дело выполнять добросовестно, став взрослым, он будет радовать людей своими хорошими делами.
О таких людях говорят: мастер своего дела, золотые руки.