В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.
Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь девушке или юноши найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1– 9-х классов сформировать умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук. В результате работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении обучения в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:
– воспитание интереса к рабочим профессиям:
– широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства,
с наиболее распространенными массовыми профессиями;
– всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;
– помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;
– ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;
– консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;
– помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
– формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
– последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия.
Профессиональная ориентация – многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиографию;
3) профессиональное воспитание;
4) профессиональную диагностику;
5) профессиональную консультацию;
6) профессиональный отбор/подбор;
7) профессиональную адаптацию.
Данные составляющие образуют систему профессиональной ориентации. Основную работу по профориентации школьников проводит учитель труда. Потому, что именно в системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении.
В нашей школе вошло с практику проведение системы классных часов где школьники знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность учёных, изобретателей, писателей, работников искусства, музыки и тд. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. А когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря,шофёра, строителя, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.
Для проведения этой работы привлекаются родители, а также представители различных профессий.
Хорошей формой профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и значительно расширить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учётом местных условий и потребностей окружающих предприятий.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Профессиональная работа с учащимися »
Профессиональная работа с учащимися
Бахмутова Е.В., г.Караганда
В мире насчитывается огромное количество разнообразных профессий. Одни возникли тысячи лет назад, другие – уже в наше время.
Вопрос “Кем быть?” – жизненно важный вопрос. Ответ на него оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь человека. Не растеряться, правильно сориентироваться, найти свое место в мире профессий сложно, особенно молодому человеку, окончившему школу. Он должен остановить свой выбор на профессии, важной, нужной для общества и соответствующей его запросам и интересам. Помочь девушке или юноши найти свое место в жизни и призвана профориентация.
Центром профессиональной работы с учащимися служит средняя общеобразовательная школа, которая призвана растить, обучать, воспитывать молодое поколение с максимальным учетом тех общественных условий, в которых они будут жить и работать. В школе необходимо уже у учащихся 1– 9-х классов сформировать умения и навыки, создать условия для осознанного выбора профессии, познакомить их с техникой и технологией производства на основе естественнонаучных знаний, полученных при изучении основ наук. В результате работы по профессиональной ориентации учащиеся знакомятся с миром профессий. Профессиональная ориентация в школе рассматривается как органическая составная часть всей системы учебно-воспитательной работы, но не как сумма отдельных мероприятий, связанных с выпуском учащихся из школы. В целом она тесно связана с процессом формирования всесторонне развитой личности, с подготовкой учеников к жизни, к труду и осуществляется на протяжении обучения в школе. В содержание профессиональной работы в школе входит следующее:
– воспитание интереса к рабочим профессиям:
– широкое ознакомление учащихся с различными отраслями народного хозяйства,
с наиболее распространенными массовыми профессиями;
– всестороннее изучение подростков, выявление, изучение и развитие их интересов, склонностей и способностей, а также физических и психологических возможностей;
– помощь школьникам в приобретении умений, навыков, необходимых для выполнения различных видов трудовой деятельности;
– ознакомление учащихся с требованиями, которые предъявляют конкретные профессии к объему знаний общеобразовательных предметов, умениям и навыкам, а также с характером работы будущих специалистов;
– консультации учащихся в отношении профессий, информация об учебных заведениях, в которых можно овладеть соответствующими специальностями;
– помощь школьнику в оценке своих способностей и качеств применительно к конкретному виду трудовой деятельности в соответствии с его наклонностями;
– формирование активного отношения к осознанному выбору профессии;
– последующий анализ адаптации выпускников школы на предприятии, эффективности педагогических методов воздействия.
Профессиональная ориентация – многоуровневая. В ее структуре можно выделить следующие составляющие элементы:
1) профессиональное просвещение;
2) профессиографию;
3) профессиональное воспитание;
4) профессиональную диагностику;
5) профессиональную консультацию;
6) профессиональный отбор/подбор;
7) профессиональную адаптацию.
Данные составляющие образуют систему профессиональной ориентации. Основную работу по профориентации школьников проводит учитель труда . Потому, что именно в системе трудового воспитания важной задачей является работа по профессиональной ориентации школьников, оказание им действенной помощи в сознательном и правильном выборе профессии, их жизненном самоопределении.
В нашей школе вошло с практику проведение системы классных часов где школьники знакомятся с различными видами труда и профессий. В частности, они изучают жизнь и творческую деятельность учёных, изобретателей, писателей, работников искусства, музыки и тд. Эффективными средствами являются беседы, лекции и доклады о различных профессиях, экскурсии на промышленные и сельскохозяйственные предприятия. А когда ученик лично убеждается в том, какое большое удовлетворение вызывает труд слесаря, токаря ,шофёра, строителя, эти рабочие специальности будут находиться в сфере выбора им своей будущей профессии.
Для проведения этой работы привлекаются родители, а также представители различных профессий.
Хорошей формой профессиональной ориентации оказались межшкольные учебно-производственные комбинаты. Они позволяют создать материально-техническую базу и значительно расширить номенклатуру производственных специальностей, которыми могут овладевать учащиеся с учётом местных условий и потребностей окружающих предприятий.