kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разработка урока "Понятие о профессиональных интересах"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока. Понятие о профессиональных интересах. (Элективный курс. Твоя профессиональная карьера.)
Цели: Способствовать формированию понятий «интерес», «профессиональный «интерес», «склонности», «способности». Приложение.Тесты-задания.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разработка урока "Понятие о профессиональных интересах" »

9класс Урок № … Дата….

Тема урока: Понятие о профессиональных интересах.

Цели урока:

1. Способствовать формированию понятий «интерес», «профессиональный «интерес», «склонности», «способности»; познакомить со значением деятельности как важнейшего условия развития способностей.

2. Способствовать развития умений осуществлять самоанализ уровня выраженности профессиональных интересов, склонностей и способностей.

3. Способствовать формированию активизации деятельности по выявлению своих способностей

Ход урока
  1. Организационный момент

- Здравствуйте. Здравствуйте. Здравствуйте.

Как настроение? К уроку готовы? Можно начинать?

2.

Урок я хочу начать со стихотворения Левитанского

«Каждый выбирает для себя».

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу

Дьяволу служить или пророку

Каждый выбирает для себя


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе

Щит и латы, посох и заплаты,

Меру окончательной расплаты

Каждый выбирает по себе…


Как вы думаете, о чем идет разговор? - Желание, стремление, интерес, хобби, способности….

Тема нашего урока - Понятие о профессиональных интересах.

Подберите кластер- интерес – увлечения, тяга, хобби, круг интересов, развитие, пристрастие,

Следовательно, каковы будут цели урока? ==

Мы определим, что такое - Интерес, профессиональный интерес, склонности, способности, высшая степень интереса и попробуем выявить и оценить ваши профессиональные интересы


3. Проверка домашнего задания (тесты, карточки приложение)

  1. Изложение нового материала

Сильным побудительным фактором, обусловливающим выбор про­фессии, являются интересы и склонности.

Интересыэто побуждения познавательного характера. Интересы обусловлены потребностями: духовными (потребность в познании и эстетическом наслаждении), общественными (потребность в труде, общении, общественной деятельности), материальными (потребность в одежде, питании, жилище). Люди, как правило, интересуются теми предметами и явлениями, которые привлекают их внимание и способны удовлетворить их потребности.

Профессиональный интересэмоционально окрашенное отношение человека к определенному виду деятельности.

Интересы различают:

  1. по содержанию (например, музыкальные, технические);

  2. по широте (широкие, т.е. разносторонние, или узкие, направленные только на один предмет);

  3. по глубине (глубокие или поверхностные);

  4. по длительности (устойчивые или неустойчивые)

Пример: Если ученик, увлекающийся физикой, посещающий физический кружок, поставлен перед необходимостью перевести очень интересную статью по проблемам физики с иностранного языка, которым он не владеет, соглашается это сделать и выполняет, то его интерес, безусловно, устойчивый.

Интересы могут переходить в склонности – стремление заниматься определенной деятельностью. Настоящая склонность обычно сочетает в себе устойчивый интерес.

Склонность — это нечто большее, чем просто познавательное побуждение. Это активное, сознательное, преобразующее отношение к чему-либо. Склонности проявляются в любых занятиях, направленных либо на усвоение разных знаний, либо на создание каких-либо вещей, предметов. Областью склонностей может быть любая возможная область приложения духовных или физических сил. Когда есть склонность, то предполагается и интерес.

Между интересами и склонностью много общего, но есть и различие. Можно, например, проявлять интерес к кинематографу: с удовольствием ходить каждый день в кинотеатр, читать книги по киноискусству, изучать биографии артистов, собирать их фотографии. Но самому при этом совершенно не стремиться к деятельности в области кино, т.е. не заниматься в кружке. Или мы знаем много любителей спорта, которые не пропускают ни одного спортивного состязания по телевизору или на стадионе, но не делают даже утренней гимнастики. Это именно те случаи, когда интерес есть, а склонность отсутствует. Интересы можно выразить формулой «Хочу знать», а склонность – «Хочу сделать».

Как правило, область интересов и склонностей совпадает. Проверить себя, узнать, к чему тебя тянет, можно только в деятельности.

Склонности не только проявляются, но и формируются в деятельности. Поэтому надо включаться в разные виды деятельности, не бояться менять увлечения, чтобы максимально раскрыть свои склонности до того, как наступит момент выбора профессии, ведь склонности развиваются вместе с соответ­ствующими способностями и выступают как компонент одаренности.

Профессиональная деятельность зависит от многих факторов и, прежде всего, — от способностей человека.

Способности — это индивидуальные особенности личности, обеспечивающие ему успех в деятельности. От уровня способностей зависит скорость, глубина, легкость и прочность процесса приобретения знаний, умений и навыков. Следует отметить, что способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь те, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности (или нескольких деятельностей). Например, если человек хорошо различает и запоминает запахи, то это – способность, чрезвычайно важная в деятельности парфюмера, повара, химика, фармацевта, дегустатора. Способность прочно удерживать в памяти много цифр, букв, символов, и комбинировать их нужно математику, программисту и др. Особыми способностями должны обладать люди творческих профессий: художники, музыканты, артисты.

Физиологическими основами способностей являются задатки. Они даются человеку генетически, с рождения. Задатки выступают как исходный момент, предпосылка формирования и развития способностей. Они прояв­ляются и перерастают в способности различного уровня при взаимодейст­вии с окружающим миром, при обучении и воспитании, а также в активной творческой деятельности.

Успешность выполнения любой деятельности определяется не какой-либо отдельной способностью, а комплексом, сочетанием способностей, своеобразным у каждого человека и характеризующим его как личность.

Виды способностей

Специальные

Педагогические, спортивные, технические, математические, художественные, организаторские, литературно-лингвистические и др.

Общие

Интеллект, работоспособность, целеустремленность и др.












В любой профессии общие и специальные способности должны со­четаться, обеспечивая успешность этой профессиональной деятельности. Общие способности обеспечивают более легкое и продуктивное овладение общими знаниями и осуществление различных видов деятельности. Специальные способности помогают достичь высоких результатов в определенной области деятельности.

Академик Е. А. Климов таким образом группирует эти специальные способности. стр 217 табл.19 учебник Технология 9кл. Симоненко ВД.


Ведущие свойства специальных способностей (по Е. А. Климову)

Литературные

Особенности творческого воображения и мышления, хорошо развитая речь, яркие и наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языков

Технические

Интерес к технике, техническому творчеству, стремление работать на машинах и станках, с инструментом, успешное усвоение физики, химии, математики, черчения и т.п.

Организаторские

Умение легко входить в контакт с людьми, понимание психологии человека, умение распределить работу между людьми, умение заставить людей работать, довести начатое дело до конца

Математические

Умение обобщать, гибкость мыслительных процессов, легкость переходов от прямого к обратному ходу мыслей, логическое мышление

Педагогические

Педагогический такт, наблюдательность, любовь к детям, потребность в передаче знаний

Художественные

Особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующие созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, проявляющихся в эмоциональном отношении к воспринимаемому, волевые качества, обеспечивающие претворение замыслов в действительность


Способности не только проявляются в деятельности, но и формируются в ней.

Систематические занятия и упорные тренировки помогут в формировании недостаточно развитых способностей. Высшими уровнями развития способностей, является, как вы думаете, ЧТО? – мастерство, талант и гениальность.

Талант — выдающиеся способности личности в определенной деятельности.

Гениальность — наивысшая степень творческих проявлений личности.


5. Закрепление знаний

    • Какую роль в профессиональном самоопределении играет интерес?

    • В чем состоит отличие простых интересов от профессиональных?

    • Какие виды интересов оказывают определяющее влияние на выбор жизненного пути?

    • Почему при выборе профессии так важно учитывать склонности человека?

    • Каким образом в профессиональ­ном самоопределении учитываются общие и специальные способности?

Притча

В славном городе на стройке собора работали три каменщика.

Каждому задали один и тот же вопрос: «Что ты делаешь?»

Один ответил: «Я кладу кирпичи».

Другой: «Я зарабатываю себе на хлеб».

Третий: «Я строю собор».

В чём смысл этой притчи?


6. Физкультминутка

Выполняется сидя. Быстро моргать в течение 30 секунд.

Выполняется сидя. Крепко зажмурить глаза на 3-5 секунд, затем открыть на 3-5 секунд. Повторять 6-8 раз.

Выполняется стоя. Голова неподвижна. Поднять глаза кверху, опустить книзу. Повернуть глаза в правую сторону, в левую сторону. Повторить 6-8 раз.


  1. Практическая работа

«Выявление и оценка профессиональных интересов с помощью методик»

Задание 1. «Дифференциально-диагностический опросник» (ДДО), стр 218

Задание 2. «Коммуникативно-организаторские склонности» (КОС), стр 221

3. «Методика определения склонностей, способностей и направленности личности», (на листочках распечатан)



    1. Вводный инструктаж

Самостоятельная работа учащихся

Текущий инструктаж учителя (проводится по ходу выполнения учащимися самостоятельной работы):

Формирование новых умений: проверка организованности начала работы учащихся;

Усвоение новых знаний: проверка правильности использования учащимися учебно-технической документации (УТД);

Целевые обходы:

  • инструктирование учащихся по выполнению задания;

  • оказание помощи слабо подготовленным к выполнению задания учащимся;

  • рациональное использование учебного времени учащимися.

Заключительный инструктаж:

  • анализ выполнения самостоятельной работы учащимися;

  • разбор типичных ошибок учащимися;

  • вскрытие причин допущенных учащимися ошибок;

  • повторное объяснение учителем способов устранения ошибок.


  1. Подведение итогов урока учителем

  • Анализ урока, достижение целей урока

  • Объективная оценка результатов учащихся на уроке; выставление отметок в классный журнал и дневники учащихся

  • Сообщение о теме следующего урока

9. Рефлексия. Синквейн – профессиональный интерес

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


Как вы считаете, кто сегодня на уроке был самым активным Что нового узнали о себе? Что нового открыли в себе? Ваше настроение …

Ваша оценка уроку

8. Инструктаж по выполнению домашнего задания

сайты стр. 199 - 200

§ 39 стр. 214-226

Интернет-ресурсы по данной теме:

http://detok.org/proforientaciya/razrabotki-urokov/ . тесты

Творческое задание «Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема,

«Ветви» - предположения,

«Листья» - обоснования предположений, аргументы.

9. Уборка рабочих мест

Спасибо за урок. Удачи.


Приложение.

1.Задание.

Из списка выделить профессии и специальности:

Учитель, резчик по камню, токарь,

продавец книг, инженер, парикмахер,

водитель, швея, повар, учитель истории,

педиатр, слесарь, тракторист



профессия

специальность

















2. Задания Типы профессий:

  1. «Человек -____________» – все профессии, связанные с растениеводством, животноводством, лесным хозяйством, с охраной окружающей среды.

  2. «Человек _-_____________» – все профессии, связанные с техникой.

  3. «_Человек -____________» – все профессии, связанные с обслуживанием людей.

  4. «Человек-___________» – все профессии, связанные с подсчетами, цифровыми и буквенными знаками.

  5. «Человек - ___________________________» – все творческие специальности.



Задание . стр221. Коммуникативно-организаторские склонности. (каждому ученику)

Таблица 22. Лист ответов.

№ ответа

1

11

21

31

2

12

22

32

3

13

23

33

4

14

24

34

5

15

25

35

6

16

26

36

7

17

27

37

8

18

28

38

9

19

29

39

10

20

30

40



Таблица 23. Дешифратор «коммуникативные склонности»

№ ответа

1+

11-

21+

31-





3-

13+

23-

33+





5+

15-

25+

35-





7-

17+

27-

37+





9+

19-

29+

39-







Таблица 24. Дешифратор «Организаторские склонности»

№ ответа





2+

12-

22+

32-





4-

14+

24-

34+





6+

16-

26+

36-





8-

18+

28-

38+




39

10+

20-

30+

40-



Таблица 25. Шкала оценок коммуникативных склонностей

К(число совпавших ответов

Уровень проявления коммуникативных склонностей

2-9

1

Низкий

10-11

2

Ниже среднего

12-13

3

Средний

14-15

4

Высокий

16-20

5

Очень высокий



Таблица 26. Шкала оценок организаторских способностей.

К(число совпавших ответов

Уровень проявления коммуникативных склонностей

4-11

1

Низкий

12-13

2

Ниже среднего

14

3

Средний

15-16

4

Высокий

17-20

5

Очень высокий





Прием «Составление кластера»

Кластер – прием систематизации материала в виде схемы (рисунка), когда выделяются смысловые единицы текста. Правила построения кластера очень простые. Рисуем модель Солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре располагается звезда – это наша тема. Вокруг нее планеты – крупные смысловые единицы. Соединяем их прямой линией со звездой. У каждой планеты свои спутники, у спутников свои.

Приём «Синквейн»

это стихотворение, представляющее собой синтез информации в лаконичной форме, что позволяет описывать суть понятия или осуществлять рефлексию на основе полученных знаний”.

Слово происходит от французского “5”. Это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное);

2 строка – описание предмета (два прилагательных);

3 строка – описание действия (три глагола);

4 строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к предмету;

5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).


«Дерево предсказаний»

«Ствол дерева» - тема, «ветви» - предположения, «листья» - обоснования предположений, аргументы. Приём разработан для работы с художественным текстом, чтобы строить предположения о развитии сюжета, но с успехом применяется для обсуждения социально значимых проблем.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Технология (девочки)

Категория: Уроки

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разработка урока "Понятие о профессиональных интересах"

Автор: Коренная Надежда Васильевна

Дата: 05.02.2015

Номер свидетельства: 168097

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Методическая разработка урока-практикума на тему: "Устройство и принцип работы карбюратора" "
    ["seo_title"] => string(95) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-praktikuma-na-tiemu-ustroistvo-i-printsip-raboty-karbiuratora"
    ["file_id"] => string(6) "240370"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445004158"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Методическая разработка урока-практикума на тему: "Остановка и стоянка транспортных средств" "
    ["seo_title"] => string(97) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-praktikuma-na-tiemu-ostanovka-i-stoianka-transportnykh-sriedstv"
    ["file_id"] => string(6) "240390"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445007990"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Разработка урока музыки по теме "Авторская песня". "
    ["seo_title"] => string(52) "razrabotka-uroka-muzyki-po-tiemie-avtorskaia-piesnia"
    ["file_id"] => string(6) "132494"
    ["category_seo"] => string(6) "muzika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416339150"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(132) "Методическая разработка урока " Распространенное определение. Реклама" "
    ["seo_title"] => string(77) "mietodichieskaia-razrabotka-uroka-rasprostraniennoie-opriedielieniie-rieklama"
    ["file_id"] => string(6) "168784"
    ["category_seo"] => string(8) "nemeckiy"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423301716"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(198) "Методическая разработка урока производственного обучения «Шпатлевание ранее подготовленной поверхности»"
    ["seo_title"] => string(111) "mietodichieskaiarazrabotkaurokaproizvodstviennoghoobuchieniiashpatlievaniieranieiepodghotovliennoipovierkhnosti"
    ["file_id"] => string(6) "340196"
    ["category_seo"] => string(12) "tehnologiyam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1471781490"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства