Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса, поэтому активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи является одним из основных направлений современного образования.
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Так блочно-модульная структура предмета «Технология» дает возможность «погружения» в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя. На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки. Не нужно объяснять весь учебный материал – этим мы лишим детей радости самостоятельного поиска. Работа над проектом позволяет моим ученицам попробовать себя в разных областях: они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках сведений по данному ремеслу. В процессе расчета себестоимости изделия девочки пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проявляют свою креативность. Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений.
Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Обучаясь предмету «Технология» на протяжении пяти лет каждая из учениц выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Хочется заметить и еще один немаловажный факт: тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, «добрать» недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.
Кроме того, участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в кружках дают возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
И на уроках, и во внеурочное время на занятиях кружка я использую помощь тех девочек, навыки и знания которых лучше, чем у других. Это и повышает эффективность учебного времени, и позволяет помощницам – ассистенткам попробовать себя в роли педагога, развивая у них коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе. Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся школы. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот, и очень хороший обмен опытом. Показателем эффективности реализации программы работы с одаренными детьми является тот факт, что на протяжении последних лет мои ученицы показывают хорошие результаты на муниципальных и региональных олимпиадах и конкурсах.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Работа с одаренными детьми на уроках технологии »
Работа с одаренными детьми на уроках технологии
Воспитание и обучение человека - задача сложная, многогранная, всегда актуальная. В каждом ребенке природой заложен огромный потенциал, реализация которого во многом зависит от окружающих его взрослых людей. Учитель, как никто другой, способен помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью, способной к самоопределению, самоутверждению и самореализации. В число важнейших задач образования входит подготовка школьников к реалиям жизни и труда в завтрашнем высокотехнологичном обществе. Приметой последнего времени стало повышение внимания к проблеме целостности влияния на развитие всех сторон личности ребёнка. В законе РФ «Об образовании» указывается на необходимость развития творческих возможностей одаренных детей, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного прогресса, поэтому активный поиск и развитие одаренных детей и талантливой молодежи является одним из основных направлений современного образования.
Наукой доказано, что развитие творческого мышления, творческих способностей человека возможно лишь в условиях включения его в активную творческую деятельность. Так блочно-модульная структура предмета «Технология» дает возможность «погружения» в разные виды деятельности, знакомит с различными видами ремесел, что позволяет учащимся лучше узнать себя. На уроках активно использую метод проектов, причем, предоставляю возможность выбора темы в зависимости от желания учащихся. Придерживаюсь правила: в реализации своей индивидуальности ребенок должен быть главным, рассматриваться как самый заинтересованный участник этого процесса. Следовательно, самовоспитание способностей, самораскрытие природных задатков является важным условием реализации индивидуальности одаренного ребенка.
Я считаю, что основная педагогическая позиция при работе над проектом как раз и должна состоять в том, чтобы не мешать ребёнку проявлять именно свои фантазии, не требовать от него стандартного решения проблем, позволять ему ошибаться, а потом давать возможность самостоятельно исправлять свои ошибки. Не нужно объяснять весь учебный материал – этим мы лишим детей радости самостоятельного поиска. Работа над проектом позволяет моим ученицам попробовать себя в разных областях: они не только занимаются определенным видом ремесла для изготовления проектного изделия, но и на некоторое время превращаются в историков-исследователей в поисках сведений по данному ремеслу. В процессе расчета себестоимости изделия девочки пробуют себя в роли экономистов. При оформлении рекламы изделия они проявляют свою креативность. Ну и, несомненно, при оформлении всего проекта необходимы знания по русскому языку, литературе, информатике. В процессе защиты творческого проекта оттачивается ораторское мастерство, постепенно пропадает боязнь публичных выступлений.
Таким образом, работа над проектом – это своеобразное тестирование и развитие ребенком своих способностей. Обучаясь предмету «Технология» на протяжении пяти лет каждая из учениц выполняет несколько проектов, как правило, на разные темы, что позволяет всесторонне оценить свои природные задатки. Хочется заметить и еще один немаловажный факт: тренировка «творческого мышления», «творческого труда» сопровождается воспитанием «эмоционально богатой» личности. В творческой деятельности человека обогащается его опыт, включающий в себя опыт других людей и поколений. Говоря о развитии творческой одаренности детей, нельзя недооценивать роль дополнительного образования. Слишком узкие рамки учебного времени, уменьшение количества часов по предмету привели к тому, что многие модули и блоки учебного материала были исключены из существующих программ. Компенсировать эти изменения, «добрать» недостающие знания и умения можно через внеурочную деятельность.
Кроме того, участие школьников в коллективах по интересам позволяет каждому ребенку найти занятие, соответствующее его природным склонностям, добиться успеха в нем и на этой основе повысить самооценку и свой статус в глазах сверстников, педагогов, родителей. Занятия в кружках дают возможность ребенку проявить себя, пережить ситуацию успеха. А это важно для любого ребенка, а особенно для детей, неуверенных в себе, страдающих теми или иными комплексами, испытывающих трудности в освоении школьных дисциплин. Более того, занятия в творческих коллективах по интересам формируют у детей привычку к творческой деятельности, желание включаться в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений. В процессе работы над коллективным проектом развиваются коммуникативные способности учащихся, что немаловажно для их дальнейшей социальной адаптации в современном мире.
И на уроках, и во внеурочное время на занятиях кружка я использую помощь тех девочек, навыки и знания которых лучше, чем у других. Это и повышает эффективность учебного времени, и позволяет помощницам – ассистенткам попробовать себя в роли педагога, развивая у них коммуникабельность, ответственность, уверенность в себе. Ежегодно организуется выставка лучших творческих работ учащихся школы. Это и своеобразная демонстрация достигнутых творческих высот, и очень хороший обмен опытом. Показателем эффективности реализации программы работы с одаренными детьми является тот факт, что на протяжении последних лет мои ученицы показывают хорошие результаты на муниципальных и региональных олимпиадах и конкурсах.