kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развитие детской одаренности на уроках английского языка.
С.А.Кобец, заведующий кафедрой английского языка, учитель английского   языка, МБОУ Лицей №87 имени Л.И.Новиковой, г. Нижний Новгород.
    
     Одна из современных задач модернизации образования - работа с одаренными детьми. В нашем лицее таких детей немало. Это дети с высоким интеллектуальным потенциалом, нестандартными формами мышления, выдающимися творческими способностями, стремлением к познанию нового и самостоятельному исследованию. Работа с такими детьми требует индивидуального и дифференцированного подхода, использование особых технологий и методических приемов, а также современного подхода к оценке уровня обученности учащихся. В течение 12 лет учителя кафедры английского языка лицея №87 для формирования коммуникативно-когнитивной компетенции в реализации компетентностного подхода апробируют и внедряют в процесс обучения одаренных детей английскому языку эффективные стратегии, организуя образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями обучаемых.
     Особую актуальность в период расширения информационного пространства приобретает формирование критического мышления. Ученик, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщества, способен аргументировать свою точку зрения. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать разнообразные ресурсы. На уровне ценностей, критически мыслящий учащийся, умеет эффективно взаимодействовать с информационными пространствами, принципиально принимая многополярность окружающего мира, возможность сосуществования разнообразных точек зрения в рамках общечеловесеских ценностей. Учителя лицея на уроках английского языка апорбировали и внедрили в процесс обучения технологию развития критического мышления. По итогам апробации были сделаны ценные для дальнейшей работы с одаренными детьми выводы. Работая по технологии "Критическое мышление", учащийся реализует свои потребности и возможности учиться решать свои проблемы самостоятельно, обучается способам оценки своей собственной деятельности, вырабатывает собственную индивидуальную технологию обучения. Учитель развивает личность ученика при непосредственном обучении иностранному языку. Технология развития критического мышления через чтение и письмо осознанно отказывается от традиционного авторитарного подхода в процессе обучения. Вместо этого осуществляется личностно-ориентированное обучение, при котором ученик не просто получает очередной объем готовых знаний, а вовлекается в процесс конструирования знаний на основе равноправных партнерских отношений. Данная технология позволяет вовлечь каждого ученика в процесс обучения и вырабатывать умения не только овладеть информацией, но и критически оценить, осмыслить и применить, в результате чего происходит формирование коммуникативно-когнитивной компетенции, обеспечивающей комфортные условия для познавательной деятельности и самосовершенствования. Данная технология позволила учителям лицея выработать алгоритм построения уроков, повысить результативность, сэкономить время. В основу технологии положен базовый дидактический материал. Каждая фаза имеет свои цели и задачи, а также набор характерных приемов, направленных сначала на активизацию исследовательской деятельности, творческой деятельности, а потом на осмысление и обобщение приобретенных знаний. Основными этапами урока при использовании технологии "Критическое мышление" являются этапы вызова, осмысления, рефлексии. Такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.Схематично такой урок выглядит следующим образом:  
     I  стадия (фаза). Вызов (evocation):
-  актуализация имеющихся знаний;
- пробуждение интереса к получению новой информации;
- постановка учеником собственных целей обучения. 
     Деятельность учителя направлена на вызов у учащихся уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизацию их деятельности, мотивацию к дальнейшей работе.
     Деятельность учащихся направлена на «вспоминание», что ему известно по изучаемому вопросу (делает предположения), систематизирует информацию до изучения нового материала, задает вопросы, на которые хочет получить ответы. 
     Возможные приемы и методы:
- составление списка «известной информации»: рассказ-предположение по ключевым словам; систематизация материала (графическая): кластеры, таблицы; верные и неверные утверждения; перепутанные логические цепочки; “мозговая атака”; проблемные вопросы, «толстые» и «тонкие» вопросы и т.д.
Информация, полученная на стадии вызова, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально, в парах или группах.
     II стадия (фаза). Осмысление содержания (realization of meaning):
- получение новой информации;
-корректировка учеником поставленных целей обучения. 
     Деятельность учителя направлена на сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от знания «старого» к «новому».
     Деятельность учащихся направлена на чтение текста, использование предложенных учителем активных методов чтения. Учащиеся делают пометки на полях или ведут записи по мере осмысления новой информации. Методы активного чтения: «инсерт», «фишбоун», «идеал», ведение различных записей типа двойных дневников, бортовых журналов, поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы.  
     На стадии осмысления содержания осуществляется непосредственный контакт с новой информацией (текст, фильм, лекции, материал параграфа). Работа ведется индивидуально или в парах. В групповой работе должны присутствовать два элемента – индивидуальный поиск и обмен идеями, причем личный поиск непременно предшествует обмену мнениями. 
     III стадия (фаза). Рефлексия (reflection):
- размышление, рождение нового знания;
- постановка учеником новых целей обучения. 
     Учитель возвращает учащихся к первоначальным записям-предположениям, чтобы внести изменени, дать творческие, исследовательские или практические задания на основе изученной информации.
     Учащиеся соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления содержания.
     Приемы и методы: заполнение кластеров, таблиц, установление причинно-следственных связей между блоками информации, возврат к ключевым словам, верным и неверным утверждениям, ответы на поставленные вопросы, организация устных и письменных круглых столов, организация различных видов дискуссий, написание творческих работ, исследования по отдельным вопросам темы и т.д.
     На стадии рефлексии осуществляется анализ, творческая переработка, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально, в парах или в группах.
     В процессе применения технологии критического мышления формируется направленность на самореализацию, на выработку собственной индивидуальной технологии обучения, что является очень ценным для одаренных детей. (Разработка урока. Приложение 1).
     Особую актуальность в контексте обучения одаренных детей  иностранному языку приобретает оценочная деятельность и система контроля качества обучения и управления образовательным процессом. Одной из наиболее эффективных форм оценки и контроля является мониторинг качества обучения английскому языку, постоянное наблюдение за всеми видами речевой деятельности и языковыми аспектами  с целью выявления их соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям. Мониторинг является важным источником информации о том, каковы ожидания. потребности, проблемы учащихся, а также - каково их отношение к учебе. Мониторинг речевой и языковой компетентности с последующей их диагностикой помогает проследить продвижение и личностный рост учащихся. Он представляет собой неотъемлемую часть процесса изучения языка и является объективным «отражением» этого процесса. Учителями кафедры английского языка нашего лицея были разработаны диагностические пакеты для всех возрастных групп (2-11 класы). Оценки, полученные при мониторинге за каждый модуль, заносятся в индивидуальную диагностическую таблицу учащегося, которая дает наглядную картину результата деятельности. Результаты тестов складываются в своеобразный "профиль" обучаемого, по которому можно судить о его успехах и проблемах. Разработанная диагностика позволяет  анализировать не только уровневый результат индивидуального роста учащегося, но и его деятельность на протяжении всего процесса обучения в лицее и делать выводы о его успешности продвижения по уровням обученности. Результаты  учащихся находятся в их личных файлах. Это позволяет им накапливать «портфель» своих языковых и речевых достижений. Ведь немаловажным аспектом  в формировании информационной культуры личности является умение использовать накопленную информацию, поделиться ей, проанализировать ее влияние на личностный рост. В нашем лицее с 1-го по 11-й классы у всех учащихся имеются «Языковые портфолио», в которых находятся их личные школьные и внешкольные достижения: тесты, проекты, грамоты, сертификаты и т.д. Преимущество портфолио, как формы оценивания, состоит в интеграции количественной и качественной оценок, а также доминировании самооценки по отношению к внешней оценке. Он является наиболее репрезентативной формой оценки и контроля. 
     В работе с одаренными детьми большое внимание в нашем лицее уделяется формированию межкультурной компетенции как аспекту коммуникативно-когнитивной компетенции. В рамках волонтерской программы МБОФ “Интеркультура” (AFS России) мы принимаем в лицее каждый год на учебу и проживание учеников из других стран: Мексики, Германии, Италии. В неформальных отношениях наши ученики сталкиваются с новыми культурными и языковыми явлениями, ментальными особенностями представителей других народов, что заставляет их глубже и критически взгянуть на окружающий мир, сравнить, сопоставить и проанализировать имеющиеся знания и опыт. На протяжении десяти лет в лицее действует программа "Образование зарубежом". В рамках этой программы ученики изучают английский язык и получают высшее образование в Англии, Америке, Испании, Чехии. Изучая иностранный язык и участвуя в межкультурной коммуникации, ученик глубже постигает свой родной язык и родную культуру, а также изучает культурное наследие других стран и модель поведения других национальностей. Межкультурная компетенция является аспектом коммуникативно-когнитивной комптенции, формирование которой является основной целью в обучении и изучении иностранного языка.
     Нельзя забывать, что от учителя, работающего с одаренными детьми, требуется хорошее владение современными методами и технологиями иностранного языка, в том числе информационными компьютерными технологиями, проектными и исследовательскими технологиями, коммуникамитвными методиками. (Правила для учителя. Приложение 2).  Кроме того, одаренные дети требуют особого педагогического подхода, использование активных методических технологий. Все это может стать гарантией того, что талантливые дети смогут максимально реализовать свой потенциал. 

Библиография.
     1. Генике, Е.А., Трифонова, Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.
     2. Григорьев, Д.В., Кулешова, И.В., Степанов, П.В. Личностный рост ребенка как показатель эффективности воспитания: методика диагностирования, - М.-Тула, 2002.
     3. Шонина, М.Ю., Морунова, Е.С. Языковой пртфель как средство оценки познавательной деятельности школьников // Иностранные языки в школе. - 2007.- №2. -  С. 17-22.
     4. [Электронный ресурс]: Личный портфолио. - Режим доступа: www.herzen.spb.ru.
     5. [Электронный ресурс]: Личный портфолио. - Режим доступа: www.ug.ru. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы) »


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Английский язык

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Развитие детской одаренности на уроках английского языка (обобщение опыта работы)

Автор: Кобец Светлана Александровна

Дата: 13.06.2015

Номер свидетельства: 219487

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Научно-исследовательская деятельность в работе с одаренными детьми "
    ["seo_title"] => string(75) "nauchno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-v-rabotie-s-odariennymi-diet-mi"
    ["file_id"] => string(6) "124585"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1414746064"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства