Конспект урока состоит из психолого - педагогического настроя, теоретической части в виде лекции учителем об о рнаментах применяемых в рукоделии, практической части в ходе которой учащиеся выполняли вышивку орнаментов, физической минутки с применением музыкального номера веселой музыки, презентации с видами орнамента в рукоделии, инструктаж по правилам техники безопасности, проведение итогов, с рефлексии учащихся, анализ урока учителем и оцениввание учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Проверка готовности учащихся к уроку. Объяснение эпиграфа. Псих. пед. настрой
«Не учись безделью
а учись рукоделью». Как вы девочки поняли эпиграф.
Целью урока является Ознакомить учащихся с историей вышивки орнаментов, композицией построения узоров; научить шву «крест» и гобеленовому шву;
Способствовать развитию координации движения рук, исполнительских умений, внимания, логического мышления и творческие способности;
Воспитывать эстетический вкус; прививать навыки культуры труда и аккуратности, любовь к национальным ценностям.
И сейчас давайте с вами перейдём к слайдам.
(Слайд 1).
II.Повторение.
Итак, девочки мы с вами повторим прошлую тему.
(Слайд 2, 3).
Вам предстоит рассказать об истории вышитого орнамента, о композиции, раппорте, видах орнамента.
Объяснение учителя (Слайд 4). Поднимать листы и давать девочкам
Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утончённостью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, её истории, культуры.
В XIX – начале XX вв. вышивка широко применялась для украшения народного костюма во всех уголках нашей страны.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, расположенных в виде прямых полос, которые подчёркивают край одежды. В красочных орнаментах, украшавших зверей, птиц, растений. Среди русских вышивок широко известны владимирский верхошов и мстерская белая гладь, крестетско-валдайская строчка, калужская цветная перевить, орловские списы и бранки и многие другие техники вышивания.
В изображении орнамента закладывался определённый смысл: прямая горизонтальная линия – это поверхность земли; горизонтальная волнистая линия – вода; вертикальная линия – дождь и т.д. (Слайд 5).
Для вышивки Белоруссии характерны сочные орнаменты «красным по белому». Для Украины свойствен рушниковый орнамент, им украшали одежду, полотенца (рушники), платки головные и ручные, скатерти, занавески и многое другое. Для вышивки используют в основном красный цвет, иногда добавляют чёрный и синий, техника вышивания очень разнообразна.
Декоративны и разнообразны вышивки Латвии, Литвы и Эстонии. В них преобладают геометрические и растительные мотивы узоров.
Богаты и изящны вышивки народов Кавказа. В Грузии распространена вышивка шелком, шерстью, золотом, бисером.
Вышивка Казахстана и Киргизии отличаются различными вариантами накладного шитья из войлока, сукна, кожи. В узорах часто встречаются завитки рогов, стилизованные фигуры животных, реже – изображения растений (Слайд 7).
У народов Крайнего Севера распространена вышивка оленьим мехом по замше, сукну и аппликация из ткани и кожи с применением бисера.
Вышивка народов Поволжья – марийская, мордовская, чувашская – отличается геометризированными узорами из сочетания растений, животных и птиц.
Для вышивок Татарии характерно шитьё золотом и бисером по бархату на различных бытовых предметах и одежде (Слайд 8).
Для вышивок Удмуртии характерно шитьё геометрических узоров, растений, животных. Цвета используют яркие, насыщенные – красный, желтый, зелёный, белый (Слайд 9, Приложение 1).
Произведения народного декоративного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционное и современное творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции (Слайд 10, 11).
Что означает слово вышивка? Учащиеся записывают ответы. На листочках бумаги. Ответы вывешиваются и прикрепляются к доске.
Задание: просмотреть особенности костюмов разных народов. Ответить на вопрос: Что такое орнамент? Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы (Слайд 14, 15, 16).
Ответы учащиеся записывают крупно на отдельных листках. Ответы вывешиваются и закрепляются на доске.
Что такое композиция? – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание (Слайд 12).
Форма и содержание зависят (Слайд 13):
от того, какие швы будут использованы;
от назначения изделия;
расположения узора на изделии;
выбор цвета для его выполнения.
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Что такое раппорт?- Повторяющиеся элементы в орнаменте называются
При выполнении орнамента используют следующую технику вышивки: счётные швы, крест или полукрест, счётную гладь, роспись, гобелен и другие.
Следом у нас идет выполнение практической работы, но перед этим мы с вами проведем физминутку.
4.Физминутка. Гимнастика для глаз:
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, глубокий вдох, наклоняясь вперёд, к крышке стола, выдох. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, откинувшись на спинку стула, прикрыв веки, крепко зажмурить глаза, затем открыть. Повторить 4 раза.
Исходная позиция – сидя, руки на поясе, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки; повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки. Вернуться в исходное положение. Повторить 5-6 раз.
Исходная позиция – сидя, руки вперёд, посмотреть на кончики пальцев, поднять руки вверх, следить глазами за руками, не поднимая головы, руки опустить. Повторить 4-5 раз.
5. Ну всё отдохнули, теперь повторим Технику Безопасности
- Правила работы с иглой, ножницами. (ответы учащихся)
Хранить иголку в специально отведённом для этого месте: подушечки, игольнице.
Во время работы нельзя вкалывать иголки в одежду, брать их в рот.
Не шить ржавой иголкой.
Шить с напёрстком, чтобы не уколоть палец.
Ножницы с сомкнутыми лезвиями класть справа кольцами к себе.
Передавать ножницы кольцами вперёд, с сомкнутыми лезвиями.
Следи, чтобы ножницы не падали на пол, т.к. при падении они могут поранить тебя.
6.Практическая работа Творческое применение знаний и умений.
Самостоятельная работа с инструкционными картами).
Перед вами инструкционные карты выполнения швов. Они наглядно показывают, как шаг за шагом сделать шов. Прочтите внимательно.
Учащимся розданы инструкционные карты с образцами вышивания гладью.
Повторили ТБ, теперь приступаем.
На подготовленной ткани (дома), учащиеся вышивают по рисунку с применением всех техник вышивки глади. Учитель наблюдает, консультирует, как правильно вышивать и исправлять ошибки.
7. Целевой обход учителя.
Обходя рабочие места учащихся, учитель контролирует правильность приёмов выполнения шва «крест» по горизонтали, вертикали, диагонали, косого гобеленового шва, соблюдение техники безопасности.
8. Оценка результатов урока. Рефлексия. Сегодня мы с вами узнали, что вышивка – это вид художественного творчества, которое и посей день современна и актуальна, что есть разные швы в технике выполнения гладь….. Закрепили свои умения, когда вы самостоятельно выполнили практическую работу.
9. Анализ и оценка урока.
Проанализировать урок, отметить типичные ошибки, определить пути их исправления, выставить оценки учащимся за урок. Определение у учащихся настроения к концу урока, через барометр настроения «Цветопись»