ГУ «Ждановская средняя школа»
Открытый урок по технологии
Класс: 8 б
Тема: «Нетканый гобелен»
Учитель: Кадербаева Е.Б.
2014-2015 учебный год
Открытый урок по технологии в 8Б классе.
Тема урока: «Нетканый гобелен».
Цели урока:
Развивающие: продолжить развитие образного мышления, художественного вкуса; совершенствовать навыки культуры труда, взаимоконтроля и самоконтроля; развивать самостоятельность.
Образовательные: ознакомить с искусством ковроткачества, обучить приемам нетканого гобелена; продолжить формирование умения пользоваться инструкционной картой.
Воспитательные: продолжить воспитание аккуратности, желания создавать эстетичные изделия.
Тип урока: изучение нового материала.
Методы: объяснительно – иллюстративный, практический
Межпредметная связь:
История – исторические данные о ковроделе,
Информатика – презентация
ИЗО – рисунки, цветовое решение
Оборудование: компьютер, проектор, ткань, ножницы, игла, нитки х/б и шерстяные, крючок.
Ход урока:
1.Орг.момент: Приветствие, проверка готовности к уроку, эмоционального настроя.
Учитель: Здравствуйте ребята!
Сегодня урок у нас с вами немного необычен. Во – первых, на уроке присутствуют гости. А, во – вторых, сегодня вы будете на уроке не просто моими учениками, а моими коллегами – ткачами. А в остальном же, урок как всегда - урок получения новых знаний. Но для того, чтобы настроиться на урок начнем с психологического упражнения «Здравствуй, друг!». Выходим все к доске….
- Здравствуй, друг! - Здороваются за руки.
- Как ты тут! - Хлопают по плечу друг друга.
- Где ты был? – Дергают за ухо друг друга.
- Я скучал! - Кладут руки себе на сердце.
- Ты пришел! – Разводят руки в стороны.
- Хорошо! – Обнимаются.
Вернулись на свои места. Посмотрели все на меня, улыбнулись. Я тоже вас рада видеть.
2 Итак, ребята, для того, чтобы узнать тему нашего урока, предлагаю вам разгадать несложный ребус. ПРАВИЛЬНО, МОЛОДЦЫ! Сегодня вы познакомитесь с новым видом декоративно-прикладного искусства – ковроткачеством. Вы узнаете об истории, различных техниках, инструментах, и самое главное – научитесь технологии одного из видов нетканого гобелена.
- Сейчас я предлагаю вам работу в парах. Каждой паре даются пазлы. Ваша задача заключается в следующем – собрать пазл, прочитать и изложить нам то, что вы там прочитаете.
1 пазл: Гобелен - это художественно исполненный тканый ковер для украшения стены.
Ручное ковроткачество — одна из сложных и трудоемких техник, создающих уникальную текстильную структуру. Искусство ковроделия было известно еще в древнем Египте, прекрасно развито у греков, персов, скифов. В средние века огромное распространение получило искусство тканых шпалер, украшавших стены рыцарских замков.
Термин «гобелен», который мы так широко используем сейчас применительно к текстильным панно, родился во Франции в XVII веке. Своим происхождением термин обязан семейству Гобеленов, чье имя сначала носили фабрика и местность, где она была устроена, а потом так стали называть и ее изделия. В XVII веке Людовик XIV купил ткацкую и красильную мастерские Гобеленов и создал на их основе «Королевскую гобеленовую мануфактуру», прославившую гобелены — уникальные шедевры ручного ковроткацкого искусства.
2 пазл: В 30-х гг. XX в. французские художники снова обратились к искусству гобелена, пришедшему в упадок в конце XIX века. Начиная с Франции, по всей Европе в середине XX в. началось бурное возрождение древнего искусства.
Создается гобелен за ткацким станком. Традиционный материал - шерсть и лен. Но сегодня в работе над гобеленом художники используют и всевозможные новые материалы - синтетические волокна, шнуры, веревки, конский волос, металлические нити, проволоку, кусочки кожи, дерево.
Учитель: Гобелен существует во множестве разновидностей и типов: серьезное место занимают плоскостные гобелены, выполненные в традиционной технике полотняного переплетения, и фактурные, использующие современную смешанную технику. Существуют всевозможные рельефные композиции — тканые и нетканые, из шерстяной пряжи, текстильных материалов, кожи; особую группу составляют объемные гобелены, вышедшие в пространство и рассчитанные, подобно круглой скульптуре, на обход. Наконец, несколько лет назад возник миниатюрный гобелен, имеющий свои характерные признаки и свой путь развития.
Цветные нити для художника гобелена то же, что глина для художника-керамиста, масса стекла для художника-стекольщика или железо для кузнеца.
Создавая гобелен, автор выступает в различных ролях: как виртуозный ткач, как живописец - он словно рисует цветными нитями.
Используя не только цвет, но и линию, форму, ритм, фактуру, художник мастерски выстраивает композицию - размышление о красоте природы и творении рук человека.
Для художника по гобелену все имеет значение: толщина нитей, их качество, цветовые сочетания, разнообразие техники, переплетение фактур, сочетание различных материалов. В искусстве гобелена фактура как средство художественной выразительности помогает художнику глубже раскрыть содержание образа. Гобелен не только украшает стену, но и создает образ интерьера, атмосферу в нем, настроение.
3. Практическая работа.
Задание: выполнить декоративную композицию в технике нетканого гобелена.
Основные этапы выполнения работы
Предварительная подготовка:
- разработка эскизов композиций;
- защита эскизов и выбор лучшего для дальнейшей работы;
- утверждение композиции: анализ и правка композиции будущего панно, рассмотрение колористических решений композиции, утверждение колорита;
- выполнение картона декоративного панно в натуральную величину.
Работа на уроке:
- подготовить основу - плотный картон (на него, используя копировальную бумагу, перенести рисунок композиции);
- в соответствии с цветовым решением композиции подобрать шерстяную пряжу (если нет нужных цветов, покрасить красителем для шерсти). Можно использовать пряжу разной толщины;
- выполнить фрагменты в материале: крючком связать цепочки из шерстяной пряжи (см. рис.)
- клеем ПВА приклеить цепочки по рисунку на основу, подчеркивая форму предмета (по горизонтали, вертикали, диагонали, спирали и т.д.);
- панно поместить в раму;
- анализ и эстетическая оценка панно.
Прежде чем приступить к выполнению задания, давайте вспомним правила техники безопасности.
4. Техника безопасности при создании нетканого гобелена:
Работа с ножницами
1. Класть ножницы справа с сомкнутыми лезвиями, направленные от себя.
2. Передавать и переносить ножницы колечками вперед, и с сомкнутыми лезвиями.
3. Не оставлять ножницы около подвижных частей машины.
4. Храните ножницы в определённом месте.
Работа с крючком
1. Нельзя делать во время работы резких движений рукой с крючком.
2. Крючки должны быть хорошо отшлифованы и храниться в определенном месте. Санитарно-гигиенические правила. Не работайте при плохом освещении. Свет должен падать слева. Рекомендуется делать перерывы в работе не реже, чем через каждые 1,5 часа, так как устают пальцы и утомляются глаза. Анализ учителем ошибок и недочетов.
Нельзя откусывать нитку зубами
Сидеть прямо, не сгибаясь.
Текущий инструктаж:
Контроль за работой учащихся
Помощь при необходимости
Индивидуальная работа:
Последовательное выполнение работы, аккуратность выполнения, соблюдение техники безопасности
Заключительный инструктаж
1. Подведение итогов выполненных работ: Умение делать вещи своими руками – совершенно особая область творчества. Этому занятию с удовольствием посвящают многие часы, а результаты приносят особое удовлетворение. Уроки технологии по рукоделию помогут вам не только освоить технику вышивания, вязания и др., но и дадут новый импульс вашему воображению. Познакомившись с миром домашнего рукоделия, вы иначе будете вглядываться в окружающий вас мир. Живая природа вокруг вас – листья, цветы деревья – станет источником вдохновения. Связав свой первый свитер, сшив первую вещь или соткав коврик, вы по-новому ощутите красоту ниток, пряжи и ткани. Рукоделье – это особый род живописи с помощью иглы, спиц или крючка.
2. Рефлексия:
Самооценка проделанной работы.
Вот и закончена работа над моим изделием. Картина получилась великолепной. Изделие очень понравилось моим родителям и одноклассникам, учителям. Подругам было очень интересно увидеть результат моей работы. В результате работы я показала свои умения и способности при вязании крючком, при оформлении проекта – владение компьютером.
Работа над картиной очень трудоемкая. От меня потребовалось много внимательности, усидчивости, самостоятельности, времени.
Я считаю, что работа удалась благодаря тому, что, работая над проектом, я получила удовольствие. Я обязательно выполню еще одну работу. Мои одноклассницы уже выбрали картины, которые в будущем украсят кабинет технологии.
Экономическое обоснование.
№
Наименование
используемых материалов
Цена (тг.)
Расход материала на изделие
Затраты на материалы (тг.)
1.
Нитки (шерстяные)
60тг (1 шт. большая катушка)
3 шт. (разных цветов)
180 – закупка
90 - использовано
2.
Картон
5тг
1 шт
5 тг
3.
Профиль (материал для рамки)
300 – (1м)
1,5 м
450
4.
Клей
150
½ - 12,5
75
5.
Расход на оплату труда
300
Итого:
3. Выставление оценок.
4. Домашнее задание:
Продолжить работу
Уборка рабочих мест