Государственное учреждение Луганской Народной Республики
«Луганский учебно-воспитательный комплекс «Интеллект»
Методическая разработка открытого урока
по предмету технологии (обслуживающий труд)
для 6 класса
Тема урока: «Вязание крючком. Инструменты
и материалы. Набор петель»
Луганск 2020
Цели:
- ознакомить учащихся с историей вязания крючком; инструментами, материалами и приспособлениями;
- сформировать навыки по организации рабочего места;
- научить правильным приемам работы;
- воспитывать трудолюбие, прививать интерес к культуре и искусству, совершенствовать эстетический вкус;
- развивать сенсорные и моторные навыки.
- использовать на уроке здоровьесберегающие элементы (физкультминутка), следить за выполнением санитарно-гигиенических требований на уроке.
Оборудование: образцы вязания крючком, схемы для вязания крючком, иллюстрации
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: наглядно-иллюстративный, беседа, практическая работа.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Тип занятия: комбинированное.
Ход урока
- Организационный момент.
1. Доклад дежурных по списочному составу класса;
- Проверка готовности учащихся к уроку.
2. Актуализация опорных знаний
Вопросы:
- Назовите виды рукоделия.
- Какие виды волокон вы знаете?
- Кто из вас умеет вязать?
- А знаем ли мы что такое крючок?
- Какие они бывают и как их надо держать?
- И какая используется пряжа?
Вывод: Значит, какая у нас цель? (Учащиеся определяют тему урока: вязание крючком.)
- Кто из Вас видел крючок?
- А кто умеет им пользоваться?
- А что вы им вязали?
- А хватает ли нам знаний для этого?
- А что же нам делать и с чего начать? (определяем цели урока)
3. Изучение нового материала.
а) Историческая справка о вязании крючком.
Ученица № 1.
Кто и когда придумал первую петельку, никто не знает, но уже давно известно, что родилась эта чудо-петелька задолго до нашей эры. В Египте в одной из гробниц найдена детская вязаная туфелька, археологи установили, что ей более четырех тысяч лет. А уже в начале нашей эры техника и принципы вязания находились на очень высоком уровне. Например, в районе старого Каира найдено превосходное многоцветное шелковое платье, связанное на металлических спицах. Сохранились экземпляры вязаных вещей, датируемые IX и X веками нашей эры. Найден детский носок, у которого большой палец отделен от остальных, как в современных перчатках, чтобы между пальцами мог проходить ремешок сандалии.
Ученица № 2. Интересные факты из истории.
Интересно, что вязание сначала было мужским ремеслом, и мужчины боролись с женской конкуренцией специальными договорами. В 1612 году Пражские чулочники заявили, что под страхом денежного взыскания не примут на работу ни одной женщины! Лишь позднее, когда вязание широко распространилось, им стали заниматься, прежде всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли интереса к вязанию.
Ученица № 3. Машинное вязание.
В 1589 году помощник приходского священника Уильям Ли из Вулбриджа изобрел вязальный станок. Вместо артелей вязальщиков появились промышленные предприятия, с которыми артельщики уже конкурировать не смогли. Одно время существовало мнение, что машинное вязание вытеснит ручное, однако чем больше выпускалось изделий массового производства, тем более ценными становились вещи, связанные вручную. Особенно это относилось к вязанию крючком. Потому что вязание на спицах очень похоже на машинное, а в вязании крючком всегда очевидна уникальность, единичность изделия.
Учитель.
В V веке вязание процветает на Востоке. Интересно, что вязали, в основном, мужчины, а женщины выполняли лишь подсобные работы. И крючок выглядел, как ровная палочка. Вязаные вещи были найдены в древних захоронениях Египта, Греции и Рима.
После крестовых походов на восток, где-то в IX веке, вязание крючком проникло в Европу.
В Европе мастерством вязания славились испанцы, шотландцы и французы. Национальному головному убору шотландцев – вязаному берету – уже несколько веков! Во Франции начало ручного вязания относится к XIII веку. Этим способом изготовляли шапки, береты, перчатки.
В России вязание крючком получило распространение с конца прошлого столетия, и заниматься им стали женщины. На территории Новгородской области данный вид рукоделия появился в 30–40-е годы ХХ века. До этого местные мастерицы увлекались вышивкой. Поэтому не случайно узоры для вязания были заимствованы именно у нее.
Крючки были самодельными, чаще всего из проволоки, заточенные с одного конца. Потом крючки появились в продаже. Нитки вначале тоже изготавливались в домашних условиях, льняные, и лишь позднее стали применять катушечные. Схемами узоров тогда не пользовались, а перевязывали их друг с друга. Основные, самые распространенные мотивы – различные геометрические фигуры, цветы.
Пройдя через века, вязание дошло до наших дней, стало очень популярным и вошло в ряд любимейших занятий рукодельниц.
Множество красивых, полезных, необходимых в повседневной жизни вещей можно изготовить, умея вязать.
б) Актуальность вязания крючком.
в) Инструменты и материалы.
Крючки для вязания бывают различной толщины и изготавливаются из разных материалов. Самые тонкие сделаны из стали, более толстые – из алюминия, пластмассы и дерева.
Толщина крючка обозначается номером, который соответствует диаметру крючка в миллиметрах. Чем больше цифра, тем толще крючок. Тонкие крючки производятся с рукояткой и наконечником, который надевают на хрупкое острие крючка для его защиты.
- Практическая работа.
Вводный инструктаж
г) Оборудование рабочего места.
Рабочее место для вязания должно быть хорошо освещено. Сидеть надо прямо, касаясь корпусом спинки стула. Кроме крючка могут понадобиться и дополнительные инструменты: штопальная игла, ножницы.
Правила безопасной работы инструментами
1. С крючками необходимо обращаться очень осторожно, не подносить их к лицу
2. Крючки и другие приспособления должны быть хорошо отшлифованными, хранить их надо в специальных пеналах и коробках
3. Нельзя делать резких движений рукой с крючком в направлении рядом сидящего человека.
5. Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.
6. Влажно-тепловую обработку изделий проводить на гладильной доске или специально оборудованном столе исправным утюгом.
Санитарно-гигиенические требования при вязании
1. Рабочее место должно быть хорошо освещено, свет должен падать на работу с левой стороны.
2. Сидеть следует прямо, касаясь корпусом спинки стула. Расстояние от глаз до работы должно быть не менее 35-40 см, чтобы не развивалась близорукость, в глаза не попадали частички волокон, из которых состоит пряжа.
3. Перед началом и после работы следует вымыть руки, чтобы нитки и вязаное полотно не пачкались, а на руках не оставалось мелких волокон.
д) Основные виды петель. (Сопровождается демонстрацией приемов выполнения)
Положение крючка в руке.
Крючок можно держать в руке по-разному. Обычно человек привыкает к одному положению. Одно из положений – держать крючок как карандаш. При этом крючок лежит на руке, большой и указательный пальцы держат его близко к концу. Можно держать крючок в руке, как нож. При этом крючок находится под рукой, конец крючка удерживается большим и указательным пальцами.
Начальная петля.
Для вязания крючком сначала вывязывается начальная петля. Для этого на расстоянии 15 см от конца нитки нужно сделать петлю. Ввести в нее крючок, захватить рабочую нить и протянуть ее через петлю. После этого нужно потянуть за оба конца нитки, чтобы затянуть петлю на крючке.
Воздушная петля. (Её условное обозначение на схеме). Воздушная петля образует основу для вязания первого ряда. Используется для поворота вязания, то есть для перехода от одного ряда к другому. Применяется в узорах филейного и ажурного вязания.
Воздушные петли надо вязать одинаковыми по размеру и не очень плотными, чтобы в них мог легко войти крючок при вязании первого ряда.
Крючок держат в правой руке, начальную петлю придерживают большим и средним пальцами левой руки. Захватывают крючком нить с пальца, накидывая ее на крючок против часовой стрелки. Этот прием называют накидом и обозначают сокращенно “н”. После этого протягивают нить через петлю на крючке. Получается воздушная петля.
Цепочка воздушных петель. (Её условное обозначение на схеме). Вслед за начальной петлей вывязывают цепочку воздушных петель, которые станут основой первого ряда.
После вывязывания первой воздушной петли движение повторяют несколько раз, пока не вывяжут цепочку из воздушных петель нужной длины. Чтобы сосчитать количество вывязанных в цепочке воздушных петель, поворачивают цепочку к себе лицевой стороной, следя, чтобы она не перекрутилась. Начальная петля и петля, лежащая на крючке (она называется “рабочая петля”), в подсчет не включаются (рисунок).
Столбик без накида. (Его условное обозначение на схеме). Применяется во многих узорах для получения плотной ровной поверхности. Крючок вводят в третью от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают через петлю. На крючке находятся две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее сразу через две петли. Получился столбик без накида (ст. б/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют движение на оставшихся воздушных петлях или петлях предыдущего ряда.
Столбик с накидом. (Его условное обозначение на схеме) Он в два раза выше, чем столбик без накида. Это самый распространенный вид петель для крючка, выполняется легко и быстро.
Накинув нитку на крючок, его вводят в четвертую от начала цепочки петлю. Подхватив с пальца рабочую нить, накидывают ее на крючок и протягивают только через эту воздушную петлю. На крючке находятся три петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через две воздушные петли. На крючке остались две петли. Еще раз берут крючком нитку с пальца и протягивают ее через эти две петли. Получился столбик с накидом (ст. с/н). Чтобы вывязать нужное количество таких петель, повторяют вязание на оставшихся воздушных петлях (петлях предыдущего ряда).
Для выполнения следующего ряда поворачивают работу и делают три воздушные петли. Они будут считаться первым столбиком с накидом в новом ряду.
Физкультминутка
Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.
Исходное положение — сидя, руки подняты вверх.
1. сжать кисти в кулак;
2. разжать кисти. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Текущий инструктаж
Учитель, обходя рабочие места учащихся, контролирует правильность выполнения работы, соблюдение правил техники безопасности.
5. Закрепление изученного материала.
Вопросы:
- Как нужно держать крючок?
- Какие изделия можно связать тонкими и толстыми нитками?
- Что означает номер крючка?
6. Итог урока.
Заключительный инструктаж
1. Проверка и оценивание выполненной работы учащимися. Выявление и устранение ошибок, допущенных в процессе вязания.
2. Самоанализ деятельности учащихся
Учащиеся анализируют свою деятельность на уроке, отвечая на вопросы:
– Чему новому вы научились на уроке?
– Какой способ вязания крючком вы выбрали и почему?
– По каким критериям оценивается качество выполненной работы?
– Оцените качество своей работы.
Учитель, подводя итог, отмечает лучшие работы и комментирует допущенные ошибки.
3. Выставление оценок, их аргументация
4. Домашнее задание. Карточка с домашним заданием.
Связать прямоугольник длиной 9 см и высотой 5 см в следующем порядке:
1р. ст. б/н
2р ст.с/н
3р, 4р. ст с /н
5р. ст с/н
6р. ст б/н
Выполнить и оформить наглядное пособие “Основные виды петель”. Принести: пряжу, крючок, ножницы, линейку, угольник, простой карандаш, ластик, альбом, клей ПВА (для выполнения практической работы «Образцы вязок крючком» и ее оформления).
5. Уборка рабочих мест.